Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф04-4653/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
8 июля 2020 г. |
Дело N А67-1988/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сибирский химический комбинат" (N 07АП-4074/2020) на решение от 16.03.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-1988/2019 (судья Гапон А.Н.), по заявлению акционерного общества "Сибирский химический комбинат" (ИНН 7024029499 ОГРН 1087024001965, 636039, Томская область, г. Северск, ул.Курчатова,1) к ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области (ИНН 7024003317 ОГРН 1047000367578, 636035, Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, 5) о признании недействительным решения N478 от 24.08.2018.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 12.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Акимова А.И., доверенность от 05.08.2019, Данилов В.В., доверенность от 15.06.2020, Маркина О.Е., доверенность от 26.10.2018,
от заинтересованного лица: Лукьянова А.В., доверенность от 09.01.2020, Винникова Ю.В., доверенность от 21.01.2020, Рогова А.Б., доверенность от 31.12.2019.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибирский химический комбинат" (далее - АО "СХК", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения N 478 от 24.08.2018.
Определением от 24.12.2019 Арбитражного суда Томской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 12.
Решением от 16.03.2020 Арбитражного суда Томской области обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована неполнотой исследования доказательств по делу, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Апеллянт указывает на то, что общество имеет право на применение пониженной ставки в отношении заявленного имущества, ограничения по субъектному составу лиц, которые могут применять положения пункта 3 статьи 380 НК РФ, отсутствуют. Ни Налоговый кодекс РФ, ни Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень N 504), не содержат ограничений по субъектному составу лиц, которые могут применять положения, предусмотренные пунктом 3 статьи 380 НК РФ. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 в силу пункта 1 статьи 11 и пункта 7 статьи 3 НК РФ имеет приоритет при регулировании налоговых отношений над законодательными актами иных отраслей права не налоговой сферы. Перечень N 504 является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, следовательно, льготы, установленные пунктом 3 статьи 380 НК РФ, предоставляются исключительно по объектам основных средств, наименование и коды по ОКОФ, которых содержатся в Перечне N 504. Ни один законодательный акт не содержит указания на то, что льготы, установленные пунктом 3 статьи 380 НК РФ, имеют право применять организации с установленным ОКВЭД 35.12.1. Судом неверно интерпретировано фактическое функциональное назначение и принадлежность объектов, указанных в пунктах 13, 14, 15, 16, 17, 22, 25, и сделан вывод, что указанные объекты предназначены для выдачи электрической энергии в энергосистему АО "СХК" от источника - ТЭЦ и являются объектами, функционально относящимися к ТЭЦ. Судом первой инстанции ошибочно истолкована принадлежность "точки разграничения балансовой/эксплуатационной принадлежности/ответственности АО "СХК" (ТЭЦ)" к зоне балансовой и эксплуатационной ответственности станции. Спорные основные средства участвуют в цепи передачи электрической и тепловой энергии потребителям, а по функциональному назначению, относятся к имуществу по смыслу перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504. Вывод суда о том, что питание электроэнергией внутри одного района одной энергосистемы не может рассматриваться в качестве процесса передачи энергии, не основан на нормах права.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган отклонил доводы апеллянта за необоснованностью, указав, что выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены полученными в ходе проверки доказательствами.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу также отклонило доводы апеллянта, указав на правомерность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представители общества апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представители налогового органа отклонили доводы апеллянта за необоснованностью по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что АО "Сибирский химический комбинат" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по ЗАТО Северск 01.09.2008, ОГРН 1087024001965 ИНН 7024029499.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу имущество организаций за 2017 год, представленной АО "СХК" 22.03.2018.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 1408 от 04.07.2018, содержащий указание на выявленные в ходе проверки нарушения.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки N 1408 от 04.07.2018, письменных возражений налогоплательщика (вх. N 12897 от 08.08.2018) и иных материалов налоговой проверки, налоговым органом вынесено решение N 478 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.08.2018.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Управление ФНС России по Томской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления ФНС России по Томской области N 592 от 23.11.2019 решение ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области N 478 от 24.08.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
Признание недействительным решения ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области N 478 от 24.08.2018 явилось предметом требований заявителя по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа от 24.08.2017 N 478 вынесено в соответствии с действующим законодательством и основания для признания его недействительным отсутствуют.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
Освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, т.е. исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются.
