г. Вологда |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А44-35/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтранс" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 марта 2020 года по делу N А44-35/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс" (ОГРН 1065331014352174407, ИНН 5320019521; адрес: 173000, Новгородская область, район Боровичский, город Боровичи, улица Железнодорожников, дом 24; далее - ООО "Спецтранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании незаконным предписания от 13.09.2019 N ЖН-1328-19.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 10 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Отмечает, что фактически оказывало услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), указывает, что разделом V Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области от 06.07.2018 N 42 (далее - Территориальная схема N 42), определено, что при организованном сборе и вывозе ТКО на территории Новгородской области применяются две системы удаления отходов: контейнерная с несменяемыми сборниками, предусматривающая накопление отходов в местах временного складирования, оснащенных контейнерами (сборниками), с перегрузкой отходов для их вывоза из контейнеров в мусоровоз, и безконтейнерная, предусматривающая складирование отходов в таре потребителей и погрузку отходов в мусоровозы, в том числе самими потребителями услуг по удалению отходов, при такой системе сбора места накопления отходов не предусматриваются.
Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в связи с обращением Георгиевской Л.А. от 17.07.2019 (л.д. 49) и на основании приказа от 12.09.2019 N ЖН-1328-19 внеплановой документарной проверки деятельности общества, комитетом составлен акт проверки от 13.09.2019 N ЖН-1328-19 (л.д. 77), а также в связи с выявленными нарушениями ему выдано предписание от 13.09.2019 N ЖН-1328-19 об отмене в срок до 13.11.2019 начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с июня 2018 года по август 2019 года по жилому дому N 40 в д. Перевоз Окуловского района Новгородской области (л.д. 80), поскольку ее начисление произведено в отсутствие условий для оказания услуги по вывозу ТКО и в связи с нарушением требований подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 32, пункта 148(30), формулы 9(1) приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Не согласившись с таким предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
В соответствии со статьей 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе:
данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае общество осуществляет деятельность по обращению с ТКО и является региональным оператором на территории Окуловского муниципального района, который относится к 1-ой зоне деятельности регионального оператора (пункт 8.2 постановления Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области от 07.11.2016 N 15 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами").
Общество отмечает, что при оказании рассматриваемой услуги им соблюдаются требования Территориальной схемы N 42.
С таким доводом нельзя согласиться.
В соответствии с разделом V Территориальной схемы N 42 места накопления отходов на территории муниципальных образований и городского округа Новгородской области приведены в приложении 3.
При этом в соответствии с приложением N 3 к Территориальной схеме N 42 контейнерная площадка (места накопления) в деревне Перевоз Окуловского района отсутствует, что не отрицается и обществом.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 32 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Как указано в пунктах 148(5), 148(10), 148(30) Правил N 354, условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются, в том числе в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Организация, указанная в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальной услуги, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальной услуги.
Организация, указанная в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты расторжения договора о предоставлении указанной коммунальной услуги по основаниям, установленным жилищным, гражданским законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об отходах производства и потребления (148(10).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам (148(30).
Формулой 9(1) определено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно пункту 148(30) Правил.
Материалами дела подтверждается, что общество направило в адрес собственника дома N 40 в д. Перевоз Окуловского района Новгородской области квитанции на оплату услуги по обращению с ТКО за период с июня 2018 года по август 2019 года (л.д. 59-66).
В подтверждение факта оказания услуг по вывозу ТКО собственнику названного дома общество ссылается на размещение им в районной газете Окуловский вестник от 12.04.2018 N 14 (12403) уведомления потребителей услуги по обращению с ТКО о заключении Соглашения N 1 с ним как с региональным оператором, а также договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО (л.д. 12), предъявило помимо того паспорт своего транспортного средства (мусоровоза), используемого в деятельности (л.д. 93), данные системы ГЛОНАСС о движении мусоровоза (л.д. 94), справку от администрации Турбинского сельского поселения Окуловского района Новгородской области от 26.02.2020 N 61, в которой администрация указала, что общество с 01.06.2018 осуществляет вывоз ТКО из д. Перевоз при мешковом способе сбора отходов.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, указанные документы и доводы общества в отсутствие мест (площадок) накопления ТКО не могут бесспорно свидетельствовать об оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику спорного дома в период с июня 2018 года по август 2019 года. При этом собственник указанного дома в жалобе отметил, что не проживает в указанном доме, ТКО не имеет, договор с ней не заключен (л.д. 49).
Согласно приложению N 1 к Правилам N 354, определяющим требования в качеству коммунальных услуг, к коммунальной услуге по обращению с ТКО предъявлено требование в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления в холодное время года не реже одного раза в трое суток, в теплое время года не реже 1 раза в сутки.
Отсутствие места (площадки) для накопления отходов как условия предоставления услуги по обращению с ТКО является основанием считать данную услугу не оказанной. Доказательств того, что вывоз мусора осуществлялся в отсутствие его накопления обществом в материалы дела не представлено.
Общество в обоснование своего заявления утверждало, что ТКО в д. Перевоз производятся и удаляются им как региональным оператором помешковым способом сбора или из индивидуальных контейнеров, в подтверждение чего предъявило справку администрации Турбинского сельского поселения Окуловского района Новгородской области от 26.02.2020 N 61.
Вместе с тем, данный довод был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом настоящих Правил (пункт 5 названных Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, пакеты, используемые для складирования, также подлежат размещению в местах (площадках) накопления ТКО.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Тем же разделом V Территориальной схемы N 42 обращения с отходами определен порядок вывоза контейнерным методом. Вывоз ТКО контейнерным методом на территории жилищного фонда осуществляется в соответствии с графиком по мере наполнения контейнеров. Кратность вывоза определяется сроком накопления отходов также в местах временного складирования на территории жилой застройки.
Следовательно, при отсутствии утвержденных мест (площадок) накопления ТКО, обязательным является заключение договора с потребителями.
Обществом при этом не отрицается, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником N 40 в д. Перевоз не заключен.
Общество полагает, что им совершены все необходимые и достаточные действия, направленные на заключение договоров с гражданами на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов: в средствах массовой информации и на сайте организации размещено уведомление о необходимости заключения данного договора и его типовая форма.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обращение с ТКО обеспечивается по жилому дому путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
Как установлено судом, общество, наделенное статусом регионального оператора, не исполнило возложенную на него обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО по дому N 40 в д. Перевоз и в отсутствие такого договора направляло квитанции на оплату своих услуг собственнику дома N 40 в д. Перевоз, в которой, между тем, отсутствовали контейнерная площадка (места накопления), включенные в Территориальную схему, а собственник не только не осуществлял конклюдентные действия, выражающие согласие на заключение договора, а напротив, настаивал в своей жалобе в комитет, что данные услуги в реальности ему не оказывались (л.д. 49).
При таких обстоятельствах у общества отсутствовали правовые и фактические основания для взимания соответствующей платы, а выданное комитетом предписание не противоречит положениям Закона N 89-ФЗ, Правилам N 354 и N 1156, в связи с этим является обоснованным.
Выводы суда, изложенные в решении от 10.03.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 марта 2020 года по делу N А44-35/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-35/2020
Истец: ООО "Спецтранс"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд