Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 сентября 2020 г. N Ф05-12737/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
7 июля 2020 г. |
дело N А40-323584/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 07.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2020
по делу N А40-323584/19
по заявлению ООО "Эйджи-Ойл" (ОГРН 1047796904088)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
третье лицо: Государственная инспекция по недвижимости г. Москвы
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Сухов Д.А. по доверенности от 30.12.2019;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2020 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 11.11.2019 N 77/009/281/2019-4576 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Эйджи-Ойл" в установленном законом порядке.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Государственная инспекция по недвижимости г. Москвы.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Эйджи-Ойл" принадлежит на праве собственности помещение площадью 200,4 кв.м., расположенное в здании по адресу: Москва, Варшавское шоссе, дом 1, стр. 1 - 2 на основании договора купли-продажи нежилого помещения, заключенного с ООО "Варшавка" от 23.11.2011 N W-96, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77-АН 655509 от 28.12.2011 (кадастровый (или условный) номер: 77-77-05/049/2011-615, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N77-77-05/050/2011-760, кадастровый номер: 77:05:0001020:2466.
14.08.2019 заявитель совместно с Таврическим банком (АО) обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ипотеки в отношении указанного помещения на основании последующего договора ипотеки от 21.06.2019 N 756/757-КР/2019-5.
В соответствии с описью принятых документов плановая дата выдачи документов по результатам оказания государственной услуги установлена 22.08.2019. Однако 11.11.2019 ООО "ЭйДжи-Ойл" получено уведомление от 11.11.2019 N 77/009/281/2019-4576 об отказе в снятии приостановления государственной регистрации ипотеки в связи с не устранением причин, послуживших причиной для принятия решения о приостановлении государственной регистрации.
В оспариваемом уведомлении регистратор сослался на наличие указания о необходимости ограничения регистрационных действий в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, дом 1, стр. 1-2, содержащегося в письме заместителя Мэра г. Москвы от 11.07.2019 N 21-41-158/9 и указано на то, что в рамках реализации постановления Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" объект включен в приложение N2 постановления.
Не согласившись с указанным уведомлениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" договор об ипотеке подлежит государственной регистрации. Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя (ст. 20 Федерального закона N 102-ФЗ).
Государственная регистрация договора об ипотеке является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об ипотеке.
Согласно ст. 38 Федерального закона N 102-ФЗ лицо, которое приобрело заложенное по договору об ипотеке имущество в результате его отчуждения или в порядке универсального правопреемства, в том числе в результате реорганизации юридического лица, становится на место залогодателя и несет все обязанности последнего по договору об ипотеке.
Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Управление, являясь регистрирующим органом, осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 13 ст. 53 Закона о недвижимости особенности государственной регистрации ипотеки могут устанавливаться Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Регистрирующий орган указывает на то, что в ходе правовой экспертизы представленных заявителем документом, им установлено, что объект обладает признаками самовольной постройки, что отражено и в письме заместителя Мэра г. Москвы от 11.07.2019 N 21-41-158/9.
Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Требования к составу, содержанию и форме документов, необходимых для государственной регистрации, установлены ст. 18 Закона о регистрации.
Пакет документов, поданных на регистрацию сформирован надлежащим образом, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 14.08.2019.
Письмо заместителя Мэра г. Москвы не является нормативным актом.
Признание постройки самовольной допускается лишь решением суда.
Такое решение отсутствует.
Государственный регистратор посчитал, что включение здания в указанный перечень, определенный постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, свидетельствует о том, что оно является самовольной постройкой и в силу п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, не вправе распоряжаться этим объектом.
Между тем, согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" государственная регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности заявителя на указанное помещение не оспаривалось в установленном законом порядке.
Заявитель обратился за регистрацией обременения права собственности на уже существующий объект недвижимости, права собственности на который зарегистрированы надлежащим образом.
Спор о праве на объект недвижимости отсутствует.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о регистрации прав регистрация ипотеки проводится на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя после государственной регистрации вещных прав залогодателя на соответствующее недвижимое имущество.
К указанному заявлению прилагается договор об ипотеке вместе с указанными в таком договоре документами.
В государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые для регистрации.
Из материалов дела следует, что заявителем в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, в связи с чем оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству.
В силу ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Из материалов дела следует, что обществом при обращении с соответствующим заявлением выполнены все установленные законодательством требования.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях устранения допущенных нарушений законных прав и интересов заявителя, судом первой инстанции правомерно возложена на регистрирующий орган в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Эйджи-Ойл" в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2020 по делу N А40-323584/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-323584/2019
Истец: ООО "ЭЙДЖИ-ОЙЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