На основании статьи 373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций.
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Признаки основных средств изложены в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подпункт 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Пунктом 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), было предусмотрено, что освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2013, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта.
Кроме того, перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ, пункте 3 статьи 380 НК РФ; имущество поименовано в Перечне N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 4 статьи 539, пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила параграфа 6 "Энергоснабжение" применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Из статей 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Согласно абзацу 11 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ к объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с пунктом 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
В силу пункта 5 ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Из материалов дела следует, что АО "СХК" согласно налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год при исчислении суммы налога за 2017 год на основании пункта 3 статьи 380 НК РФ в отношении имущества, относящегося, к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, применило пониженную налоговую ставку в размере 1,6%, перечень льготируемого имущества указан в приложении N 1, N 2 (перечень имущества на 01.04.2017, 31.12.2017 к акту проверки) - т.3, л.д.74-85.
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество неправомерно применило пониженную налоговую ставку, предусмотренную пунктом 3 статьи 380 НК РФ, при исчислении налога на имущество в отношении объектов, не являющихся линиями электропередач либо неотъемлемыми технологическими частями данных объектов.
В ходе проведения налоговой проверки Инспекцией в адрес Общества направлено требование о представлении пояснений N 1807 от 27.03.2018.
Согласно представленным пояснениям исх. N 10-294/394 от 11.04.2018 (за вх.06130 от 11.04.2018) АО "СХК" указало, что в 2017 году АО "СХК" имело статус Единой теплоснабжающей организации и осуществляло деятельность по поставке тепловой энергии потребителям. Поставка потребителям тепловой энергии осуществлялась с использованием тепловых сетей АО "СХК" по тарифам, установленным Департаментом тарифного регулирования Томской области, в которые в том числе была заложена компенсация АО "СХК" расходов по транспортировке тепловой энергии.
На основании мероприятий налогового контроля, представленных документов, допросов должностных лиц, в т.ч.: протокола допроса N 175 от 14.06.2018 главного энергетика АО "СХК" Березина В.Н.; пояснений от 07.05.2018 начальника энергосбыта ОАО "ГЭС" Филина Д.Г.; а также документов и информации, полученным по поручению об истребовании документов (информации) у организации ООО "Томсктехэнерго" N 542 от 10.05.2018 (информация представлена за вх.0865дсп от 06.06.2018); требования о представлении документов (информации) N 295 от 10.05.2018 ОАО "ГЭС" (документы представлены за вх.08389 от 23.05.2018); требованию о представлении документов (информации) N 297 от 11.05.2018 ОАО "Тепловые сети" (документы представлены за вх.08613 от 25.05.2018); требованию о представлении документов (информации) N 298 от 11.05.2018 ОАО "Северский водоканал" (документы представлены за вх.08029 от 17.05.2018); информации, представленной Департаментом тарифного регулирования Томской области по запросу налогового органа исх.N 02-08/03644@ от 07.05.2018 (за вх.08588 от 25.05.2018); информации, представленной Администрацией ЗАТО Северск по запросу налогового органа исх.N 02-09/03645@ от 07.05.2018 (за вх.08195 от 21.05.2018), исх.N 02-09/04255 от 25.05.2018 (за вх. 09667 от 15.06.2018); информации, представленной филиалом в г.Северске АО "ОТЭК" за вх.04624 от 16.03.2018, в ответ на обращение от 06.02.2018 N 02-11/00929; материалов, камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, представленных АО "СХК" ИНН 7024029499 за 1, 2, 3, 4 квартал 2017 г. рег.N 26458150, N 26458453, N 25541841, N 25261535 от 06.06.2018, 08.06.2018, 06.03.2018, 31.01.2018 соответственно; материалов, камеральной налоговой проверки налогового расчета по налогу на имущество организаций за 6 месяцев 2017 г. рег.N 23239732 от 19.07.2017, в части применения налоговой льготы по пункту 25 статьи 381 НК РФ; материалов проверки по налогу на имущество организаций к АО "Интер РАО-Электрогенерация", представленным МРИ ФНС N26 по Санкт-Петербургу по запросу налогового органа исх.N02-08/03343@ от 25.04.2018 (за вх.08739 от 30.05.2018); материалов проверки по налогу на имущество организаций ПАО "РусГидро", представленным МРИ ФНС N15 по Самарской области по запросу налогового органа исх.N02-08/04321@ от 29.05.2018 (за вх.09290 от 08.06.2018), проведенных в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год, налоговым органом установлено, что основным видом деятельности АО "СХК" является производство ядерных материалов (код ОКВЭД 2 24.46).
Дополнительные виды деятельности: - производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (код ОКВЭД 2 35.11.1); - производство электроэнергии атомными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (код ОКВЭД 2 35.11.3); - передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код ОКВЭД 2 35.12); - распределение электроэнергии (код ОКВЭД 2 35.13); - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями(код ОКВЭД 2 35.30.11); - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) атомными электростанциями (код ОКВЭД 2 35.30.12); - передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 2 35.30.2); - распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД 2 35.30.3).
Деятельность по передаче электроэнергии среди видов деятельности, в том числе, и дополнительных, осуществляемых АО "СХК", не заявлена (код 35.12.1).
Из ответа Департамента тарифного регулирования Томской области за вх.08588 от 25.05.2018 следует, что в соответствии с п. 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, п. 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, регулируемые организации до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляют в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и электроэнергетики.
В 2016 году, когда были представлены предложения об установлении тарифов акционерного общества "Сибирский химический комбинат" (далее - АО "СХК") на 2017 год, организация владела на праве собственности Теплоэлектроцентраль СХК (ТЭЦ) и являлась единой теплоснабжающей организацией.
Имущество энергокомплекса (Теплоэлектроцентрали), расположенного в промышленной зоне акционерного общества "Сибирский химический комбинат" в ЗАТО Северск является источником комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.
Таким образом, лицо, эксплуатирующее ТЭЦ, осуществляет выработку как тепловой, так и электрической энергии.
Распоряжением Губернатора Томской области от 18.08.2015 N 264-р "О схеме и программе развития электроэнергетики Томской области на период 2016 - 2020 годов" утверждена схема и программа развития электроэнергетики Томской области, Энергосистема Томской области входит в состав Объединенной энергосистемы Сибири (ОЭС Сибири).
В указанном распоряжении указано, что "в энергосистему Томской области входит 9 электростанций суммарной установленной мощностью 1119,9 МВт.", в том числе "ТЭЦ Сибирского химического комбината, принадлежащая АО "СХК" в 2015 г., и Госкорпорации "Росатом"". В "перечне основных субъектов электроэнергетики, образующими региональную энергосистему Томской области, в распоряжении, в том числе отражены: - "АО "Сибирский химический комбинат": - предприятие Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Основу АО "СХК" в настоящее время составляют пять заводов по обращению с ядерными материалами и ТЭЦ. Одно из основных направлений работы СХК - обеспечение потребностей атомных электростанций в уране для ядерного топлива, производство тепловой и электрической энергии. АО "СХК" - градообразующее предприятие ЗАТО Северск. В ведении АО "СХК" находятся ТЭЦ, установленной мощностью 549 МВт".
В г.Северске теплоснабжение жилищного фонда и объектов социально-бытового и культурного назначения, а также некоторых промышленных объектов производится от Теплоэлектроцентрали ОАО "Сибирский химический комбинат" по тепловым сетям, обслуживаемым ОАО "Тепловые сети" (далее - ОАО "ТС"). Наряду с этим ТЭЦ обеспечивает тепловой энергией промышленные объекты АО "СХК".
ТЭЦ АО "СХК" - промышленная электростанция с набором основного установленного оборудования, позволяющего удовлетворять весь комплекс разнородных тепловых нагрузок (отопление, вентиляция и горячее водоснабжение) с комбинированной выработкой тепла и электроэнергии. Теплоснабжение объектов городской инфраструктуры производится через бойлерную установку N 1 (БУ-1). Теплоснабжение производственных объектов АО "СХК" осуществляется через бойлерную установку N 2 (БУ-2), а также напрямую по паропроводам".
На основании Договора купли - продажи теплоэнергетического оборудования Северской ТЭЦ N 307/2017 от 28.12.2016 АО "СХК" передало в собственность АО "Северские теплосистемы" ИНН 7024037370 теплоэнергетическое оборудование Северской ТЭЦ - составные части установок, имущество передано по Акту приема-передачи от 28.12.2016.
На основании Договора купли продажи имущества энергокомплекса N 307/1991-Д от 26.12.2016 АО "СХК" передало в собственность АО "ОТЭК" ИНН 7706757331 движимое и недвижимое имущество, относящееся к энергокомплексу (ТЭЦ). Имущество передано по Акту приема-передачи от 26.12.2016.
В период 2017 г. АО "СХК" владело ТЭЦ СХК по договорам аренды имущества энергокомплекса N 307/2574-Д, N11/7949-Д от 14.06.2017, N307/3108-Д, N11/9401-Д от 14.12.2017, а также по Договору по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту имущества ТЭЦ N307/2494-Д, N 11/7884-Д от 01.06.2017.
Согласно вышеуказанным договорам аренды имущества энергокомплекса, арендодатель (АО "ОТЭК") передает, а арендатор (АО "СХК") принимает в аренду движимое и недвижимое имущество, относящееся к энергокомплексу (объект аренды), место нахождение которого по адресу: г.Северск.
Согласно п.1.3 Договора аренды, объект аренды передается в аренду для эксплуатации энергокомплекса ТЭЦ силами Арендодателя на основании Договора на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт имущества на 2017 г.
Все ресурсы и доходы, получаемые Арендатором при использовании Объекта аренды, являются собственностью Арендатора (п.1.4. Договора аренды).
При этом Арендатор обязуется использовать Объект аренды, исключительно по его целевому назначению (п.4.2.2 Договора аренды), т.е. для производства тепловой и электрической энергии.
На основании статьи 6 пункта 6 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 (с изменениями и дополнениями) "О теплоснабжении" определение единой теплоснабжающей организации (ЕТО) входит в полномочия органов местного регулирования (ЗАТО Северск относится к муниципальным образованиям с численностью населения менее 500 тыс. человек).
Учитывая, что статус ЕТО на территории ЗАТО Северск могут получить лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии на территории ЗАТО Северск, согласно заявке от 01.09.2016 N 307-1/1440, поступившей от АО "ОТЭК" "На присвоение статуса Единой теплоснабжающей организации" на основании Постановления Администрации ЗАТО Северск от 21.10.2016 N 2363 в системе теплоснабжения г.Северска присвоен статус единой теплоснабжающей организации - АО "СХК".
В связи с изложенным АО "СХК" на 2017 год утверждены тарифы в сфере теплоснабжения и электроэнергетики следующими нормативными актами: - приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 20.12.2016 N 9- 288/9(953) "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на теплоноситель теплоснабжающей организации акционерное общество "Сибирский химический комбинат" (ИНН 7024029499) на 2017 - 2019 годы"; - приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 20.12.2016 N 1- 817/9(961) "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "Сибирский химический комбинат" теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии"; - приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 20.12.2016 N 9- 815/9(960) "О тарифах на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), поставляемую потребителям в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, включающей тепловые сети открытого акционерного общества "Тепловые сети" (ИНН 7024024860), акционерным обществом "Сибирский химический комбинат"; - приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 26.12.2016 N 6- 850 "О тарифе на электрическую энергию, производимую электростанциями акционерного общества "Сибирский химический комбинат" (ИНН 7024029499), поставляемую на розничный рынок, на 2017 год"; - приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 20.12.2016 N 1-214/9(951) "О корректировке тарифов на тепловую энергию теплоснабжающей организации АО "СХК" на 2017 г. и внесении изменений в приказ от 18.12.2015 N1-736".
В то же время АО "СХК" является владельцем тепловых сетей на территории промышленной зоны АО "СХК".
На данном основании на 2018 год приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 13.12.2017 N 1-487/9(526) "О корректировке тарифов на тепловую энергию теплоснабжающей организации акционерное общество "Сибирский химический комбинат" (ИНН 7024029499) на 2018 год и внесении изменений в приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 18.12.2015 N 1-736" (в ред. от 20.12.2017) утверждены тарифы на тепловую энергию в системе теплоснабжения ЗАТО Северск, не включающей тепловые сети АО "Тепловые сети" на территории промышленной зоны АО "СХК" (для обеспечения собственных нужд).
Учитывая, что изменения в технологической цепочке объектов (тепловых сетей), посредством которых происходила передача тепловой энергии вне и на промышленной территории АО "СХК" в период с 2015 г. по настоящее время не было, тарифы, действующие в 2017 г. и установленные приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 18.12.2015 N 1-736, также были установлены для собственного обеспечения АО "СХК".
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что из установленных тарифов в сфере теплоснабжения на 2017 г. видно, что передача тепловой энергии АО "СХК" конкретно до потребителя тепловой энергии, происходила исключительно посредством тепловых сетей открытого акционерного общества "Тепловые сети".
В отношении тарифов в сфере электроэнергетики на 2017 год суд первой инстанции установил следующее.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 апреля 2012 года без учета дифференциации по диапазонам числа часов использования мощности исходя из индикативных цен на электрическую энергию (мощность) и расчетного годового объема производства и поставок электрической энергии (мощности), определенного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой (далее ФАС России) сводного прогнозного баланса производства 'Поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, цены на электроэнергию формируются на основании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - СПБ), утверждаемого ФАС России.
Согласно п. 6 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам (далее ФСТ России) от 12.04.2012 N 53-э/1, СПБ формируется на основании предложений субъектов электроэнергетики, в том числе производителей тепловой энергии (мощности), функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
На основании приказа ФАС России от 30.06.2017 N 875/17-дсп (в ред. от 30.11.2017) электрическая энергия на территории ЗАТО Северск производится на Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), эксплуатируемой АО "СХК".
В связи с чем, на основании вышеуказанного, приказом Департамента тарифного регулирования Томской области, от 26.12.2016 N 6-850, от 29.12.2017 N 6-741 утверждены тарифы на электрическую энергию, производимую электростанциями акционерного общества "Сибирский химический комбинат" (ИНН 7024029499), поставляемую на розничный рынок, на 2017 г., 2018 год.
Согласно информации Филиала в г.Северске АО "ОТЭК" за вх.04624 от 16.03.2018, представленной по запросу налогового органа о потребителях электроэнергии и тепла исх.N 02-11/00929 от 06.02.2018, АО "ОТЭК", действуя в интересах АО "СХК", совершало юридические и иные действия по реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, горячей воды, поставке тепловой энергии и теплоносителя для компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в сетях теплосетевых компаний, приобретению услуг теплосетевых организаций по передаче тепловой энергии и теплоносителя, выполняемые в рамках деятельности Единой теплоснабжающей организации, реализации электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в 2017 году АО "СХК", осуществляя эксплуатацию арендованного объекта ТЭЦ и фактически являясь производителем тепловой, электрической энергии, осуществляло деятельность на рынке услуг по теплоснабжению, энергоснабжению потребителей, расположенных на территории ЗАТО Северск исключительно посредством сетей, принадлежащих сетевым компаниям и услуг сетевых компаний (ОАО "ГЭС", ОАО "Тепловые сети"), что также подтверждается книгами продаж (Раздел 9 налоговой декларации по НДС рег.N 26458150, N 26458453, N 25541841, N 25261535 от 06.06.2018, 08.06.2018, 06.03.2018, 31.01.2018 соответственно) и не оспаривалось Обществом.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что ОАО "ГЭС" является потребителем электрической энергии, указав следующее.
