город Омск |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А46-669/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4716/2020) общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы - 99" на решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2020 по делу N А46-669/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы - 99" (ИНН 5519006099, ОГРН 1025501702676, место нахождения: 644119, Омская область, город Омск, улица Перелета, дом 34, помещение 3 П, каб.2) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, место нахождения: 644024, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8) о признании недействительным отказа, выраженного в письме N Исх-ДИО/17056 от 27.12.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы - 99" - до и после перерыва Курбатов Вадим Владимирович по доверенности N 4 от 19.05.2020 сроком действия два года, диплом ОмГУ ыдан 23.04.2001 N 100;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - до перерыва Калинин Никита Дмитриевич по доверенности N ИСХ-ДИО/35 от 09.01.2020 сроком действия один год, диплом бакалавра ФГБОУ ВО " ОмГУ им. Ф.М. Достоевского" выдан 06.07.2018 N 6118.0253; после перерыва Терлеева Илона Юрьевна по доверенности N ИСХ-ДИО/5160 от 03.06.2020 сроком действия один год, диплом бакалавра ФГБОУ ВО "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского" выдан 06.07.2018 N 6118.0108;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройматериалы - 99" (далее - ООО "Стройматериалы - 99", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4569, общей площадью 38 298 кв.м, изложенного в письме от 27.12.2019 N Исх-ДИО/17056.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило суд обязать Департамент в течение 30 дней, с момента вступления в законную силу решения суда, подготовить и направить в адрес заявителя в трех экземплярах проект договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4569, общей площадью 38 298 кв.м, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.03.2020 требования заявителя удовлетворены. Признано незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в возвращении письмом от 27.12.2019 N Исх-ДИО/17056 заявления ООО "Стройматериалы - 99" от 13.12.2019 N Исх-ДИО/17056 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4569, площадью 38 298 кв.м, без проведения торгов.
В качестве способа восстановления права суд обязал Департамент рассмотреть по существу заявление ООО "Стройматериалы - 99" от 13.12.2019 N Исх-ДИО/17056 и принять соответствующее решение в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Департамента в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что из содержания оспариваемого письма следует, что Департамент отказал в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка, вместе с тем в тексте письма, отсутствует его правовое обоснование со ссылками на соответствующие нормы земельного законодательства и обстоятельства, объективно препятствующие удовлетворению заявки. В связи с чем, суд пришел к выводу, что действуя подобным образом, заинтересованное лицо уклонилось от рассмотрения заявки по существу.
Не соглашаясь с решением суда, общество просит его изменить, признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов и обязать заинтересованное лицо в течении 30 дней с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес ООО "Стройматериалы - 99" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4569, площадью 38 298 кв.м.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что принятый судебный акт не восстанавливает прав заявителя; Департамент обосновал отказ в предоставлении земельного участка его несоразмерностью площади объекта недвижимости, то есть рассмотрел заявление по существу и мотивировал свой отказ; нарушение прав и законных интересов заявителя заключается не в отсутствии мотивированного разъяснения причин отказа, а в самом факте отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение без изменения, но указывал на то, что площадь участка несоразмерна площади объектов недвижимости; доводы общества о расположении на земельном участке имущественного комплекса кирпичный завод противоречат документам о регистрации права собственности.
В судебном заседании был объявлен перерыв. ООО "Стройматериалы - 99" предложено представить выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на объекты недвижимости: корпус N 2 формовки и обжига кирпича и корпус N 1 подготовки глины, а также акты ввода в эксплуатацию данных объектов после реорганизации или иное обоснование изменения площади данных объектов; выписки из ЕГРЮЛ, документы о регистрации права собственности, технические или кадастровые паспорта на "вспомогательные объекты", расположенные на испрашиваемом земельном участке. Департаменту предложено представить все документы, послужившие основанием для принятия Департаментом архитектуры и градостроительства распоряжения от 05.09.2019 N 1291 об утверждении схемы расположения земельных участков.
После перерыва в судебном заседании обществом представлены письмо ГП ОО "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от 23.12.2005 N 4454 и технический паспорт корпуса N 1; письмо ГП ОО "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от 23.12.2005 N 4453 и технический паспорт корпуса N 2; в отношении вспомогательных объектов представлены пояснения о том, что объекты не являются объектами недвижимости, техническая документация на них не оформлялась; данные объекты находятся на балансе общества, что подтверждается справкой о балансовой стоимости объектов.
