Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф04-4590/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
09 июля 2020 г. |
Дело N А46-23103/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3719/2020) общества с ограниченной ответственностью "Иртышсантехмонтаж и К" на решение Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 по делу N А46-23103/2019 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иртышсантехмонтаж и К" (ИНН 5506032006, ОГРН 1025501257077, адрес (место нахождения): 644046, Омская обл., г. Омск, ул. 2-я линия, 177) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, адрес (место нахождения): 644099, Омская обл., г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Иртышсантехмонтаж и К" - Майорова Светлана Валерьевна по доверенности N 55 АА1978535 от 15.08.2018 сроком действия три года;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна по доверенности N 02/1375 от 19.02.2020 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иртышсантехмонтаж и К" (далее - заявитель, ООО "ИСТМ и К", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент, орган местного самоуправления), в котором просило:
- признать незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы ООО "ИСТМ и К" действия Департамента, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованию подлежит земельный участок с условным номером 55:36:090205:86:ЗУ1, площадью 6189 кв.м, местоположение установлено относительно здания по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 2-я Линия, дом 177; в границах зоны производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (ПЗ), цель использования участка - эксплуатация объектов недвижимости, изложенном письме от 13.11.2019 N 09/10277;
- в качестве способа восстановления нарушенных прав обязать Департамент утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованию подлежит указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 по делу N А46-23103/2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель обращает внимание на то, что кадастровые номера двух объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, не были им указаны ввиду их отсутствия. По мнению апеллянта, Департамент незаконно возлагает на заявителя дополнительные обязанности по определению координат и учету в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об объектах капитального строительства, права на которые ранее были зарегистрированы за ООО "ИСТМ и К" в установленном действующими нормами права Российской Федерации порядке.
По утверждению подателя жалобы, в действующей системе нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений и отношений в сфере недвижимости отсутствуют правовые нормы, прямо или косвенно обязывающие лицо, обладающее исключительным правом на приобретение прав на земельный-участок по смыслу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предварительно произвести комплекс мероприятий по кадастровому учёту объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности.
Кроме того, податель жалобы полагает, что суд первой инстанции применил норму материального права, не подлежащую применению при данных обстоятельствах - статью 39.15 ЗК РФ, по мнению общества, в рамках настоящего дела подлежат применению нормы пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ.
Помимо изложенного, общество указывает, что нормы приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 не устанавливают требований к условным обозначениям, используемым в схеме расположения земельного участка.
В письменном отзыве Департамент просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От общества поступили возражения на отзыв Департамента.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2020 по делу N А46-23103/2019 апелляционная жалоба ООО "ИСТМ и К" на решение суда от 25.02.2020 по делу N А46-23103/2019 принята к производству и назначена к рассмотрению на 21.05.2020.
Определением (протокольным) от 21.05.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда рассмотрение указанной апелляционной жалобы отложено на 02.07.2020 на 10 час. 00 мин.
Судья Шиндлер Н.А., участвовавшая в рассмотрении настоящего дела до отложения судебного заседания, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 26.06.2020 апелляционного суда заменена на судью Рыжикова О.Ю. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с самого начала.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ИСТМ и К" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на отзыв, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражения на отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "ИСТМ и К" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание, имеющее адрес: г. Омск, ул. 2-я Линия, д. 177, с кадастровым номером 55:36:090205:10319, площадью 1131 кв.м - производственный цех, склады, гаражи (запись о государственной регистрации права от 20.03.2003 N 55-01/00-7/2003-2189);
- нежилое строение литер 331, общей площадью 240,9 кв.м, состоящее из одноэтажного кирпичного здания размером 0,45 м x10,65 м и одноэтажной кирпичной пристройки размером 10,95 м x 17,45-м + 0,55-м x 6,80 м, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 2 Линия, 177 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.02.1999 серии АА N 024077);
- двухэтажное панельное строение, общей площадью 359,9 кв.м, адрес: г. Омск, 2 линия, д. 177 (договор купли-продажи от 06.03.1998, реестровый номер А-3-85-1, свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ААN 5905 дата регистрации 11.08.1998).
Регистрация прав на объекты осуществлялась в соответствии с действующим на момент заключения сделок законодательством Российской Федерации.
Помимо указанных объектов недвижимого имущества заявителю на основании договора купли-продажи от 06.03.1998 принадлежит монтажный козловой электрический специальный кран МККС 12,5, который относится к категории движимого имущества.
Все перечисленные объекты располагаются в границах учтённой в ЕГРН части земельного участка (учётный кадастровый номер части 2) с кадастровым номером 55:36:090205:86, арендатором которой также является ООО "ИСТМ и К". Названная часть на основании Распоряжения Мэра г. Омска от 12.03.2002 N 352-Р и договора аренды от 20.05.2002 N Д-О-2-1-3200 предоставлена обществу во временное владение и пользование на срок 25 лет для производственных целей под строения.
Поскольку в соответствии со статьёй 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, заявителем было принято решение об обращении к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:86 с целью образования самостоятельного земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими только обществу и последующего приобретения такого участка на праве собственности.
16.10.2019 общество обратилось в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее по тексту - Схема) образованию подлежит земельный участок с условным номером 55:36:090205:86:ЗУ1, площадью 6189 кв.м, местоположение установлено относительно здания по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 2-я Линия, дом 177; в границах зоны производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (ПЗ), цель использования участка - эксплуатация объектов недвижимости.
