город Ростов-на-Дону |
|
30 июня 2020 г. |
дело N А32-45097/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Схабо А.А. (удостоверение адвоката N 6190 от 29.12.2016) по доверенности от 25.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
дминистрация города Сочи, Департамента имущественных отношений администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 января 2020 года по делу N А32-45097/2019
по иску индивидуального предпринимателя Авджикяна Андроника Сетраковича
к обществу с ограниченной ответственностью "Строитель-92", администрации города Сочи, Департамента имущественных отношений администрации города Сочи
при участии третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
об обязании заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Авджикян Андроник Сетракович (далее - ИП Авджикян А.С., истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - администрация), Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент) и к обществу с ограниченной ответственностью "Строитель-92" (далее - ООО "Строитель-92"), в котором просил обязать администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключить (подписать) договоры о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договоры аренды) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровыми номерами N 23:49:0202026:83, площадью 619 кв.м., с видом разрешенного использования: "производственная база", категория земель - "земли населенных пунктов", и N 23:49:0202026:84, площадью 2 кв.м., с видом разрешенного использования: "производственная база", категория земель - "земли населенных пунктов", расположенных по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, улица Гагарина, 65, изложив условия договоров в предложенной в иске редакции (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы иска сводятся к тому, что в результате заключения договора купли-продажи от 25.03.2009 ИП Авджикян А.С. приобрёл у ООО "Строитель-92" здание площадью 290,4 кв.м. с кадастровым номером 23-23-50/032/2009-266, литер "В" и здание площадью 117,8 кв.м. с кадастровым номером 23-23-50/032/2009-268, литер "Б4, Б5", расположенные на спорных земельных участках, которые изначально были предоставлены ООО "Строитель-92" на праве постоянного (бессрочного) пользования. В результате заключения договора купли-продажи от 25.03.2009 к ИП Авджикяну А.С. перешло и право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки. ИП Авджикян А.С. неоднократно обращался с заявлениями к администрации о заключения договоров аренды в порядке переоформления выше указанного права. Однако администрация безосновательно уклоняется от заключения данных договоров.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.01.2020 на администрацию возложена обязанность по заключению договоров аренды в редакции, предложенной истцом, с администрации в пользу предпринимателя взыскано 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Судебный акт мотивирован тем, что в результате заключения договора купли-продажи от 25.03.2009 к ИП Авджикян А.С. перешло право (постоянного) бессрочного пользования на спорные земельные участки, также спорные участки являются ограниченно оборотоспособными, т.к. располагаются в зоне особо охраняемых природных территорий курорта. В связи с этим, в отношении предпринимателя подлежит применению льготная ставка исчисления арендной платы, определяемая в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и абзацем 7 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N531).
С принятым решением не согласились администрация и департамент, в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратились с апелляционной жалобой, в которой просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы апелляционной жалобы повторяют процессуальную позицию ответчиков, изложенную в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, и сводятся к тому, что истец не представил доказательства возникновения у него права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорных земельных участков. К спорным правоотношениям подлежат применению нормы постановления главы администрации Краснодарского края N 50, которыми ставка арендной платы установлена в размере 1,5% от рыночной стоимости земельных участков.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчики и третье лицо явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель ИП Авджикяна А.С. поддержал ранее сделанное заявление об отказе от иска в части требования об обязании заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:84, просил в данной части принять отказ от исковых требований и производство по делу прекратить, в остальной части своей процессуальной позиции представитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В отношении ответчиков и третьих лиц дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указывалось ранее, изначально ИП Авджикян А.С. заявил требование об обязании администрации заключить договор аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0202026:83 и 23:49:0202026:84.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы предприниматель обратился к суду с заявлением об отказе от иска в части обязания администрации заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:84.
Согласно частям 2, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что заявленный отказ от части исковых требований не нарушает права участников судебного процесса и иных третьих лиц, соответствует нормам действующего законодательства, о чём более подробно будет указано далее по тексту постановления, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отказа в удовлетворении заявления предпринимателя.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции принимает отказ ИП Авджикяна А.С. от иска в части обязания администрации города Сочи заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:84, площадью 2 кв.м., с видом разрешённого использования "производственная база", категория земель "земли населённых пунктов", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Гагарина, 65, в указанной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.01.2020 по делу N А32-45097/2019 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Строитель-92" на основании постановления главы администрации г. Сочи N 339/1 от 18.04.1995 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок площадью 6 470 кв.м., имевший кадастровый номер 23:49:0202026:56.
В последующем, данный земельный участок для целей изъятия его части для государственных нужд для целей размещения олимпийского объекта был разделён на три земельных участка с кадастровыми номерами: 23:49:0202026:82 площадью 5 849 кв.м., 23:49:0202026:83 площадью 619 кв.м. и 23:49:0202026:84 площадью 2 кв.м.
