г. Ессентуки |
|
7 июля 2020 г. |
Дело N А20-94/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.07.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии от Министерства сельского хозяйства КБР - Нахушевой М.Х. (доверенность от 19.03.2019) от индивидуального предпринимателя главы КФХ Султанова М.С. - Жанокова А.К. (доверенность от 01.07.2020), Губачикова Ж.М. (доверенность от 01.07.2020), Султанова Р.С. (доверенность от 01.07.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.12.2019 по делу N А20-94/2019 (судья Шокумов Ю.Ж.) по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Султанова Малика Сагитовича (с. Сарское Майского муниципального района КБР) о признании недействительным отказа Министерства сельского хозяйства КБР в предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Султанов Малик Сагитович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным отказа Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) в предоставлении государственной услуги, изложенный в уведомлении от 08.11.2018 N 211/18, а также об обязании Министерства в лице конкурсной комиссии включить Предпринимателя в реестр получателей гранта на развитие семейных животноводческих ферм и выплатить грант в размере 2337000р в соответствии с решением конкурсной комиссии Министерства, оформленного протоколом от 26.09.2016 N8 (с учетом уточнений).
Решением суда от 28.12.2019 признан недействительным отказ Министерства, в лице конкурсной комиссии в предоставлении государственной услуги, изложенный в уведомлении от 08.11.2018 N 211/18, как противоречащий Правилам предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных постановлением Правительства КБР от 21.02.2017 N 23- ПП. Суд обязал Министерство заключить с Предпринимателем соглашение о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы и включить его в реестр получателей гранта. В остальной части требований отказано.
Министерство обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением суда от 27.05.2020 удовлетворено ходатайство Министерства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики.
От Предпринимателя поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Предпринимателя возражают против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Поддерживают позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Министерства и Предпринимателя, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ранее Предприниматель обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к Министерству, в котором просил: признать отказ конкурсной комиссии Министерства в предоставлении государственной услуги незаконным; обязать Министерство в лице конкурсной комиссии рассмотреть заявку Предпринимателя на предмет получения государственной услуги - предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике; восстановить срок на обжалование отказа в предоставлении государственной услуги.
Решением Арбитражного суда КБР от 02.07.2018 по делу N А20-12682018, вступившим в законную силу, суд признал незаконным отказ конкурсной комиссии Министерства в предоставлении государственной услуги, изложенный в уведомлении от 12.10.2016 N 44 и обязал Министерство в лице его конкурсной комиссии рассмотреть заявку Предпринимателя на предмет получения государственной услуги - предоставление гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике.
В порядке исполнения судебного акта по делу N А20-12682018 рабочей группой конкурсной комиссии Министерства рассмотрена заявка Предпринимателя.
Протоколом N 4 заседания конкурсной комиссии от 31.10.2018 установлен рейтинг проходного балла в размере 50 баллов (том 1, л.д. 63-65).
Предприниматель получил максимальное количество баллов по критериям: наличие кормовой базы, по направлению хозяйственной деятельности, наличии здания фермы. По оценке результатов очного собеседования рабочая группа комиссии поставила Предпринимателю - 0 баллов, общее количество баллов составило 42 балла (том 1, л.д. 66-67).
Решением конкурсной комиссии от 26.11.2018, оформленным протоколом N 6, Предпринимателю отказано во включении в реестр получателей субсидий в связи с недостаточным количеством набранных баллов (том 1, л.д. 54- 62).
Письмом от 08.11.2018 N 211/18 Министерство уведомило Предпринимателя об отказе в предоставлении государственной услуги (том 1, л.д. 19), со ссылкой на Правила предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденными постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 N 23-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Правила N 23-ПП).
Отказ Министерства в предоставлении гранта послужил основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Предпринимателя, исходил из следующего.
В рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Программа развития сельского хозяйства), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм" (действовало на дату обращения заявителя в 2016 году) (далее - Правила), приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.0212 N 165" (действовало на дату обращения) и Приказом Министерства от 09.06.2016 N 68 "О порядке предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике в 2016 - 2017 годах" (далее - Порядок), Министерство объявило конкурсный отбор сельскохозяйственных производителей, соответствующих условиям отбора, предусмотренных указанными нормативными актами, для предоставления грантов.
23.06.2016 Предприниматель направил в Министерство заявку на получение гранта с приложением всех перечисленных в пункте 17 Порядка документов.
В связи с тем, что решением Арбитражного суда КБР от 02.07.2018 по делу N А20-1268/2018 действия Министерства были признаны незаконными, заявка Предпринимателя была рассмотрено Министерством в 2018 году.
Соответствие заявки Предпринимателя требованиям Порядка, подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда КБР от 02.07.2018 по делу N А20-1268/2018.
Отказывая Предпринимателю в предоставлении гранта, Министерство указало, что согласно системе критериев отбора и бальной оценки участников конкурса, установленной Правилами N 23-ПП, решением конкурсной комиссии Предпринимателю начислено 42 балла, вместо необходимых 50 баллов.
Вместе с тем, Министерством не принято во внимание, что содержащиеся в Правилах N 23-ПП критерии оценки заявок по результатам очного собеседования, не имеют разделения присуждаемых претенденту баллов по степени предпочтительности количественного показателя критерия. Правила N 23-ПП не содержат объективных критериев оценки таких заявок на участие в конкурсном отборе.
Из пояснений представителей Министерства (членов рабочей группы) по результатам очного собеседования с участниками конкурса, следует, что члены рабочей группы руководствовались субъективным мнением. Членами рабочей группы не рассматривался бизнес-план Предпринимателя по его основным критериям (прибыль, доходность, срок окупаемости, объем сельхозпродукции), не анализировались показатели планируемых рабочих мест, зависимость оценки и показателей бизнес плана не устанавливалась, сравнительный анализ с заявками других участников конкурса не проводился.
Содержащийся в Правилах N 23-ПП критерий оценки по результатам очного собеседования отсутствует и указанным выше требованиям не соответствует. Отсутствует указание на порядок проведения очного собеседования, на вопросы которые ставятся перед претендентом.
Правила N 23-ПП не конкретизируют, каким образом и от чего зависит присвоение оценки по шкале от 0 до 30 баллов (в каком случае заявка претендента может быть оценена в 1, 2, 3 и т.д. до 30 баллов соответственно), то есть отсутствует разделение по степени предпочтительности количественного показателя такого критерия.
Таким образом, отсутствие при проведении конкурса состязательного процесса между его участниками по предложению ими лучших условий, ставит итоги конкурса в зависимость от субъективного мнения членов конкурсной комиссии. Министерство допустило установление субъективных критериев оценки заявки Предпринимателя, что привело к недостаточной оценки заявки и не включению Предпринимателя в список победителей конкурса. Министерством не представлено доказательств соответствия действующему законодательству оспариваемого отказа от 08.11.2018 N 211/18, основанного на отрицательной оценке заявки Предпринимателя по результатам очного собеседования.
Из содержания акта проведения очного собеседования от 07.11.2018 следует и сторонами не оспаривается, что у Предпринимателя имеется коровник, подведены все коммуникации (свет, вода), имеется вся необходимая инфраструктура (сельхозтехника, оборудование), имеется кормовая база. Данное обстоятельство, подтверждается материалами заявки Предпринимателя (том 1, л.д. 68-151), фотографиями представленными Министерством (том 2, л.д. 124-135), Фотографиями представленными Предпринимателем (том 2, л.д. 136-142).
В рассматриваемом деле, у конкурсной комиссии Министерства отсутствовали основания для выводов о несоответствии заявки Предпринимателя требованиям Правил N 23-ПП предоставления грантов и необоснованному уменьшению количества баллов по критерию "Оценка по результатам очного собеседования".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании недействительным отказа Министерства в предоставлении государственной услуги, выраженной в уведомлении от 08.11.2018 N 211/18, как противоречащий Правилам N 23-ПП, а также к выводу об обязании Министерства заключить с Предпринимателем соглашение о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы и включить его в реестр получателей гранта на основании его заявки от 23.06.2016.
В части требований Предпринимателя о выплате Министерством гранта в сумме 2337000р, судом первой инстанции отказано по следующим основаниям.
Исходя из положений действующих на дату рассмотрения заявки Предпринимателя Правил N 23-ПП, а также учитывая положения бюджетного законодательства следует, что размер гранта определяет конкурсная комиссия в зависимости от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Кабардино-Балкарской Республики на текущий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на эти цели, а также с учетом количества набранных участником баллов, собственных средств фермера и его плана расходов. На размер гранта влияет и количество участников Программы в текущем году. Таким образом, размер гранта будет определяться главным распорядителем средств бюджета КБР на соответствующий финансовый год в зависимости об размеры выделяемых средств бюджета и количества участников. То обстоятельство, что размер гранта на одного участника в 2019 году был меньше, чем в 2016 году, не является следствием действий Министерства и не может служить основанием для удовлетворения заявления Предпринимателя в данной части.
Оценив в совокупности материалы дела, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела. В связи с чем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судом первой инстанции судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы Министерства сводятся к законности отказа Предпринимателю в предоставлении средств государственной поддержки. Иных доводов жалоба не содержит. Не содержит пояснений, в чем именно заключается незаконность, необоснованность обжалуемого судебного акта. Не содержит ссылки на конкретные доказательства, которые не исследованы судом первой инстанции. Не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на выводы о законности и обоснованности принятого решения.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.12.2019 по делу N А20-94/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-94/2019
Истец: Султанов Малик Сагитович
Ответчик: Министерство сельского хозяйства КБР
Третье лицо: Вадахов Тимур Алиевич, Губашиев Заур Борисович, Кильчуков Альберт Иззатович, Министерство сельского хозяйства КБР, Чочаев Руслан Хасанович