Письмом от 13.11.2019 N 09/10277 Департамент отказал заявителю в утверждении схемы, указав, что по причине наличия в границах образуемого земельного участка объектов недвижимого имущества, которые не представляется возможным идентифицировать в связи с отсутствием их координат привязки к испрашиваемому земельному участку путём отражения их кадастровых номеров в соответствии со сведениями ЕГРН, заинтересованное лицо не может утвердить приложенную схему. Иначе принятие органом местного самоуправления решения об утверждении схемы может повлечь нарушение законных прав иных правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка.
Кроме того, Департамент указал, что схема расположения земельного участка не соответствует Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, а именно:
- в условных обозначениях отсутствует номер части земельного участка, который отображён в графической части схемы;
- в условных обозначениях некорректно даны пояснения относительно границы земельного участка (в графической части схемы он обозначен как плоскостной объект, а в характеристике - как линейный);
- частично отсутствуют кадастровые номера объектов недвижимого имущества.
Полагая, что такой отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
25.02.2020 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления общества) "О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" утверждено Положение о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Согласно пункту 19 отмеченного Положения в сфере земельных отношений департамент осуществляет, в том числе, следующие функции:
принимает решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, право распоряжения которыми принадлежит органам местного самоуправления города Омска, в том числе утверждающее схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка из земель и (или) земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности, земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или отказывает в ее утверждении с указанием причин отказа при обеспечении подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктами 1, 2, 4 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет исключительное право на приобретение в собственность или аренду земельного участка, находящегося под объектом недвижимости и необходимого для его обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи.
Таким образом, подготовка схемы расположения земельного участка и подача заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган являются первыми этапами предоставления земельного участка.
Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в числе прочих несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
Доводы подателя жалобы о том, что в настоящем деле следует применять нормы пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ, а не статьи 39.15 ЗК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку приведенные выше нормы права подлежат применению в совокупности, так как из материалов дела усматривается, что целью подачи обществом заявления об утверждении схемы является получение в дальнейшем в собственность спорного земельного участка, соответственно, формирование земельного участка должно исходить из данной цели, в связи с чем установленные законом требования должны быть соблюдены.
Пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ N 762).
В силу приложения N 1 к названному приказу Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования) устанавливают правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка).
Схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Требований, утверждённых Приказом N 762, при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходимо учитывать материалы и сведения: утверждённых документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано, в том числе, если она подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Как следует из материалов дела, в пакете документов обществом с заявлением было представлено согласие арендаторов земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:86 на образование земельного участка.
Вместе с тем согласно представленной схеме в границах испрашиваемого земельного участка расположены: нежилое здание, имеющее адрес: г. Омск, ул. 2-я Линия, д. 177, с кадастровым номером 55:36:090205:10319, площадью 1131 кв.м - производственный цех, склады, гаражи, принадлежащее ООО "ИСТМ и К" на праве собственности (запись государственной регистрации права от 20.03.2003 N 55-01/00-7/2003-2189) и иные объекты недвижимого имущества - здания, помещения и др. (далее - Объекты), которые не представляется возможным идентифицировать в связи с отсутствием их координат привязки к испрашиваемому земельному участку путём отражения их кадастровых номеров в соответствии со сведениями ЕГРН.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 762 в схеме расположения земельного участка приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что нормы Приказа N 762 не устанавливают требований к условным обозначениям, используемым в схеме расположения земельного участка, основан на неверном толковании норм права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из представленной в материалы дела схемы (л.д. 20) усматривается, что общество, обращаясь в Департамент с требованием об утверждении данной схемы, обозначило границу существующего земельного участка жирной линией и точками с цифровым обозначением, однако такими же линиями ООО "ИСТМ и К" обозначило границы образуемого земельного участка, что не является правомерным. Кроме того, не указаны кадастровые номера некоторых находящихся на участке объектов (зданий и сооружений).
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании кадастровых номеров общество должно определить местоположение на участке, вместе с тем из представленной схемы не следует определение местоположения объектов - зданий, строений, находящихся на земельном участке. При этом апелляционная коллегия принимает во внимание доводы Департамента о том, что в дальнейшем при обращении с требованием оформить в собственность соответствующий земельный участок в заявлении обществом должны быть указаны кадастровые номера находящихся на земельном участке объектов.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 32 Перечня установлено, что сообщение заявителя (заявителей), должно содержать перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что представленная в пакете документов схема имеет ряд несоответствий Требованиям, изложенным в Приказе N 762, в частности, на схеме отображены кадастровые номера частей земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:86, которые не указаны в условных обозначениях (далее - обозначения) к схеме; некорректно даны пояснения в обозначениях о границе образуемого земельного участка (в графической части схемы обозначение границы отображено в виде плоскостного объекта, а характеристика в обозначениях дана как линейного объекта), частично отсутствуют кадастровые номера объектов недвижимого имущества.
Довод подателя жалобы о том, что Департамент самостоятельно мог из совокупности представленных документов идентифицировать все расположенные на земельном участке объекты, отклонен судом апелляционной инстанции как не основанный на нормах законодательства, регламентирующего сферу земельных отношений и отношений в сфере недвижимости, поскольку в силу приведённых выше норм именно сообщение заявителя должно содержать перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Таким образом, приложенная к заявлению обществом схема подготовлена без учёта пункта 4 Требований, изложенных в Приказе N 762, в связи с чем Департаментом правомерно отказано в утверждении схемы на основании пункта 1 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что общество обратилось в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с приложением полного, требуемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, пакета документов, противоречат материалам дела и отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на общество.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (платежное поручение от 17.03.2020 N 94), то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату ООО "ИСТМ и К" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 по делу N А46-23103/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Иртышсантехмонтаж и К" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 17.03.2020 N 94.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-23103/2019
Истец: ООО "ИРТЫШСАНТЕХМОНТАЖ И К"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА