г. Челябинск |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А47-766/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бояршиновой Е.В. рассмотрел апелляционную жалобу Управления образования администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2020 (мотивированное решение изготовлено 30.04.2020) по делу N А47-766/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
Управление образования администрации г. Оренбурга, г. Оренбург (далее - заявитель, Управление образования, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге (далее - заинтересованное лицо, УПФ РФ в г. Оренбурге, страховщик) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 066819S19190016546 от 13.12.2019.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требование отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неверный вывод суда первой инстанции о несвоевременном представлении сведений в отношении одного работника. В отношении Альмуратовой З.М. сведения по форме СЗВ-М за июль 2018 г. не подлежали включению, иные представленные в отношении указанного лица сведения были включены и позволяли идентифицировать застрахованное лицо.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление образования администрации г. Оренбурга, зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя под регистрационным номером 066-364-01114.
Управлением Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.2.2. ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в процессе сверки представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, отраженных в формах СЗВ-СТАЖ за 2018 год и СЗВ-М за период июль 2018 года выявлены расхождения, выразившиеся в наличии сведений о застрахованном лице Альмуратовой Зинуш Мамбетовны в форме СЗВ-М и отсутствия данного лица в форме СЗВ-СТАЖ за аналогичный отчетный период.
Страховщик по телекоммуникационным каналам связи 04.06.2019 направило в адрес страхователя уведомление от 04.06.2019 N 66364-40-2018-00128 "Об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в органе ПФР" (л.д. 61-62), в котором сообщил о несоответствии представленных страхователем сведений и сведений, имеющихся у пенсионного фонда.
В указанном уведомлении страхователю также предложено внести соответствующие исправления в течение 5 дней, данное уведомление получено 04.06.2019 (л.д. 64).
Ответчик не исполнил требование пенсионного фонда об устранении ошибок в установленный срок (формы СЗВ-М с типом "отменяющая" представлены страхователем 02.07.2019, л.д. 69).
Указанное обстоятельство послужило основанием для вывода Фонда о том, что в сведениях за июль 2018 г. по форме СЗВ-М, поступивших в УПФР в составе отчета формы СЗВ-М, представлены с нарушением срока.
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда составлен акт от 31.10.2019 N 066S18190016272 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 70).
Документ направлен в адрес общества 02.11.2019, о чем свидетельствует список отправлений от 01.11.2019 (л.д. 71-72).
На основании материалов проверки Управлением вынесено решение от 13.12.2019 N 066S19190016346 (л.д.73) о привлечении заинтересованного лица к ответственности в виде финансовых санкций в общем размере 500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Документ направлен в адрес общества 18.12.2019, о чем свидетельствует список почтовых отправлений от 21.12.2019 (л.д.75).
27.01.2020 Управлением выставлено требование N 066S01200000658 об уплате в срок до 14.02.2020 финансовой санкции в общем размере 500 руб. за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Направлено в адрес общества 28.01.2020, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений от 28.01.2020 (л.д. 77).
Не согласившись с решением пенсионного фонда, Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении страхователем срока представления сведений, в связи с чем оспариваемое решение страховщика является законным и обоснованным.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция).
Из оспариваемого решения заинтересованного лица следует, что основание для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, послужило несвоевременное устранение страхователем ошибок, выявленных и отраженных в уведомлении об устранении ошибок пенсионного фонда от 04.06.2019.
Как следует из материалов дела, после выявления страховщиком г. несоответствий в представленных сведениях по форме СЗВ-М за июль 2018 и СЗВ-Стаж за 2018 год, страховщиком направлено страхователю уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.06.2019.
Указанное уведомление направлено страхователю и получено 04.06.2019, следовательно, страхователь должен был в срок не позднее 11.06.2019 устранить выявленные расхождения в представленных сведениях по форме СЗВ-М.
Страхователем только 02.07.2019, то есть со значительным пропуском установленного пятидневного срока, представлены сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за июль 2018 года с типом формы "отменяющая" на Альмуратову Зинуш Мамбетовну.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, статьей 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкцией N 766н страхователю предоставлено право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (часть 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац 2 пункту 39 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из системного толкования приведенных положений следует, что финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в установленный срок, а также в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что страхователем не реализовано право, установленное частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следовательно, за июль 2018 г. предоставлены недостоверные сведения по форме СЗВ-М.
Вина страхователя состоит в противоправном бездействии страхователя, выраженного в несвоевременном представлении достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении одного застрахованного лица. Доказательств, которые могли бы послужить основанием для освобождения от ответственности, заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного, страховщиком правомерно принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 066819S19190016546 от 13.12.2019 и применены финансовые санкции в размере 500 руб.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2020 (мотивированное решение изготовлено 30.04.2020) по делу N А47-766/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-766/2020
Истец: Управление образования Администрации города Оренбурга
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге