Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 октября 2020 г. N Ф03-4244/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
14 июля 2020 г. |
А73-24879/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестова А.В., представитель по доверенности N 25;
от открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур": Краснова Н.Г., представитель по доверенности N 09/02 от 20.02.2020;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 04.03.2020
по делу N А73-24879/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по исковому заявлению Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053)
к открытому акционерному обществу "Артель старателей "Амур" (ОГРН 1022700856837, ИНН 2708000604)
о взыскании 1 006 483 руб. 48 коп.
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Артель старателей "Амур" (далее - ОАО "Артель старателей "Амур", ответчик, общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 118-206/2010 от 09.11.2010 за период с 2011 по 2019 года в размере 1 006 483 руб. 48 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.03.2020 в удовлетворении исковых требованиях отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление лесами обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить, принять новый судебный акт, взыскав с ответчика задолженность по арендной плате в размере 1 006 483 руб. 48 коп.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал на то, что предметом исковых требований является недополученный доход в федеральный бюджет, выявленный Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) в ходе проверки правильности начисления и взыскания платежей в части минимальных ставок по спорному договору аренды. Истец поясняет то, что в соответствии с абзацем 4 пункта 8 таблицы 16 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа) каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта РФ, с коэффициентом 0,5. Вместе с тем согласно таксационному описанию, на лесном участке, переданном ответчику по договору, отсутствуют перечисленные выше объекты, в связи с чем, по мнению Управления лесами, к расчету должен был применен коэффициент - 1, применяемый для всех других категорий населённых земель, не вошедших в приведенный перечень. Заявитель жалобы выразил несогласие с выводом суда в части признания неправомерным применения коэффициента 1 ввиду занятости лесного участка автозимником - дорогой, к категории которой применяется размер ставки платы с коэффициентом 0,5. При этом считает, что он не является арендодателем по договору, а осуществляет функции по взысканию административных платежей, поэтому к нему не могут быть применены нормы об исковой давности.
До судебного заседания от ОАО "Артель старателей "Амур" поступил отзыв, в котором оно выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило судебный акт оставить без изменения. Общество считает, что при расчете арендной платы коэффициент 0,5 признан судом правомерным, оснований для дополнительных начислений не имеется, так как оно заключало договор с целью строительства автомобильной дороги, в течении 10 лет использовало лесной участок, как дорогу и оплачивало арендную плату исключительно для использования лесного участка, как дороги. При этом, приводит довод о том, то ссылка апеллянта на отсутствие пропуска исковой давности истцом не мотивирована и не подкреплена нормами права.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2020 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 07.07.2020 на 15 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В судебном заседании представитель истца не согласился с решением суда первой инстанции, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика полагал доводы апелляционной жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09.11.2010 между Министерством природных ресурсов Хабаровского края (арендодателем) и ОАО "Артель старателей Амур" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 118-206/2010 (далее - договор), в соответствии с которым ответчику переданы в пользование лесной участок общей площадью 33,4 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 08:206:03:0773 в пределах Аянского лесничества, местоположение которого: Хабаровский край, Аяно-Майский муниципальный район в составе участковых лесничеств: Аимское, кварталы 1-323, Аянское, кварталы 1-71, Нельканское, кварталы 1-348, 1-341 (пункт 1.1. договора).
Лесной участок предоставлен для строительства и эксплуатации автомобильной Муктана - Уоргалан в целях обеспечения разработки месторождения россыпной платины Кондёр в долине реки Уоргалан в Аяно-Майском муниципальном районе (пункт 1.1. договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи N 118-206 от 09.11.2010.
Пунктом 7.1 договора сторонами определен срок действия договора - 10 лет со дня его государственной регистрации.
17.02.2011 договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю в установленном законом порядке, о чем стоит соответствующий штамп на документе.
Размер и условия внесения арендной платы регламентированы в соответствии с разделом 2 договора.
В силу п.2.1 договора арендная плата по договору составляет 107 017, 61 рублей в год.
Пунктом 2.3. предусмотрено то, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса РФ.
Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате, а также ведет ведомость учета изменений арендной латы (абзац 2 пункта 2.3 договора).
Приложением N 1 к договору согласована схема расположения лесного участка, приложением N 2 - характеристика лесного участка и его насаждений, приложением N 3 - цели и объемы использования лесов на арендуемом участке, приложением N 4 - расчет платы и сроки ее внесения, приложением N 5 -акт приема-передачи лесного участка в аренду, приложением N 6 - объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
В августе 2018 Федеральным агентством лесного хозяйства проведена проверка исполнения управлением лесами Правительства Хабаровского края переданных полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в федеральный бюджет за период 2016-2017, первое полугодие 2018. По результатам проверки Управлению предписано провести проверку расчетов арендной платы по всем договорам аренды, действовавшим в проверяемом периоде и произвести перерасчеты с учетом выявленных нарушений.
Управлением проведена проверка договора аренды, заключенного с ответчиком и выявлено следующее: при расчете платы к лесному участку, занятому автозимником, расположенному в кварталах N 267 (выделы 54,56), N 306 (выделы 30,31,34,35,36,38,43,49), N307 (выделы 2,3,5,7,8) N 308 (наделы 30,32,33,34,35,39, 41) Аимского участкового лесничества Аянского лесничества в нарушение п.8 примечания к таблице 16 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", применялся понижающий коэффициент 0,5, когда следовало применять 1.
Разница между размером арендной платы, установленным по договору N 118-206/2010, и размером арендной платы, определенным по итогам проверки (с применением коэффициента 1), составила 1 006 483 руб. 48 коп. за период с 01.01.2011 по 30.06.2019 в соответствии с представленным расчетом.
Уведомлением N 07-27/14247 от 27.09.2019 истец известил ответчика о доначислении названной суммы арендных платежей в связи с указанными обстоятельствами.
Поскольку требование оставлено ответчиком без удовлетворения, Управление лесами обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами права.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пунктов 1 и 3 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Данные органы и лица осуществляют права собственника Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 214 ГК РФ).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (статья 74 ЛК РФ).
Пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что администратор доходов бюджета обладает рядом полномочий, в том числе: осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Управление лесами Правительства Хабаровского края в соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 28.12.2018 N 1079 включено в перечень администраторов доходов федерального бюджета и в перечень администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.42 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 20.07.2015 N 207-пр), Управление лесами осуществляет полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков и продавца по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным Правительством края до передачи Управлению полномочий на заключение таких договоров, в том числе заключает соглашения об изменении и расторжении указанных договоров, готовит и направляет лицам, использующим леса, предупреждения о необходимости исполнения обязательств в срок, требования о досрочном внесении арендной платы в соответствии с пунктом 5 статьи 614 ГК РФ, предложения о досрочном расторжении договоров, подает соответствующие исковые заявления в суд, участвует в судебных заседаниях со всеми правами истца, ответчика и третьего лица.
В соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ.
Аренда представляет собой предоставление за плату имущества во временное пользование и владение (статья 606 ГК РФ).
Статья 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В силу пунктов 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, если содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на того государственными органами.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Пунктом 2.3 договора аренды лесного участка предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса.
Следовательно, арендная плата за лесной участок по договору является регулируемой и должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Истцом в соответствии с абзацем 4 пункта 8 таблицы 16 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (далее постановление N310) при первоначальном расчете арендной платы определен коэффициент 0,5.
Исходя из указанного положения постановления N 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа) каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта РФ, с коэффициентом 0,5.
Как следует из таксационного описания, указанного в приложениях N 2, N 4 и N 5 к договору, спорный лесной участок полностью занят автозимником.
Ссылаясь на "ВСН 137-89. Ведомственные строительные нормы. Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и северо-востока СССР", утвержденные Минтрансстроем СССР от 04.09.1989 N АВ-445, ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", таксационное описание лесного участка суд первой инстанции сделал вывод, что к автозимникам - зимним автомобильным дорогам - относятся сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта. Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. При этом к искусственным дорожным сооружениям, в том числе отнесены зимники.
Таким образом, поскольку автозимник является дорогой, которая входит в перечь категорий лесных участков согласно абзаца 4 пункта 8 таблицы 16 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, независимо от времени года, и к которой применим при расчете арендной платы коэффициента 0,5, суд в порядке статьи 71 АПК РФ, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 118-206/2010 от 09.11.2010 за период с 2011-2019 года в размере 1 006 483 руб. 48 коп.
Доводы апелляционной жалобы противоречат указанным нормам права.
Доводы жалобы в части невозможности применения к Управлению лесами норм об исковой давности также не принимаются апелляционном судом виду следующего.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности в части требований за 2011 - 2016 годы.
Как следует из материалов дела, иск о взыскании долга подан в суд 20.12.2019 через систему "Мой арбитр", и как установлено судом первой инстанции - по истечении срока давности за период требований о взыскании арендных платежей за период 2011 - 2015 годы, а также 1, 2, 3 кварталы 2016 года.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
Ввиду того, что Управление осуществляет функции по взысканию администрируемых платежей, по мнению истца, судом неправомерно применены последствия срока исковой давности.
На основании пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истцом заявлен требование о взыскании задолженности по арендной с плате в федеральный бюджет.
Действительно, истец не являлся стороной заключенного с ответчиком договора аренды лесного участка.
Вместе с тем, Управление лесами является уполномоченным органом на представление требований Хабаровского края по денежным обязательствам в судебном порядке по договорам аренды лесных участков, заключенным Правительством края до передачи истцу полномочий на заключение таких договоров. Кроме этого, в силу п.3.38 Устава осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, учету и взысканию администрируемых Управлением платежей в бюджет.
Следовательно, при надлежащем исполнении своих функций, истец должен был знать о неправильном применении коэффициента по истечении срока оплаты, определенного договором.
Договором установлены ежеквартальные платежи со сроком уплаты не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, следовательно, срок исковой давности в отношении требований о взыскании арендных платежей за период 2011 - 2015 годы, а также 1, 2, 3 кварталы 2016 года пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в иске в указанной части в силу абзаца второго пункта 2 статьи 199 ГК РФ.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.03.2020 по делу N А73-24879/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-24879/2019
Истец: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: АО "АРТЕЛЬ СТАРАТЕЛЕЙ "АМУР"