Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2020 г. N Ф05-15931/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
7 июля 2020 г. |
дело N А40-273585/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 07.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2020 по делу N А40-273585/19
по заявлению АО "Ремонтно-эксплуатационное управление (АО "РЭУ") (ОГРН 1097746358412)
к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности;
при участии:
от заявителя - Донченко Л.Г. по доверенности от 02.07.2020;
от заинтересованного лица - Сухов Д.А. по доверенности от 30.12.2019;
от третьего лица - Алешин В.А. по доверенности от 05.09.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2020 признано незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве, оформленное уведомлением от 15.07.2019 N 77/009/241/2018-5302 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, с кадастровым номером 77:07:0012008:3358 и на Управление Росреестра по г. Москве возложена обязанность осуществить регистрацию права собственности АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (АО "РЭУ") на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, с кадастровым номером 77:07:0012008:3358 в десятидневный срок с даты вступления решения в законную в силу.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Министерство обороны Российской Федерации.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 11.10.2018 в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" АО "РЭУ" обратилось в МФЦ Района Савеловский, САО с заявлением N 77/009/241/2018-5301 по вопросу предоставления государственной услуги "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, с кадастровым номером 77:07:0012008:3358.
15.07.2019 Управлением Росреестра по г. Москве принято решение об отказе N 77/009/241/2018-5302 в предоставлении государственной услуги со ссылкой на непредставление заявителем документов, свидетельствующих о наличии ранее возникшего права у реорганизованного лица ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" на данный объект.
Посчитав, что отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО "РЭУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 названного Закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу п. 2 ст. 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (картаплан территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (постановление) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к указанному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пункт 2 постановления к имуществу, являющемуся федеральной собственностью, относит имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации вне зависимости от того, на чьем балансе оно находится, относится исключительно к федеральной собственности.
В данном случае материалами дела подтверждается, что спорное имущество относится к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем, в силу действия постановления от 27.12.1991 N 3020-1, данное имущество является федеральной собственностью (ст. 214 ГК РФ).
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 11.04.2003 N 1123-р "О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации" создано Федеральное государственное унитарное предприятие "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" (ФГУП "РЭУ МО РФ").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2008 и основные направления приватизации федерального имущества на 2008 - 2010, согласно которому ФГУП "РЭУ МО РФ" вошло в состав государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации (п. 17.396).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 ФГУП "РЭУ МО РФ" реорганизовано путем преобразования в ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление".
Реализация мероприятий по преобразованию государственных унитарных предприятие п. п. 3-4 распоряжения возложены на Министерство обороны Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Реализуя возложенные полномочия по распоряжению государственным имуществом, предусмотренные п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и пп. ж), з), п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерством обороны Российской Федерации издан приказ от 25.05.2009 N 470 "Об условиях приватизации ФГУП "РЭУ МО РФ", которым утвержден перечень имущества, подлежащего приватизации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.05.2009 N 470 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "РЭУ МО РФ", которое включено в передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "РЭУ МО РФ", в том числе - канализационных сетей протяженностью 0,21603 км., литер 7 по адресу: Москва, Очаковское шоссе, вл. 3.
Министерство обороны Российской Федерации, уполномоченное передавать в уставной капитал недвижимое имущество, выразило свою волю о внесении объекта в уставной капитал ОАО "РЭУ" приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.05.2009 N 470 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации".
В соответствии с п. 1.2. Устава ОАО "РЭУ" на дату преобразования ФГУП "РЭУ МО РФ" в ОАО "РЭУ" единственным учредителем (акционером) общества являлась Российская Федерация, от имени которой полномочия учредителя и акционера ОАО "РЭУ" осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, собственником имущества - Российской Федерацией реализовано право на приватизацию федерального имущества посредством его передачи в уставной капитал хозяйственного обществ - ОАО "РЭУ" и приобретения акций этого общества в федеральную собственность.
Пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации N 470 от 25.05.2009 утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, которое как указывалось выше предано АО "РЭУ" по акту приема-передачи, включая спорное имущество.
Хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном ст. 11 Закона о приватизации, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия (ч. 1 ст. 37 Закона о приватизации) передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Следовательно, акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности Управлением Росреестра по г. Москве законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, с кадастровым номером 77:07:0012008:3358 и в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложена на Управление обязанность осуществить регистрацию права собственности АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (АО "РЭУ") на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, с кадастровым номером 77:07:0012008:3358 в десятидневный срок с даты вступления решения в законную в силу.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2020 по делу N А40-273585/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-273585/2019
Истец: АО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15931/20
07.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22536/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-273585/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-273585/19