Кроме того, заявителем представлены письменные пояснение в дополнение к своей позиции.
Департаментом представлено заявление об утверждении схемы расположения земельных участков на плане территории; выписка из ЕГРН с планом-чертежом на земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:4289, снятого с кадастрового учета 19.06.2019; выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:816 и на земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:815; выписка из ЕГРН на объект недвижимости корпус N 1 подготовки глины с кадастровым номером 55:36:030801:2775816.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Департамента заявил о пересмотре решения в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пояснения к ней, отзыв, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Советом директоров ОАО "Сибнефть-Омский НПЗ" на основании протокола N 8-99 от 22.12.1999 утвержден устав ООО "Стройматериалы - 99" (л.д.54-62). В уставной капитал передано имущество по утвержденному перечню на 01.11.1999, в том числе, готовый склад цемента, склад деревометаллический, бетонно-растворимый узел (БРУ), склад и др.(л.д.63).
Приказом от 13.01.2000 N 11 в связи с регистрацией ООО "Стройматериалы - 99" цех N 5 и БРУ исключены из структуры ОАО "Сибнефть-Омский НПЗ", решено подготовить договор купли-продажи на данный перечень основных средств (л.д. 64-65).
30.03.2000 в устав ООО "Стройматериалы - 99" внесены изменения, утверждена новая редакция передаваемого перечня имущества (л.д.66-76).
Решением Совета директоров ОАО "Сибнефть-Омский НПЗ" от 22.05.2000 одобрено решение о выходе ОАО "Сибнефть-Омский НПЗ" из состава участников путем продажи балансовой стоимости доли участия (л.д.76).
23.12.2004 был зарегистрирован в Управлении Росреестра Омской области договор аренды N Д-С-14-5383 земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:0067, площадью 61 008 кв.м. между Департаментом (арендодатель) ООО "Стройматериалы - 99" (арендатор) сроком на 25 лет для производственных целей под здания (л.д.89-91).
Как следует из приложения к договору земельный участок был сформирован из двух контуров: контур номер 1 площадью 38958 кв.м. и контур номер 2 площадью 22 050 кв.м. (л.д.92-93).
06.09.2011 арендуемый участок был разделен на три самостоятельных участка: 55:36:0308801:814 площадью 22 050 кв.м. (ранее контур номер 2) под объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития автомобильного и иного городского наземного транспорта; 55:36:0308801:815 площадью 31 974, 1 кв.м. (ранее часть контура номер 1) под объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития автомобильного и иного городского наземного транспорта; 55:36:0308801:816 площадью 6 983 кв.м. (ранее часть контура номер 1) для производственных целей под здание (л.д.97-101).
10.10.2011 между сторонами договора подписано дополнительное соглашение, согласно которому предмет договора изложен в следующей редакции:
Арендатор предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 25 лет:
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:0308801:814 площадью 22 050 кв.м. под объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития автомобильного и иного городского наземного транспорта;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:0308801:815 площадью 31 974, 1 кв.м. под объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития автомобильного и иного городского наземного транспорта;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:0308801:816 площадью 6 983 кв.м. для производственных целей под здание - корпус N 1 подготовки глины, имеющего почтовый адрес: г. Омск, пр. Губкина, д.1 (л.д.95-96).
Дополнительное соглашение вступило в силу 31.08.2011 и является действующим.
Право собственности на указанный объект недвижимости подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.03.2000 на нежилое строение корпус N 1 подготовки глины, одноэтажное панельное здание общей площадью 4 671, 6 кв.м.
13.01.2006 в свидетельство внесены изменения, согласно которым объект права следует читать: нежилое двухэтажное здание корпус 1 подготовки глины общей площадью 7 519, 2 кв.м.
Из представленных заявителем документов, а именно, справки Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от 23.12.2005 N 4454 и технического паспорта от 16.12.2005 на корпус N 1 подготовки глины следует, что при инвентаризации нежилого строения 16.10.1998 было неверно зафиксировано количество этажей -1 вместо 2, что повлекло за собой указание площади 4 672,6 кв.м. без учета этажности. Верным считать количество этажей 2, общая площадь 7 519,2 кв.м.
09.08.2019 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступило заявление от ООО "Стройматериалы - 99" об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в котором заявитель просил сформировать в пределах кадастрового плана территории 55:36:030801, территориальная зона производственно-коммунальных объектов 1-2 класса опасности два новых земельных участка 55:36:030801: ЗУ1 и 55:36:030801: ЗУ1, площадью соответственно 38 298 кв.м. и 659 кв.м. за счет земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:0308801:815 и 55:36:0308801:816. К заявлению прилагалась схема.
05.09.2019 Распоряжением Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 1251 была утверждена представленная схема и образовано два новых земельных участка. Также определен вид разрешенного использования данных участков - строительная промышленность (л.д.51-53).
После постановки 07.10.2019 земельного участка площадью 38 298 кв.м. на кадастровый учет ему был присвоен номер 55:36:0308801:4569. Согласно выписке из ЕГРН на земельном участке находится один объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:0308801:2775. Доступ на земельный участок осуществляется посредством второго сформированного земельного участка с кадастровым номером 55:36:0308801:4552 (л.д.104-108).
ООО "Стройматериалы-99" в порядке реализации исключительного права на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимого имущества, 13.12.2019 обратилось через отдел "Служба одного окна" с заявлением о предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4569 на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению были приложены сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, выписка из ЕГРН земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4569, а также заключение кадастрового инженера по расчету-обоснованию площади земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих заявителю.
Ознакомившись с заявлением Общества, письмом N Исх-ДИО/17056 от 27.12.2019 Департамент вернул заявителю пакет документов, указав на то, что решение о предоставлении в собственность без проведения торгов не может быть принято, поскольку указанная в заявлении площадь земельного участка не соразмерна площади объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке; в представленном заключении отсутствуют аргументы о необходимости использования испрашиваемой площади земельного участка для обслуживания расположенных на нём объектов недвижимости определенной в соответствии с Решением Омского городского Совета от 22.03.2019 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городско округ город Омск Омской области".
Считая данный отказ незаконным и нарушающим его права, Общество обратилось в суд с заявлением о признании отказа, изложенного в письме от 27.12.2019 N Исх-ДИО/17056 недействительным, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2020 по делу N А46-669/2019 суд первой инстанции признал незаконным бездействие по непринятию решения о предоставлении земельного участка, обязав заинтересованное лицо принять решение по существу. Означенное решение обжалуется обществом по причине не оценке судом заявленного предмета требований и, как следствие, выбора неверного способа восстановления права. Со стороны заинтересованного лица несогласие с решением выражается в отсутствии оценки оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, и данный перечень является исчерпывающим.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи.
Таким образом, с учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:4569 общей площадью 38 298 кв.м. был сформирован и поставлен на кадастровый учет ранее, подача Обществом заявления в уполномоченный орган являются первым этапом предоставления земельного участка.
По мнению заявителя, его право на выкуп земельного участка с кадастровым 55:36:030801:4569 общей площадью 38 298 кв.м., расположенного по адресу город Омск, проспект Губкина, д.1 за плату без проведения торгов обусловлено правом собственности Общества на следующие объекты:
- нежилое двухэтажное здание - корпус N 1 подготовки глины, общей площадью 7519.20 кв.м, литера Б/1, кадастровый номер 55:36:030801:2775, адрес: г. Омск, Советский АО, просп. Губкина, д. 1;
- нежилое трехэтажное здание с двумя одноэтажными пристройками и галереей корпус N 2 формовки и обжига кирпича с кадастровым номером 55:36:030801:3338, общей площадью 7 195,7 кв.м, литеры БЯ, БЯ1, БЯ2, БЯЗ, имеющее почтовый адрес: г.Омск, Советский АО, пр-кт Губкина, д.1;
- сооружения производственно-технологического комплекса БРУ (бетонорастворный узел) общей производительностью 60 куб.м/час, в составе:
а) асфальтобетонной площадки для приемки и хранения сыпучих компонентов (песок, щебень, супесь) общей площадью 6000 кв.м из расчета одновременного хранения до 15000 куб.м материалов;
б) прирельсового склада цемента с суммарной емкостью силосов 720 тонн;
в) бетоносмесительного отделения в составе:
- промежуточные бункеры хранения сыпучих материалов общим объемом 190 куб.м;
- склад инертных материалов;
- склад;
- операторные бетоносмесительного отделения;
- 4 сооружения банков (ячеек) глинохранилищ (технологические сооружения);
- открытая площадка для складирования готовой продукции (поддонов с кирпичом).
- открытая площадка для временного отстоя транспорта предприятия (погрузчиков, грузовых машин, автобетоносмесителей, экскаваторов, автокранов, бульдозеров и др.);
- вспомогательные объекты временного характера (сооружения: вагон-дом деревометаллический - диспетчерская склада готовой продукции, 2 трансформаторных подстанций, диспетчерской автопарка грузового транспорта (погрузка-разгрузка), узел учета энергоресурсов);
- внутрипроизводственные проезды, включающие в себя разворотную площадку для маневрирования транспорта.
Административный орган, отказывая в предоставлении участка в собственность, установил, что площадь испрашиваемого участка значительно превышает площадь, необходимую для обслуживания находящегося на земельном участке объекта недвижимости.
Суд апелляционной инстанции считает, что, поскольку письмо Департамента от 27.12.2019 N Исх-ДИО/17056 содержит причины не предоставления земельного участка, то оно является самостоятельным отказом в удовлетворении поданного заявления Общества, в связи с чем, подлежит оценке как ненормативный акт.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами административного органа, изложенными в данном письме, в связи с чем, рассматривает отказ в предоставлении в собственность земельного участка как законный в силу следующего.
Действительно, пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования частью земельного участка, необходимой для эксплуатации этого здания.
Однако, в соответствии с правовым подходом, сформулированным в пункте 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.
Следовательно, заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что весь земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, необходим для их эксплуатации или сформировать и испрашивать без торгов такую часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции исходит из следующего. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:4569 имеет общую площадь 38 298 кв.м.
Данный земельный участок сформирован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:0308801:815 площадью 31 974, 1 кв.м. под объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития автомобильного и иного городского наземного транспорта и земельного участка с кадастровым номером 55:36:0308801:816 площадью 6 983 кв.м. для производственных целей под здание - корпус N 1 подготовки глины, имеющего почтовый адрес: г. Омск, пр. Губкина, д.1.
Существовавшие ранее земельные участки были сформированы самим заявителем и находились у него в аренде с названным целевым назначением с 2011 года.
Таким образом, для производственных целей под здание - корпус N 1 подготовки глины, имеющего почтовый адрес г. Омск, пр. Губкина, д.1, использовался исключительно земельный участок с кадастровым номером 55:36:0308801:816 площадью 6 983 кв.м., что соответствовало его целевому назначению.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности и техническим паспортом корпуса N 1 подготовки глины следует, что занимаемый непосредственно данным корпусом земельный участок (подтвержденная первичными документами площадь 1 этажа) составляет 4 671,6 кв.м.
На вопрос суда апелляционной инстанции об изменении площадей в результате реконструкции объекта, Общество подтвердило, что реконструкция объекта не проводилась, площадь не увеличивалась.
Целевое назначение второго земельного участка с кадастровым номером 55:36:0308801:815 площадью 31 974, 1 кв.м., за счет которого формировался спорный участок - под объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития автомобильного и иного городского наземного транспорта - была обусловлена целевым назначением ряда находившихся на нем сооружений (открытая площадка для временного хранения транспорта предприятия, диспетчерская автопарка грузового транспорта, здание гаража), что подтверждается протоколом N 8-99 от 22.12.1999 Совета директоров ОАО "Сибнефть-Омский НПЗ" о передаче данных объектов в уставный капитал Общества и последующей их продажей, а также представленной заявителем суду апелляционной инстанции справкой о балансовой стоимости объектов по состоянию на 27.06.2019.
Выпиской из ЕРГН подтверждается, вопреки утверждению заявителя и представленного заключения кадастрового инженера (л.д.43-51), что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:4569 располагается только один объект недвижимости (л.д.104) - объект с кадастровым номером 55:36:030801:2775.
Судом апелляционной инстанции было предложено заявителя представить выписки из ЕГРН на все объекты, указанные в сообщении заявителя (приложение к заявлению о предоставлении земельного участка) (л.д. 39).
Выписки из ЕГРН представлены не были. Однако, согласно содержанию данного сообщения и заключению кадастрового инженера кадастровый номер 55:36:030801:2775 имеет корпус N 1 подготовки глины.
При этом, корпус N 2 формовки и обжига кирпича с кадастровым номером 55:36:030801:3338 в выписке из ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:4569 не указан.
Согласно заключению кадастрового инженера и объяснениям представителя заявителя, корпус N 2 формовки и обжига кирпича находится на смежном земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:69, который уже предоставлен заявителю в собственность.
По утверждению заявителя объект недвижимости (нежилое трехэтажное здание с двумя одноэтажными пристройками и галереей - корпус N 2 формовки и обжига кирпича с кадастровым номером 55:36:030801:3338) находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4569 в части, приходящейся на галерею.
Это обстоятельство подтверждается графическим материалам к схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4569. При этом, галерея, судя по данным технического паспорта (литера БЛ), по размерам составляет 451 кв.м. и находится в сформированных границах не полностью.
В Распоряжении от 05.09.2019 N 1251 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска цель формирования нового земельного участка не указывает, однако, присваивает двум новым земельным участкам вид разрешенного использования не для обслуживания существующего здания, а "строительная промышленность" (л.д.51-53).
Заявитель настаивает на том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:030801:4569 общей площадью 38 298 кв.м. имеет целый ряд сооружений и оборудования (агрегаты, установки, узлы), которые необходимы и используются для эксплуатации корпуса N 1 подготовки глины.
На вопрос суда апелляционной инстанции о том, чем подтверждается производственная связь данных сооружений и оборудования с корпусом N 1 подготовки глины, представитель заявителя пояснил, что это следует из документов о передаче имущества от ОАО "Сибнефть-Омский НПЗ" к ООО "Стройматериалы - 99", иных документов не имеется.
Однако, согласно названным документам, Обществу передавалось имущество, которое, судя по его названию, образовывало не исключительно кирпичный завод, но, по крайней мере, автоцех, цех производства кирпича и цех по производству бетонных и растворимых цементных смесей.
Согласно проектно-исследовательской части заключения кадастрового инженера
цех по производству кирпича и цех по производству бетонных и растворимых цементных смесей в настоящее время сохраняют свое функциональное назначение.
Таким образом, утверждение об использовании всех сооружений и оборудования (агрегаты, установки, узлы), находящихся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:4569, как оборудования, необходимого для обслуживания корпуса N 1 подготовки глины является бездоказательным.
Напротив, из проектно-исследовательской части заключения кадастрового инженера следует, что глинохранилище, которое должно быть, судя по функциональному назначению, непосредственно связано с функционированием корпуса N 1 подготовки глины, находится на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:814, который в состав вновь образованного земельного участка не вошел.
Описание некоторых объектов и их фотографии допускают, что ряд из них имеют признаки капитальности.
Однако, статья ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (как и ранее действующая статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации) указывает, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участка.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, названные нормы права, а также неоднократное толкование, которое давали им высшие судебные инстанции, не предполагает возможность предоставления выкупа земельного участка, находящегося под объектами, имеющими признаки капитальности, но не зарегистрированными в установленном порядке как объекты недвижимости.
При этом, ссылка заявителя на то, что ряд объектов являются вспомогательными, не свидетельствует о том, что данные объекты не должны быть поставлены на кадастровый учет и на них не должно быть зарегистрировано право собственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции исходит из недоказанности заявителем необходимости использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4569 общей площадью 38 298 кв.м. под производственные цели, связанные с обслуживанием производственного корпуса N 1 подготовки глины площадью по периметру 4 672, 6 кв.м.
При этом, заявитель не лишен возможности осуществления действий как по оформлению иных объектов как объектов недвижимости, при условии их соответствия таковым, или повторного обращения с заявлением о выкупе земельного участка в иных границах.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив в полном объеме заявленные требования, суд первой инстанции принял решение, не соответствующее требованиям статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат распределению по результатам рассмотрения дела по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 18.03.2020 по делу N А46-669/2020 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы - 99" о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выраженного в письме N Исх-ДИО/17056 от 27.12.2019, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-669/2020
Истец: ООО "СТРОЙМАТЕРИАЛЫ - 99"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд