Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 октября 2020 г. N Ф10-3297/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
9 июля 2020 г. |
Дело N А54-8156/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - кредитного потребительского кооператива "ИнвестФинанс" - Федюкиной Е.А. (председатель правления, паспорт), ответчика - управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области - Куколева В.А. (доверенность от 08.04.2019 N 2.6-21/04415), третьего лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области - Колпакова Д.В. (доверенность от 26.11.2019 N 2.4-29/31673), третьего лица - Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу - Журихиной Т.Ф. (доверенность от 12.07.2019 N 62 АБ N1293117), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива "ИнвестФинанс" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.01.2020 по делу N А54-8156/2019 (судья Котлова Л.И.),
УСТАНОВИЛ:
кредитный потребительский кооператив "ИнвестФинанс" (г. Рязань, ОГРН 1136234002992, ИНН 6234114283) (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031857, ИНН 6234010781) (далее - ответчик, УФНС по Рязанской области) от 21.08.2019 N 2.15-12/11802.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014) (далее - МИФНС N 2 по Рязанской области), Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу (г. Москва, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) (далее - ГУ Банка России по ЦФО).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.01.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе кредитный потребительский кооператив "ИнвестФинанс" просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление ФНС по Рязанской области, Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области, ГУ Банка России по ЦФО просят в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, КПК "ИнвестФинанс" создан 06.03.2013, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1136234002992 о создании КПК "ИнвестФинанс".
В регистрирующий орган 25.06.2019 поступил комплект документов в отношении КПК "ИнвестФинанс", который был зарегистрирован за вх. N 7191А.
Согласно расписке от 25.06.2019 вх. N 7191А заявителем в регистрирующий орган представлены следующие документы: заявление по форме N Р13001; устав в новой редакции, утвержденный протоколом от 10.06.2019 N 12; протокол от 10.06.2019 N 12; документ об уплате государственной пошлины.
По результатам рассмотрения данного комплекта документов Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области 02.07.2019 внесла запись в ЕГРЮЛ в отношении КПК "ИнвестФинанс" (ПК ЭСП "Альтернатива") за ГРН 2196234182593 от 02.07.2019.
ГУ Банка России по ЦФО обратилось в Управление ФНС России по Рязанской области с жалобой, рассмотрев которую, управление вынесло решение от 21.08.2019 N 2.15-12/11802 об отмене решения инспекции от 02.07.2019 N 7191А о государственной регистрации и отмене записи за ГРН 2196234182593 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о КПК "ИнвестФинанс" (ПК ЭСП "Альтернатива").
На основании полученного решения по результатам рассмотрения жалобы (письмо от 22.08.2019 N 2.15-12/11802@) регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ сведения (запись за ГРН 2196234243225 от 27.08.2019) о признании внесенной в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица записи (ГРН 2196234182593 от 02.07.2019) недействительной на основании решения вышестоящего налогового органа, что предусмотрено пунктом 5 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Не согласившись с решением управления от 21.08.2019 N 2.15-12/11802, кредитный потребительский кооператив "ИнвестФинанс" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и признавая правильной позицию управления, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из смысла положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.
В силу пункта 4 статьи 49 ГК РФ гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом.
Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 4 статьи 54 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.
Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.1 ГК РФ некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), нотариальных палат, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
Согласно пункту 1 статьи 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
В силу пункта 2 статьи 123.2 ГК РФ наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив".
Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".
На основании пункта 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Статьей 2 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон N190-ФЗ) предусмотрено, что правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются ГК РФ, Закон N 190-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов.
Частью 1 статьи 3 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что кредитный кооператив является некоммерческой организацией.
Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Некредитными финансовыми организациями в соответствии со статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, вид деятельности кредитных потребительских кооперативов.
В силу подпунктов 7, 8.1 и 8.2 части 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований названного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 названного Федерального закона; запрашивает у кредитных кооперативов и их должностных лиц необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами; дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России (пункт 3); проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России (пункт 4); направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России (пункт 6).
Таким образом, как верно констатировано судом первой инстанции, регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России, который, в числе прочего, осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований указанного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 190-ФЗ кредитный кооператив вправе преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, установлены Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон N 3085-1).
Согласно статье 2 Закона N 3085-1 данный закон не распространяется на специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие).
Положениями Закона N 190-ФЗ не предусмотрено преобразование кредитного потребительского кооператива в потребительское общество (потребительский кооператив), деятельность которого определяется Законом N 3085-1.
По справедливому суждению суда, кредитные потребительские кооперативы могут создаваться и работать в виде кредитного кооператива, членами которого являются юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также кредитного кооператива второго уровня (часть 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ).
Таким образом, организация вправе принять решение о внесении в свой устав изменений, предусматривающих изменение только вида кредитного кооператива (часть 8 статьи 7 Закона N 190-ФЗ).
При этом закон позволяет менять характер деятельности кредитного кооператива в результате его преобразования в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных федеральными законами (часть 5 статьи 9 Закона N 190-ФЗ).
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения в их взаимосвязи, суд первой инстанции сделал обоснованное заключением о том, что Законом N 190-ФЗ ограничена возможность реорганизации (в том числе преобразования) кредитного потребительского кооператива в иное юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129).
Государственная регистрация юридических лиц, в том числе изменение сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом N 129-ФЗ.
Согласно положениям статей 12, 14, 17, 21 Закона N 129-ФЗ в заявлении лицо подтверждает, что представленные при государственной регистрации юридического лица документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих документах и в заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно заявлению организации по форме N Р13001 изменения вносятся в учредительные документы кооператива с целью изменения сведений о наименовании юридического лица с кредитного потребительского кооператива "Инвестфинанс" на потребительский кооператив экономических и социальных программ для пайщиков "Альтернатива".
Судом первой инстанции обоснованно указано, что заявленные кооперативом изменения фактически являются не сменой наименования, а его реорганизацией, влекущей изменение организационно-правовой формы кооператива, для которой установлен особый правовой режим деятельности в определенной сфере, и, как следствие, невозможность осуществления контроля Банком России за его деятельностью в целях защиты прав и законных интересов пайщиков.
При этом, как отмечено выше, Законом N 190-ФЗ ограничена возможность реорганизации кредитного потребительского кооператива в иное юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Действия кооператива по исключению из его наименования слова "кредитный" не соответствует положениям Закона N 190-ФЗ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что изменения, внесенные в учредительный документ кооператива, не соответствовали установленным законодательством Российской Федерации требованиям, произведены с нарушением положений части 5 статьи 9 Закона N 190-ФЗ, и, как следствие, правомерно признал обоснованным решение управления ФНС России по Рязанской области от 21.08.2019 N 2.15-12/11802, которым отменено решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 02.07.2019 N 7191А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о КПК "ИнвестФинанс" (ПК ЭСП "Альтернатива").
При этом судебная коллегия также учитывает, что в соответствии с частью 6 статьи 7 Закона N 190-ФЗ наименование потребительского кооператива, осуществляющего деятельность, предусмотренную частью 1 статьи 3 данного Федерального закона (деятельность по объединению паенакоплений (паев) и привлечению денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств; деятельность по размещению указанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей), должно содержать словосочетание "кредитный потребительский кооператив".
Довод апеллянта о неправильном применении судом норм права, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основан на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений.
Ссылка апеллянта в обоснование своей позиции на то, что кооператив не ведет кредитную деятельность, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку норма части 5 статьи 9 Закона N 190-ФЗ, которой установлен запрет потребительским кооперативам реорганизовываться в иные потребительские кооперативы, носит императивный характер, и ее применение не поставлено в зависимость от осуществления или неосуществления кооперативом кредитной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы кооператива направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела во взаимосвязи с вышеприведенными нормативными положениями и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Из платежного поручения от 16.02.2020 N 9 следует, что КПК "ИнвестФинанс" уплатил государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ 1 500 рублей подлежит возврату кооперативу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.01.2020 по делу N А54-8156/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива "ИнвестФинанс" - без удовлетворения.
Возвратить кредитному потребительскому кооперативу "ИнвестФинанс" (г. Рязань, ОГРН 1136234002992, ИНН 6234114283) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платёжному поручению от 16.02.2020 N 9.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-8156/2019
Истец: КПК "ИНВЕСТФИНАНС", КРЕДИТНЫЙ "ИНВЕСТФИНАНС"
Ответчик: УФНС России по Рязанской области, ФНС России Управление по Рязанской области
Третье лицо: ГУ Банка России по ЦФО, ГУ Банка России по ЦФО г.Москва, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Рязанской области, Центральный Банк Российской Федерации, ГУ по ЦФО Банк России по Рязанской области, Советский районный суд города Рязани