Между АО "СХК" (энергоснабжающая организация) и ОАО "ГЭС" заключен Договор энергоснабжения N 09/0916748 от 01.05.2008 (включая дополнительное соглашение от 10.12.2008, 11.01.2011), согласно которого АО "СХК" обязуется подавать ОАО "ГЭС" через присоединительную сеть электроэнергию (п.1.1. Договора), поддерживать на границе балансовой принадлежности электросети напряжение в соответствии с ГОСТом 13109-97.
Границы балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон устанавливаются соответствующими актами и инструкциями по взаимоотношениям (п.2.1.2). Точки балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности, а также учет электрической энергии расчетными электросчетчиками указаны в Приложении 2, 3 к Договору энергоснабжения N 09/0916748 от 01.05.2008 (п.3.1 Договора).
Договор действителен по настоящее время (п.6.1, 6.2 Договора).
Из пояснений Филина Д.Г., начальника энергосбыта ОАО "ГЭС", объем потребляемой электроэнергии определяется на основании приборов учета, указанных в договоре энергоснабжения и акта первичного учета, который согласуется обеими сторонами Договора. Показания приборов учета указаны на 24 часа последнего дня расчетного месяца.
Учитывая, что часть объектов основных средств, находящихся в собственности АО "СХК", расположены вне промышленной зоны АО "СХК", ОАО "ГЭС" (энергоснабжающая организация) и АО "СХК" заключили Договор энергоснабжения N 47 от 18.03.2016 (с дополнительным соглашением от 28.04.2017, протоколом разногласий N 11-09/37/9-ПР от 18.03.2016).
Согласно указанному Договору ОАО "ГЭС" обязуется подавать электрическую энергию потребителю (АО "СХК"). Величины потребления электрической энергии за расчетный период определяются по показаниям расчетных счетчиков. Тип и номер счетчика, а также наименование и адрес объекта основного средства АО "СХК" поименованы в Приложениях N 1, 2, 3 к Договору энергоснабжения N 47 от 18.03.2016.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют, что в 2017 АО "СХК", являясь производителем электрической энергии по договорам аренды имущества энергокомплекса по договорам аренды имущества энергокомплекса N 307/2574-Д, N11/7949-Д от 14.06.2017, N307/3108-Д, N11/9401-Д от 14.12.2017, а также по Договорам по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту имущества ТЭЦ N307/2494-Д, N 11/7884-Д от 01.06.2017, использовало данную электрическую энергию исключительно для собственного обеспечения, а также и для реализации электрической энергии (мощности) на розничный рынок, где на территории Томской области в ЗАТО Северск гарантирующим поставщиком является ОАО "ГЭС".
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества относительно части объектов основных средств по передаче энергии третьему лицу - ОАО "ГЭС", указав следующее.
На территории РФ действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии.
Согласно статье 3 Федерального закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ), субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном данным Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами оптового рынка.
Покупатель электрической энергии - лицо, приобретающее электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению (Постановление Правительства от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии").
Розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (ст.3 Федерального закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ).
Потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Как установлено налоговым органом, ОАО "ГЭС" в рассматриваемый период выступало гарантирующим поставщиком и являлось покупателем электрической энергии в целях ее последующей реализации потребителям.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что электроэнергия приобреталась ОАО "ГЭС" не для собственных нужд и, следовательно, ОАО "ГЭС" не являлось потребителем по смыслу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно также указал на то, что согласно пункту 31 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила), лицо, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом (частью объекта) по производству электрической энергии (мощности) (в том числе электростанцией, которая является единым комплексом основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений, технологически взаимосвязанных процессом производства электрической (электрической и тепловой) энергии и введенных в эксплуатацию в установленном порядке), который присоединен к ЕЭС России и установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт, обязано реализовывать всю производимую на указанном объекте (части указанного объекта) электрическую энергию (мощность) только на оптовом рынке, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами.
