Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2020 г. N Ф08-6494/20 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
01 июля 2020 г. |
дело N А32-47255/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
при участии:
от администрации муниципального образования города-курорта Геленджик: Кизириди К.С. по доверенности от 31.12.2019 N 110-15-19615/19-33-01,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2020 по делу N А32-47255/2019
по заявлению акционерного общества "Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
при участии третьего лица: администрации муниципального образования города-курорта Геленджик,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова" (далее - АО "Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова", санаторий, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра, управление), в котором просило обязать управление осуществить кадастровый учет и регистрацию права собственности объекта недвижимости - подпорная стенки, условный номер 23-23/012/000000007617187-000, площадью 17,6 кв. м, расположенной по адресу: Краснодарский край г. Геленджик, Лермонтовский бульвар.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования города-курорта Геленджик (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал управление осуществить кадастровый учет и регистрацию права собственности общества на подпорную стенку.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просили решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация сослалась на то, что спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0402011:39 расположен в границах первой зоны санитарной охраны курорта, частично в границах береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенной для общего пользования и не подлежащей застройке. В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.
Управление в апелляционной жалобе указало на то, что общество при обращении с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности общества не представило разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. В случае, если объект недвижимости является вспомогательным строением, управление рекомендует предоставить документ, выданный органом местного самоуправления, свидетельствующий о данном факте, а также технический план подготовить на основании проектной документации. В связи с тем, что в течение срока приостановления заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, 08.07.2019 регистратором было отказано в государственной регистрации. Управление в жалобе также указало, что спорный объект не подлежит государственной регистрации права собственности. Подпорная стенка не обладает самостоятельным функциональным назначением, соответственно, не может быть объектом недвижимого имущества в силу отсутствия обязательного для такого рода объектов признака. Она лишь в составе группы объектов выполняет функции по обеспечению рекреационной или иной деятельности пляжа. Просительная часть заявления не содержит требования о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова" пользуется лечебным пляжем, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0402011:39, разрешенное использование для эксплуатации и обслуживания пляжа, площадью 1510 кв.м, годом постройки - 1971 год.
Регистрация права собственности, в том числе на лечебный пляж проводилась органом технической инвентаризации до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании постановления главы администрации г. Геленджик от 02.10.1996 N 1595, регистрационное удостоверение от 04.10.1996 N 954.
Санаторий 29.03.2019 обратился в управление с заявлением N 23-0-1-205/3102/2019-737 на осуществление кадастрового учета и заявлением N 23/012/002/801 /2019-1276 на государственную регистрацию права на недвижимое имущество - подпорная стенка через МФЦ в г. Геленджик.
К заявлению о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности обществом были приложены, в том числе: справка БТИ, постановление от 02.10.1996 N 1595, регистрационное удостоверение от 04.10.1996 N 954 и технический план.
Регистрация 05.04.2019 была приостановлена, заявителю предложено представить документ о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости.
Государственным регистратором 08.07.2019 принято решение N 2343/012/801/2019-1276 об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости: подпорная стена, условный номер 23-23/012/000000007617187-000, 18,7 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский кран г. Геленджик, Лермонтовский бульвар.
Основанием послужило не предоставление заявителем документа о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4).
Частью 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, помимо прочего проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 названного Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
На основании части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как установлено частью 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном Федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Таким образом, сведения о ранее учтенном объекте могут быть включены в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект. Такие документы должны быть выданы уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Из материалов дела следует, что 29.03.2019 при обращении в регистрирующий орган с заявлениями N 23-0-1-205/3102/2019-737 на осуществление кадастрового учета и N 23/012/002/801/2019-1276 на государственную регистрацию права на недвижимое имущество - подпорная стенка были представлены:
- заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 29.03.2019 N 23/012/002/801/2019-1276 АО "Базовый Санаторий им. М.В. Ломоносова";
- заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 29.03.2019 N 23-0-1-205/3102/2019-737;
- технический план сооружения, оптический компакт-диск, размер файла: 39 МБ.
- справка, содержащая сведения о строениях и сооружениях, расположенных на земельном участке от 05.02.2019 N КСТ/2019-633;
- выписка из протокола годового общего собрания акционеров ЗАО "Базовый санаторий имени М.В. Ломоносова" от 15.05.2015 от 01.06.2018;
- регистрационное удостоверение от 04.10.1996 N 954;
- постановление главы администрации г. Геленджика от 02.10.1996 N 1595;
- платежное поручение от 29.03.2019 N 396 (22 000 руб., АО "Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова");
- доверенность нотариальная от 10.10.2007, Демиденко Ольга Владимировна, нотариус Геленджикского нотариального округа, реестровый номер 1Д-1138.
Регистрация 05.04.2019 была приостановлена, заявителю предложено представить документ о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости.
В дальнейшем государственным регистратором 08.07.2019 принято решение N 2343/012/801/2019-1276 об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости - подпорная стена, в связи с непредставление документа о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что объектом регистрации является сооружение (подпорная стенка), возведенное в 1971 году в составе лечебного пляжа и берегоукрепления, введенного в эксплуатацию актом государственной комиссии от 22.11.1971, что следует из технического паспорта, технического плана.
Согласно постановлению главы администрации г. Геленджика от 02.10.1996 N 1595 постановлено, в том числе на основании акта приемки передачи от 21.06.1894 между Федерацией независимых профсоюзов России и санаторием им. М.В. Ломносова, зарегистрировать право собственности за закрытым акционерным обществом "Базовый санаторий имени М.В. Ломоносова" в г. Геленджике согласно приложении.
В приложении к указанному постановлению приведен перечень строений и сооружений закрытого акционерного общества "Базовый санаторий имени М.В. Ломоносова" в г. Геленджике, в который включен лечебный пляж.
Регистрация права собственности, в том числе на лечебный пляж проводилась органом технической инвентаризации до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании постановления главы администрации г. Геленджик от 02.10.1996 N 1595, регистрационное удостоверение от 04.10.1996 N 954.
Согласно справке от 05.02.2019 N КСТ/2019-633 на земельном участке по адресу: г. Геленджик, Лермонтовский бульвар, по состоянию на 18.08.2000 располагаются строения и сооружения:
лечебный корпуса лит. Л |
306,7 кв. м |
площадка на лит. А |
94 кв. м |
ступени |
11 кв. м |
подпорная стена лит. 1 |
18,7 м |
навес литер Г3 |
42.9 кв. м |
бар над лит А |
136.4 кв. м |
навес Г2 |
143.3 кв. м |
навес на лит. А |
21,1 кв. м |
мощение П |
433,7 кв. м |
буна III |
64.2 кв. м |
буна IV |
47.3 кв. м |
буна V |
60.5 кв. м |
медпункт лит. Б |
11.7 кв. м |
здание охраны лит. В |
11,5 кв. м |
Итого |
1403 кв. м |
В справке также указано на постановление от 02.10.1996 N 1595, регистрационное удостоверение от 04.10.1996 N 954, как на документы, подтверждающие право собственности, владения и пользования.
Судом установлено, что акт государственной комиссии от 22.11.1971 по приемке в эксплуатацию лечебного пляжа и берегоукреплений санатория, утвержден протоколом заседания исполнительного комитета Геленджикского городского Совета народных депутатов от 30.12.1971N 25, в котором отсутствует текст решения по указанному акту по техническим причинам, что подтверждается архивной справкой от 02.12.2008 N 49.
Из вышеизложенного следует, что спорный объект (подпорная стенка) был включен в состав лечебного пляжа, введен в эксплуатацию, при этом регистрация права собственности на лечебный пляж проводилась органом технической инвентаризации до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на основании постановления главы администрации г. Геленджик от 02.10.1996 N 1595, регистрационное удостоверение от 04.10.1996 N 954.
Спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0402011:39, который предоставлен санаторию на основании договора аренды от 25.08.2017 N 400005422, заключенного между администрацией и санаторием для эксплуатации и обслуживания пляжа ЗАО "Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова" сроком на 49 лет.
Принимая решение, суд первой инстанции учитывал, что подпорная стена - это сооружение, основное назначение которого состоит в удержании от сползания или обрушения массива грунта, расположенного на уклонах; конструкция (железобетонная, бетонная, каменная), выступающая в роли опорного элемента, не позволяющая сооружениям, капитальным строениям, расположенным на наклонной плоскости, и грунту под ними обрушиться или обвалиться под воздействием тяжести собственной массы.
Подпорная стена может выполнять функции: предотвращения сползания грунта; организацию оптимального террасирования; рационализацию использования земельного участка; разделение территории на зоны.
Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как указано выше, спорное сооружение - подпорная стена входит в состав пляжного комплекса расположенного по адресу: г. Геленджик, Лермонтовский бульвар, возведенного в 1971 году, тесно связано с основным зданием лечебного корпуса железобетонной конструкцией, поддерживающей грунт скалы с одной стороны и гидротехническими сооружениями бунами с другой стороны, закрепленная мощением и железобетонными навесами.
Из представленного в управление и в материалы дела технического плана следует, что определены параметры подпорной стены, площадь объекта составляет 17,6 м2.
С учетом вышеизложенного, в том числе, что определены характеристики спорного объекта, учитывающегося ранее в составе комплекса - лечебный пляж, регистрация права собственности на который проводилось до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований, препятствующих осуществлению кадастрового учета и регистрации права собственности объекта недвижимости - подпорная стенка, условный номер 23-23/012/000000007617187-000, площадью 17,6 кв. м, расположенной по адресу: Краснодарский край г. Геленджик, Лермонтовский бульвар.
Доводы о том, что объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0402011:39 и создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания данного земельного участка, не обладает самостоятельным функциональным назначением, является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, подлежит отклонению.
В рассматриваемом случае, как указано выше, определены характеристики спорного объекта, учитывающегося ранее в составе комплекса - лечебный пляж, право собственности на который зарегистрировано в установленном в период регистрации порядке. При этом, спорный объект связан с основным зданием лечебного корпуса, принадлежащего санаторию на праве собственности, железобетонной конструкцией, поддерживающей грунт скалы с одной стороны и гидротехническими сооружениями бунами с другой стороны.
Ссылка на отсутствие в заявлении требования о признании незаконными решений управления, не принимается судом, поскольку согласно тексту заявления, общество не согласно с отказом в государственной регистрации от 08.07.2019.
Ссылки на судебную практику отклоняются судом апелляционной инстанции, так как названные судебные акты приняты судами по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, поэтому не имеют правового значения для рассмотрения данного дела.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2020 по делу N А32-47255/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47255/2019
Истец: АО "Базовый санаторий им. М.В.Ломоносова"
Ответчик: Росреестр по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик, АМО ГОРОД-КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК