г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А56-133562/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Лежнин Н.А. по доверенности от 01.01.2020
от заинтересованного лица: Гункин В.В. по доверенности от 09.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11976/2020) ГЖИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2020 по делу N А56-133562/2019, принятое
по заявлению ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района"
к ГЖИ
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" (ОГРН: 1089847266398, адрес: 192007, Санкт-Петербург, пр-кт Лиговский, д. 239; далее - заявитель, Общество, ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН: 1037867000115, адрес: 195112, Санкт-Петербург, пр-кт Малоохтинский, д. 68, лит. А; далее - заинтересованное лицо, ГЖИ, Инспекция) N06/1089-Р от 29.11.2019.
Решением от 21.03.2020 суд первой инстанции признал незаконным и отменил предписание ГЖИ от 20.11.2019 N 06/1089-Р; взыскал с ГЖИ в пользу ООО "ЖКС N 1 Фрунзенского района" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ГЖИ поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Инспекцию из Администрации Губернатора Санкт-Петербурга поступило обращение жильца многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Витебская Сортировочная, д. 16, лит. А (далее - МКД), о фактах нарушения законодательства в части ненадлежащего состояния фасада здания по указанному адресу.
Многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Витебская Сортировочная, д. 16, лит. А, находится в управлении Общества.
Как следует из материалов проверки, при осмотре мест общего пользования указанного многоквартирного дома выявлено отслоение штукатурного и окрасочного слоев стен и потолков, отслоение оконных откосов в подсобных помещениях, допущено оголение кирпичной кладки, наличие темных пятен на потолке. Установлено наличие неплотности по периметру оконных и дверных коробок, зазоры повышенной ширины, загнивание и коробление элементов оконных заполнений и подоконников. Отсутствие приборов отопления в помещении тамбура и помещении N 17, допущено заужение диаметра подводящего трубопровода системы отопления к прибору отопления в помещениях N 17 и N 45, в помещении N 45 один из приборов отопления в нерабочем состоянии. Допущено захламление коридоров бытовыми вещами (пианино, шины, мебель, доски, вещи), в нежилых помещениях жителями квартиры N 1 оборудованы стеллажи для хранения вещей и банок, косметический ремонт мест общего пользования не проводился более 10 лет.
Таким образом, Инспекцией установлены нарушения части 2 статьи 162, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" (далее - Правила N 491); пунктов 2.3.2, 3.2.16, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.6.1.1, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.7, 4.8.14, 5.1.3, 5.2.1, 5.2.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170 (далее - Правила N 170).
Факты нарушений зафиксированы в акте от 11.11.2019 с материалами фотофиксации.
Выявив в ходе проверки 11.11.2019 факты нарушений Правил N 491, Правил N 170, Инспекция выдала Обществу предписание об устранении нарушений от 20.11.2019 N06/1089-р, установив срок исполнения до 09.12.2019.
Обществу предписано устранить нарушение, ремонт мест общего пользования включить в план текущего ремонта на 2020 год. Установить недостающие приборы отопления в местах общего пользования, произвести промывку системы отопления по стоякам, проходящих в помещениях N 17 и N 45, произвести обследование системы канализации в МКД.
Общество оспорило предписание в арбитражном суде.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу положений статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен пунктом 2 Правил N 491.
Надлежащее содержание общего имущества включает в себя также проведение регулярных осмотров общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации (пункт 11 Правил N 491).
В соответствии с требованиями пункта 14 Правил N 491, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
Аналогичные требования к проведению осмотров установлены Правилами N 170 (пункты 2.1.1 - 2.1.5 указанных Правил).
Подпунктом "б" пункта 2.1.5 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок уточнить объемы работ по текущему ремонту, а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта.
Таким образом, именно на Обществе как организации по обслуживанию жилищного фонда лежит обязанность по обследованию состояния общего имущества, выявлению недостатков (дефектов) и определению конкретного перечня и объема работ, необходимых для обеспечения его нормативного состояния.
Согласно пункту 3.2.16 Правил N 170, размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается.
Пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктами 4.7.1., 4.7.7 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами.
Согласно пункту 5.1.3 Правил N 170, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
Согласно пункту 5.2.1 Правил N 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Все перечисленные в акте проверки и предписании нарушения касаются ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, к которому в том числе относятся внутридомовая инженерная система водоотведения (канализации), внутридомовая система отопления.
При этом вменяемые Обществу нарушения пунктов Правил N 491, Правил N 170 касаются обязанности управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Вопреки выводам суда первой инстанции, Обществу не предписывалось решение вопроса об устранении переустройства или перепланировки каких-либо жилых помещений МКД. Указанный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проведение промывки системы отопления, обследования системы канализации, принятие мер по устранению захламления мест общего пользования и проведение текущего ремонта общего имущества МКД являются обязанностью управляющей организации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит ошибочным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого Обществом предписания.
Поскольку предписание от 20.11.2019 N 06/1089-Р содержит законные требования по исполнению требований Правил N 170, Правил N 491, конкретные формулировки с указанием работ (установить недостающие приборы отопления в местах общего пользования, произвести промывку системы отопления по стоякам, проходящим в помещениях NN 17, 45, произвести обследование системы канализации в МКД; ремонт мест общего пользования включить в план текущего ремонта на 2020 год), а также имеет разумный срок для устранения указанных нарушений, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания предписания недействительным.
Предписание от 20.11.2019 N 06/1089-Р не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренные действующим законодательством обязанности, не препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности.
Более того, согласно акту проверки ГЖИ от 31.01.2020 с приложенной фототаблицей по состоянию на 31.01.2020 выявленные нарушения в части отсутствия прибора отопления в тамбуре МКД, заужения диаметра подающего трубопровода системы теплоснабжения Обществом устранены (л.д.37-39).
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 марта 2020 года по делу N А56-133562/2019 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-133562/2019
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 1 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга