г. Вологда |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А13-1200/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Уссар Е.Г. по доверенности от 20.12.2019, от общества с ограниченной ответственностью "Верховажьелес" Мызиной А.В. по доверенности от 29.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2020 года по делу N А13-1200/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968, далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Верховажьелес" (адрес: 162300, Вологодская область, район Верховажский, село Верховажье, улица Стебенева, дом 2; ОГРН 1023502494212, ИНН 3505002380, далее - Общество, ООО"Верховажьелес") о взыскании 2 177 063 руб. 57 коп. доначисленной арендной платы за период с 2017 года по 2019 год по договору аренды лесного участка от 05 августа 2008 года N 02-02-16/243-2008, в том числе 1 814 219 руб. 51 коп. - в федеральный бюджет, 362 844 руб. 06 коп. - в бюджет Вологодской области.
Решением суда от 12 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что обращение с иском к ответчику обусловлено выданным Департаменту предписанием Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 18.10.2019 N 13012/09 по результатам выездной проверки, в ходе которой выявлены нарушения при заключении дополнительных соглашений, изменяющих размер арендной платы, количественные и качественные характеристики лесных участков без решения суда. Полагает, что на момент подписания дополнительных соглашений к договору ответчик мог установить их несоответствие требованиям законодательства. Также, Департамент считает, что подписание сторонами спорных соглашений не лишало арендатора права на обращение в суд с требованием о внесении соответствующих изменений в договор.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 05.08.2008 Департамент (арендодатель) и ООО "Верховажьелес" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 02-02-16/243-2008, согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), на основании решения Департамента от 03.06.2008 N 277 о переоформлении договоров аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка, ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда от 20 октября 1999 года между ГУ ВО "Сямженский лесхоз" и ООО "Верховажьелес" обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.
В пункте 2 договора указано, что лесной участок, площадью 4749,0 га, предоставленный в аренду по настоящему договору, расположен: Вологодская область, Сямженский муниципальный район, Сямженский районный отдел - государственное лесничество, Двиницкое участковое лесничество, кварталы N 27, 28, 29, 30, 39, 40, 41, 42, 51, 52, 53, кадастровый номер лесного участка: 35:13:0201001:1.
Схема расположения лесного участка и его характеристики приводятся в приложениях N 1 и 2, границы лесного участка определены на кадастровой карте лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.
Лесной участок передан арендатору для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (пункт 4 договора).
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 05 августа 2008 года (приложение N 5 к договору) участок передан арендатору.
Срок действия договора установлен в пункте 24 договора: с 05 августа 2008 года до 02 ноября 2048 года.
Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке 29 декабря 2008 года за регистрационным номером 35-35-11/012/2008-347.
Пунктом 5 договора (в редакции протокола разногласий от 10 ноября 2008 года) предусмотрено, что арендная плата по настоящему договору составляет 274 040 руб. 40 коп. в год.
На 2008 год причитается к оплате 615 030 руб. 97 коп.
Арендная плата рассчитывается в соответствии с федеральным законодательством. Годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Расчет арендной платы указан в приложении N 7.
В силу пункта 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Пунктом 6 договора установлено, что арендатор вносит арендную плату в сроки согласно приложению N 4 и представляет арендодателю в течение 30 дней после произведенной оплаты подтверждающие документы.
На основании пункта 11 (подпункт б) договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены настоящим договором.
Кроме того, сторонами заключены дополнительные соглашения о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 05 августа 2008 года N 02-02-16/243-2008, которыми изменены количественные и качественные характеристики лесного участка, виды и объемы использования лесов на участке, объемы и сроки выполнения лесовосстановительных и санитарных мероприятий, размер арендной платы.
Так, в связи с индексацией ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (заготовка древесины) согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" сторонами подписано дополнительное соглашение от 01 января 2009 года, которым в новой редакции изложены приложения N 4, 7, а также пункт 5 договора: "Арендная плата по настоящему договору составляет 309 818 руб. 40 коп. в год и рассчитывается по формуле в соответствии с приложением N 7", пункт 19 договора: "Внесение изменений в настоящий договор по соглашению сторон допускается только в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами" (том 1 лист дела 127).
