г. Санкт-Петербург |
|
07 июля 2020 г. |
Дело N А21-15896/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13809/2020) общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2020 по делу N А21-15896/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания от 03.10.2019 N ЖК-2/2392-1/ЖСА/21753-вх
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дом-Сервис" (ИНН 3906294718, место нахождения: 236005, г.Калининград, Киевская, дом 67; далее - заявитель, Общество, ООО "Дом-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) от 03.10.2019 N ЖК-2/2392-1/ЖСА/21753-вх.
Решением суда от 24.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Дом-Сервис" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 24.03.2020, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что повышения тарифа на услугу "Обслуживание жилья" Общество не осуществляло, в связи с чем предписание является незаконным, так как возлагает на Общество обязанность по перерасчету платежей, внесенных собственниками многоквартирного дома (МКД) в размере, предусмотренном условиями договора управления многоквартирным домом.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Министерством в суд апелляционной инстанции представлен отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы Общества отклонены.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерство на основании приказа от 16.09.2019 N ЖК-N5061/пр провело в отношении Общества внеплановую документарную проверку с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя многоквартирного дома N 98 по улице Коммунистической в Калининграде (далее - МКД) по вопросам повышения платы за содержание общего имущества.
По результатам проверки составлен акт проверки от 03.10.2019 N ЖК-1/5061/ЖСА/21753-вх, в котором отражено, что Общество за апрель-декабрь 2018 года производило начисление платы за "Обслуживание жилья" в размере 12,60 руб./кв.м; с января по март 2019 года в размере 11,35 руб./кв.м; с апреля 2019 в размере 9,10 руб./кв.м; при этом с апреля 2019 года производится дополнительно начисление платы за содержание контейнерной площадки - 2,25 руб/кв.м
Вместе с тем, согласно протоколу общего собрания от 27.06.2017 собственников помещений МКД был утвержден тариф "Содержание жилья" в размере 9,10 руб./кв.м. Решение об установлении платы за "Обслуживание жилья" в размере 12,60 руб./кв.м и 11,35 руб./кв, а также платы за "Содержание контейнерной площадки" в размере 2,25 руб./кв.м собственниками помещений МКД не утверждалось.
На основании изложенного, Министерство пришло к выводу о нарушении Обществом подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; части 7 статьи 156, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491); подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
По результатам проверки Министерством 03.10.2019 выдано предписание от 03.10.2019 N ЖК-2/2392-1/ЖСА/21753-вх, которым Обществу предписано в срок до 04.12.2019 произвести перерасчет (путем снятия) платы всем жильцам (собственникам, нанимателям) МКД N 98 по ул.Коммунистической в г. Калининграде за "Обслуживание жилья" в соответствии с утвержденным решением общего собрания собственников от 27.06.2017 размера платы за содержание жилья 9,10 руб./кв.м с октября 2018 года по март 2019 года; а также за "Содержание контейнерной площадки" выставляемой отдельной строкой с апреля 2019 года до момента исполнения предписания.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Дом-Сервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 24.03.2020 в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил N 491).
В силу пункта 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения собственников МКД, оформленного протоколом от 27.06.2017, размер платы за "содержание жилья" определен в сумме 9,10 руб. с 1 кв.м. (л.д. 49-50).
В Приложении N 5 договора управления МКД от 01.07.2017 (л.д.84 оборот), который был утвержден решением собственников, оформленным протоколом от 27.06.2017, также указан размер платы за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере 9,10 руб./кв.м
При этом, согласно Приложению N 2 к договору управления от 27.06.2017 в перечень услуг, оказываемых управляющей организацией, включена организация вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов, а также уборка контейнерной площадки (л.д.83 оборот).
Таким образом, в состав тарифа 9,10 руб./кв.м, утвержденного на общем собрании собственников помещений МКД, уже включена плата за вывоз твердых бытовых отходов и уборку контейнерной площадки. Собственниками не было принято решений об изменении указанного тарифа (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
Таким образом, выставление собственникам помещений МКД платы за "Обслуживание жилья" в размере отличном от определенного размера протоколом от 27.06.2017 (с октября 2018 года в размере 12,60 руб./кв.м, с января 2019 года в размере 11,35 руб./кв.м), является неправомерным.
Согласно представленным Обществом в ходе проверки объяснениям (л.д. 37) тариф за услугу "Обслуживание контейнерной площадки" установлен на основании приказа ООО "Дом-Сервис" N 27 от 30.12.2018 (л.д. 39) в связи с переходом на единую систему обращения с отходами (то есть в отсутствие соответствующего решения собственников помещений МКД).
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, услуга по уборке контейнерной площадки является жилищной услугой и была включена в состав платы за содержание жилья (9,10 руб.), что подтверждается договором от 01.07.2017 (пункт 3 Приложения N 2), в связи с чем оснований для включения в одностороннем порядке платы за содержание контейнерной площадки в размере 2,25 руб./кв.м в состав тарифа за "Обслуживание жилья" с 01.01.2019 и с последующим выделением отдельной строкой с 01.04.2019 у Общества также не имелось.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия собственниками помещений МКД решений об изменении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленного общим собранием, результаты которого оформлены протоколом от 27.06.2017.
На основании изложенного следует согласиться с выводом Министерства о том, что начисление Обществом платы за содержание общего имущества в размере, отличном от определенного протоколом 27.06.2017, является неправомерным, вследствие чего оспариваемое предписание Министерства от 03.10.2019 N ЖК-2/2392-1/ЖСА/21753-вх, которым предписано произвести перерасчет платы в соответствии с утвержденным решением общего собрания собственников МКД от 27.06.2017, является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Дом-Сервис" требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 24.03.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Дом-Сервис" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе. Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., перечисленная платежным поручением от 06.04.2020 N 236, подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 марта 2020 года по делу N А21-15896/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом - Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-15896/2019
Истец: ООО "ДОМ - СЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