Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 октября 2020 г. N Ф04-3702/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
2 июля 2020 г. |
Дело N А03-17770/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кудряшевой Е.В.,
судей Иванова О.А.,
Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сперанской Н.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Барнаульская теплосетевая компания" (N 07АП-2532/18 (3)), конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "УК "Мой дом" Парфёненко Алексея Сергеевича (N 07АП-2532/18 (4)) на определение от 25.02.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17770/2017 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью УК "Мой дом" (656056, ул. Малотобольская,8-6, г. Барнаул, АК, ИНН: 2225124827, ОГРН: 1112225012019) по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "УК "Мой дом" Парфёненко Алексея Сергеевича к Жирновой Ирине Ивановне о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам бывшего руководителя и учредителя должника.
Суд
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Алтайского края от 13.10.2017 по заявлению АО "Барнаульская генерация" возбуждено дело о признании несостоятельным (банкротом) ООО "УК "Мой дом" (ИНН 2225124827) (далее - должник).
Определением суда от 22.11.2017 (резолютивная часть объявлена 15.11.2017) в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Парфёненко Алексей Сергеевич. Решением суда от 23.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 21.05.2018) в отношении должника открыта процедура конкурсного производства. Исполняющим обязанности конкурсного управляющего утвержден Парфёненко Алексей Сергеевич.
Определением суда от 22.06.2018 (резолютивная часть объявлена 21.06.2018) конкурсным управляющим должника утвержден Парфёненко Алексей Сергеевич (далее - конкурсный управляющий Парфёненко А.С.).
28.10.2019 в суд поступило заявление конкурсного управляющего Парфёненко А.С. к Жирновой Ирине Ивановне (далее - Жирнова И.И.) о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника бывшего руководителя и учредителя должника Жирнову И.И. в размере 6 887 941 рублей.
Определением от 25.02.2020 (резолютивная часть была объявлена 03.02.2020) Арбитражный суд Кемеровской области отказал в удовлетворении заявления конкурсного управляющего.
Не согласившись с вынесенным определением, АО "Барнаульская теплосетевая компания" и конкурсный управляющий должника просят отменить оспариваемое определение полностью, принять новый судебный акт, в котором удовлетворить заявление конкурсного управляющего должника, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение и толкование судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы АО "Барнаульская теплосетевая компания" приводит следующие доводы: суд первой инстанции неверно пришел к выводу о том, что непогашенная задолженность перед ресурсоснабжающими организациями является временной трудностью, а поведение руководителя должника - не влечет привлечение к субсидиарной ответственности; неправильное распределение судом бремени доказывания, так как именно Жирнова И.И. должна была доказывать отсутствие субсидиарной ответственности; ошибочный вывод суда о том, что задолженность перед ресурсоснабжающими организациями не может быть включена в размер субсидиарной ответственности.
В обоснование апелляционной жалобы конкурсный управляющий должника приводит следующие доводы: считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что новые правил главы III.2 Закона о банкротстве применимы только в части процессуальных отношений; также считает ошибочным вывод суда о том, что задолженность перед ресурсоснабжающими организациями не может быть включена в размер субсидиарной ответственности.
До судебного заседания в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв Жирновой И.И., в котором просит оставить оспариваемое определение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле и в процессе о банкротстве, не обеспечившие личное участие и явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "УК "Мой дом" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1112225012019, обществу присвоен ИНН 2225124827.
С 30.09.2011 должник состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 26.09.2017 директором общества и единственным учредителем с 30.09.2011 является Жирнова И.И.
Основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (код по ОКВЭД 68.32.1).
Из материалов дела следует, что кредиторы первой очереди отсутствуют;
во вторую очередь реестра требований кредиторов должника включены требования на сумму 100 050 руб. В третью очередь реестра требований кредиторов должника включены требования трех кредиторов в размере 7 722 601 руб. 49 коп., в том числе ОАО "Барнаульская генерация" на сумму 3 948 439 руб. 83 коп., ОАО "Барнаульская теплосетевая компания" 3 292 480 руб. 02 коп., ОАО "Алтайские коммунальные системы" на сумму 481 681 руб. 64 коп. Требования кредиторов не погашены.
По итогам инвентаризации имущества в конкурсную массу должника включено имущество в виде дебиторской задолженности балансовой стоимостью 4 764 028 руб. 94 коп. и рыночной стоимостью 499 549 руб. 28 коп.
За период процедуры банкротства на счет должника поступили денежные средства в размере 505 549 руб. 28 коп., из которых израсходовано 501 215 руб. 03 коп.
Денежные средства, полученные в результате взыскания конкурсным управляющим дебиторской задолженности составили 499 549 руб. 28 коп.
Расходы на проведение процедуры конкурсного производства составили 653 554 руб. 97 коп.
Таким образом, поступивших на расчетный счет должника денежных средств недостаточно для погашения текущих обязательств должника, требований, включенных в реестр требований кредиторов.
Полагая, что имеются основания для привлечения Жирновой И.И. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления конкурсного управляющего, исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии вины руководителя должника в наращивании кредиторской задолженности и непринятия им исчерпывающих мер по ее погашению, в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев обособленный спор и оценив представленные в дело доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, пришел следующим выводам.
Согласно положениям статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Закона о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ) Закон о банкротстве дополнен главой III.2 об ответственности руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве.
Согласно пункту 3 статьи 4 названного Закона рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 266-ФЗ), которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве (в редакции Закона N 266-ФЗ).
Новые правила, предусмотренные в главе III.2 Закона о банкротстве, в данном случае применяются только в части процессуальных правоотношений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон (решение от 01.10.1993 N 81-р; определения от 25.01.2007 N 37-О-О, от 15.04.2008 N 262-О-О, от 20.11.2008 N 745-О-О, от 16.07.2009 N 691-О-О, от 23.04.2015 N 821-О, постановление от 15.02.2016 N 3-П).
Поскольку вопросы субсидиарной ответственности - это вопросы отношений между кредиторами и контролирующими должника лицами, основания субсидиарной ответственности, даже если они изложены в виде презумпций, относятся к нормам материального гражданского (частного) права, и к ним не может применяться обратная сила, исходя из того, что каждый участник гражданского оборота должен быть осведомлен об объеме и порядке реализации своих частных прав по отношению к другим участникам оборота с учетом действующего в момент возникновения правоотношений правового регулирования.
В пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разъяснено, что положения Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 10) о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим органом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Закона N73-ФЗ. Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности по обязательствам должника Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 9) независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.
Предусмотренные указанные в редакции Закона N 73-ФЗ процессуальные нормы о порядке привлечения к субсидиарной ответственности (пункты 6 - 8 статьи 10 Закона о банкротстве и подпункт 2 пункта 1 статьи 50.10 Закона о банкротстве банков) подлежат применению судами после вступления в силу Закона N 73-ФЗ независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве.
Нормы процессуального права подлежат применению в редакции, действующей на дату обращения с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности.
Аналогичный подход к выбору применяемых норм и действию закона во времени в отношении субсидиарной ответственности закреплен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2018 N 308-ЭС17-6757(2,3) по делу N А22-941/2006.
В настоящем случае, с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности конкурсный управляющий обратился 28.10.2019, а обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения заинтересованного лица к субсидиарной ответственности, имели место в 2013 году, поэтому основания ответственности (материально-правовые нормы) должны применяться те, которые действовали в момент совершения правонарушения, а действие процессуальных норм определять с момента их поступления в суд.
Давая оценку доводам апелляционных жалоб о несоответствии поведения бывшего руководителя должника Жирновой И.И. требованиям законодательства, апелляционный суд поддерживает доводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве контролирующее должника лицо - лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, 9 основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, руководитель должника).
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - Постановление N 53), по общему правилу, необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия (пункт 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 1 статьи 61.10 Закона о банкротстве).
Осуществление фактического контроля над должником возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении и т.п.).
Суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника.
Жирнова И.И. являлась с 30.09.2011 по дату введения конкурсного производства (21.05.2018) руководителем должника и с 30.09.2011 по настоящее время единственным учредителем должника. Указанное лицо является лицом, контролирующим деятельность должника, по смыслу статьи 2 Закона о банкротстве.
Согласно статье 9 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей в спорный период, руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
- настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Основание, предусмотренное частью 2 статьи 10 Закона о банкротстве до внесения в него изменений Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ (статья 61.12 Закона о банкротстве в действующей редакции), для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности не связано с совершением действий или дачей обязательных для должника указаний, приведших должника к банкротству.
Ответственность возникает при неисполнении руководителем организации-должника обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в определенный законом срок.
В пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, отмечено следующее: Существенная и явная диспропорция между обязательствами и активами по сути несостоятельного должника и неосведомленностью об этом кредиторов нарушают права последних. В связи с этим для защиты имущественных интересов кредиторов должника введено правовое регулирование своевременного информирования руководителем юридического лица его кредиторов о неплатежеспособности (недостаточности имущества) должника.
Невыполнение руководителем требований закона об обращении в арбитражный суд с заявлением должника при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве, влечет неразумное и недобросовестное принятие дополнительных долговых обязательств в ситуации, когда не могут быть исполнены
существующие, заведомую невозможность удовлетворения требований новых кредиторов и, как следствие, убытки для них. В этом случае одним из правовых механизмов, обеспечивающих удовлетворение требований таких кредиторов при недостаточности конкурсной массы, является возможность привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве (статья 61.12 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ).
Таким образом, целью правового регулирования, содержащегося в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве (статья 61.12 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ), является предотвращение вступления в правоотношения с неплатежеспособной (несостоятельной) организацией (должником) контрагентов в условиях сокрытия от них такого состояния должника.
В пункте 9 постановления N 53 разъяснено, что обязанность руководителя по обращению в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный руководитель, находящийся в сходных обстоятельствах, в рамках стандартной управленческой практики, учитывая масштаб деятельности должника, должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, по смыслу пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве и разъяснений, данных в пункте 9 Постановления N 53 для целей разрешения вопроса о привлечении бывшего руководителя к ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 9 Закона о банкротстве установление момента подачи заявления о банкротстве должника приобретает существенное значение, учитывая, что момент возникновения такой обязанности в каждом конкретном случае определяется моментом осознания руководителем критичности сложившейся ситуации, очевидно свидетельствующей о невозможности продолжения нормального режима хозяйствования без негативных последствий для должника и его кредиторов.
В связи с этим в процессе рассмотрения такого рода заявлений, помимо прочего, необходимо учитывать режим и специфику деятельности должника, а также то, что финансовые трудности в определенный период могут быть вызваны преодолимыми временными обстоятельствами.
В данном случае необходимо учитывать специфику деятельности должника как управляющей компании заключается в сборе денежных средств с населения и оплате потребленной им энергии, при этом обязанность по оплате подлежит исполнению вне зависимости от наличия (отсутствия) в распоряжении управляющей организации денежных средств. Тем самым, ситуация, при которой такая организация имеет непогашенную задолженность перед ресурсоснабжающими организациями одновременно с кредиторской задолженностью населения, является обычной для функционирования управляющих организаций.
Из пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 53 от 21.12.2017 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" следует, что согласно общим положениям пункта 2 статьи 61.12 Закона о банкротстве размер субсидиарной ответственности руководителя равен совокупному размеру обязательств должника (в том числе по обязательным платежам), возникших в период со дня истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, и до дня возбуждения дела о банкротстве.
В силу специального регулирования при возврате уполномоченному органу заявления о банкротстве должника в связи с отсутствием надлежащих доказательств, подтверждающих вероятность обнаружения имущества должника, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, при определении размера субсидиарной ответственности руководителя учитываются обязательства должника, возникшие в период со дня истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве, и до дня возврата заявления уполномоченного органа.
Это специальное правило не применяется при возвращении уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом по иным основаниям.
Расходы, необходимые для проведения процедур банкротства, не учитываются при определении размера субсидиарной ответственности руководителя. Вместе с тем, если будет доказано, что при надлежащем исполнении руководителем обязанности по подаче заявления должника о собственном банкротстве размер таких расходов был бы меньше, эти расходы в части превышения, вызванного бездействием руководителя, принимаются во внимание при определении размера его субсидиарной ответственности (статья 1064 ГК РФ).
По общему правилу, при определении размера субсидиарной ответственности руководителя не учитываются обязательства перед кредиторами, которые в момент возникновения обязательств знали или должны были знать о том, что на стороне руководителя должника уже возникла обязанность по подаче заявления о банкротстве.
Это правило не применяется по отношению к обязательствам перед кредиторами, которые объективно вынуждены были вступить в отношения с должником либо продолжать существующие (недобровольные кредиторы), например, уполномоченный орган по требованиям об уплате обязательных платежей, кредиторы по договорам, заключение которых являлось для них обязательным, кредиторы по деликтным обязательствам (по смыслу статьи 1064 ГК РФ, пункта 3 статьи 61.12 Закона о банкротстве).
Исходя из приведенных позиций Верховного суда Российской Федерации следует, что привлечение к субсидиарной ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве по обязательствам должника, возникшим в период осведомленности кредиторов о финансовом положении должника недопустимо.
Давая оценку доводам апелляционных жалоб о возможности включения убытков ресурсоснабжающих компаний в размер субсидиарной ответственности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Гражданское законодательство Российской Федерации, регулируя отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходит из того, что таковой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абзац третий пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем, кредиторы должника, являясь ресурсоснабжающими организациями, продолжали исполнять свои обязательства по поставке энергии в условиях осведомленности о неисполнении управляющей компанией своих обязательств абонента по оплате потребленной энергии, водоснабжения и водоотведения, действовали добровольно и на свой риск.
Таким образом, в данном случае отсутствует такой признак, как вступление в правоотношения с неплатежеспособной (несостоятельной) организацией (должником) контрагентов в условиях сокрытия от них такого состояния должника, необходимый для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 9 и частью 2 статьи 10 Закона о банкротстве (статья 61.12 Закона о банкротстве в действующей редакции).
АО "Барнаульская генерация", АО "Барнаульская теплосетевая компания", АО "Алтайские коммунальные системы" не могли прекратить исполнение обязательств по поставке энергии, конечными получателями которой являлись жители многоквартирного дома.
Положениями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, предусмотрена возможность лишь временного прекращения или ограничения подачи энергоресурсов потребителям.
Согласно пункту 114 Правил N 354 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "б" пункта 122 Правил N 354).
Соответственно, ресурсоснабжающие организации, являющиеся кредиторами должника, не могли отказаться от заключенных договоров энергоснабжения, теплоснабжения, поскольку такие действия привели бы к отключению жилых многоквартирных домов от энергетических ресурсов.
Вместе с тем задолженность управляющей компании перед кредиторами, возникшая после неисполнения должником своих обязательств по оплате тепловой и электрической энергии, водоснабжению и водоотведению, может быть включена в размер субсидиарной ответственности на основании статей 9, пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве только в случае установления судом вины руководителя должника в наращивании кредиторской задолженности и непринятия им исчерпывающих мер по ее погашению.
На момент возбуждения дела о банкротстве срок исковой давности по взысканию дебиторской задолженности практически истек.
Вместе с тем, сводные ведомости начислений свидетельствуют о наличии задолженности на начало и конец периода, но не содержат сведений о принятии либо непринятии мер по взысканию задолженности и могут только свидетельствовать о производимых погашениях.
Доказательств, свидетельствующих о наличии вины руководителя должника в наращивании кредиторской задолженности и непринятия им исчерпывающих мер по ее погашению, в материалы дела не представлено.
В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" закреплен запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Право взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается только на наймодателя жилого помещения, управляющую организацию, иное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, реализация дебиторской задолженности населения за оказанные коммунальные услуги путем проведения торгов в процедуре конкурсного производства не соответствует нормам действующего законодательства. Указанная задолженность подлежит передаче новой управляющей компании.
Учитывая изложенное, а также то, что основным видом деятельности управляющей организации является управление жилым фондом, а основная часть кредиторской задолженности представляет собой задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, которая может возникнуть из-за несвоевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг собственниками помещений в многоквартирных домах и иными лицами, задолженность АО "Барнаульская генерация", АО "Барнаульская теплосетевая компания", АО "Алтайские коммунальные системы" не может быть включена в размер субсидиарной ответственности на основании статей 9, 10 Закона о банкротстве.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения Жирновой И.И. к субсидиарной ответственности по части 2 статьи 10 Закона о банкротстве (статья 61.12 Закона о банкротстве в действующей редакции).
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционных жалобахне приведено.
Оценивая иные изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие по сути законного и обоснованного судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 25.02.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17770/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "Барнаульская теплосетевая компания", конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "УК "Мой дом" Парфёненко Алексея Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Е.В. Кудряшева |
Судьи |
О.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17770/2017
Должник: ООО Управляющая компания "Мой дом"
Кредитор: АО "Барнаульская генерация", АО "Барнаульская теплосетевая компания"
Третье лицо: "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада", Парфененко Алексей Сергеевич, Управление Росреестра по АК
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3702/20
02.07.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2532/18
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17770/17
28.05.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2532/18
23.05.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17770/17
17.04.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2532/18
22.11.2017 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17770/17