г. Красноярск |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А33-17755/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Олмал" Черкашина А.Ю., представитель по доверенности от 01.10.2019, диплом серии ИВС N 0541862 от 16.01.2003, рег.N5987;
от третьего лица - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Данилова Л.М., представитель по доверенности от 25.12.2018 N 24/597, диплом серии ВСГ N 0176999, рег.N23005 от 30.06.2006, свидетельство о заключении брака от18.06.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 18 марта 2020 года по делу N А33-17755/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Олмал" (далее - истец, общество "Олмал") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" об обязании в срок не позднее 10 дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу осуществить перерасчет платы за потребленную электроэнергию, начисленной на основании акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 11.04.2019 N 241700439 с 12.05.2018 по 10.04.2019, уменьшив ее стоимость на сумму 618 255,79 руб.
Определением арбитражного суда от 14.06.2019 исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Красноярскэнергосбыт".
Определением от 18.07.2019 произведена замена ненадлежащего ответчика - общества "МРСК Сибири" на надлежащего - общество "Красноярскэнергосбыт". К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "МРСК Сибири" (далее - заявитель, апеллянт, третье лицо).
В материалы дела от истца поступило ходатайство об объединении дел N А33-17755/2019 и N А33-20091/2019 в одно производство для их совместного рассмотрения.
В рамках дела N А33-20091/2019 обществом "Красноярскэнергосбыт" заявлены требования о взыскании с общества "Олмал" 618 255,79 руб. - долга за потребленную электроэнергию за период с 12.05.2018 по 10.04.2019.
Определением арбитражного суда от 25.07.2019 дела N А33-17755/2019 и N А33-20091/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А33-17755/2019.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.03.2020 по делу N А33-17755/2019 исковые требования общества "Олмал" удовлетворены.
Арбитражный суд обязал общество "Красноярскэнергосбыт" в срок не позднее 10 дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу осуществить перерасчет платы за потребленную электроэнергию, начисленной на основании акта N 241700439 от 11.04.2019 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии с 12.05.2018 по 10.04.2019, уменьшив ее стоимость на сумму 618 255,79 руб.
С общества "Красноярскэнергосбыт" в пользу общества "Олмал" взыскано 3 000 руб. - госпошлины и в доход федерального бюджета 3000 руб. - госпошлины.
В удовлетворении встречных исковых требований общества "Красноярскэнергосбыт" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество "МРСК Сибири" обратилось с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- установка антимагнитной пломбы произведена в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями, рекомендациями завода-изготовителя,
- то обстоятельство, что антимагнитная пломба не представлена на обозрение суда, отсутствует видеоматериал, подтверждающий ее установку, не может свидетельствовать об отсутствии доказательств по соблюдению правил установки пломбы,
- установка прибора учета на расстоянии более 25 м от объекта истца не свидетельствует об отсутствии возможности у общества "Олмал" по обеспечению сохранности прибора учета и пломбы, установленной на нем,
- арбитражный суд пришел к неправильному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств вмешательства общества "Олмал" в деятельность прибора учета.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству от 17.06.2020 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 18.06.2020 04:39:09 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение о принятии апелляционной жалобы к производству выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
От общества "Олмал" 13.07.2020 поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела. В отзыве истцом указано на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представители участвующих лиц поддержали свои доводы, изложенные письменно.
Представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных материалов дела, 10.04.2014 между обществом "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) и обществом "Олмал" (потребителем) заключен договор энергоснабжения N 5366.
По условиям договора гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Согласно пункту 6.5 договора электросчетчики, измерительные трансформаторы должны иметь пломбы с клеймом госповерителя с давностью, не превышающей указанную в паспорте на данный электросчетчик, трансформатор тока.
Согласно пункту 6.8 договора в случае отсутствия расчетных приборов учета, несоответствия приборов учета и иных элементов измерительных комплексов требованиям действующей нормативно-технической документации, объем потребления электрической энергии определяется как произведение максимальной мощности и количества часов в расчетном периоде без последующего перерасчета.
11.04.2019 при проведении плановой проверки представителями сетевой организации общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", в присутствии представителя потребителя на объекте общества (Канский р-он, 20 км автодороги Канск-Тасеево-Троицк) выявлено нарушение: "ВШУ - 0,4 кВ изменение цветовой индикации антимагнитной пломбы N 24010471626 знака визуального контроля сетевой организации, установленной на корпусе прибора учета. Нарушение устранено".
По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии представителями общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" в присутствии представителя потребителя составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии от 11.04.2019 N 2410700439, который со стороны потребителя не подписан. Гарантирующий поставщик при составлении акта не присутствовал. Представитель потребителя от подписи в акте от 11.04.2019 отказался.
На основании выявленного факта безучетного потребления электроэнергии гарантирующим поставщиком выполнен расчет электропотребления потребителя. Период расчетного потребления составил с 12.05.2018 по 10.04.2019.
Объем потребления по акту составил 122 206 кВт/ч. на сумму 618 255,79 руб. Факт отпуска гарантирующим поставщиком электроэнергии на объект общества в период с 12.05.2018 по 10.04.2019 потребителем не оспаривался.
Общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу "Олмал" о взыскании задолженности по акту безучетного потребления.
В свою очередь обществом "Олмал" заявлены требования об обязании общества "Красноярскэнергосбыт" произвести перерасчет платы за электроэнергию, начисленной по акту о безучетном потреблении от 11.04.2019 N 241700439 за период с 12.05.2018 по 10.04.2019, уменьшив ее на 618 255,79 руб.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении в удовлетворении исковых требований гарантирующего поставщика отказал, пришел к выводу о недоказанности сбытовой организацией факта вмешательства потребителя в работу прибора учета электрической энергии.
При вынесении обжалуемого судебного акта арбитражный суд руководствовался положением статей 8, 12, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 84, 192, 194, 195 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее - Правила N 442), пунктов 1.2.2, 2.11.17, 2.11.18 Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (далее - Правила N 6).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В настоящем деле разногласия сторон возникли по поводу оплаты безучетного потребления электроэнергии.
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении безучетного потребления электроэнергии регулируются Правилами N 442.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Согласно пунктам 145, 155 Правил N 442 собственник прибора учета несет обязанность по обеспечению эксплуатации такого прибора учета, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.
Согласно пункту 167 Правил N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями требований, определяющих порядок учета электрической энергии (мощности), условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В статье 2 Правил N 442 указано, что безучетное потребление электроэнергии - это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2017 N 301-ЭС17-8833, из понятия безучетного потребления, приведенного в пункте 2 Основных положений N 442, следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Действующим законодательством на потребителей возложены обязанности по соблюдению установленных требований к техническим характеристикам приборов учета электрической энергии, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
При оценке фактов, свидетельствующих о нарушении работы прибора учета электрической энергии, в каждом конкретном случае необходимо выяснять, являются ли указанные нарушения следствием действий абонента, направленных на искажение данных о фактическом потреблении ресурса, либо указанные нарушения произошли по независящим от абонента причинам, о которых абонент не знал и не мог знать.
При установлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что указанные нарушения произошли по независящим от абонента причинам, о которых абонент не знал и не мог знать, установление одного факта нарушения является недостаточным для признания действий потребителя в качестве безучетного потребления.
В пунктах 194, 195 Правил N 442 указано, что объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.
Как следует из акта проверки приборов учета электроэнергии N КР-05/39-18, антимагнитная пломба N 24010471626 имеет механическое повреждение индикатора, повреждение (изменение) его магнитной структуры или же повреждение наклейки, срыв пломбы, что подтверждает факт стороннего воздействия на прибор учета электрической энергии, с целью искажения расходов электрической энергии, и является основанием для составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии.
С данным актом представитель ответчика ознакомлен, принял на сохранность систему учета и пломбы, установленные на ней, подписал указанный акт. Установка антимагнитной пломбы подтверждается фотоматериалами на момент проведения проверки прибора учета.
Вышеуказанный прибор учета допущен в эксплуатацию в качестве расчетного, о чем составлен акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
11.04.2019 при проведении плановой проверки представителями общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", в присутствии представителя потребителя на объекте общества "Олмал" (Канский р-он, 20 км автодороги Канск-Тасеево-Троицк) выявлено нарушение: "ВШУ - 0,4 кВ изменение цветовой индикации антимагнитной пломбы N 24010471626 знака визуального контроля сетевой организации, установленной на корпусе прибора учета. Нарушение устранено".
По факту повторно выявленного безучетного потребления электрической энергии представителями общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" в присутствии представителя потребителя составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии от 11.04.2019 N 2410700439, который со стороны потребителя не подписан. Гарантирующий поставщик при составлении акта не присутствовал. Представитель общества "Олмал" отказался подписать акт от 11.04.2019.
Выявив факт безучетного потребления электроэнергии, гарантирующий поставщик определил объем потребления электрической энергии за период с 12.05.2018 по 10.04.2019 расчетным способом.
Как следует из акта предыдущей проверки от 11.05.2018 N КР-05/39-8, представителем общества "МРСК Сибири" в присутствии представителя потребителя на объекте общества "Олмал" (Канский р-он, 20 км автодороги Канск-Тасеево-Троицк) проведена плановая проверка прибора учета N 01107407107208.
По результатам проверки выявлено, что прибор учета:
* пригоден для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии;
* соответствует требованиям нормативно-технической документации,
* безучетное потребление электроэнергии отсутствует,
* прибор учета не признан утраченным. Нарушений не выявлено.
Акт от 11.05.2018 N КР-05/39-8 подписан потребителем без возражений.
Сотрудниками сетевой организации на прибор учета N 011074071007208 установлена антимагнитная пломба N 24010471626.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТа 31282-2004 "Международный стандарт. Устройства пломбировочные. Классификация" (введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 16.06.2005 N 158-ст) пломбировочные устройства - это персонально идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения.
Пунктом 3.2 ГОСТа 31282-2004 установлено, что пломбирование - это процесс установки на штатном запирающем механизме защищаемого объекта пломбировочного устройства, обеспечивающего индикацию несанкционированного доступа и сдерживание от проникновения, проведение учета и контроля состояния.
Согласно пункту 4.7 ГОСТа по внешним конструктивным признакам (преобладающим в конструкции) приборы учета подразделяются на 7 типов: канатные, стержневые, замковые, проволочные, ленточные, пленочные, прочие (комбинированные).
Согласно пункту 3.5 ГОСТа 3.5. Индикаторное устройство [пломба контрольная (ПК), пломба индикаторная (ПИ)]: ПУ, в основном обеспечивающее индикацию фактов несанкционированного доступа к объекту защиты путем идентификации его целостности, обладающее слабыми защитными свойствами от внешних механических воздействий.
Индикаторные пломбы могут иметь постоянную или переменную рабочую поверхность и изготовляются из металла, пластика или комбинации этих материалов. ПУ с постоянной рабочей поверхностью обычно применяют на автотранспортных средствах и в контейнерах общего и специального назначения, но можно использовать и на других объектах.
Как установлено пунктом 3.18. ГОСТа устойчивость пломбировочного устройства к несанкционированному неразрушающему вскрытию - это способность пломбировочного устройства препятствовать нештатному проникновению к защищаемому объекту путем манипуляций с образованием комплекса устойчивых признаков, сигнализирующих о фактах воздействия на пломбировочное устройство, или попытках доступа к объекту защиты. Оценивается временем, необходимым для вскрытия ПУ и его последующей установки на объект защиты.
В материалы дела обществом "МРСК-Сибири" представлен сертификат соответствия N РОСС 1Ш.АВ28.Н 17247 сроком действия с 21.08.2014 по 20.08.2017, в соответствии с которым продукция "Пломба-индикатор магнитного поля "АМ-1", "Антимагнитная пломба "MR-25", "Антимагнитный индикатор "MG-1", предназначены для установки факта воздействия магнитным полем на приборы учета энергоресурсов.
ТУ 2436-001-289333972013-2013. Серийный выпуск соответствует требованиям нормативных документов ТУ 2436001-66263853-2013. Изготовитель общество "Анти-Магнит". Сертификат выдан обществом "АнтиМагнит" на основании протокола сертификационных испытаний от 19.06.2014 N 11164.
Представителем сетевой организации (общества "МРСК Сибири") указано, что данный сертификат выдан на пломбу, установленную на прибор учета общества "Олмал".
Обществом в материалы дела представлен технический паспорт на установленную пломбу.
Из технического паспорта следует, что пломба индикатор магнитного поля "Ам-1" (далее - пломба) предназначена для установления факта воздействия внешним магнитным полем на приборы учета электроэнергии, воды и газа.
Пломба представляет собой наклейку на основе пломбировочного скотча, снабженную капсулой с магниточувствительным материалом в виде двухцветной полоски (темно-серая полоса на зеленом фоне). При воздействии на пломбу магнитным полем свыше 30 мТл цвет пломбы внутри капсулы меняется и вся пломба становится темно-серой. При попытке удалить пломбу с корпуса прибора учета структура пломбировочного материала разрушается и появляется надпись "ОРЕК VOID".
При термическом воздействии на пломбу температурами, выходящими за пределы допустимых (свыше +85 °С) структура этикетки необратимо разрушается.
Каждая пломба имеет свой уникальный порядковый номер, который также дублируется на отрывном элементе наклейки для занесения в журнал регистрации и исключения ошибки. Порог срабатывая пломбы 30 мТл и выше.
Требования к монтажу и эксплуатации пломбы указаны в пункте 3 технологического паспорта: пломба устанавливается на корпус прибора учета в местах наиболее вероятного воздействия магнитом - в непосредственной близости со счетным механизмом. Поверхность, на которую устанавливается пломба, должна быть сухой, ровной, гладкой и чистой. При установке пломбы рекомендуется избегать образования воздушных пузырей и складок.
Из пункта 4 (транспортирование и хранение) технического паспорта пломбы следует, что транспортирование пломб должно производиться в упаковочных коробках в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта. Запрещается бросать коробки с пломбами и допускать механические воздействия, которые могут повлечь деформацию упаковки либо самой пломбы. Упакованные пломбы должны храниться в оригинальной упаковке в сухом помещении при температуре от - 10 °С до + 30 °С и относительной влажности воздуха не более 70%.
Согласно пункту 5 (гарантийные обязательства) технического паспорта пломбы, предприятие-изготовитель гарантирует соответствие пломбы требованиям ТУ 2436-00128933397-2013 и ТУ 2436-001-66263853-2013 при соблюдении условий транспортирования, хранения и эксплуатации. Пломба выполнена в климатическом исполнении УХЛ 1 (согласно ГОСТ 15150-69). Наклейка и маркировка на ней соответствует ГОСТ 26828-86, ГОСТ 306682000. Гарантийный срок эксплуатации - 60 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Товар сертифицирован. Сертификат соответствия N РОСС.1Ш.АВ28.Н16856.
Гарантирующий поставщик полагает, что потребителем допущено вмешательство в работу прибора учета и имеется факт безучетного потребления электрической энергии. В обоснование своих доводов общество "Красноярскэнергосбыт" сослалось на акт безучетного потребления от 11.04.2019 и на видеозапись процесса проверки прибора учета.
Однако представленная видеозапись проверки от 11.04.2019 не свидетельствует о вмешательстве общества в работу прибора учета.
Согласно абзацу 9 пункта 2 Правил N 442 изменение цветовой индикации антимагнитной пломбы не может служить доказательством вмешательства в работу прибора учета. Для вывода о безучетном потреблении энергии нужны доказательства отсутствия иных причин воздействия или зафиксированный факт вмешательства в работу прибора учета.
В пункте 3.5 ГОСТа 31282-2004 указано, что индикаторная пломба обладает слабыми защитными свойствами от внешних механических воздействий.
Сетевая организация должна представить доказательства того, что при установке спорной пломбы соблюдены все необходимые рекомендации, касающиеся процедуры наклеивания пломбы.
Между тем, в материалы дела соответствующие доказательства не представлены. Потребитель, не обладая специальными познаниями и навыками в области установки пломб, полностью полагался на добросовестность и квалификацию сотрудников общества "МРСК Сибири".
В отсутствие указанных выше доказательств апелляционному суду не представляется возможным сделать вывод о сохранении работоспособности индикаторной наклейки на момент проведения проверки и составления акта о безучетном потреблении от 11.04.2019 N 2410700439.
В соответствии с пунктом 1.2.2. Правил N 6 потребитель обязан обеспечивать содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил и других нормативно-технических документов (НТД).
Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих НТД и инструкций заводов-изготовителей (пункт 2.11.4 Правил).
Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений (подпункт 3.5 пункта 3 Правил учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 19.09.1996).
В силу пункта 2.11.17 Правил N 6 потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям; нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электрической энергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.
Согласно пункту 2.11.18 Правил N 6 энергоснабжающая организация должна пломбировать: клеммники трансформаторов тока; крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам; токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты; испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки; решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики; приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики. Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается. Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.
Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, обязанность по опломбированию приборов учета возложена на энергоснабжающую организацию.
Указанные нормы Правил N 6 носят императивный характер и направлены на исключение возможности искажения результатов измерений.
Нарушения в работе средств и систем учета могут выражаться в виде повреждения поверительных клейм, срыв пломб энергоснабжающей организации, искусственное торможение диска, изменение схемы подключения электросчетчика или трансформаторов тока и т.д.
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии должен содержать сведения, позволяющие достоверно установить обстоятельства, которые квалифицируют потребление электрической энергии в качестве безучетного (то есть, должны быть указаны действия абонента, направленные на нарушение порядка учета электрической энергии, на искажение данных о фактическом объеме потребления электрической энергии).
Изменение цветовой индикации антимагнитной пломбы не может служить безусловным доказательством вмешательства потребителя в работу прибора учета, для вывода о безучетном потреблении энергии нужны доказательства отсутствия иных причин воздействия или зафиксированный факт вмешательства в работу прибора учета (абзаца 9 пункта 2 Правил N 442).
В акте о безучетном потреблении энергии от 11.04.2019 не исключены иные причины срабатывания пломбы, учитывая ее слабые защитные свойства от внешних механических воздействий и использование данного индикаторного скотча для опломбирования приборов учета и токовых цепей (при функциональном назначении для оклеивания картона).
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что акт о безучетном потреблении энергии сведений о совершении потребителем каких-либо действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) не содержит. Гарантирующим поставщиком не доказана вина общества в искажении данных об объеме потребления электрической энергии. То есть обществом "Красноярскэнергосбыт" не доказан факт вмешательства общества "Олмал" в работу прибора учета, а также не доказан факт искажения данных об объеме потребления электрической энергии.
Обществом заявлен довод о том, что прибор учета расположен на расстоянии более 25 метров от объекта, принадлежащего потребителю, в связи с чем возможность обеспечения сохранности прибора учета и пломб, установленных на нем, отсутствует.
Проверив заявленный довод, апелляционный суд пришел к следующему выводу.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 24.02.2014 N 64/338:
* на балансе сетевой организации находятся: ПС-35/10 кВ "Сотниково" N 54, ВЛ-10 кВ ф. 54-13 от КРУН-10 кВ ПС N 54 до КТП-250 кВА 10/0,4 кВ N 54-13-6, КТП-250 кВА 10/0,4 кВ N 54-13-6 со всем оборудованием;
* на балансе заявителя находятся: КЛ-0,4 кВ кабелем ВВГ-4*10мм2 от нижних контактов ВА-100А установленного в РУ-0,4 кВ КТП N 54-13-6 до ВШУ-0,4 кВ, ВШУ -0,4 кВ установленный на РУ-0,4 кВ КТП N 54-13-6. ВЛ-0,4 кВт Л-1 проводом А-35Ь = 260 м до станции АЗС ООО "Олмал".
Вместе с тем, согласно пункту 25.1 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны, в том числе точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Как следует из материалов дела, спорный прибор учета расположен в нарушение требований пункта 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, на расстоянии далее 25 метров от границы участка, на котором располагается спорный объект ответчика (автозаправочная станция).
Кроме того, на дату составления акта разграничения балансовой принадлежности от 24.02.2014 N 64/338 действовал приказ Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей".
В силу пункта 2.11.4 данного приказа установка и эксплуатация средств измерений и учета электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок и инструкций заводов-изготовителей.
В силу пункта 1.5.6 Правил устройства электроустановок (ПУЭ (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (в ред. от 20.06.2003) счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя. В соответствии с пунктом 1.5.27 Правил счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 °С. Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 °С, а также в помещениях с агрессивными средами. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 °С.
Норма подпункта "а" пункта 25.1 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя. В данном случае включение в подписанный сетевой организацией проект договора технологического присоединения и технических условий, положений об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка противоречит Правилам N 861.
Сам по себе факт нарушения антимагнитной пломбы без установления искажения данных о фактическом объеме потребления электрической энергии не является безусловным основанием установления факта безучетного потребления, поскольку противоречит понятию, содержащемуся в пункте 2 Основных положений N 442. Следовательно, отсутствуют основания для применения к расчетам между потребителем и гарантирующим поставщиком правил о безучетном потреблении электроэнергии.
Установление законодательством расчетного способа исчисления объема потребленной электроэнергии в случаях ее безучетного потребления направлено на предотвращение хищений электроэнергии. В данном случае факт хищения электроэнергии не установлен.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей относятся на заявителя (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 марта 2020 года по делу N А33-17755/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17755/2019
Истец: ООО "ОЛМАЛ"
Ответчик: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Третье лицо: ПАО Красноярскэнергосбыт