Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2020 г. N Ф07-5963/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
05 июля 2020 г. |
Дело N А21-10876/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Савиной Е.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7658/2020) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала "ЖСК N 3" по Балтийскому флоту на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2020 по делу N А21-10876/2019 (судья Глухоедов М.С.), принятое
по иску ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по БФ
к МУП МО "ТЕПЛОТА"
3-е лицо: Министерство обороны РФ
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ "Центр ЖКУ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском об обязании муниципального унитарного предприятия Муниципального образования "Гвардейский городской округ "ТЕПЛОТА" (далее - МУП "ТЕПЛОТА", Предприятие) заключить договоры энергоснабжения с гражданами, проживающими по договорам найма, согласно реестра абонентов.
Определением от 29.10.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением от 17.02.2020 в иске отказано. Суд первой инстанции указал, что поскольку между Учреждением и Предприятием уже заключен договор теплоснабжения, а наниматели жилых помещений с таким волеизъявлением к ответчику не обращались, при том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не может изъявлять волю нанимателей жилых помещений указанных МКД, истец, как управляющая организация, обязана приобретать коммунальный ресурс у поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по теплоснабжению.
В апелляционной жалобе Учреждение просит указанное решение отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не учёл вопрос о соотношении публично-правового и жилищно-правового статуса собственника и нанимателя жилого помещения, сославшись на волю нанимателей жилых помещений в указанных МКД, не проанализировав указанных субъектов с позиций принадлежности им имущества в жилом фонде и как следствие не установил, что собственник жилья, и наниматель жилого фонда находятся по отношению друг к другу, в не равнозначном юридическом положении, поскольку именно на собственника жилых помещений возложены полномочия по решению вопросов, связанных с управлением и распоряжением имуществом в жилом доме, что предусмотрено пунктом 4.4. части 2 статьи 44 ЖК РФ. Специфика объекта управления по договору в данном случае заключается в том, что многоквартирный дом находится в собственности одного публично-правового образования (Министерство обороны РФ) и ни одно жилое или нежилое помещение не находится в собственности других лиц, в таком доме нет сособственников и не может быть общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, порядок управления такими домами устанавливает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, с учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о выборе управляющей компании принято единолично Министерством обороны Российской Федерации, выполняющим функции собственника указанных жилых домов в порядке части 7 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, если все помещения в многоквартирном доме принадлежат одному собственнику, податель жалобы считает, что решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме (пункт 7 статьи 46 ЖК РФ); 14.11.2018 единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России принято решение о заключении с 01.12.2018 года нанимателями жилых помещений прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
В отзыве на апелляционную жалобу Минобороны РФ поддержал позицию подателя жалобы. Одновременно Минобороны заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы Управления в отсутствии представителя Минобороны России.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, апелляционный суд, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд не установил оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (заказчик) и МУП "ТЕПЛОТА" (теплоснабжающая организация) заключён договор теплоснабжения N 07/18 от 07.11.2018 (далее - договор) на оказание коммунальной услуги по теплоснабжения специализированного жилого фонда, обслуживаемого ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в рамках договора З-УЖФ/БФ-2 управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными Силами Российской Федерации.
По указанному договору отопление подаётся в многоквартирный дом, расположенного по адресу: 238210, Калининградская область, Гвардейский район, г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 21.
Указанный многоквартирный дом является общежитием.
В соответствии с договором Учреждение оплачивает поставленный ресурс.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, и управление которым осуществляет Минобороны России.
В обоснование предъявленных требований Учреждение указало, 14.11.2018 единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России принято решение о включении с 01.12.2018 года нанимателями жилых помещений прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
В связи с этим в адрес МУП "ТЕПЛОСЕТЬ" направлены обращения от 24.09.2018 (исх. N 370/ЖКО/123-2037), от 22.11.2018 (исх. N 370/ЖКО/12/3-2635) о заключении прямых договоров с нанимателями на основании пункта 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции 59-ФЗ от 03.04.2019).
Поскольку указанные требования ответчиком не исполнено, Учреждение обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что между Учреждением и Предприятием уже заключен договор теплоснабжения, при том, что наниматели жилых помещений с таким волеизъявлением к ответчику не обращались, руководствуясь положениями статей 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не может изъявлять волю нанимателей жилых помещений указанных МКД.
При этом, сами наниматели жилых помещений в спорных домах в адрес МУП "ТЕПЛОСЕТЬ" с заявлениями о заключении прямых договоров энергоснабжения не обращались.
Вопреки доводам жалобы, Минобороны при принятии решения о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией принимает соответствующее решение только в отношении самого себя и не вправе своим решением возлагать соответствующие права и обязанности на иных лиц. По правилам статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по содержанию своего имущества возложена на собственника помещения, которым в данном случае является Минобороны. В целях управления своим имуществом Минобороны заключило договор управления N 3-УЖФ/БФ-2 от 29.09.2017 с Учреждением, которое оказывает услуги управления Минобороны.
Кроме того, судом первой инстанции верно указано, что заключение прямых договоров ресурсоснабжающей организацией в отношении специализированного жилого фонда, возможно только непосредственно с собственником данного жилого фонда, а не нанимателями.
При наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", действующей с 03.04.2018) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
Между тем, данная норма не распространяет свое действие на помещения специализированного жилищного фонда.
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесен специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 и части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
Доказательств принятия решений об исключении спорных жилых помещений из категории специализированного фонда уполномоченным органом в установленном порядке, не представлено.
Учитывая, что заключение прямых договоров по снабжению коммунальными ресурсами между нанимателями и арендаторами помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями действующим законодательством не предусмотрены, соответственно, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как управляющая организация, обязана приобретать коммунальный ресурс у поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по газоснабжению.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, обжалуемое решение соответствует обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2020 по делу N А21-10876/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10876/2019
Истец: ФГБУ ЖКС N 3 ф-ла "ЦЖКУ" Минобороны России по БФ, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по БФ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчик: МУП МО "Теплота"
Третье лицо: Министерство Обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5963/20
05.07.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7658/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10876/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10876/19