г. Самара |
|
06 июля 2020 г. |
А55-33399/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С. и Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн" - Печёнов А.И., доверенность от 13.01.2020,
от общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - Абрамцева Н.В., доверенность от 27.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2020 по делу N А55-33399/2019 (судья Михайлова М.В.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы",
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн",
о взыскании 686.581 руб. 72 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн" о взыскании 686.581 руб. 72 коп. - задолженность по договору N 2-1749/60 от 01.01.2019 за период июль 2019 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 29 июня 2020 года.
Представитель ГБУЗ СОКГВВ в судебном заседании доводы изложенные в апелляционной жалобе поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Самарские коммунальные системы" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыву.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - Истец, организация ВКХ) и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн" (далее - Ответчик, Абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 2-1749/60 от 01.01.2019 г. (далее - Договор).
Подпунктом Д пункта 13 Договора установлено, что организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод был произведен Истцом и Ответчиком в соответствии с IV разделом Правил N 525 в присутствии представителя абонента.
15.07.2019 Истец и Ответчик произвели отбор проб, о чем свидетельствует акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации г.о. Самары.
По результатам протокола N 1057 от 17.07.2019 анализов отбора проб сточных вод отводимых, Ответчиком в систему канализации, зафиксировано превышение загрязняющие вещества, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2019 года был произведен на основании результата отбора проб произведенного 03.06.2019 и 15.07.2019 года представленных аккредитованной лабораторией Истца. Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2019 г. рассчитана на объем сточных вод, отведенных за с 01.06.2019 по 15.07.2019 (не более 3 календарных месяцев), на концентрацию загрязняющих веществ выявленных в июне 2019 года.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2019 года рассчитана по превышению концентрации загрязняющих веществ обнаруженных при отборе проб 15.07.2019. При этом объем сточных вод учитывался в соответствии с п. 123 Правил N 644, т.е. с начала календарного месяца в котором зафиксировано превышение (с 01.07.2019) до следующего отбора проб.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период: июль 2019 г. составила 686 581 руб. 72 коп.
Истец направил ответчику счет-фактуру N 25/7158 от 31.07.2019.
Ответчик не выполнил обязательство по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июль 2019 года в сумме 686.581 руб. 72 коп.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 17.09.2019 с предложением погасить образовавшуюся задолженность. Однако обязательство по оплате потребленной электроэнергии ответчиком исполнено не было.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Согласно пункту 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 113 Правил N 644 установлено, что значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктами 64, 65 Правил N 167, абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод; контроль за соблюдением абонентом таких нормативов осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (пункт 67 Правил N 167).
Требования к порядку отбора проб сточных вод и составления акта указаны в пунктах 19, 22, 27 и 32 Правил осуществления контроля состава и свойств сточной воды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб, из контрольных канализационных колодцев. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляются два экземпляра акта отбора проб.
Правилами N 525 предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления (пункт 21).
Судом первой инстанции установлено, что ответчик был уведомлен о проведении отбора проб сточных вод по телефону.
15.07.2019 представитель Истца совместно с представителем Ответчика произвели отбор проб сточных вод из контрольных согласованных колодцев КК-25, КК-22, расположенного по адресу ул. 22 Партсъезда, 43 о чем составлен акт отбор проб, подписанный представителем Истца и представителем Ответчика.
Отбор проб производился с участием представителя Ответчика (абонента) Куколева М.А., в контрольных согласованных колодцах Ответчика, претензий к акту отбора проб со стороны Ответчика не поступало.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.). Следовательно, у истца отсутствовали основания сомневаться в наличии у сопровождающего их лица полномочий на подписание указанного акта.
Кроме того, представитель Ответчика Куколев М.А. и ранее принимал участие в отборе проб сточных вод, что подтверждается актами отбора от 11.01.2018 от 12.04.2018 от 19.11.2018 от 06.02.2019.
Указанные Правила и Договор не содержат условий о недействительности результатов отбора проб из контрольных колодцев, проведенного без участия ответственного представителя Ответчика (абонента). При этом ни пункт 21 Правил N 525, ни условия Договора не содержат требования о том, что уведомление должно направляться именно лицу, в должностные обязанности которого входит контроль за отбором проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Обязанность контролировать соблюдение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод возложена на предприятие ВКХ.
Ответчик не представил доказательств отсутствия загрязняющих веществ в сточных водах, поэтому утверждение ответчика о недействительности акта отбора проб, подписанных представителем абонента, отклоняется апелляционным судом.
Поскольку в момент отбора и позднее, представитель истца не был уведомлен о том, что Куколев М.А., является неуполномоченным лицом. Отборы проб произведены истцом и ответчиком в колодцах канализации, согласованных сторонами в схеме точек отбора проб сточных вод.
Акт отбора проб подписан без замечаний, что свидетельствует о соблюдении порядка отбора указанных проб сточных вод.
Таким образом, действия истца не противоречат требованиям пунктам 19, 21 Постановления N 525 и Договору.
Инженером-химиком Скорая А.В. испытательной химико-бактериологической лабораторией сточных вод (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N РОСС RU0001.519067) 18.07.2019 была обнаружена техническая ошибка на первой странице акта отбора проб ГБУЗ СОКГВВ от 15.07.2019 г., в графе: организация, осуществляющая отбор проб, указана организация АО "Водные технологии" вместо ООО "Самарские коммунальные систем". Вторая страница - соответствует действительности ООО "СКС". В акте отбора проб ГБУЗ СОКГВС от 17.07.2019 г. было внесено исправление и зафиксировано в уведомление о несоответствии.
Согласно протокола исследования сточной воды N 1057 от 17.07.2019 г., выполненного испытательной химико-бактериологической лабораторией сточных вод ООО "Самарские коммунальные системы", имеются нарушения норм сброса, приведенных в приложении N 5 Правил N 644.
Таким образом, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль для абонента ГБУЗ СОКГВВ была начислена по загрязняющим взвешенным веществам.
По сведениям отдела контроля и учета по юридическим лицам объем сточных вод от абонента ГБУЗ СОКГВВ за июль 2019 г. составляет 3958 м3.
В 2019 года Ответчик не предоставил в адрес ООО "Самарские коммунальные системы" декларацию о составе и свойствах сточных вод, поэтому в соответствие п. 123(2) Правил N 644 в случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора контрольных проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной на основании результатов указанных контрольных проб, дополнительно применяется коэффициент 2.
Таким образом, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2019 г. составила: 279 416,12 руб. х 2 = 558 832 руб. 24 коп. (без НДС).
06.06.2019 Истцом и Ответчиком был произведен совместный отбор проб из контрольных согласованных колодцев КК-25, КК-22, в КК-31, КК-23 (стр) отбор не производился так как в этих колодцах стоков не было.
Отбор сточных вод производился без отбора параллельной пробы.
Согласно протокола исследования сточной воды N 844 от 06.06.2019 г., выполненного испытательной химико-бактериологической лабораторией сточных вод ООО "Самарские коммунальные системы", имеются нарушения норм сброса, приведенных в приложении N 5 Правил N 644.
Согласно расшифровке индекса Q формулы (объем сточных вод), содержащийся в пункте 123 Правил 644, учитывается объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3-х календарных месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.
Таким образом, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в июле рассчитана на концентрацию взвешенных веществ 360 мг/л (протокол N 844 от 06.06.2019) и на объем сточных вод, отведенных за 15 дней июля (дата следующего отбора).
Объем, сточных вод по абоненту Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический госпиталь ветеранов войн" за июль 2019 г. составил 3958 м.куб.
Таким образом, плата за негативное воздействие на работу централизованной систем водоотведения в июле рассчитана на концентрацию взвешенных веществ 360 мг/л на объем сточных вод, отведенных за 15 дней июля (дата следующего отбора).
Отбор сточных вод производился 15.07.2019 то объем сточных вод за 15 дней составит (3958 : 31) х 15= 1915 м3.
Тарифы на водоснабжение и водоотведение для истца утверждены приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.05.2017 г. N 133 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Самарские коммунальные системы".
В 2019 Ответчик не предоставил в адрес ООО "Самарские коммунальные системы" декларацию о составе и свойствах сточных вод, поэтому в соответствие п. 123(2) Правил N 644 в случае отсутствия у абонентов поданной в установленном порядке декларации, дополнительно применяется коэффициент 2.
Таким образом, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ в июле 2019 г. (на концентрацию взвешенных веществ 360 мг/л выявленных в июне 2019 г.) составила: П = 6 659,60 х 2 = 13 319,2 руб. (без НДС).
Всего сумма платы за июль 2019 г. с НДС (20 %) с учетом протоколов N 1057 от 17.07.2019 г.и N 844 от 06.06.2019 г. составила: = 558 832,24 + 13 319,2 = 572 151,44 = 686 581 руб. 72 коп.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2020 по делу N А55-33399/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33399/2019
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический госпиталь для ветеранов войн"