Таким образом, в силу указанного пункта, субъекты генерации с установленной генерирующей мощностью 25 МВт и выше обязаны реализовывать производимую ими электрическую энергию и мощность только на оптовом рынке.
Из представленных третьим лицом схем взаимодействия субъектов оптового и розничного рынка электроэнергии следует, что взаимоотношения АО "СХК", ОАО "ГЭС", ОАО "Тепловые сети", а также потребителей происходит в рамках двухуровневой системы рынка электроэнергии РФ.
Из пункта 5 раздела 3 постановления Администрации ЗАТО Северск от 14.02.2013 N 404 "Об утверждении схемы электроснабжения ЗАТО Северск на 2013 год и на перспективу до 2035 года" также следует, что электроснабжение потребителей г.Северска осуществляется от энергосистемы АО "Сибирский химический комбинат" (АО "СХК") через сетевые организации.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Общества о передаче энергии третьим лицам (арендаторы, "все потребители", а также ОАО "ГЭС", всего 26 объектов), указав, что заявителем в суд представлен список льготируемого имущества, который содержит перечень основных средств, инвентарный номер, стоимость, наименование помещения, адрес объекта и наименование контрагента - (т.20, л.д.48-49), по которым Обществом заявлены конечные потребители. В отношении остальных средств представители Общества указали, что они используются для собственных нужд.
При этом, из 26 объектов, 6 содержат данные "все потребители".
Вместе с тем, документы, свидетельствующие о том каким лицам передавалась электроэнергия не представлены, также не представлены акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, схемы энерго(тепло) снабжения, договора аренды, договора энерго(тепло)снабжения, позволяющие установить данных "потребителей".
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции обоснованно установил, что объекты, указанные в п. 13, 14, 15, 16, 17, 22, 25 обеспечивают поставку электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности АО "СХК" (ТЭЦ), и находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности станции и не участвуют в процессе передачи электроэнергии потребителям.
Относительно объектов основных средств N 10, 11, 18, 19, 20, 21 установлено, что ОАО "ГЭС" являлось в 2017 г. гарантирующим поставщиком электрической энергии (основание п. 36 г ПП N 530) (информация с сайта https://fas.gov.ru) и являлось покупателем электрической энергии на розничном рынке электроэнергии по Договору энергоснабжения N 09/0916748 от 01.05.2008 (включая дополнительное соглашение от 10.12.2008, 11.01.2011).
ОАО "ГЭС", как гарантирующему поставщику, были установлены в 2017 г. тарифы по передаче электрической энергии. Приобретение ОАО "ГЭС" электроэнергии не для обеспечения собственных нужд подтверждается также большим объемом приобретаемой электроэнергии.
Как правильно указал суд первой инстанции, представленные Обществом схемы соединений, которые, по его мнению, подтверждают использование имущества в целях передачи энергии, свидетельствуют лишь об участии спорного оборудования в едином цикле производства энергии, то есть об отнесении его к технологической части производства, а не передачи.
Спорные объекты организации (N 2, 3, 4, 12, 23, 24), участвующие, по мнению заявителя в передаче электрической энергии третьим лицам, а именно ООО "НПФ Элис", ООО НПК "ВАБ-70", ООО "Сибэлектромотор", ООО "ОАЗИСС", ООО "Торговый дом ВБКВ", Лизунов Д.В., не могут относиться по смыслу и функциональному назначению к объектам, в отношении которых применяются Постановление N 504 и Перечень, поскольку согласно представленным АО "СХК" схемам следует, что, сторонние организации, арендующие помещения у АО "СХК" снабжаются электричеством от производственных цехов/подразделений/заводов (Сублиматный завод, Радиохимический завод, Химико-металлургический завод и др.), основное предназначение которых, по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, не связано с передачей электроэнергии сторонним организациям.
