Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11 ноября 2020 г. N Ф10-3406/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
9 июля 2020 г. |
Дело N А14-11688/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Кораблевой Г.Н.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой А.А.,
при участии:
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: Ливандовской А.М., представителя по доверенности от 30.12.2019 N 11/7888, выданной сроком до 31.12.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес": Личковаха А.В., генерального директора, Емельяновой Е.Д., представителя по доверенности от 19.04.2018, выданной сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2020 по делу N А14-11688/2018 (судья Есакова М.С.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" (ОГРН 1023601072032, ИНН 3620005910) к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987) о признании недействительным расчета величины арендной платы за 2015-2016 по договору аренды лесных участков для заготовки древесины N1 от 09.01.2013 и обязании произвести перерасчет задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" (далее- ООО "Фирма "Шипов лес", истец по делу) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (далее- ответчик по делу) о признании недействительным расчета величины арендной платы за 2015-2016 по договору аренды 2 лесных участков для заготовки древесины N 1 от 09.01.2013, заключенного между ООО "Фирма "Шипов Лес" и Управлением лесного хозяйства Воронежской области в части применения коэффициента индексации 1,37 за 2015 год, 1,43 - за 2016 год к сумме арендной платы в бюджет субъекта Российской Федерации и об обязании Управления лесного хозяйства Воронежской области произвести перерасчет задолженности по арендной плате за 2015-2016 по договору аренды лесных участков для заготовки древесины N 1 от 09.01.2013 путем зачисления в оплату будущих периодов платежей бюджета субъекта Российской Федерации излишне уплаченных денежных средств в бюджет субъекта Российской Федерации за 2015 год в сумме 68 807 руб. 41 коп., за 2016 год в сумме 121 395 руб. 95 коп. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2020 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление лесного хозяйства Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанный судебный акт отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение (истолкование) судом норм материального права. Заявитель жалобы настаивает на возможности индексации обеих составляющих арендных платежей (в бюджет субъекта РФ и в федеральный бюджет); арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, должна исчисляться с применением коэффициента индексации.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Управления лесного хозяйства Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ООО "Фирма "Шипов Лес" возражали против удовлетворении апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует отменить в части.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Управлением лесного хозяйства Воронежской области (арендодатель) и ООО "Бутурлиновский лесхоз" (арендатор) заключен договор аренды лесных участков для заготовки древесины N 1 от 09.01.2013, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок с 09.01.2013 по 08.01.2023 находящиеся в государственной собственности лесные участки площадью 15662 га (пункты 1., 21. договора).
Местоположение лесных участков определено пунктом 2 договора. Границы лесных участков определены в кадастровых паспортах и на схеме расположения лесных участков согласно приложению N 1 к договору. Характеристики лесных участков приводятся в приложении N 2 к договору.
Участок передан ответчику по акту приема-передачи N 1, который является приложением N 6 к договору аренды лесных участков.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.02.2013 сделана запись регистрации.
Арендная плата по договору составляет 17 563 230 руб. в год (пункт 5 договора). В соответствии с пунктом 6 договора Арендатор вносит арендную плату с момента государственной регистрации договора.
Порядок внесения арендной платы в соответствии с положениями раздела II договора определены в Приложении N 5 (ежеквартально равными частями).
ООО "Фирма "Шипов Лес" от Управления лесного хозяйства Воронежской области получены уведомления с расчетом арендных платежей: - на 2015 год N 515 от 27.03.2015 на сумму 18 508 942 руб. 97 коп., в том числе: в Федеральный бюджет 5 819 271 руб. 70 коп., в бюджет субъекта РФ 12 689 671 руб. 27 коп.; - на 2016 год N 110 от 15.01.2016 на сумму 19 319 494 руб. 22 коп., в том числе: в Федеральный бюджет 6 074 130 руб. 32 коп., в бюджет субъекта РФ 13 245 363 руб. 90 коп.
Поскольку суммы арендных платежей по расчетам Управления лесного хозяйства ООО "Фирма "Шипов лес" внесены в полном объеме не были, по мнению Управления, у истца образовалась задолженность по платежам в бюджет субъекта РФ в размере 954 417 руб. 75 коп., что послужило основанием для направления Управлением в адрес истца претензий об уплате задолженности, неисполнение которых повлекло обращение Управления в суд.
Не согласившись с произведенными Управлением лесного хозяйства расчетами, ООО "Фирма "Шипов Лес" обратилось в суд с настоящими требованиями. В обоснование позиции по делу стороны ссылаются на одни и те же нормы права, трактуя их при этом по разному.
ООО "Фирма "Шипов Лес", ссылается на необоснованность применения ответчиком при расчете арендной платы за 2015, 2016 годы индексации всего размера арендной платы, сформированного по результатам аукциона, поскольку, по мнению Общества, индексация в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" возможна только части арендного платежа, подлежащей внесению в федеральный бюджет.
Арендатор определяет минимальную ставку равной 4 247 643 руб. 08 коп., ссылаясь на буквальное толкование пункта 7 договора аренды лесных участков N 1 от 09.01.2013, и оплатил ту сумму платежей согласно приложению N 5 договора, с начислением которой согласился.
Управление лесного хозяйства Воронежской области же лесного хозяйства полагает, что расчёт арендной платы необходимо производить с 01.01.2015, умножая коэффициент индексации, установленный Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 на окончательную аукционную цену в полном размере.
Таким образом, суть настоящего спора сводится к вопросу о правомерности начисления Управлением лесного хозяйства Воронежской области арендной платы за указанные периоды с применением повышающих коэффициентов (истец в обоснование иска, полагает, что повышающие коэффициенты не подлежат применению к арендной плате, подлежащей перечислению в бюджет субъекта).
Принимая решение по делу, суд области исходил из того, что подлежащая уплате в федеральный бюджет сумма и является той минимальной ставкой арендной платы, к которой подлежат применению установленные Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 повышающие коэффициенты. Судом было учтено, что начальная цена размера арендной платы, подлежащая уплате в федеральный бюджет, была увеличена Управлением лесного хозяйства Воронежской области на 30% путем применения минимального размера арендной платы, исчисленного для спорного земельного участка на основании Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 коэффициента 1,3.
Исходя из буквального прочтения данного Постановления Правительства РФ, суд области пришел к выводу о том, что установленные Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 повышающие коэффициенты подлежат применению к сумме 4247 643 руб. 08 коп., в связи с чем, признал требования ООО "Фирма "Шипов Лес" обоснованными в части.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, полагая, что в данном случае договорная обязанность ООО "Фирма "Шипов Лес" как арендатора вносить арендную плату в установленных порядке и размере определена условиями проведенного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, рассматриваемого договора аренды, требованиями статей 307, 309, 310, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 71, 73, 74, 78, 79 ЛК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Учитывая, что платность использования лесов в Российской Федерации предполагает сбалансированное решение вопроса относительно формирования арендной платы согласно как нормативным требованиям, так и условиям торгов, организованных и проведенных в конкретном случае согласно определенным правилам.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Статьей 94 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 данного Кодекса (часть 3).
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 указанной статьи порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
В силу части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 79 ЛК РФ содержится императивное правило о том, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Документация об аукционе, по итогам которого был заключен договор аренды с ООО "Фирма "Шипов Лес", размещена ответчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://torgi.gov.ru 06.10.2012 вместе с извещением о проведении аукциона. Данная документация включала в себя проект договора аренды лесного участка, который содержал и спорный пункт 7 об изменении размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, а также в соответствии с изменениями законодательства в отношении лесных ресурсов.
Данный пункт соответствовал редакции пункта 7 примерного типового договора, форма которого предусмотрена приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка", действовавшим на дату проведения торгов и заключения договора аренды.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 8 указанного Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае изменения ставок платы, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, размер арендной платы подлежит перерасчету пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2. Приложения N 1 к приказу Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков", согласно которому размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции по состоянию на 01.01.2015) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
В действующей редакции Лесного кодекса Российской Федерации содержится аналогичное положение о запрете изменения условий аукциона. Так, согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
При таких обстоятельствах изменение условий, содержащихся в пункте 7 спорного договора недопустимо в силу законодательного запрета и исходя из целей аукциона, проведенного для передачи права на заключение договора аренды сроком на 10 лет.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Названным выше постановлением от 17.09.2014 N 947, изменены на 2015-2016 г.г. ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, путем применения к ним соответствующих коэффициентов.
