В современных условиях развитие системы дошкольного образования в Российской Федерации направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. При этом акцент делается на создание равных стартовых возможностей обучения в начальной школе для как можно большего числа детей дошкольного возраста. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста, в каком бы регионе России он не проживал, к какой социальной группе не принадлежал, тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Исходя из этих задач, система дошкольного образования должна быть достаточно гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей, принадлежащих разным социальным группам и слоям населения.
Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
Наряду со строительством новых дошкольных образовательных учреждений, проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан Российской Федерации решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения должного качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.
Во многих субъектах РФ уже разработаны программы развития дошкольного образования как составной части региональной системы образования. Субъекты РФ целенаправленно вкладывают средства в развитие системы дошкольного образования, определив результатом этой работы значительное сокращение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Примером могут служить Волгоградская и Белгородская области, Республика Мордовия, Москва и другие, в которых к 2010 году предусмотрена ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения, то есть сроки предоставления места в указанных учреждениях соответствуют пожеланиям родителей, имеющих детей дошкольного возраста. В значительной части субъектов РФ - в их числе Курская, Брянская, Калужская и Томская области, Ненецкий автономный округ и другие - планируется сократить очередность более чем в два раза и уменьшить сроки предоставления места в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования с 1,5-2 лет до 3-6 месяцев.
Примером положительной динамики снижения очередности в ДОУ по отдельным показателям развития системы дошкольного образования в 2007-2010 годах могут служить Москва, Волгоградская область, Республика Мордовия, Белгородская область, Курская область, Брянская область (таблица).
Таблица
Годы
|
Показатели развития системы дошкольного образования
|
Субъекты РФ |
|||||
Москва |
Волгоградская область |
Республика Мордовия |
Белгородская область |
Курская область |
Брянская область |
||
2007
|
Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб. |
21 809 |
235 |
818 |
123 |
91,5 |
26,9 |
Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений |
100 |
16 |
5 |
3 |
11 |
7 |
|
Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений |
0 |
5 |
17 |
30 |
1 |
5 |
|
Показатели очередности, чел. |
14 370 |
10 424 |
212 |
4464 |
9105 |
2120 |
|
2008
|
Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб. |
27 347 |
265 |
1214 |
139 |
110,5 |
36,6 |
Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений |
200 |
15 |
5 |
3 |
11 |
7 |
|
Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений |
0 |
5 |
9 |
30 |
3 |
5 |
|
Показатели очередности, чел. |
0 |
5221 |
54 |
1800 |
6700 |
1800 |
|
2009
|
Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб. |
33 490 |
305 |
1366 |
248 |
145 |
30,7 |
Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений |
39 |
15 |
3 |
2 |
11 |
4 |
|
Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений |
0 |
5 |
6 |
26 |
3 |
6 |
|
Показатели очередности, чел. |
0 |
870 |
0 |
950 |
4000 |
950 |
|
2010
|
Объем средств бюджета субъекта РФ, млн. руб. |
41 040 |
331 |
1440 |
266 |
210 |
35,5 |
Строительство и ввод новых дошкольных образовательных учреждений |
35 |
15 |
3 |
5 |
14 |
3 |
|
Организация групп детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений |
0 |
5 |
6 |
16 |
2 |
6 |
|
Показатели очередности, чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
1500 |
130 |
Для обеспечения качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также повышение уровня доходов работников системы дошкольного образования.
Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Анализ информации, поступающей из субъектов РФ, показывает, что средний размер родительской платы в субъектах РФ колеблется от 176 рублей в месяц (Орловская область) до 2129 рублей (Ямало-Ненецкий автономный округ). Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 7% (Орловская область) до 20% (Республика Мордовия, Тверская, Рязанская, Иркутская, Ленинградская области и др.).
Во всех субъектах РФ размер родительской платы приведен в соответствие с ограничивающими его требованиями законодательства, а именно - родительская плата должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ст. 52.1 Закона РФ "Об образовании").
На федеральном уровне предприняты определенные меры по регулированию роста родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а именно:
- внесены изменения в законодательство Российской Федерации в части определения принципа установления родительской платы и установления предельного размера родительской платы (Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей");
- внесены изменения в законодательство Российской Федерации в части установления права граждан на получение компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей"; постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 846 "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования").
Учитывая изложенное, Минобрнауки России совместно с Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минфином России разработало и направило в Правительство РФ Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007-2010 годах, который предполагал реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества (приложение).
Правительство РФ одобрило Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007-2010 годах и направило в федеральные органы исполнительной власти (поручение от 22.06.2007 N ДМ-П44-3035 по реализации указанного Комплекса мер).
Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России рекомендует органам управления образованием субъектов РФ принять участие в реализации комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007-2010 годах, полагая главной целью своей деятельности улучшение демографической ситуации в Российской Федерации посредством предоставления гражданам гарантированного права на общедоступное дошкольное образование.
Результатами реализации комплекса мер по развитию дошкольного образования должны стать:
- обеспечение территориальной доступности качественного дошкольного образования;
- снижение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, к 2009 году - более чем в два раза, к 2011 году - ликвидация очередности, то есть предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в срок не более месяца со дня обращения родителей;
- обеспечение доступного размера родительской платы и предоставление льгот по родительской плате малообеспеченным категориям граждан;
- выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования.
Заместитель |
Н.В. Третьяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации содержат комплекс мер по обеспечению доступности и повышению качества дошкольного образования.
В частности, наряду с увеличением числа дошкольных учреждений необходимо развивать вариативные формы образования детей старшего дошкольного возраста. Рекомендовано предусмотреть на региональном уровне компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в детском саду.
Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, а также повышение уровня доходов работников системы дошкольного образования.
Методические рекомендации по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (извлечение) (направлены письмом Департамента государственной политики и нормативно-правовоговового регулирования в сфере образования от 30 июля 2007 г. N 03-1883 в органы Управления образованием субъектов РФ)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "ОвД. Информационно-аналитический бюллетень", 2008 г., N 8, в журнале "Вестник образования России", 2008 г., N 3, в журнале "Вестник образования", 2008 г., N 3 (тематическое приложение)