На основании соглашения N 149-974-р от 09.07.2010, заключённого между Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 и ООО "Строитель-92", право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Строитель-92" на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202026:82 площадью 5 849 кв.м., а также право собственности на ряд объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке, были прекращены (т. 3 л.д. 89-117).
В связи с этим, 14.08.2010 в ЕГРН внесены записи о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Строитель-92" на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202026:83 площадью 619 кв.м. и 23:49:0202026:84 площадью 2 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 23-АИ N 011974 и N 011975 (т. 1 л.д. 53-54). Сведения о постановке данных земельных участков на ГКУ были внесены в государственный кадастровый реестр 20.02.2010 (т. 1 л.д. 45-52).
Из материалов дела следует, что 25.03.2009 между ООО "Строитель-92" (продавец) и ИП Авджикяном А.С. (покупатель) был заключён договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого предпринимателю в собственность отчуждены: одноэтажное здание столярного цеха лит. "В, В2, В6, В3" площадью 290,4 кв.м.; здание отделочного цеха лит. "Б4, Б5" площадью 117,8 кв.м.; здание центрального склада лит. "З, З4" площадью 449,1 кв.м., расположенные на земельном участке площадью 6 470 кв.м., принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования (данный договор купли-продажи был заключён до момента раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:56 - т. 1 л.д. 39-43).
На основании данного договора 08.05.2009 в ЕГРН внесены регистрационные записи о праве собственности ИП Авджикяна А.С.:
- на здание площадью 290,4 кв.м., лит. В, этажность 1, кадастровый номер 23:49:0202026:1096 (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АЕ N 513064 - т. 1 л.д. 44, л.д. 138-140);
- на здание площадью 117,8 кв.м., лит. Б4, Б5, этажность 1, кадастровый номер 23:49:0202026:1097 (свидетельство о государственной регистрации прав серии 23-АЕ N 513062 - т. 1 л.д. 135-137).
Здание центрального склада лит. "З" площадью 449,1 кв.м. было изъято у ИП Авджикяна А.С. Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 на основании соглашения N 148-974-р от 09.07.2010 (т. 3 л.д. 110-117).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты (т. 3 л.д. 61), заключению специалиста N 152 от 16.03.2020 (т. 3 л.д. 164-168) земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202026:83 и 23:49:0202026:84 не являются смежными; нежилые здания с кадастровыми номерами 23:49:0202026:1096 и 23:49:0202026:1097, принадлежащие ИП Авджикяну А.С. на праве собственности, располагаются на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202026:83.
При вынесении настоящего постановления суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.
Прежде всего, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202026:84 никогда не был занят объектами недвижимого имущества, поименованными в договоре купли-продажи 25.03.2009, и не использовался для обслуживания данных объектов недвижимости.
В связи с этим, ИП Авджикян А.С. не мог приобрести право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок в результате заключения договора купли-продажи объектов недвижимого имущества, ООО "Строитель-92" продолжает владеть земельным участком с кадастровым номером 23:49:0202026:84 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При таких обстоятельствах, ИП Авджикян А.С. правомерно заявил отказ от иска в части обязания администрации заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:84.
ИП Авджикян А.С. является законным, но фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:83.
В пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, приведены следующие разъяснения.
Если лицо приобрело в собственность здание, расположенное на земельном участке, предоставленном продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и не переоформило до 1 июля 2012 г. данное право на право собственности или право аренды, оно обязано платить за фактическое пользование земельным участком в размере арендной платы на основании нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 г. В действующей с 1 марта 2015 г. редакции указанного пункта ст. 3 Закона N 137-ФЗ закреплено аналогичное правило.
В п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также разъяснено, что, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст. 20 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент приобретения предпринимателем здания) земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Согласно ст. 20 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 г., и ст. 39.9 ЗК РФ, действующей в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Предприниматель не относится к лицам, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования, указанное право не было зарегистрировано, не является ранее возникшим, не приобретено в порядке универсального правопреемства, поэтому правовым основанием для взыскания с предпринимателя как фактического пользователя земельного участка являются ст. 1102 ГК РФ, ст. 1 и 65 ЗК РФ.
В случае переоформления в порядке п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Установленная данным законом льготная ставка арендной платы распространяется исключительно на лиц, которые совершили необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды. При отсутствии переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, плата за пользование таким участком до 1 марта 2015 г. подлежала определению по правилам абзаца пятого п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, с 1 марта 2015 г. - по правилам, установленным п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ.
Поскольку ни общество до продажи объекта недвижимости по договору в 2009 году, ни предприниматель после приобретения этого объекта не исполнили обязанность, предусмотренную п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, и не обратились до 1 июля 2012 г. с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, размер платы за пользование участком, право государственной собственности на который не разграничено, подлежит определению на основании действовавших в спорный период нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации об установлении арендной платы.
Из выше приведённых разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, с учётом разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2015, следует, что приобретатель объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, изначально предоставленном отчуждателю данного объекта недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования, не поименованный в статье 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, и статье 39.9 ЗК РФ, и не являющийся универсальным правопреемником отчуждателя объекта недвижимости, в результате заключения договора купли-продажи недвижимости получал право на заключение договора аренды или договора купли-продажи земельного участка на льготных условиях, если реализовывал данное право до 1 июля 2012 года.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ИП Авджикян А.С. является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 23:49:0202026:1096 и 23:49:0202026:1097, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202026:83. Данное право предпринимателя в установленном законом порядке не оспорено и отсутствующим не признано. В связи с этим, в силу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации имеет преимущественное право на заключение договора аренды без проведения торгов.
Заключение договора в обязательном порядке урегулировано статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суд.
В силу требований статьи 446 Кодекса, в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ, либо по соглашению сторон, арбитражный суд должен определить в судебном акте и отразить в его резолютивной части, в какой редакции действуют конкретные условия договора, по которым у сторон (истца и ответчика) возникли разногласия.
Из материалов дела следует, что истцом неоднократно были предприняты действия по обращению в адрес администрации с заявлением о заключении договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:83.
Так, 12.12.2018 истцом было направлено в адрес администрации заявление о предоставлении земельного участка с кадастровыми номерами 23:49:0202026:83 без проведения торгов в пользование на условиях аренды сроком на 49 лет.
10.01.2019 истцу был направлен ответ, содержание которого сводится к тому, что предприниматель не имеет право на переоформление вышеназванных земельных участков на 49 лет без проведения торгов, поскольку таким правом, по мнению администрации, истец не обладает.
При повторном обращении в адрес администрации с соответствующим заявлением о предоставлении земельных участков без проведения торгов в пользование на условиях аренды сроком на 49 лет, также был получен ответ от 30.04.2019, в содержании которого было указано, что у предпринимателя не возникло право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, и соответственно истец, как собственник недвижимого имущества, не относится к кругу лиц, которые имеют право просить предоставление вышеуказанных земельных участков без проведения торгов в пользование на условиях аренды сроком на 49 лет путем переоформления с постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
20.05.2019 истец, как собственник объектов недвижимого имущества, направил в администрацию города Сочи подписанный им проект договора аренды с сопроводительными письмами, что подтверждается входящими отметками отдела управления по работе с обращениями граждан и организаций администрации города Сочи.
Департамент имущественных отношений администрации города Сочи в своем письме от 18.06.2019 ответил, что у предпринимателя отсутствуют основания для рассмотрения подписанных им проектов договоров аренды в редакции предпринимателя, сославшийся на то, что истец не относится к кругу лиц, которые имеют право просить предоставление вышеуказанных земельных участков без проведения торгов в пользование на условиях аренды сроком на 49 лет путем переоформления с постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Предметом договора, проекты которого направлены в адрес администрации, предусмотрено, что арендодатель (в лице администрации города Сочи) предоставляет арендатору (в лице Авджикян А.С. И.П.) в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202026:83 из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: Россия, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, улица Гагарина, 65, с видом разрешенного использования - "производственная база" путем переоформления с постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Администрация города Сочи не подписала договора аренды от 20.05.2019 в редакции арендатора, что послужило основанием для передачи истцом возникших при заключении договоров аренды земельных участков, на рассмотрение арбитражного суда.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указание ИП Авджикяном А.С. в его обращениях на принадлежность ему земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:83 на праве постоянного (бессрочного) пользования как на основание для заключения договора аренды без проведения торгов, с учётом того, что данное право за предпринимателем зарегистрировано не было и не являлось ранее возникшим, не имеет значения для правильного разрешения существующего спора, т.к. в силу выше приведённых положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предприниматель имеет право на первоочередное приобретение прав в отношении спорного земельного участка как собственник объектов недвижимого имущества, располагающихся на данном земельном участке.
В своём ответе от 30.04.2019 ДИО администрации г. Сочи указал, что им было выявлено несоответствие расположенных на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости объектам, которые указаны ИП Авджикяном А.С. в правоустанавливающих документах. Такое несоответствие департамент усмотрел в том, что согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером должно располагаться одноэтажное здание площадью 290,4 кв.м. Однако согласно акту визуального осмотра от 22.04.2019 (данный акт в материалы дела не представлен) на земельном участке расположен двухэтажный объект капитального строительства, используемый в коммерческих целях под магазин "Дом обоев" и одноэтажный объект капитального строительства, используемый в коммерческих целях под магазин мебели.
Как указывалось ранее, на земельном участке с кадастровым номером изначально располагались два нежилых одноэтажных здания с кадастровыми номерами 23:49:0202026:1096 и 23:49:0202026:1097.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что, если даже ИП Авджикян А.С. произвёл реконструкцию одного из зданий, посредством надстройки второго этажа, это не может автоматически приводить к прекращению у него зарегистрированных прав в отношении двух объектов недвижимого имущества и, соответственно, к прекращению преимущественного права на заключение договора аренды.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики не представили доказательства того, что на момент вынесения судом первой инстанции ИП Авджикяном А.С. была осуществлена реконструкция принадлежащих ему на праве собственности нежилых зданий, в результате которой последние полностью утратили свои первоначальные технические характеристики. Данные объекты не признаны объектами самовольного строительства, решения судов об их сносе в материалы дела не представлены, зарегистрированное в ЕГРН право собственности предпринимателя на нежилые здания в установленном законом порядке не оспорено и отсутствующим не признано. Следовательно, ответчики не представили доказательства недопустимости применения к спорным правоотношениям положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что фактически между сторонами продолжает оставаться спор по поводу размера арендной платы, подлежащей уплате предпринимателем за использование земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:83.
Администрация и департамент полагают, что данный размер арендной платы должен составлять 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. При вынесении решения суд первой инстанции согласился с процессуальной позицией ответчика и определил арендную плату в размере земельного налога - 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размер арендной платы не может превышать ставки земельного налога, однако не может согласиться с правильность определения судом первой инстанции размера данной ставки.
Суд первой инстанции правомерно указал, что спорный земельный участок ограничен в обороте, т.к. располагается во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, что подтверждается сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г-к Сочи от 02.06.2020, предоставленной предпринимателем по требованию суд апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции правомерно указал, что курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (пункт 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебнооздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны (п. 2 ст. 32 Закона N ЗЗ-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 26-ФЗ определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В постановлении Президиума Верховного Совета РФ N 4766-1 и Совета Министров - Правительства РФ от 12.04.1993 года N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 N 591-Р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 N 1470 "О природных 11 ресурсах побережий Черного и Азовского морей", установлено, что курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
При этом признание утратившим силу распоряжения N 591-р (распоряжением от 21.04.2011 года N 685-р) не отменяет режима особо охраняемой природной территории в отношении курортов федерального значения. Верховный суд Российской Федерации (определение от 16.12.2016 года N308-КГ16-17577, от 07.02.2018 года N18-ККГ17-248) разъяснил, что курорт Сочи является курортом федерального значения, соответственно все земельные участки, расположенные в административных границах город-курорт Сочи входят в границы округов горно-санитарной охраны курорта и относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
В связи со вступлением в действие Федерального закона Российской Федерации N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" собственником спорного земельного участка является муниципальное образование г. Сочи.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, плата за использование публичных земель является регулируемой, следовательно, сумма арендная плата подлежит определению по формуле, устанавливаемой в нормативно-правовом акте соответствующего публичного образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 531 от 05.05.2017, вступившим в действие с 12.08.2017, были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009, которым основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, были дополнены новым принципом следующего содержания: "принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
Как указывалось ранее, спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202026:83 является ограниченным в обороте, т.к. входит в округ санитарной охраны курорта федерального значения и не подлежит передаче в частную собственность.
С 12.08.2017 до момента внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты размер арендной платы будет определяться по правилам пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, абзаца 8 Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 531 от 05.05.2017), в размере ставки земельного налога, действующей в соответствующие периоды и установленной в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт МО г. Сочи, который бы соответствовал выше приведённым положениям федерального законодательства, устанавливающим льготное исчисление размера арендной платы в отношении земельных участков ограниченных в обороте, но занятых объектами недвижимого имущества арендатора.
В связи с этим, до приведения нормативно-правовой базы МО г. Сочи в соответствие с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции полагает, что к спорным отношениям по аналогии могут быть применены нормы абзацем 1 пункта 5 Порядок расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов, утверждённого постановлением администрации города Сочи N 1699 от 18.07.2016 (в редакции постановления администрации города Сочи N 2116 от 19.09.2016) в той части, в которой они закрепляют размер арендной платы при заключении договора аренды в отношении земельного участка, ограниченного в обороте, в размере земельного налога.
Согласно положениям главы 31 Земельного кодекса Российской Федерации земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка, установленной в соответствии с требованиями земельного законодательства и ставкой земельного налога.
Актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:83 утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 года N 2640 приложение N 1 к постановлению от 14.12.2016 года N 2640) по состоянию на 01.01.2019 составляет 5 828 943 руб. 49 коп.
При определении размера ставки земельного налога суд первой инстанции руководствовался содержанием кадастрового паспорта в отношении спорного земельного участка, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202026:83 имеет вид разрешенного использования: "производственная база". В связи с этим, суд первой инстанции применил ставку земельного налога, закреплённую пунктом подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 "налоговые ставки" решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи", в размере 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно данному подпункту решения Городского Собрания Сочи налоговые ставки устанавливаются в размере 0,5 процента в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения учебно-производственных зданий (корпусов), производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Однако на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202026:83 объекты недвижимости с выше указанным целевым назначением не располагаются.
Как указывалось ранее, ИП Авджикян А.С. является фактическим пользователем земельного участка, который не предоставлялся предпринимателю для размещения производственных зданий. Принадлежащие предпринимателю нежилые здания, расположенные на спорном земельном участке используются последним для целей размещения магазинов, что было признано представителем истца в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
С учётом изложенного, одно лишь указание в кадастровой выписке на земельный участок на разрешённый вид использования участка для размещения производственной базы, когда предпринимателем такая деятельность на земельном участке фактически не осуществляется, не является достаточным основанием для предоставления льготного исчисления арендной платы.
Суд апелляционной инстанции полагает, что с учётом фактического использования земельного участка предпринимателем к спорным правоотношениям подлежат применению нормы подпункта 10 пункта 1 статьи 2 "налоговые ставки" решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231, согласно которым налоговые ставки устанавливаются в размере 0,85 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, за исключением земельных участков, предназначенных для размещения автозаправочных и газонаполнительных станций.
С учётом изложенного, пунктом 3.2 договора аренды, подлежащего заключению в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:83 подлежит изложению в следующей редакции:
"3.2. Размер годовой арендной платы за земельный участок составляет - 49 546 (сорок девять тысяч пятьсот сорок шесть) рублей 02 копейки, исходя из следующего расчета: 5 828 943 рубля 49 копеек (кадастровая стоимость земельного участка) х 0,85% (ставка арендной платы в размере ставки земельного налога)".
При изложении пункта 3.3 договора аренды не подлежит применению ссылка на нормы подпункта "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N531), т.к. данная норма регламентирует порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в то время как спорный участок находится в собственности МО г.Сочи.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ индивидуального предпринимателя Авджикяна Андроника Сетраковича от иска в части обязания администрации города Сочи заключить договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:84, площадью 2 кв.м., с видом разрешённого использования "производственная база", категория земель "земли населённых пунктов", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Гагарина, 65.
В указанной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 января 2020 года по делу N А32-45097/2019 отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 января 2020 года по делу N А32-45097/2019 изменить в части определения размера арендной платы, устанавливаемой в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:83, площадью 619 кв.м., категория земель "земли населённых пунктов", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Гагарина, 65, изложив решение в следующей редакции:
"Обязать администрацию города Сочи заключить с индивидуальным предпринимателем Авджикяном Андроником Сетраковичем (ИНН 232008296439, ОГРНИП 318237500122556) договор аренды от 20 мая 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:83, площадью 619 (шестьсот девятнадцать) квадратных метров, категория земель "земли населенных пунктов", расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, улица Гагарина, 65, изложив условия договора в следующей редакции:
Договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды)
Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи
20 мая 2019 года
Муниципальное образование город-курорт Сочи, именуемое в дальнейшем "арендодатель", в лице ___________________, с одной стороны, действующего на основании _____________________, в соответствии с_________________________, и Авджикян Андроник Сетракович, 17.07.1956 года рождения, место рождения: Абхазская АССР, Очамчирский район, с. Лабра, пол: мужской, гражданство: Россия, паспорт гражданина Российской Федерации: серия 0303 N 275515, дата выдачи: 22.11.2002, код подразделения 233-036, орган, выдавший документ:
ГОМ N 2 УВД Центрального района, города Сочи, Краснодарского края, адрес постоянного места жительства: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, переулок Теневой, дом 22А, именуемый в дальнейшем "арендатор", с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:
1. Предмет договора.
1.1. Арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок площадью 619 (шестьсот девятнадцать) кв.м., с кадастровым номером 23:49:0202026:83, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Гагарина, 65, категория земель "земли населенных пунктов" для целей размещения, использования и эксплуатации нежилых зданий с кадастровыми номерами 23:49:0202026:1096 и 23:49:0202026:1097.
1.2. Настоящий договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору.
1.3. Возведение (новых) строений, а также реконструкция и изменение функционального назначения существующих зданий и сооружений без получения соответствующей разрешительной документации не допускается.
2. Срок действия договора.
2.1. Срок действия настоящего договора устанавливается на 49 (сорок девять) лет и начинает исчисляться с даты государственной регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (его территориальных органах).
2.2. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
2.3. Условия настоящего договора распространяются на правоотношения сторон с даты государственной регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (его территориальных органах).
3. Арендная плата.
3.1. Исчисление арендной платы устанавливается с даты государственной регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (его территориальных органах).
3.2. Размер годовой арендной платы за земельный участок составляет - 49 546 (сорок девять тысяч пятьсот сорок шесть) рублей 02 копейки, исходя из следующего расчета: 5 828 943 рубля 49 копеек (кадастровая стоимость земельного участка) х 0,85% (ставка арендной платы в размере ставки земельного налога).
3.3. Расчет арендной платы по договору производится в соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 8 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 531 от 05.05.2017), абзацем 1 пункта 5 Порядок расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов, утверждённого постановлением администрации города Сочи N 1699 от 18.07.2016 (в редакции постановления администрации города Сочи N 2116 от 19.09.2016).
3.4. Внесение арендной платы в бюджет осуществляется по договору отдельным платежным документом за каждый квартал до истечения десятого числа последнего месяца квартала, отдельно по арендной плате и отдельно по пене. Оплата за 4 квартал производится до 10 ноября текущего года. Оплата арендной платы одним платежным документом по нескольким договорам не допускается.
3.5. Арендная плата и пеня вносится путем перечисления по следующим реквизитам: получатель Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю (Департамент имущественных отношений администрации города Сочи), ИНН 2320034940, КПП 232001001, расчетный счет N 401 018 103 000 000 100 13. Банк получателя: Южное ГУ банка России г. Краснодара, БИК 040349001, КБК 92111105024040000120, ОКТМО - 03726000.
3.6. Размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, а также изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края, органов местного самоуправления.
3.7. Арендная плата исчисляется от размера годовой арендной платы со дня фактической передачи земельного участка за каждый день фактического использования.
3.8. Неиспользование земельного участка арендатором не может служить основанием для прекращения внесения арендной платы.
4. Права и обязанности арендодателя.
4.1. Арендодатель имеет право:
4.1.1. В одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Договора в случае следующих существенных нарушениях его условий:
а) при использовании земельного участка в целях, не предусмотренных настоящим договором;
б) при использовании способами, ухудшающими его качественные характеристики и экологическую обстановку;
в) в случае однократного нарушения сроков внесения арендной платы в установленный договором срок;
г) в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка указанного в п. 1.1 договора, без соответствующего согласия арендодателя;
д) при невыполнении арендатором обязанностей, указанных в п. 5.2, 5.3 договора;
е) в иных случаях предусмотренных законом или иными правовыми актами.
4.1.2. На беспрепятственный доступ на территорию арендуемого земельного участка с целью его осмотра на предмет соблюдения условий договора.
4.1.3. На возмещение убытков, причиненных ухудшением качества земельного участка и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности арендатора, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
4.1.4. Вносить в одностороннем порядке с уведомлением арендатора изменения и дополнения в договор, в случае внесения таковых в законодательство Российской Федерации, Краснодарского края и органов местного самоуправления.
4.1.5. Осуществлять контроль над использованием и охраной участка.
4.1.6. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арендатором обязанностей, предусмотренных договором, направлять арендатору письменное предупреждение (предписание) о необходимости устранении выявленных нарушений условий договора, с указанием срока их устранения.
4.1.7. Составить акт о неисполнении предупреждения (предписания) о необходимости устранении выявленных нарушений условий договора, и расторжении Договора в одностороннем порядке (далее - акт о расторжении договора), который направить арендатору.
4.2. Арендодатель обязан:
4.2.1. Передать арендатору участок свободным от прав третьих лиц на срок, установленный договором.
4.2.2. Выполнять в полном объеме все условия договора.
4.2.3. Не вмешиваться в хозяйственную деятельность арендатора, если она не противоречит условиям настоящего договора и действующему законодательству.
4.2.4. Не предоставлять прав третьим сторонам на использование участка, природных ресурсов, находящихся на участке без согласия арендатора.
4.2.5. В случае внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и соответствующих муниципальных образований своевременно информировать об изменениях письменным уведомлением или опубликованием в периодической печати.
5. Права и обязанности арендатора.
5.1. Арендатор имеет право:
5.1.1. Использовать земельный участок в соответствии с условиями настоящего договора.
5.1.2. Самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность на участке в соответствии с целями и условиями предоставления участка.
5.1.3. При заключении договора на срок до пяти лет, только с согласия арендодателя, передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу, в том числе передавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.
5.1.4. Передавать в субаренду земельный участок либо его часть юридическим или физическим лицам на условиях, не выходящих за рамки настоящего договора, только с согласия арендодателя. Договор субаренды участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и направляется арендодателю для последующего учета в десятидневный срок со дня государственной регистрации.
5.1.5. По истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия договора, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
5.1.6. Требовать досрочного расторжения договора в случаях, когда:
- арендодатель создает препятствия в использовании участка;
- предоставленный участок имеет недостатки, препятствующие его использованию, о которых арендаторы не знали на момент заключения договора.
5.2. Арендатор обязан:
5.2.1. Выполнять в полном объеме все условия договора.
5.2.2. Своевременно вносить арендную плату в полном размере за участок в соответствии с п. 3 настоящего договора без выставления счетов арендодателем.
5.2.3. Каждый год не позднее 1 марта производить сверку взаиморасчетов по арендной плате и пени с арендодателем, а в случае необходимости проведения перерасчета арендной платы, в соответствии с порядком, установленным п. 3.5.
5.2.4. В течение 10 дней после опубликования в периодической печати арендодателем информации об изменении порядка расчета годовой арендной платы путем ее актуализации, индексации, изменении кадастровой стоимости земельного участка, переоценки или получения письменного уведомления, обратиться к арендодателю за перерасчетом размера годовой арендной платы и подписанием приложения.
5.2.5. По требованию арендодателя представить копию платежного документа, подтверждающего перечисление арендной платы.
5.2.6. При эксплуатации земельного участка строго соблюдать требования федерального, краевого законодательства и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления г. Сочи.
5.2.7. Использовать земельный участок строго в соответствии с целевым назначением и в целях предусмотренных п. п. 1.1, 1.3, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному ресурсу.
5.2.8. Беспрепятственно допускать на участок арендодателя, его законных представителей и органы контроля над использованием и охраной земель с целью его осмотра на предмет соблюдения условий настоящего договора.
5.2.9. Не допускать действий, которые могут привести к ухудшению состояния земли, экологической и санитарной обстановке города, не совершать нарушения прав и законных интересов других землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, не допускать нарушения функционирования находящихся в пределах границ участка инженерных коммуникаций, сетей, сооружений, дорог, проездов и т.д.
5.2.10. Устранить за свой счет изменения, произведенные на участке без согласия арендодателя, по его первому (письменному) требованию.
5.2.11. Возместить арендодателю убытки в случае ухудшения качественных характеристик участка и экологической обстановки, причиненных в результате своей хозяйственной и иной деятельности.
5.2.12. Выполнять согласно требованиям соответствующих служб условия эксплуатации подземных и надземных коммуникаций, беспрепятственно допускать на участок соответствующие службы для производства работ, связанных с их ремонтом, обслуживанием и эксплуатацией, не допускать занятие, в том числе временными сооружениями, коридоров инженерных сетей и коммуникаций, проходящих через участок.
5.2.13. Осуществлять мероприятия по рекультивации земельного участка, выполнять работы по благоустройству территории.
5.2.14. Возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым и разрешенным использованием земельного участка, только с согласия арендодателя и при наличии соответствующей разрешительной документации, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
5.2.15. Не нарушать прав и законных интересов землепользователей смежных участков и иных лиц.
5.2.16. При изменении целевого назначения зданий, строений, сооружений (или их частей), расположенных на участке, обратиться к арендодателю для внесения изменений в договор.
5.2.17. В случае продажи объекта недвижимости или его части, находящегося на земельном участке, арендуемом по данному договору, арендаторы обязаны письменно уведомить об этом арендодателя.
5.2.18. В случае перехода прав на здание, строение, сооружение, либо помещения в них к другим лицам вносить арендную плату до момента расторжения договора.
5.2.19. В случае передачи своих прав и обязанностей по договору аренды третьему лицу, в том числе передачи арендных прав в залог и внесения в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ или обществ, либо паевого взноса в производственный кооператив, письменно, в течение десяти дней, уведомить об этом арендодателя с указанием наименования и реквизитов лица, к которому перешли права, даты их перехода и правовых оснований передачи прав и обязанностей третьим лицам с приложением подтверждающих документов (для договоров, заключенных на срок более пяти лет).
5.2.20. Письменно сообщить арендодателю не позднее, чем за три месяца о предстоящем освобождении земельного участка как в связи с окончанием срока действия договора, так и при досрочном его освобождении.
5.2.21. При прекращении срока действия договора или его расторжении арендаторы обязаны передать арендодателю участок в состоянии и качестве не хуже первоначального, освободив его в срок не более трех дней.
5.2.22. Направить не менее чем за девяносто календарных дней до окончания срока действия договора, указанного в п. 2.1. договора, письменное предложение арендодателю о расторжении договора аренды, либо о заключении договора аренды на новый срок.
5.2.23. В случаях изменения наименования, юридического адреса, контактных телефонов, а также изменения банковских и иных реквизитов, письменно уведомить об этом арендодателя в течение двухнедельного срока.
5.2.24. В случае ликвидации юридического лица (арендатора) в порядке ст. 61 ГК РФ последний обязан в течении 7-ми дней с даты принятия решения о ликвидации письменно уведомить об этом арендодателя, а также принять меры по досрочному внесению в бюджет причитающейся суммы арендной платы и расторжению договора.
5.2.25. Арендаторы несут другие обязательства, установленные законодательством Российской Федерации.
5.2.26. В случае проведения каких-либо работ заявителю необходимо:
- разработать проекты зон охраны вышеуказанных объектов культурного наследия с градостроительными регламентами использования территории;
- согласовать проекты зон охраны и утвердить границы зон охраны в установленном порядке;
- проекты строительства (реконструкции) разработать с учетом градостроительных регламентов проекта зон охраны и согласовать в установленном законом порядке.
5.3. Арендатор не вправе:
5.3.1. Передавать арендованный участок в субаренду без письменного согласия арендодателя.
