г. Хабаровск |
|
30 июня 2020 г. |
А04-7894/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 2 пгт. Серышево: представитель не явился;
от Министерства финансов Амурской области: представитель не явился;
от Муниципального учреждения Отдела образования администрации Серышевского района Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 20.01.2020
по делу N А04-7894/2019
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 2 пгт. Серышево (ОГРН 1022800713517; ИНН 2824003532)
к Министерству финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928; ИНН 2801123618)
о признании недействительным представления
третье лицо: муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 2 пгт. Серышево (далее - МАОУ СОШ N 2 пгт. Серышево; средняя школа; школа; заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным представления Министерства финансов Амурской области (далее - Минфин Амурской области; Министерство; Министерство финансов АО) от 25.09.2019 N 07-04-27/4600.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района Амурской области (далее - МУП Отдел образования администрации Серышевского района АО; Отдел образования).
Решением суда от 20.01.2020: оспариваемое представление Минфина Амурской области признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ, Закон об образовании), Закону Амурской области от 11.10.2013 N 255-ОЗ "О дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем и дополнительном образовании в Амурской области" (далее - Закон Амурской области N 255-ОЗ); с Минфина Амурской области в пользу средней школы взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Суд установил, что рассматриваемое представление Минфина Амурской области не соответствует требованиям Федерального закона N 273-ФЗ и Закона Амурской области N 255-ОЗ, так как за счет бюджета производится оплата труда руководящих работников, и работников, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность, а информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться информационной-образовательной средой, так как входящие в нее, используемые программы имеют связь с реализацией основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Минфин Амурской области обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований школы.
Заявитель жалобы утверждает следующее: представление Министерства финансов Амурской области о нецелевом использовании заявителем средств областного бюджета в полной мере соответствуют Закону Амурской области N 255-ОЗ; в обжалуемом решении суда не сделано окончательного вывода относительно должности главного бухгалтера, при этом, относя такую должность к той части обслуживающего персонала, расходы на оплату труда которого должны предусматриваться за счет средств субъекта Российской Федерации, суд не учел, что главный бухгалтер не осуществляет реализацию основных образовательных программ; на основании Соглашения между школой и отделом образования Серышевского района (о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2018 год), заявителю в целях обеспечения образовательного процесса предоставлена субсидия в сумме 52033615.27 руб.; субвенция, предоставляемая из бюджета Амурской области на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях может использоваться исключительно на цели, указанные в статье 1 Закона Амурской области N 255-ОЗ, а именно: на оплату труда руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала и на материальные затраты, связанные с реализацией общеобразовательных программ; в Законе Амурской области N 255-ОЗ нет обязательств субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению государственных гарантий реализации прав на оплату труда обслуживающего персонала, положения Федерального закона N 273-ФЗ также не содержит таких обязательств; неверен вывод суда о возможности применения в данном споре положений законодательства, регулирующих порядок финансирования обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, поскольку предоставление дошкольного образования и начального, основного, среднего общего образования преследует разные цели и осуществляется в соответствии с разными методиками; из анализа положений статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ следует, что использование программного обеспечения ("1С: Предприятие" и "Контур.Экстерн") главным бухгалтером заявителя в целях управления образовательной организацией, не относится к образовательному процессу, так как деятельность главного бухгалтера не направлена на реализацию образовательных программ, следовательно приобретенные и оплаченные за счет средств субсидии в проверяемом периоде услуги, работы на сумму 95246 руб., связаны с информационно-технологическим сопровождением программного обеспечения, используемого в целях реализации функций бухгалтерии, являются нецелевым использованием бюджетных средств.
В представленных в суд отзывах на апелляционную жалобу, средняя школа и Отдел образования отклоняют доводы жалобы, просят оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, между МАОУ СОШ N 2 шт. Серышево и отделом образования заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2018 год от 10.01.2018 N 4 (далее - Соглашение N 4) на сумму 113639835,73 рубля, и согласно отчету о состоянии лицевого счета учреждения в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на основании Соглашения N 4 в целях обеспечения образовательного процесса по коду субсидии 955017003 учреждению предоставлена субсидия в сумме 52033615,27 рубля.
Проведенной Минфином Амурской области внеплановой камеральной проверкой учреждения за 2018 год установлено: нецелевое использование субвенции в размере 812609,67 руб. Субвенция в сумме 824839,36 рубля направлена на:
1. оплату труда главного бухгалтера Пустовой И.В. в сумме 729593,36 руб. (560363,56 оплата труда + 169229,80 отчисления по фонду оплаты труда) - согласно Справочнику, должность главного бухгалтера не относится к должностям руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала; в соответствии с выпиской из лицевого счета учреждения в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 оплата труда в сумме 725910,92 рубля осуществлена следующим образом:- в сумме 717363,67 руб. (550970,56 оплата труда + 166393,11 отчисления по фонду оплаты труда) - за счет средств областного бюджета, предоставленных на обеспечение гарантий на получение общедоступного образования; -в сумме 12229,69 руб. (9393,00 оплата труда + 2836,69 отчисления по фонду оплаты труда) - за счет средств от приносящей доход деятельности - оплата труда главного бухгалтера Пустовой И.В. в сумме 717363,67 рубля за счет средств областного бюджета, предоставленных на обеспечение гарантий на получение общедоступного образования, является нецелевым использованием бюджетных средств;
2. оплату услуг по информационно-технологическому сопровождению
программного обеспечения, не связанного с реализацией общеобразовательных программ; в проверяемом периоде учреждением заключены договоры на сумму 95246 руб., в том числе:- ООО "Компания Диджит" на выполнение работ по обслуживанию программного продукта "1С:Предприятие" от 01.01.2018 N 7 в сумме 72000 руб. (абонентская плата 6 000 * 12); - ООО "Компания Диджит" об информационно-технологическом сопровождении системы "1С:Предприятие" от 03.09.2018 N 8 в сумме 14256 руб.; - АО "Производственная фирма "СКБ Контур" на предоставление права использования и абонентского обслуживания Системы "Контур.Экстерн" от 22.10.2018 N 01660034/18 в сумме 8990 руб.
- оплата услуг, не относящихся к организации образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, в сумме 95246 руб. за счет средств областного бюджета, предоставленных на обеспечение гарантий на получение общедоступного образования, является нецелевым использованием бюджетных средств.
По результатам проведенной проверки, 25.09.2019 Минфином Амурской области вынесено представление N 07-04-27/4600, с требованием к МАОУ СОШ N 2: 1. принять меры по устранению причин, приводящих к нецелевому использованию бюджетных средств; 2. возместить в доход областного бюджета денежные средства, использованные не по целевому назначению, в размере 812609,67 руб.; 3. исполнить настоящее представление в срок до 01.11.2019; 4. информацию о принятых мерах с приложением подтверждающих документов представить в Министерство финансов области до 06.11.2019.
Не согласившись с указанным представлением Минфина Амурской области, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом N 273-ФЗ, устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования.
В пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами ( часть 3 статьи 5 Закона об образовании).
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации согласно статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
По части 1 статьи 52 Закона об образовании в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
В силу части 2 статьи 99 Закона об образовании нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Федеральные стандарты - это совокупность обязательных требований к
образованию определенного уровня и направлению подготовки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, включающие в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (пункт 6 статьи 2, часть 3 статьи 11 Закона об образовании).
Федеральные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155, от 6 октября 2009 года N 373, от 17 декабря 2010 года N 1897, от 17 мая 2012 года N 413 соответственно, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого- педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования и IV раздел федеральных стандартов остальных уровней образования).
Эти стандарты предусматривают обязательность укомплектования организаций наряду с педагогическими работниками иными работниками (пункт 3.4.1 Федерального стандарта дошкольного образования, пункт 23 Федерального стандарта начального общего образования, пункт 22 Федерального стандарта основного общего образования, пункт 22 Федерального стандарта среднего общего образования), а также соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, в том числе наличие оборудованных гардеробов, требований охраны здоровья.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (пункт 2 части 3 статьи 11 Закона об образовании).
Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворения потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4 статьи 5 Закона об образовании).
Согласно Уставу МАОУ СОШ N 2 пгт. Серышево, в состав структурных подразделений школы включены детский сад N 3, детский сад N 6 (п. 1.1.4 Устава), в связи с чем, в отношении заявителя применимы положения, регулирующие порядок финансирования обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155, определяющий требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, устанавливает, что реализация образовательной программы дошкольного образования обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 3.4.1); финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; указанные нормативы определяются в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом типа организации, осуществляющей образовательную деятельность, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы дошкольного образования, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должны быть достаточными и необходимыми для осуществления организацией, осуществляющей образовательную деятельность: расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования; расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья; расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности; иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации образовательной программы дошкольного образования (пункт 3.6.3).
В Методических рекомендациях по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 08-1408 и от 31 июля 2014 года N 08-1002) разъяснено, что за счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников, осуществляющих в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализацию основной
общеобразовательной программы дошкольного образования: руководящие и
административно-хозяйственные работники, работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей, в том числе руководители организации, их заместители, в том числе заместители по безопасности, бухгалтера, экономисты, инспектор по охране труда, документоведы, программисты, эксперты, специалисты по кадрам, делопроизводители, кассиры, специалисты планово- экономических отделов, техники, заведующие хозяйством, рабочий по уборке зданий, уборщица, рабочий по комплексному обслуживанию и уборке территории, дворник, охранник, рабочий бассейна, медицинские работники (за исключением медицинских работников, обеспечивающих оказание первичной медико-санитарной помощи <1>, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в том числе медицинская сестра по диетическому питанию, и пр., за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.
Согласно правовой позиции сформированной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 N 74-АПГ17-1 должности главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера подпадают под категории таких работников как руководитель (заведующий) структурного подразделения и заместитель руководителя (заведующего) структурного подразделения.
Таким образом, главный бухгалтер участвует в реализации общеобразовательных программ.
Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий, что следует из федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) - пункт 21 Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"" и аналогичные пункты иных федеральных государственных образовательных стандартов.
Согласно пункту 23 указанного ФГОСа финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно- образовательной средой.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде; данная среда должна обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательной деятельности; планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В рассматриваемом случае, как верно установил суд первой инстанции, использованные школой программы, непосредственно связаны с управлением образовательной организацией, что свидетельствует о связи используемых программ с реализацией основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Таким образом, верны выводы суда о целевом характере использования школой средств субвенции, и в связи с этим - о недействительности оспариваемого представления Минфина Амурской области, как несоответствующего положениям Федерального закона N 273-ФЗ и Закона Амурской области N 255-ОЗ, и нарушающего права и законные интересы заявителя.
Приведенные доводы заявителя апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 20 января 2020 года по делу N А04-7894/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7894/2019
Истец: МАОУ Средняя общеобразовательная школа N 2
Ответчик: Министерство финансов Амурской области
Третье лицо: Отдел образования администрации Серышевского района Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (7894/19 2т)