В связи с изложенным Управление лесного хозяйства Воронежской области правомерно в соответствии с условиями пункта 7 договора направило ООО "Фирма "Шипов Лес" уведомление о необходимости оплатить определенную договором по результатам аукциона арендную плату с применением спорных коэффициентов.
Применение коэффициента к обеим составляющим арендной платы подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, определениями Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719, от 28.02.2017 N701-ПЭК16, от 18.11.2019 N 303-ЭС19-19910, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10.01.2017 по делу N А14-14570/2015.
Правовая позиция, согласно которой условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, изложена в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
С учетом приведенных правовых норм и фактических обстоятельств оспариваемый в настоящем деле расчет размера арендной платы за 2-4 кварталы 2015 года, 2016 год по договору аренды лесного участка от 09.01.2013 N 11 соответствует условиям договора, основания для признания его недействительным отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2020 в части признания недействительным расчёта величины арендной платы за 2-4 кварталы 2015 года, 2016 год по заключенному между ООО "Фирма "Шипов лес" и Управлением лесного хозяйства Воронежской области договору аренды лесных участков для заготовки древесины N 1 от 09.01.2013, в части применения коэффициента индексации 1,37 за 2-4 кварталы 2015 года и 1,43 за 2016 год к величине арендных платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ и обязания Управления лесного хозяйства Воронежской области произвести перерасчет задолженности ООО "Фирма "Шипов лес" по арендным платежам в бюджет субъекта РФ за 2-4 кварталы 2015 года, 2016 год путем зачисления в оплату будущих периодов бюджета субъекта РФ излишне уплаченных в бюджет субъекта РФ по договору аренды лесных участков для заготовки древесины N 1 от 09.01.2013 денежных средств за 2-4 кварталы 2015 года в сумме 68 807 руб. 41 коп., за 2016 год в сумме 121 395 руб. 95 коп., а также в части взыскания с Управления лесного хозяйства Воронежской области в пользу ООО "Фирма "Шипов лес" судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. следует отменить, отказав в удовлетворении иска в этой части.
В остальной части выводы суда по существу не оспариваются, судебная коллегия не усматривает оснований для их переоценки.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение иска в сумме 6 000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2020 по делу N А14-11688/2018 в части признания недействительным расчёта величины арендной платы за 2-4 кварталы 2015 года, 2016 год по заключенному между обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" и Управлением лесного хозяйства Воронежской области договору аренды лесных участков для заготовки древесины N1 от 09.01.2013, в части применения коэффициента индексации 1,37 за 2-4 кварталы 2015 года и 1,43 за 2016 год к величине арендных платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ и обязания Управления лесного хозяйства Воронежской области произвести перерасчет задолженности общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" по арендным платежам в бюджет субъекта РФ за 2-4 кварталы 2015 года, 2016 год путем зачисления в оплату будущих периодов бюджета субъекта РФ излишне уплаченных в бюджет субъекта РФ по договору аренды лесных участков для заготовки древесины N1 от 09.01.2013 денежных средств за 2-4 кварталы 2015 года в сумме 68 807 руб. 41 коп., за 2016 год в сумме 121 395 руб. 95 коп., а также в части взыскания с Управления лесного хозяйства Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о признании недействительным расчёта величины арендной платы за 2-4 кварталы 2015 года, 2016 год по заключенному между обществом с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" и Управлением лесного хозяйства Воронежской области договору аренды лесных участков для заготовки древесины N 1 от 09.01.2013, в части применения коэффициента индексации 1,37 за 2-4 кварталы 2015 года и 1,43 за 2016 год к величине арендных платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ и обязании Управления лесного хозяйства Воронежской области произвести перерасчет задолженности общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" по арендным платежам в бюджет субъекта РФ за 2-4 кварталы 2015 года, 2016 год путем зачисления в оплату будущих периодов бюджета субъекта РФ излишне уплаченных в бюджет субъекта РФ по договору аренды лесных участков для заготовки древесины N 1 от 09.01.2013 денежных средств за 2-4 кварталы 2015 года в сумме 68 807 руб. 41 коп., за 2016 год в сумме 121395 руб. 95 коп. отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2020 по делу N А14-11688/2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11688/2018
Истец: ООО "Фирма "Шипов лес"
Ответчик: Управление лесного хозяйства ВО