5.3.2. Нарушать существующий водоток и менять поперечный профиль участка без разрешения соответствующих органов.
5.3.3. Нарушать инженерные сети и коммуникации, находящиеся или проходящие через участок, а также занимать коридоры прохождения инженерных сетей и коммуникаций временными или капитальными зданиями и сооружениями без согласования в установленном порядке.
5.3.4. Использовать возведенные здания, строения, сооружения до приемки их в эксплуатацию в установленном порядке.
6. Ответственность сторон.
6.1. За нарушение условий договора виновная сторона несет гражданскую, административную и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
6.2. За нарушение сроков внесения арендной платы по договору, установленных в п. 3.4 договора арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,05% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
6.3. Уплата пени в связи с нарушениями условий договора, а также наложение штрафа уполномоченными органами и должностными лицами в связи с нарушениями действующего законодательства не освобождают арендатора от обязанности их устранения.
6.4. По истечении срока настоящего договора все здания, сооружения, постройки и иные объекты, возведенные без соответствующей разрешительной документации и согласия арендодателя, переходят в собственность арендодателя.
6.5. Форс-мажорные обстоятельства.
Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору, если такое неисполнение явилось следствием действия непреодолимой силы: наводнения, землетрясения, оползня и других стихийных бедствий, а также войн. В случае действия вышеуказанных обстоятельств свыше двух месяцев, стороны вправе расторгнуть настоящий договор. Бремя доказывания наступления форс-мажорных обстоятельств ложится на сторону, которая требует освобождения от ответственности вследствие их наступления.
6.6. В случае несвоевременного возврата арендатором участка арендодателю после прекращения действия договора, арендатор уплачивает арендную плату за все время просрочки.
7. Рассмотрение и урегулирование споров.
7.1. Земельные и имущественные споры, возникающие в ходе реализации настоящего договора, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Изменение, расторжение и прекращение договора.
8.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору (за исключением изменений, указанных в п. 3.6 договора) оформляются в письменном виде, подписываются обеими сторонами и подлежат государственной регистрации в одностороннем порядке. В случае отказа или уклонения стороны от подписания дополнительного соглашения спор рассматривается в порядке, установленном п. 7.1. договора.
8.2. Изменение условий договора, его расторжение и прекращение допускается в случаях несоблюдения требований, определенных п. 4 и 5 настоящего договора по соглашению сторон или в судебном порядке.
8.3. Срок действия договора прекращается по истечении срока, указанного в пункте 2.1. настоящего договора. Договор не подлежит продлению, вместе с тем арендатор вправе ставить вопрос о заключении договора на новый срок.
8.4. По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут судом по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и договором, за исключением случая, предусмотренного п. 8.5. Договора.
8.5. Договор считается расторгнутым в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случаях, указанных в п. 4.1.1 договора, по истечении десяти дней с даты получения арендатором акта о расторжении договора. Для целей настоящего договора датой получения арендатором акта о расторжении договора является:
- дата вручения акта о расторжении договора арендатору или его представителю под расписку;
- дата доставки арендатору акта о расторжении договора заказным письмом с уведомлением о вручении в случае направления его арендатору заказной почтой;
- дата составления акта об отказе в получении акта о расторжении договора, в случае уклонения арендатора от его получения.
8.6. При прекращении срока действия договора или его расторжении Арендатор обязан передать арендодателю участок в состоянии и качестве не хуже первоначального без каких-либо иных документов по передаче имущества, освободив его в срок не более трех дней.
9. Прочие условия.
9.1. Взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим договором, регламентируются действующим законодательством.
9.2. Стороны подтверждают и гарантируют, что на день подписания настоящего договора отсутствуют обстоятельства какого-либо рода, которые могут послужить основанием для расторжения договора. Каждая из сторон подтверждает, что они получили все необходимые разрешения для вступления в настоящий договор аренды, и что лица, подписавшие его, уполномочены на это.
9.3. Настоящий договор не подлежит огласке.
9.4. Расходы, связанные с государственной регистрацией настоящего договора, а также изменений и дополнений к нему возлагаются на арендатора.
9.5. Настоящий договор составлен в четырех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, и предоставляются:
1 экземпляр - Арендатору;
2 экземпляр - Арендодателю;
3 экземпляр - департамент имущественных отношений администрации города Сочи;
4 экземпляр - органу, осуществляющему государственную регистрацию.
Юридические адреса и реквизиты сторон:
Взыскать с администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) в пользу индивидуального предпринимателя Авджикяна Андроника Сетраковича (ИНН 232008296439, ОГРНИП 318237500122556) судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 6 000 рублей".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45097/2019
Истец: Авджикян Андроник Сертакович, ИП Авджикян Андроник Сетракович
Ответчик: Администрация города Сочи, Департамент имущественных отношений Администрации г. Сочи, ООО "Строитель-92", ООО "Строитель-92"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6828/20
30.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2257/20
10.01.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-45097/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-45097/19