Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2020 г. N Ф08-6479/20 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2020 г. |
дело N А32-677/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от заявителя: представитель Цыкало Е.Г., доверенность от 25.12.2019; представитель Гришина В.С., доверенность от 06.02.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 по делу N А32-677/2020 по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, при участии третьего лица: Лебединского Дениса Николаевича о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - заявитель, АО "Краснодаргоргаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, Краснодарское УФАС России) о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3013/2019, признании недействительным представления от 19.12.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного по делу N 023/04/9.21-3013/2019.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемые постановления по делу об административном правонарушении и представление от 19.12.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку в действиях (бездействии) АО "Краснодаргоргаз" отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 признано незаконным постановление УФАС России по Краснодарскому краю от 19.12.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3013/2019 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб. и отменено полностью. Признано недействительным представление от 19.12.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного по делу N 023/04/9.21-3013/2019, как не соответствующее Постановлению Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а также нарушении управлением норм процессуального права.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым признать законность Постановления по делу N 023/04/9.21-3013/2019 от 19.12.2019 полностью.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Делая вывод о том, что у общества фактически имелась технологическая возможность подключения объекта Лебединского Д.Н., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, пр. 4-й им. Писателя Степанова, д. 6, к сети газораспределения, управление основывалось на утверждении подателя жалобы о наличии газопровода низкого давления на ул. 1-й пр. им. Писателя Степанова А.А. и его нахождении на расстоянии 120 метров (по прямой линии) от его объекта, а также выдаче АО "Краснодаргоргаз" технических условий заявителем на объекты, расположенные по адресам: ул. Писателя Степанова /5-й пр. им. Писателя Степанова, 32/2 (ТУ от 04.10.2019 N 11.1/4693), ул. Писателя Степанова, 12 (ТУ 30.10.2019 N 1103/5037). Судом первой инстанции не дана оценка тому, что в материалах дела имеется фото из публичной кадастровой карты г. Краснодара, согласно которому расстояние от объекта заявителя до ул. Писателя Степанова, по котроой проходит построенный и введенный в эксплуатацию газопровод низкого давления диаметром 315 мм, находящийся на балансе АО "Краснодаргоргаз" составляет менее 200 м по прямой линии, что подтверждается письменными пояснениями АО "Краснодаргоргаз" от 12.02.2020 (вх. От 04.03.2020 N 2615), предоставленными по аналогичному административному делу. Судом первой инстанции сделан неверный вывод об отсутствии документов, подтверждающих наличие газопровода, в непосредственной близости от объекта заявителя. Согласно разъяснениям ФАС России от 02.09.2019 N ВК/76347/19 если заявитель соответствует параметрам, указанным в п. 26(22) Постановления N 1021, но при этом мероприятия по подключению предусматривают строительство распределительных газопроводов, которые отсутствуют в Программе газификации и схеме газоснабжения, плата за подключение устанавливается исходя из установленных органом исполнительной власти (РЭК-ДЦиТ по КК) стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту. Отсутствие построенного газопровода по ул. Пр. 4-й им. Писателя Степанова, с учетом того, что расстояние от газоиспользующего оборудования объекта заявителя до сети газораспределения газораспределительной организации (газопровод по ул. им. Писателя Степанова) измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, не является основанием для отказа в выдаче ТУ и договора о подключении. Также судом первой инстанции не дана оценка тому, что Правила N 1314 не предусматривают обязанности Лебединского Д.Н. по поиску других заявителей, которым необходимо подключение объекта к сети газораспределения, а также обязанности подавать коллективную заявку на подключение к сети газораспределения. Требование АО "Краснодаргоргаз" о подаче коллективной заявки для строительства газопровода по ул. 4-й пр. им. Писателя Степанова, ставит подключение объекта Лебединского Д.Н. в зависимость от необходимости подключения соседних земельных участков, что не соответствует требованиям Правил N 1314. Из жалобы также следует, что ранее АО "Краснодаргоргаз" было привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ по делу об административном правонарушении N 82А/2019. Указанное постановление было обжаловано в судебном порядке, Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 п делу N А32-14038/2019, жалоба АО "Краснодаргоргаз" оставлена без удовлетворения, решение Арбитражного суда Краснодарского края - без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу Лебединский Д.Н. просил отменить решение суда первой инстанции по делу N А32-677/2020.
Как следует из отзыва, газопровод низкого давления находится по ул. им. Писателя Степанова труба Де315, по ул. Булонской, труба Де 160, что подтверждено Топосъемкой, расстояние от дома Лебединского Д.Н. до ул. им. Писателя Степанова и до ул. Булонская 100 м, что подтверждено на публичной кадастровой карте Краснодарского края, а также по ул. им. Писателя Степанова 12 и ул. им. Писателя Степанова/пр. 5-й им. Писателя Степанова, д. 32/2 были выданы ТУ N 115347, ТУ N 115234. Лебединский Д.Н. полагает, что АО "Краснодаргоргаз" намеренно уклоняется от выдачи технических условий.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Краснодаргоргаз" просило апелляционную жалобу управления оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Как следует из отзыва, для подключения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, 4-й пр. им. Писателя Степанова, д. N 6 к сети газораспределения необходимо запроектировать и построить распределительный газопровод низкого давления по 4-му пр. им. Писателя Степанова до ул. им. Писателя Степанова. Для обеспечения возможности подключения (технологического присоединения) заявленного Лебединским Д.В. объекта капитального строительства к сети газораспределения АО "Краснодаргоргаз", требуется строительство сети газораспределения, а не строительство газопровода-ввода, соответственно Лебединский Д.В. не может быть отнесен к первой категории заявителей, поскольку не соблюдены условия, необходимые для отнесения заявителя к первой категории. С учетом необходимости строительства помимо газопровода-ввода, газораспределительного газопровода, у АО "Краснодаргоргаз" отсутствовала техническая возможность в заключении с Лебединским Д.Н. договора о подключении технологическом присоединении объекта к сети газораспределения и выдачи ТУ. На сегодняшний день отсутствует актуализированная схема газоснабжения муниципального образования город Краснодар. Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 02.10.2019 по делу N 2а-7412/19 суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии мер к реализации полномочий, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации", обеспечению наличия актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения на территории муниципального образования город Краснодар, обязал администрацию муниципального образования город Краснодар обеспечить наличие актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения муниципального образования город Краснодар. Кроме того, согласно разделу VII Правил N 1314 предусмотрена процедура подключения заявителя по индивидуальному проекту. В отказе, изложенном в письме от 01.10.2019 N 11.1/4507, обществом разъяснен Лебединскому Д.В. порядок подключения (технологического присоединения) нескольких объектов капитального строительства, предусмотренный нормами Правил N 1314, что не нарушает права и законные интересы подателя заявки. Объект Лебединского Д.Н. территориально находится на 4-ом проезде им. Писателя Степанова, 6, где отсутствует газораспределительный газопровод. АО "Краснодаргоргаз" не допущено нарушение требований п. 74 Правил N 1314.
В судебное заседание заинтересованное лицо, третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило заявление Лебединского Д.Н. (вх. от 07.10.2019 N 13012) на действия АО "Краснодаргоргаз".
При ознакомлении с представленными материалами проверки, управлением установлено, что 30.09.2019 Лебединский Д.Н. подал в АО "Краснодаргоргаз" заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, пр. 4-й им. Писателя Степанова, д. 6 (далее - объект) к сети газораспределения.
По результатам рассмотрения заявки в адрес заявителя со стороны АО "Краснодаргоргаз" письмом от 01.10.2019 N 11.1/4507 предоставлен отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения, в виду отсутствия построенного распределительного газопровода в районе земельного участка заявителя, для возможности подключения необходимо запроектировать и построить газопровод. В связи с чем, общество предложило подать коллективную заявку от владельцев земельных участков на строительство указанного газопровода.
Лебединский Д.Н. в обращении сослался на наличие газопровода низкого давления на ул. 1-й пр. им. Писателя Степанова А.А., а также указал, что расстояние от газопровода до объекта заявителя по прямой линии составляет 120. Кроме того Лебединский Д.Н. указал, что АО "Краснодаргоргаз" выдает ТУ заявителям на объекты, расположенные по адресам: ул. Писателя Степанова/5-й пр. им. Писателя Степанова, 32/2 (ТУ от 04.10.2019 N 11.1/4693), ул. Писателя Степанова, 12 (ТУ 30.10.2019 N 1103/5037).
Управление пришло к выводу о том, что требование АО "Краснодаргоргаз" о подаче коллективной заявки на подключение объектов к сети газораспределения не является основанием для отказа в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения и не направления в адрес заявителя проекта соответствующего договора о подключении и ТУ.
Отказ, направленный АО "Краснодаргоргаз" в адрес заявителя письмом от 01.10.2019 N 11.1/4507 в заключении договора об осуществлении технологического присоединения, по мнению управления не соответствует требованиям Правил N 1314. АО "Краснодаргоргаз" учитывая дату регистрации заявки от 30.09.2019 N 115334 должно было в срок до 21.10.2019, т.е. в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, направить подписанный со своей стороны проект договора о подключении. АО "Краснодаргоргаз" в нарушение требований подпункта "в" пункта 74 Правил N 1314, не осуществлены действия по направлению заявителю подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в 2-х экземплярах и технических условий любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение па руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении, в установленный срок.
Должностным лицом Краснодарского УФАС России 05.12.2019, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-3013/2019, в котором действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Копия протокола направлена в адрес АО "Краснодаргоргаз" по почте.
Заместителем руководителя управления 19.12.2019, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-3013/2019, по результатам которого вынесено постановление о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 руб.
Копия постановления направлена в адрес общества по почте.
Также в отношении общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ от 19.12.2019.
Не согласившись с постановлением и представлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 2 статьи 211 АПК РФ основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Также, в соответствии с пунктом 60 Правил N 1314, по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно пункту 81 Правил N 1314, договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
На основании пункта 88 Правил N 1314, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта "а" пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 1314, исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
На основании подпункта "в" пункта 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 74 (1) Правил N 1314 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 года N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение. Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Таким образом, при рассмотрении поступившей заявки, исполнитель обязан проверять техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, 30.09.2019 года Лебединский Д.Н. подал в АО "Краснодаргоргаз" заявку о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, пр. 4-й им. Писателя Степанова, д. 6 к сети газораспределения.
По результатам рассмотрения заявки Лебединского Д.Н., обществом составлен мотивированный отказ, изложенный в письме от 01.10.2019 N 11.1/4507, который получен подателем заявки в пределах срока, предусмотренного Правилами N 1314.
Отказ мотивирован тем, что для подключения объекта Лебединского Д.Н. к сети газораспределения, необходимо запроектировать и построить распределительный газопровод низкого давления по 4-му пр. им. Писателя Степанова, в связи с чем, подателю заявки и правообладателям смежных земельных участков предложено обратиться в АО "Краснодаргоргаз" с коллективной заявкой на строительство газопровода.
Таким образом, основанием для отказа общества в заключении договора на подключение объекта Лебединского Д.Н. к сети газораспределение, явилось отсутствие технической возможности.
В связи с чем, ссылка заявителя жалобы на отказ общества в заключении договора связан с необходимостью обращения с коллективной заявкой подлежит отклонению.
Вопреки доводам апеллянта о наличии у общества технологической возможности подключения объекта Лебединского Д.Н., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, пр. 4-й им. Писателя Степанова, д. 6, к сети газораспределения, в материалы дела не представлены доказательства наличия газопровода низкого давления на ул. 1-й пр. им. Писателя Степанова А.А. и его нахождение на расстоянии 120 метров (по прямой линии) от объекта Лебединского Д.Н., что позволяло бы обществу осуществить технологическое присоединение данного объекта к вышеуказанной сети, без строительства распределительного газопровода низкого давления по 4-му пр. им. Писателя Степанова.
Вопросы наличия (отсутствия) возможности технологического присоединения объекта Лебединского Д.Н. к газопроводу низкого давления, расположенному на ул. 1-й пр. им. Писателя Степанова А.А., предметом исследования и оценки при принятии антимонопольным органом оспариваемого постановления не являлись, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Лебединский Д.Н. не относится к "заявителям первой категории", на что указано АО "Краснодаргоргаз".
В соответствии с п. 2 Правил N 1314 заявители "первой категории" - заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
Отнесение заявителя к той или иной категории, возможно только при соблюдении всей совокупности критериев, предусмотренных п. 2 Правил N 1314.
То есть, для заявителя первой категории должны быть соблюдены одновременно следующие условия:
- максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час;
- расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров;
- мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов-вводов.
Для подключения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, 4-й пр. им. Писателя Степанова, дом N 6 к сети газораспределения необходимо запроектировать и построить распределительный газопровод низкого давления по 4-му пр. им Писателя Степанова до ул. им. Писателя Степанова.
Для обеспечения возможности подключения (технологического присоединения) заявленного Лебединским Д.В. объекта капитального строительства к сети газораспределения АО "Краснодаргоргаз", требуется строительство сети газораспределения, а не строительство газопровода-ввода, соответственно Лебединский Д.В. не может быть отнесен к первой категории заявителей, поскольку не соблюдены все три условия необходимые для отнесения заявителя к первой категории.
Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878) устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей.
В подпункте "а" пункта 3 Правил N 878 определено понятие "распределительные газопроводы", согласно которому к ним относятся газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 878 "газопровод-ввод" - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.
Таким образом, с учетом необходимости строительства помимо газопровода-ввода, газораспределительного газопровода, у АО "Краснодаргоргаз" отсутствовала техническая возможность в заключении с Лебединским Д.Н. договора о подключении технологическом присоединении объекта к сети газораспределения и выдачи ТУ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69) охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с пунктом 1 Правил охраны газораспределительных сетей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, правила, разработанные на основании Закона N 69, устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
Данные Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность (пункт 2).
В силу пункта 7 Правил N 878 вдоль трасс газопроводов устанавливаются охранные зоны в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии не менее 2 метров с каждой стороны газопровода.
Таким образом, поскольку подключение объекта заявителя осуществляется к существующей сети газораспределения, то при отсутствии построенного газораспределительного газопровода заключение договора, а также выдача ТУ Лебединскому Д.Н. и строительство газопровода-ввода не представляется возможным, поскольку выдача ТУ по указанному выше адресу приведет к нарушению охранных зон, предусмотренных Правилами N 878, и, как следствие, невозможности дальнейшей газификации иных собственников по указанной улице, на что также указано АО "Краснодаргоргаз".
Заключение договора и выдача ТУ заявителю возможна после строительства газораспределительного газопровода.
Постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края N 921 от 10.12.2018 утверждена региональная программа "Газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Краснодарского края на 2019-2023 годы".
Вместе с тем, газификация объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, уд. Писателя Степанова, 6, не входит в перечень объектов строительства АО "Краснодаргоргаз", финансируемых за счет средств специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
АО "Краснодаргоргаз" утвердило перечень объектов строительства, финансируемых за счет прибыли в рамках соглашений (регуляторных контрактов) об условиях осуществления регулируемой деятельности между ФАС России и администрацией Краснодарского края на 2020-2021 годы, однако объект, расположенный по адресу: г. Краснодар. Прикубанский внутригородской округ, ул. Писателя Степанова, 6, не входит в перечень объектов строительства АО "Краснодаргоргаз" на 2020-2021 годы.
Основанием обращения в органы местного самоуправления может явиться получение от газораспределительной организации мотивированного отказа в выдаче технических условий.
Согласно пункту 23 Правил N 1314, в случае отказа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который утвердил региональную программу газификации или в полномочия которого входит ее утверждение (в случае если региональная программа газификации не утверждена), во внесении изменений в региональную программу газификации (в ее разработке и утверждении) указанный орган обязан обосновать отказ и предоставить заявителю информацию об иных возможностях газоснабжения объекта капитального строительства, в том числе о возможности его подключения (технологического присоединения) путем заключения соглашения об уступке права на использование мощности.
На основании Правил N 1314, заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший программу газификации, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к сети газораспределения объекта капитального строительства расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Писателя Степанова, 6.
В силу пункта 113 Правил N 1314 в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения нескольких объектов капитального строительства, принадлежащих различным заявителям, при условии создания единой сети газораспределения, к которой предполагается осуществить подключение всех указанных объектов, запрос о предоставлении технических условий и (или) заявка о подключении (технологическом присоединении) от имени нескольких заявителей подаются одним уполномоченным ими в соответствии с законодательством Российской Федерации представителем (коллективный запрос о предоставлении технических условий и (или) коллективная заявка о подключении (технологическом присоединении). В таких случаях исполнителем выдаются одни технические условия и (или) заключается один договор о подключении между исполнителем и указанным представителем.
По договору о подключении в случаях, указанных в пункте 113 Правил подключения, плата за услуги по подключению, включающие в себя мероприятия по строительству единой сети газораспределения от существующей сети газораспределения и газопроводов-вводов до границ земельных участков, принадлежащих каждому заявителю, вносится указанными заявителями исходя из заявленной максимальной мощности газоиспользующего оборудования, принадлежащего каждому из таких заявителей, в отношении которого подана соответствующая заявка о подключении.
В отказе от 01.10.2019 N 11.1/4507, обществом разъяснен Лебединскому Д.Н. порядок подключения (технологического присоединения) нескольких объектов капитального строительства, предусмотренный вышеуказанными нормами Правил N 1314, что не нарушает права и законные интересы подателя заявки.
Абзацем вторым пункта 15 Правил N 1314 установлено, что состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.
Согласно статье 8.1.Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Из пояснений АО "Краснодаргоргаз" следует, что исходя из решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 02.10.2019 по делу N 2а-7412/19 (вступило в силу согласно апелляционному определению по делу N ЗЗа-3784/20 от 11.02.2020) администрацией муниципального образования г. Краснодар не обеспечено наличие актуальной схемы газоснабжения муниципального образования город Краснодар, актуализация (корректировка) схемы газоснабжения не выполнена, что не соответствует положениям п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ, п. 1 ч.5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 02.10.2019 по делу N 2а-7412/19 суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии мер к реализации полномочий, предусмотренных п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации", обеспечению наличия актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения на территории муниципального образования город Краснодар; обязал администрацию муниципального образования город Краснодар обеспечить наличие актуализированных схем газоснабжения, электроснабжения муниципального образования город Краснодар.
Ссылка управления на выдачу техусловий заявителям на объекты расположенные по адресу: им. Писателя Степанова/пр. 5-ый Писателя Степанова, 32/2 (Тарасевич Ю.Н.); ул. им. Писателя Степанова, 12 (Быков Д.В.) несостоятельна, поскольку управлением не учтено, что данные объекты находятся в непосредственной близи построенного газопровода (первый этап) по ул. им. Писателя Степанова. Однако, объект Лебединского Д.Н. территориально находится на 4-й проезде им. Писателя Степанова, 6, где отсутствует газораспределительный газопровод. Для подключения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, 4-й пр. им. Писателя Степанова, дом N 6 к сети газораспределения необходимо запроектировать и построить распределительный газопровод низкого давления по 4-му пр. им Писателя Степанова до ул. им. Писателя Степанова.
Таким образом, АО "Краснодаргоргаз" не допущено нарушение требований пункта 74 Правил N 1314.
В действиях АО "Краснодаргоргаз", отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Из текста оспариваемого постановления следует, что действия общества квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (повторное совершение административного правонарушения), ввиду его привлечения ранее к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (дело N А32-35328/2018).
В рамках дела N А32-35328/2018 обществом оспаривалось постановление антимонопольного органа от 03.08.2018 года о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2018 года по делу N А32-35328/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Данное решение вступило в законную силу 05.11.2018. С учетом положения 31.1 КоАП РФ вышеуказанное постановление управления по делу об административном правонарушении от 03.08.2018 вступило в законную силу 05.11.2018.
Постановление управления по делу об административном правонарушении от 03.08.2018, на момент вынесения решения суда от 19.10.2018 было исполнено обществом, административный штраф оплачен в полном объеме.
Таким образом, с учетом даты вступления вышеуказанного постановления в законную силу (05.11.2018), общество считалось подвергнутым административному наказанию до 06.11.2019 (один год).
Таким образом, на момент рассмотрения управлением материалов дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-3013/2019 и вынесения оспариваемого постановления от 19.12.2019, отсутствовала повторность совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество на основании оспариваемого постановления антимонопольного органа от 19.12.2019 неправомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом выводов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 19.12.2019, не соответствует требованиям статьи 29.13 КоАП РФ и нарушает права и законные интересы общества.
Заявленные требования АО "Краснодаргоргаз" о признании незаконным постановления управления о наложении штрафа от 19.12.2019 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-3013/2019, признании недействительным представления от 19.12.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного по делу N 023/04/9.21-3013/2019, являются обоснованными.
Таким образом, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 по делу N А32-677/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 по делу N А32-677/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-677/2020
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Лебединский Д.Н.