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке.
В связи изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами, согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Департамента от 17.12.2008 N 641 (изменения лесохозяйственного регламента обусловлено изменением правил ухода за лесами, утв. приказом Минприроды РФ от 16.07.2007 N 185 - исключены рубки обновления и рубки переформирования одновозрастных насаждений, которые были предусмотрены ранее действующими правилами, утв. приказом Рослесхоза от 28.09.1993 N 253) сторонами подписано дополнительное соглашение от 28 июля 2009 года, которым в новой редакции изложены приложения N 3, 4, 7, а также пункт 5 договора: "Арендная плата по настоящему договору составляет 304 770 руб. 72 коп. в год и рассчитывается по формуле в соответствии с приложением N 7". Среднегодовой объем использования лесов составил 10,86 тыс. куб. м. (том 1, лист 56).
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке 08 августа 2009 года.
В связи с изменением ставок платы, утвержденных Постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", сторонами подписано дополнительное соглашение от 15 марта 2010 года, которым в новой редакции изложены приложения N 4, 7, а также пункт 5 договора: "Арендная плата по настоящему договору составляет 304 770 руб. 72 коп. в год и рассчитывается по формуле в соответствии с приложением N 7" (том 1, лист 60).
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке.
Далее, Департамент направлял в адрес ООО "Верховажьелес" следующие уведомления о размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации:
1) уведомление от 30.12.2016 N 10-02-17/780, согласно которому арендная плата на 2017 год составляет 354 042 руб., в том числе 295 035 руб. - в федеральный бюджет, 59 007 руб. - в бюджет Вологодской области. Уведомление получено арендатором 30.01.2017;
2) уведомление от 28.12.2017 N 05-02-17/700, согласно которому арендная плата на 2018 год составляет 508 788 руб. 83 коп., в том числе 423 990 руб. 70 коп. - в федеральный бюджет, 84 798 руб. 13 коп. - в бюджет Вологодской области. Уведомление получено арендатором 16.01.2018;
3) уведомление от 29.12.2018 N 05-02-17/1421, согласно которому арендная плата на 2019 год составляет 558 026 руб. 46 коп., в том числе 465 022 руб. 06 коп. - в федеральный бюджет, 93 004 руб. 40 коп. - в бюджет Вологодской области. Уведомление получено арендатором 04.02.2019.
В период с 2017 года по 2019 год ООО "Верховажьелес" вносило Департаменту арендную плату в размере, указанном в дополнительных соглашениях.
В 2019 году Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу проведена внеплановая выездная проверка Департамента, по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 18.10.2019 N 09/391П.
Согласно данному предписанию Департамент обязан в срок до 01 июня 2020 года обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, уведомление арендаторов в письменной форме об изменении размера арендной платы и о сумме, подлежащей уплате (том 1, листы 87-88).
В претензии от 13.12.2019 N 02-01-18/912 Департамент сообщил арендатору, что в период заключения дополнительных соглашений частью 2 статьи 74 ЛК РФ был установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, в связи с чем, заключенные сторонами дополнительные соглашения в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) являются ничтожными.
Департаментом произведен перерасчет арендной платы за 2017, 2018, 2019 годы, исходя из размера арендной платы, установленного на момент подписания договора аренды, в результате чего у арендатора образовалась задолженность по арендной плате в сумме 2 177 063 руб. 57 коп. (в том числе 1 814 219 руб. 51 коп. - в федеральный бюджет, 362 844 руб. 06 коп. - в бюджет Вологодской области), которую арендодатель просил погасить в срок до 15 января 2020 года.
Ссылаясь на то, что ответчик в добровольном порядке доначисленную арендную плату не внес, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их необоснованными, в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласен.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
По правилам статей 72, 74 ЛК РФ (в редакции, действующей в момент заключения договора аренды) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей, определенных нормами лесного законодательства, должен заключаться по результатам аукциона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
При заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ (если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора).
Из приведенных норм вытекает, что ЛК РФ был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по результатам аукциона, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ, закрепившая недопустимость при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ), вступившим в законную силу 22.07.2014, редакция части 2 статьи 74 ЛК РФ изменена, вследствие чего предусматривала случаи возможного изменения условий договора в результате изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
В то же время названным Законом N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ была введена часть 2.1, содержащая положения о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" дополнил главу 6 Лесного кодекса Российской Федерации статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действующей с 01.10.2015.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, мог быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Законодатель не наделил названные нормы обратной силой, поставив изменение условий сделки в зависимость от судебного решения.
На основании вышеизложенных норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что изменение условий договора аренды по волеизъявлению сторон противоречил установленному специальной нормой - частью 2 статьи 74 ЛК РФ, прямому запрету на изменение условий такого договора аренды.
Вместе с тем, в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции отказал по мотиву наличия в действиях Департамента злоупотребления правом.
С данным выводом суда суд апелляционной инстанции согласен.
В соответствии с положением о Департаменте в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительных соглашений, Департамент являлся органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управленческие и административные полномочия в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления государственного лесного контроля и надзора, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.
Для достижения указанных целей Департамент предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организует и проводит аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в пределах полномочий, определенных лесным законодательством, а также заключает договоры аренды лесных участков; осуществляет государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда и заверение планов лесных участков; организует разработку лесного плана Вологодской области, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков на территории области, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации.
За выполнение возложенных на него функций и полномочий Департамент несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Вологодской области.
Как уже было указано ранее, дополнительное соглашение от 01 января 2009 года заключено сторонами в связи с индексацией ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (заготовка древесины) согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"; дополнительное соглашение от 28 июля 2009 года заключено сторонами в связи изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами, согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Департамента от 17.12.2008 N641 (изменение лесохозяйственного регламента обусловлено изменением правил ухода за лесами, поскольку исключены ранее предусмотренные рубки ухода за лесами и рубки переформирования одновозрастных насаждений); дополнительное соглашение от 15 марта 2010 года заключено сторонами в связи с изменением ставок платы, утвержденных постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Таким образом, заключение дополнительных соглашений было обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от воли сторон.
При этом Департамент самостоятельно производил расчет арендной платы по дополнительным соглашениям к договору аренды лесного участка, после заключения которых принимал на протяжении длительного времени (более 10 лет) арендную плату в размере, определенном этими соглашениями, без каких-либо возражений или претензий.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в сложившейся ситуации поведение Департамента после заключения спорных дополнительных соглашений давало основание ответчику полагаться на их действительность; к спорным правоотношениям подлежит применению принцип эстоппель (англ. estoppel - лишать права возражения), являющегося одним из проявлений принципа добросовестности (статья 1 ГК РФ).
Содержанием указанного принципа является недопустимость противоречивого и непоследовательного поведения участника правоотношений, ущемляющего интересы других участников правоотношений. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данного принципа, суд должен отказать в защите соответствующему лицу, поскольку последнее утрачивает право ссылаться на какие-либо факты или обстоятельства в связи со своим предыдущим поведением. Фактически эстоппель запрещает противоречивое поведение участников оборота.
Подписав оспариваемые дополнительные соглашения к договору аренды лесного участка, Департамент, по сути, лишил арендатора процессуальной возможности требовать внесения изменений в договор аренды в судебном порядке.
Кроме того, все дополнительные соглашения, по результатам правовой экспертизы представленных документов, регистрирующим органом были зарегистрированы.
Также, в рассматриваемом случае следует обратить внимание на то, что Департамент ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не отрицал факт наличия оснований для внесения оспариваемых им изменений в договор аренды.
Расчет арендной платы также соответствует нормативным правовым актам, регулирующим порядок расчета арендной платы за использование лесных участков.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что какие-либо публичные интересы (на получение дохода от использования лесных участков, на ограничение конкуренции, на какие-либо иные государственные и муниципальные нужды) не могут считаться нарушенными.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Так как нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2020 года по делу N А13-1200/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1200/2020
Истец: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Ответчик: ООО "Верховажьелес"