Объекты основных средств находящиеся на балансе этих цехов/подразделений/заводов, служат для передачи электроэнергии техническому оборудованию АО "СХК", то есть функционально предназначены для использования внутри предприятия и не соответствуют смысловому и функциональному признаку линий энергопередачи.
Из пояснений специалистов Томского отдела Сибирского управления Ростехнадзора по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжению Гавриш М.В., Лопатин А.А. следует, что схемы энергоснабжения, представленные в материалы дела не соответствуют требованиям, утвержденным Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (ред. от 13.09.2018) "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2003 N 4145), не содержат информацию, позволяющую сделать вывод о том, что спорное имущество участвует в передаче электроэнергии третьим лицам; сопоставив схемы электроснабжения и акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО "СХК" и третьих лиц, установили, что данные схемы и акты при их наложении противоречат друг другу, содержат неточности и противоречия; из указанных документов не виден транзит электроэнергии по сетям общества, от поставщика энергии в адреса абонентов, а также не установлены факты участия указанного имущества в передаче третьим лицам.
Проанализировав отраслевое законодательство, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что подача электроэнергии внутри АО "СХК" от всех спорных объектов основных средств к производственным мощностям АО "СХК", с учетом, что вся инфраструктура комбината находится на одной территории (пром.зона), не может рассматриваться в качестве процесса энергопередачи, поскольку функциональное предназначение спорных объектов основных средств заключается в обеспечении деятельности основных производственных объектов.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что некоторая часть объектов основных средств используется и для передачи электрической энергии, а именно оказывает влияние на регулирование режимных параметров электропередачи, изменение потоков мощности, стабилизирует напряжение в сетях, не могут являться основанием для подтверждения спорной льготы, поскольку данные функции являются сопутствующими (вторичными) основной функции (функциональной принадлежности) указанных объектов - генерации мощности.
Исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно установив фактические обстоятельства по делу, законно и обоснованно пришел к выводу о том, что спорные объекты основных средств, в отношении которых заявлена льгота, находятся в промышленной зоне АО "СХК" и участвуют в процессе выработки и преобразования электроэнергии, т.е. являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности Общества, и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня N 504, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество.
При этом, налоговое законодательство связывает пониженную ставку налога с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, используемых для передачи электроэнергии потребителям.
Имущество может быть отнесено к льготируемому тогда, когда оно не только относится к соответствующему разделу Перечня, но и соответствует признакам целевого назначения группировок этих объектов, то есть значение имеет назначение спорного имущества и его функциональная принадлежность. При этом использование объектов основных средств при получении и потреблении электроэнергии для нужд собственного производства не может позиционироваться как участие в процессе передачи электроэнергии
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 имеет приоритет над Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об энергетике", за необоснованностью, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", принятое в соответствии с нормами НК РФ, издано, во-первых, во исполнение пункта 3 статьи 380 НК РФ, во вторых, обращение к указанному нормативному акту не дает оснований полагать, что положения пункта 1 статьи 11 НК РФ в данной ситуации не могут быть применены.
Из введения в Общероссийский классификатор основных фондов (далее - ОКОФ) ("ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст) (ред. от 08.05.2018)) следует, что данный документ составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. Однако право на применение пониженной налоговой ставки по пункту 3 статьи 380 НК РФ законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, и не регулирует вопросы налогообложения. Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
В связи с чем, соответствующие доводы апеллянта судом отклоняются.
Ссылки апеллянта на Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14.05.2018 N 03-05-04-01/32171 апелляционным судом отклоняются, поскольку не относится к рассматриваемой ситуации, т.к. не содержит пояснений в отношении функционального назначения спорного имущества.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.03.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-1988/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Сибирский химический комбинат" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Сибирский химический комбинат" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 2111 от 26.03.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1988/2019
Истец: АО "Сибирский химический комбинат"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 12