Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 октября 2020 г. N Ф10-3500/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
9 июля 2020 г. |
Дело N А09-9333/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Заикиной Н.В. (по замене судьи Капустиной Л.А. на основании определения от 06.07.2020) и Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фроловой Е.С., при участии от истца - Первого заместителя прокурора Брянской области - Денежкиной В.М. (доверенность от 28.04.2020 N 08/2020, поручение от 08.05.2020 N 8-255-2019, служебное удостоверение), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассматривая в открытом судебном заседании, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маяк" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.03.2020 по делу N А09-9333/2019 (судья Абалакова Т.К.),
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Брянской области (г. Брянск, ИНН 3234017492, ОГРН 1033265000416) (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Навлинского района Брянской области (Брянская обл., Навлинский район, р.п. Навля, ИНН 3221002114, ОГРН 1023202536158) (далее - ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "Маяк" (Брянская обл., Навлинский р-н., с. Гремячее, ИНН 3245006654, ОГРН 1153256003086) (далее - ООО "Маяк"), обществу с ограниченной ответственностью "БрянскАгроПродукт" (Брянская обл., Брасовский р-н, д. Погребы, ИНН 3257039767, ОГРН 1163256053267) (далее - ООО "БрянскАгроПродукт"), при участии третьих лиц: Администрации Навлинского района Брянской области (Брянская обл., Навлинский район, р.п. Навля, ИНН 3221002202, ОГРН 1023202536070), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250057365, ОГРН 1043244052092) (далее - Управление Росреестра по Брянской области), о признании недействительным договора аренды земельных участков от 30.05.2018 N 2, применении последствий недействительности ничтожной сделки и исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) записи о регистрации права аренды на земельные участки (т. 1, л. д. 9 - 17).
Определением суда от 06.09.2019 исковое заявление принято к производству (т. 1, л. д. 1 - 3).
Одновременно с исковым заявлением истцом заявлено ходатайство об обеспечении
иска в виде запрета Управлению Росреестра по Брянской области регистрировать какие-либо сделки с земельными участками: с кадастровым номером: 32:17:0000000:1103, расположенным по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 7 268 285 кв. м; с кадастровым номером: 32:17:0140104:125, расположенным по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 507 703 кв. м; с кадастровым номером: 32:17:0170101:136, расположенным по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 1 115 406 кв. м.
Определением суда от 06.09.2019 заявление об обеспечении иска удовлетворено (т. 1, л. д. 4 - 8).
Определением суда от 05.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ИНН 3234014082, ОГРН 1023242735262) (т. 2, л. д. 111 - 112).
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно заявлял ходатайства об уточнении исковых требований. В окончательном варианте заявил о признании недействительным (ничтожным) договора аренды N 2 от 30.05.2018 земельных участков: с кадастровым номером: 32:17:0000000:1103, расположенным по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 7 268 285 кв. м; с кадастровым номером: 32:17:0140104:125, расположенным по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 507 703 кв. м; с кадастровым номером: 32:17:0170101:136, расположенным по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 1 115 406 кв. м; и применении последствий недействительности (ничтожности) данной сделки в виде обязания ООО "Маяк" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу вернуть по акту приема-передачи Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Навлинского района Брянской области, переданные по договору аренды N 2 от 30.05.2018 земельные участки (т. 2, л. д. 117 - 119).
От требования об исключении из ЕГРН записи о регистрации права аренды на земельные участки истец заявил отказ (т. 2, л. д. 117 - 119).
До принятия судом окончательного судебного акта истец также заявил отказ от исковых требований к ООО "БрянскАгроПродукт" (т. 3, л. д. 18).
Ходатайства судом удовлетворены в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в рамках уточненных исковых требований.
Решением суда от 16.03.2020 исковые требования Первого заместителя прокурора Брянской области к Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Навлинского района Брянской области и ООО "Маяк" удовлетворены частично.
Признан недействительным заключенный между Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Навлинского района Брянской области и ООО "Маяк" договор аренды земельных участков от 30.05.2018 N 2. ООО "Маяк" обязано в месячный срок по вступлении решения в законную силу возвратить Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Навлинского района Брянской области земельный участок с кадастровым номером: 32:17:0000000:1103 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 7 268 285 кв. м, вид разрешенного использования: выращивание сельскохозяйственной продукции; земельный участок с кадастровым номером: 32:17:0140104:125 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 507 703 кв. м, вид разрешенного использования: выращивание сельскохозяйственной продукции; земельный участок с кадастровым номером: 32:17:0170101:136 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 1 115 406 кв. м, вид разрешенного использования: выращивание сельскохозяйственной продукции.
В части требований об исключении из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости записи о государственной регистрации права аренды ООО "Маяк" на земельные участки с кадастровыми номерами: 32:17:0000000:1103, 32:17:0140104:125 и 32:17:0170101:136 производство по делу прекращено. Производство по делу в части требований к ООО "БрянскАгроПродукт" прекращено.
С ООО "Маяк" взыскано в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины (т. 3, л. д. 39 - 54).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Маяк" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.03.2020 и производство по делу прекратить (т. 3, л. д. 56 - 61).
Заявитель указывает, что выводы суда первой инстанции противоречат статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истцом не было представлено доказательств того, что оспариваемая сделка посягает на публичные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Считает, что оспариваемая сделка не посягает на публичные интересы, в связи, с чем она не может быть признана ничтожной и также указывает, что данная позиция подтверждается постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по делу N А35-11177/2014. Заявитель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о том, что при заключении договора аренды земельных участков от 30.05.2018 N 2, органом местного самоуправления не был соблюден порядок, определенный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не соответствует обстоятельствам дела, так как действующее законодательство Российской Федерации не содержит иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка.
ООО "Маяк" не согласно с выводами суда первой инстанции о признании договора аренды земельных участков от 30.05.2018 N 2 ничтожным, так как считает, что данная сделка не посягает на публичные интересы третьих лиц, в связи, с чем не может быть признана ничтожной, а является оспоримой. Также полагает, что срок исковой давности для оспаривания договора аренды на момент обращения в суд с иском истек.
В отзыве на апелляционную жалобу Первый заместитель прокурора по Брянской области просит оставить решение суда от 16.03.2020 без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Маяк" - без удовлетворения (т. 3, л. д. 80 - 82).
Указывает на то, что правила, установленные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления соблюдены не были. Поэтому суд пришел к обоснованному выводу, что спорный договор заключен в нарушение установленного Земельного кодекса Российской Федерации порядка распоряжения земельными участками, а значит, он посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков и является ничтожной сделкой.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент сельского хозяйства Брянской области, указывает, что, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, установленного статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Считает, что решение суда от 16.03.2020 принято законно и обоснованно, не подлежит отмене. Также отзыв содержит ходатайство о рассмотрение дела в отсутствие представителя Департамента сельского хозяйства Брянской области (т. 3, л. д. 91 - 92).
Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, на основании статей 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца возражал по доводам жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 16.03.2020 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Навлинского района Брянской области от 28.05.2018 N 365 (т. 1, л. д. 26) на основании заявления ООО "Маяк" от 18.05.2018 принято решение о предоставлении заявителю земельных участков с кадастровыми номерами: 32:17:0000000:1103, 32:17:0140104:125, 32:17:0170101:136, расположенных по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, в аренду сроком на 4 года 11 месяцев.
На основании указанного постановления между Отделом по управлению муниципальным имуществом Навлинского района (арендодателем) и ООО "Маяк" заключен договор аренды земельного участка от 30.05.2018 N 2 (т. 1, л. д. 27 - 28).
По условиям заключенного договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду:
- земельный участок с кадастровым номером: 32:17:0000000:1103 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 7 268 285 кв. метров, вид разрешенного использования: выращивание сельскохозяйственной продукции;
- земельный участок с кадастровым номером: 32:17:0140104:125 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 507 703 кв. метров, вид разрешенного использования: выращивание сельскохозяйственной продукции;
- земельный участок с кадастровым номером: 32:17:0170101:136 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, площадью 1 115 406 кв. метров, вид разрешенного использования: выращивание сельскохозяйственной продукции (пункт 1.1 договора).
Срок действия договора стороны согласовали на 4 года 11 месяцев с 30.05.2018 по 29.04.2023 (пункт 2.1 договора).
Во исполнение условий договора аренды земельные участки с кадастровыми номерами: 32:17:0000000:1103, 32:17:0140104:125, 32:17:0170101:136, расположенные по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, были переданы в пользование ООО "Маяк" по акту приема-передачи от 30.05.2018 (т. 1, л. д. 29).
Между ООО "Маяк" (арендатором) и ООО "БрянскАгроПродукт" (субарендатором) заключен договор субаренды земельных участков от 01.06.2018 N 2 (т. 1, л. д. 46 - 48), по условиям которого арендатор с согласия арендодателя предоставил субарендатору во временное пользование за плату для сельскохозяйственного производства вышеуказанные земельные участки.
Земельные участки были переданы арендатором субарендатору по акту приема передачи от 01.06.2018 (т. 1, л. д. 49).
В ходе проведенной проверки соблюдения земельного законодательства Прокуратурой Навлинского района Брянской области выявлены нарушения при распоряжении Администрацией Навлинского района Бряской области земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Первый заместитель прокурора Брянской области, полагая, что Администрация Навлинского района Брянской области, предоставив в аренду ООО "Маяк" спорные земельные участки без предварительного опубликования извещения о его предоставлении, незаконно создала для ООО "Маяк" преимущественные условия для получения в аренду земельных участков и воспрепятствовала доступу к муниципальному ресурсу другим заинтересованным лицам, обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным требованиям закона, действующим в момент его заключения.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации, в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, мог быть предоставлен ООО "Маяк" для осуществления его деятельности без проведения торгов на основании предоставленного им заявления при условии, что оно является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Постановлением Правительства Брянской области от 07.04.2014 N 148-п был утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области, кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы) (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка субсидии в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы) предоставляются по программам и мероприятиям следующих подпрограмм: "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"; "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"; "Создание общих условий функционирование агропромышленного комплекса", "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Брянской области"; "Развитие мясного скотоводства"; "Развитие молочного скотоводства"; "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства"; "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства".
Согласно представленным в материалы дела сведениям Департамента сельского хозяйства Брянской области в период с 2015 по 28.05.2019 ООО "Маяк" как участнику программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства были выделены субсидии, в том числе:
- в 2015 в размере 70 000 рублей - на поддержку молодых специалистов и квалифицированных рабочих, 364 781 рублей - на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства;
- в 2016 в размере 84 000 рублей - на поддержку молодых специалистов и квалифицированных рабочих, 343 330 рублей - на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, 519 197 рублей - на реализованное и (или), отгруженное на собственную переработку молоко, 162 005 рублей - на возмещение затрат на приобретение элитных семян;
- в 2017 в размере 409 165 рублей - на оказание поддержки в области растениеводства.
В 2018 субсидии в рамках программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства ООО "Маяк" не выделялись.
Кроме того, спорный земельный участок мог быть предоставлен ООО "Маяк" для осуществления его деятельности без проведения торгов на основании предоставленного им заявления при условии, что общество единственный претендент на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на этот земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения конкурентных процедур - аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с нормами пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обязан обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В извещении указывается информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 этой статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка, а также дата окончания приема указанных в подпункте 2 этого пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 этого пункта.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. В случае если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган, в порядке пунктов 5, 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации вправе передать земельный участок заявителю для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности без проведения торгов.
Согласно пункту 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Суд установил, что при рассмотрении заявления ООО "Маяк" о заключении спорного договора аренды органом местного самоуправления не был соблюден порядок, определенный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации: не опубликовано извещение о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а именно информационное сообщение Администрации Навлинского района о наличии свободных для предоставления в аренду земельных участков не размещалось ни в официальных печатных изданиях, ни на сайте www.torgi.gov.ru, ни на официальном сайте администрации в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 сайт www.torgi.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов предусмотрен пунктом 8 Устава муниципального образования Навлинский район, а также Законом Брянской области от 09.06.2006 N 40-3 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области".
Согласно статье 9 Закона Брянской области от 09.06.2006 N 40-3 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области" опубликование сообщений, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом, осуществляется в средствах массовой информации, определенных Правительством Брянской области.
В соответствии с пунктом 4 постановления Администрации Брянской области от 27.07.2006 N 459 "О реализации Закона Брянской области от 09.06.2006 N 40-3 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области" опубликование сообщений, предусмотренных Законом N 101-ФЗ и Законом Брянской области от 09.06.2006 N 40-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области", осуществляется в газете "Земельная газета" или издании того муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. Согласно приложению к указанному постановлению Администрации Брянской области печатным изданием муниципального образования Навлинский район является газета "Наше время".
Как установлено судом, извещение о наличии свободных для предоставления в аренду земельных участков в печатных изданиях "Земельная газета", "Наше время", на официальном сайте, также как на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не размещалось.
Размещение извещения о предоставлении в аренду спорного земельного участка на информационных стендах сельских поселений и направление данных извещений отдельным заинтересованным лицам в предоставлении в аренду спорных земельных участков, не способно информировать неопределенный круг лиц о наличии свободных для предоставления в аренду земельных участков, а также обеспечить их право на участие в торгах по предоставлению земельного участков, что является нарушением установленной нормами действующего законодательства процедуры проведения торгов.
Не разместив извещение о предоставлении в аренду спорного земельного участка в официальных печатных изданиях, на официальном сайте Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и впоследствии, заключив договор с ООО "Маяк" без проведения торгов, Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Навлинского района нарушил предусмотренный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков, установленный, в том числе, в целях обеспечения публичных интересов, в связи с чем, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенный ответчиком договор аренды земельных участков от 30.05.2018 N 2 является недействительным.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Факт передачи земельных участков с кадастровыми номерами: 32:17:0000000:1103, 32:17:0140104:125, 32:17:0170101:136, расположенных по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Гремячее, арендатору - ООО "Маяк" - подтверждается актом приема-передачи от 30.05.2018 (т. 1, л. д. 29).
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае имеет место заключение спорного договора в обход установленных законом конкурентных процедур, что в силу закона влечет его ничтожность, последующая сделка - договор субаренды от 01.06.2018 N 2 также недействительна. В целях восстановления нарушенных прав в рассматриваемом случае подлежат применению последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата арендатором - ООО "Маяк" арендодателю полученных ранее в аренду земельных участков.
В соответствии с положениями статьи 606, пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата является формой платы за право пользования переданным в аренду имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Поскольку ООО "Маяк" пользовалось земельными участками, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для возврата арендных платежей при признании сделки недействительной.
Ходатайство истца об отказе от иска в части требования об исключении из ЕГРН записи о регистрации права аренды на земельные участки, а также требований к ответчику - ООО "БрянскАгроПродукт" обоснованно удовлетворено судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и прекращено производство по делу в этой части.
Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и установленными обстоятельствами, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого обжалуемого законного и обоснованного судебного акта суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 13.04.2020 N 88 (т. 3, л. д. 66), относится на заявителя - ООО "Маяк".
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.03.2020 по делу N А09-9333/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маяк" (Брянская область, Навлинский район, с. Гремячее, ИНН 3245006654, ОГРН 1153256003086) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9333/2019
Истец: Прокуратура Брянской области
Ответчик: ООО "БрянскАгроПродукт", ООО "Маяк", Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Навлинского района
Третье лицо: Администрация Навлинского района Брянской области, Департамент сельского хозяйства, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3500/20
09.07.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2845/20
16.03.2020 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9333/19
06.09.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-9333/19