Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2020 г. N Ф07-11820/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
03 июля 2020 г. |
Дело N А21-14200/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14681/2020) ООО "УК "Цветной Бульвар" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2020 по делу N А21-14200/2019, принятое
по заявлению ООО "УК "Цветной Бульвар"
к Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-е лицо: Трапезников Евгений Николаевич
о признании недействительным и отмене
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Цветной Бульвар" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об оспаривании Приказа Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) N ЖК-4040/пр от 22.07.2019, об обязании внести изменения в реестр лицензий Калининградской области в отношении многоквартирного дома N 79 Б кор. 1 по пр-т Калининградский г.Светлогорск с 01.06.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Трапезников Е.Н. и Прокофьева Ю.С.
Решением суда от 24.03.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом был представлен утвержденный общим собранием собственников договор управления, в связи с чем наличие подписей собственников не является обязательным. Кроме того, по мнению подателя жалобы, основания для проведения проверки отсутствовали.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство с заявлением вопросу включения многоквартирного дома N 79Б корпус 1 пр-кт Калининградский г.Светлогорск (далее - МКД) в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Министерство, установив несоответствие документов требованиям подпункта "а" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России N 938/пр от 25.12.2015 (далее - Порядок N 938/пр), отказало Обществу во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении МКД.
Не согласившись с приказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления, при этом суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Так как деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (статьей 192 ЖК РФ, подпункт 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), то в силу части статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. При этом, реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что Общество представило Министерству такие документы, как заявление о внесении изменений в реестр; копия протокола общего собрания собственников помещений МКД от 31.05.2019 N 1 (с приложениями, решения собственников представлены в виде оригиналов); копия договора управления МКД N 010619/1 от 01.06.2019 (с приложениями).
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В данном случае договор управления МКД N 010619/1 от 01.06.2019 подписан только ООО "УК "Цветной бульвар".
По мнению Общества, представленная редакция договора утверждена собственниками МКД на общем собрании, что отображено в протоколе от 31.05.2019 N 1, в связи с чем отсутствие подписи на договоре собственников и отсутствие подписанного реестра об одобрении редакции договора не являются основанием для отказа во включении МКД в реестр лицензий Калининградской области.
Вместе с тем, Министерством в период с 02.07.2019 по 22.07.2019 проведена внеплановая документарная проверка в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов собрания собственников помещений в МКД, оформленных протоколом от 31.05.2019 N 1.
По результатам проверки установлено, что протокол общего собрания от 31.05.2019 N 1 не соответствует требованиям к оформлению реквизитов протокола общего собрания, установленным частью 4 статьи 45 ЖК РФ и пунктами 8, 13, 15, 20 (пп. "а", "б", "г"), 21, 22 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр.
В силу части 4 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в Жилищном кодексе Российской Федерации, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещений в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Из материалов дела следует, что сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в МКД было размещено на информационных досках.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что собственниками помещений МКД был утвержден данный способ направления сообщения о проведении общего собрания собственников. Документы, подтверждающие направление сообщения о проведении общего собрания иным способом, отсутствуют.
Указанное свидетельствует о нарушении порядка уведомления собственников о проведении общего собрания, предусмотренного частью 4 статьей 45 ЖК РФ.
При этом, собрание в очной форме не проводились, собственники, обратившиеся с жалобой на действия управляющей компании, указали, что о проведении собрания в очно-заочной форме не знали, с договоров управления МКД не знакомы и его не подписывали.
Кроме того, в представленном Обществом протоколе общего собрания от 31.05.2019 N 1 в нарушение пункта 8 Приказа N 44/пр не указано место передачи оформленных решений собственников (однако указана дата и место подсчета голосов.
В нарушение пункта 13 Приказа N 44/пр сведения о присутствующих лицах отсутствуют.
В нарушение пункта 15 Приказа N 44/пр список лиц, приглашенных и присутствующих лиц отсутствует.
В нарушение пункта 20 Приказа N 44/пр отсутствуют такие приложения, как реестр собственников помещений, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений (подпункт "а"), копия текста сообщения о проведении общего собрания (подпункт "б"), список присутствующих и приглашенных лиц (подпункт "г").
В нарушение пункта 21 Приказа N 44/пр приложения к протоколу общего собрания не пронумерованы. Страницы протокола общего собрания и приложений не сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола не подписана председателем общего собрания.
В нарушение пункта 22 Приказа N 44/пр дата проставления подписи секретаря общего собрания отсутствует.
Таким образом, Обществом допущены существенные нарушения в части соблюдения порядка оформления и проведения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 31.05.2019 N 1.
Учитывая, что сам протокол общего собрания от 31.05.2019 N 1 составлен с грубыми дефектами, апелляционная коллегия полагает, что указанный документы не может достоверно свидетельствовать о волеизъявлении собственников помещений МКД, направленном в том числе на выбор управляющей компании и на утверждение договора управления.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявление и документы, представленные лицензиатом, не соответствуют требованиям подпункта "а" пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем приказ Министерства об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области и возврате заявления и документов вынесен правомерно.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2020 по делу N А21-14200/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Цветной Бульвар" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14200/2019
Истец: ООО "УК "Цветной Бульвар"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Третье лицо: Трапезников Евгений Николаевич, Прокофьева Юлия Сергеевна