Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2020 г. N Ф09-6711/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А07-1857/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 февраля 2020 г. по делу N А07-1857/2019.
В судебном заседании участвовали представители:
Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - Галеев И.А. (доверенность N 16/13516 от 03.09.2019, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" - Ступникова И.Б. (доверенность от 25.03.2020, диплом).
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее также - истец, Министерство, Минэкологии РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" (далее - ответчик, общество "Стройтехсервис", Общество) о взыскании с общества "Стройтехсервис" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан причинённого вреда в сумме 3 373 522,83 руб.
В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) истцом было подано уточнение искового заявления о взыскании с общества "Стройтехсервис" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан причинённый вред в сумме 3 362 021, 93 руб. Уточненное исковое заявление судом было принято.
Далее в порядке статьи 49 АПК РФ истцом было подано уточнение искового заявления о взыскании с общества "Стройтехсервис" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан причинённого вреда в сумме 31 946 168,43 руб. Уточненное исковое заявление судом было принято. Дело рассмотрено с учетом уточненного заявления.
Определением от 04.12.2019 по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено общество с ограниченной ответственностью "МАГ+С" (далее третье лицо, ООО "МАГ+С") в связи с наличием в деле в качестве доказательства по делу отчета ООО "МАГ+С" - экспертного заключения N o1/030 от 09.09.2019, послужившего основанием для уточнения исковых требований.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.02.2020 (резолютивная часть решения объявлена 27.01.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что в настоящем деле между теми же лицами следует считать установленным факт добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее также - ОПИ). Именно добыча ОПИ вне периода действия лицензии является тем исходным обстоятельством, при доказанности которого следует определять размер ущерба, причиненного ответчиком.
Судом безосновательно сделан вывод, что заключение по результатам проведения маркшейдерских работ от 09.09.2019 N 1/030, проведенных в соответствии с заявкой Минэкологии РБ N 1 от 19.08.2019 не доказывает факт добычи ОПИ.
Расчет величины убытков, причиненных государству в результате незаконного, самовольного пользования недрами, произведенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 судом не принят, однако им и не назначена судебная экспертиза для определения объема ОПИ незаконно добытого обществом "Стройтехсервис".
Определением от 08.04.2020 в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, рассмотрение апелляционной жалобы было перенесено, судебное заседание назначено на 04.06.2020.
Определением от 04.06.2020 в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы было отложено, судебное заседание назначено на 09.07.2020.
До начала судебного заседания от общества "Стройтехсервис" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель Министерства на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель Общества против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Стройтехсервис" являлось пользователем недрами на основании лицензии УФА N 02614 ТЭ от 11.06.2008 с целевым назначением и видами работ разведка и добыча песчано-гравийной смеси на Миловском прибрежном участке, выданной на основании приказа Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан от 08.05.2008 N 206п.
Пунктом 2.3. лицензионного соглашения об условиях пользования недрами к данной лицензии, с учетом изменений, внесенных Приказом Минэкологии РБ N 25п от 21.01.2014 определено, что комиссией Минэкологии РБ по государственной экспертизе запасов ОПИ утверждены запасы песка и песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке по состоянию на 01.01.2009 в количестве категории С1 - 443,2 тыс. м3, в том числе песка необводненного - 21,1 тыс. м3, песка и ПГС обводненных - 422,1 тыс. м3 (протокол от 20.03.2009 N 5/09).
Пунктом 4.2. того же лицензионного соглашения было установлено право общества "Стройтехсервис" распоряжаться на правах собственности, добытым общераспространённым полезным ископаемым (ОПИ) в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 5.1. лицензионного соглашения, с учетом изменений, внесенных Приказом Минэкологии РБ N 25п от 21.01.2014, были установлены объемы для добычи песчано-гравийной смеси с 2013 по 2016 годы по 90 тыс. м3.
Пунктом 7.2. лицензионного соглашения при досрочном прекращении права пользования недрами или по истечению срока действия лицензии пользователь недр обязан оплатить все задолженности, провести работы по консервации или ликвидации горных выработок и рекультивации земель в соответствии с проектом на данные работы, согласованным в установленном порядке.
Добыча осуществлялась обществом "Стройтехсервис" на основании рабочего проекта разработки Миловского прибрежного участка песчано-гравийной смеси, том 1, геолого-техническая часть, разработанного ООО Башкирское горное Бюро "Агрикола" в 2011 году.
Исходя из акта выбора земельного участка от 30.12.2011, распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан N 311 от 19.07.2013, заключения по выбору земельного участка от 30.01.2012, письма ТУ Росимущество в РБ исх. N 01/172 от 17.01.2014, письма ТУ Росимущество в РБ N 02/2689 от 18.06.2014, письма ООО "Стройтехсервис" исх. N 33 от 10.10.2014, письма ООО "Стройтехсервис" исх. N 01 от 24.02.2015, письма ООО "Стройтехсервис" исх. N09 от 26.01.2016, письма ООО "Стройтехсервис" исх. N 10 от 24.02.2016, письма ООО "Стройтехсервис" вх. Правительства РФ N 164368 от 2016, письма Минземимущества РБ исх. N ИШ15/16636 от 13.11.2014, письма Минземимущества РБ N ИА-15/1346 от 03.02.2016, письма Минземимущества РБ N ИА-20/7388 от 19.05.2016, письма Отдела Архитектуры и градостроительства Администрации МР Уфимский район исх. N 881 от 20.03.2015, письма Отдела Архитектуры и градостроительства Администрации МР Уфимский район N 1131 от 10.04.2015, письма Минсельхоза России N ИК-15-26/8393 от 06.07.2017, в период действия лицензии УФА N 02614 ТЭ от 11.06.2008 обществом "Стройтехсервис" испрашивался для использования земельный участок площадью 11 га.
Согласно форме N 5гр "сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2016 год песчано-гравийная смесь", предоставленной ООО "Стройтехсервис" в Минэкологии РБ 29.03.2017, а также справке ООО Башкирское горное бюро "Агрикола" N 14 от 15.01.2017 в 2016 году на участке Миловский Прибрежный в Уфимском районе РБ было добыто 108 тыс. м3.
Рабочим проектом рекультивации Миловского прибрежного участка песчано-гравийной смеси, разработанным ООО Башкирское горное Бюро "Агрикола", в соответствии с техническими условиями, выданными ФГУП Учебно-опытное хозяйство "Миловское" БГАУ, согласованным ФГУП Учебно-опытное хозяйство "Миловское" БГАУ письмом исх. N 18 от 26.03.2018 предусмотрена технология работ, с продолжительностью восстановления не менее 3 лет.
С учетом изменений, внесенных в соответствии с приказом Минэкологии РБ от 21.01.2014 N 25п, срок действия лицензии завершился 01.03.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2018 по делу N А07-14485/18 установлено, что 21.12.2017 оперуполномоченным ОЭБиПК Отдела МВД России по Уфимскому району Бигловым А.М. при участии специалистов Уфимского территориального управления Минэкологии РБ Вахмянина В.А., Суярембитова И.У. был осуществлен выезд на территорию, расположенную на Миловском Прибрежном участке, в 0.8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ.
В ходе осмотра установлено, что обществом "Стройтехсервис" на указанном участке допущено пользование недрами на участке - организованы работы по добыче и вывозу ОПИ, без специального разрешения (лицензии) на пользование недрами, что является нарушением требования статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), предусматривающего предоставление недр в пользование на основании специального государственного разрешения в виде лицензии. Материалы в отношении общества "Стройтехсервис" направлены для рассмотрения в Министерство и получены последним 09.01.2018.
По результатам рассмотрения материалов в связи с выявленным нарушением, должностным лицом Уфимского территориального управления Министерства 27.02.2018 составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Административным 25.04.2018 органом в отношении общества вынесено постановление N 04-СИ о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 850 000 рублей.
Тем же решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2018 по делу N А07-14485/18 постановление Министерства природопользования и экологии РБ N 04-СИ от 25.04.2018 о назначении административного наказания ООО "Стройтехсервис" по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 850 000 руб. было изменено в части размера назначенного административного штрафа. Был снижен размер назначенного ООО "Стройтехсервис" административного штрафа до 450 000 руб.
Министерством предоставлены описи накладных ООО "Стройтехсервис" с августа 2017 года по декабрь 2017 года на 115 листах, из которых определяются объемы реализованной песчано-гравийной смеси и реализованного песка.
Постановлением N 02-СИ о назначении административного наказания от 01.07.2019 государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальник отдела госконтроля Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Вахмянина Василия Алексеевича юридическое лицо - общество "Стройтехсервис" было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ, выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами на территории в 0,8 км. южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ, и назначено наказание в виде: административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Министерством было привлечено ООО "МАГ+С" для проведения маркшейдерских работ по государственному контракту от 05.08.2019 N 0101200007019000030_223997 и заявке Минэкологии РБ N 1 от 19.08.2019 (исх. N 07/12565) на земельном участке, расположенном в 0,8 км южнее с. Миловка, МР.
В результате ООО "МАГ+С" было подготовлено экспертное заключение No1/030 от 09.09.2019. Сроки проведения экспертизы с 21.08.2019 по 09.09.2019. Объект исследования (объект): земельный участок, на котором произведены горные работы, связанные с добычей полезных ископаемых, площадь около 14,0 га. Заключение: площадь маркшейдерской (тахеометрической) съемки составляет - 12,275 га. Объем добытого полезного ископаемого в контуре подсчета запасов лицензии N УФА 02614 ТЭ от 11.06.2008 на право добычи песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке МР Уфимский район Республики Башкортостан составляет 275 587,74 м.куб. Добыча полезного ископаемого за границами горного отвода лицензии N УФА 02614 ТЭ от 11.06.2008 на право добычи песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке МР Уфимский район Республики Башкортостан - производится.
Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела дознавателя ОД отдела МВД России по Уфимскому району (по КУСП 15900 от 04.12.2019) установлено, что 10.06.2019 на автомобиле КАМАЗ некто Галимов Р.В. подъехал и загрузил ПГС по указанию главы Миловского сельсовета.
Минэкологии РБ в адрес ответчика направила претензию о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды в добровольном порядке от 06.12.2018 N 13/14933. Данная претензия возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения.
В связи с вышеизложенным, истец просил взыскать сумму ущерба с общества "Стройтехсервис" в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правовых оснований для признания доказанным факта причинения Обществом вреда в заявленном истцом размере и иных обязательных элементов ответственности, обусловленных статьей 51 Закона о недрах, не усмотрел.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) недра относятся к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В силу статей 6 и 11 Закона о недрах пользование недрами, в том числе в виде добычи общераспространенных полезных ископаемых, допускается только на основании лицензии на пользование недрами.
Лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах возмещают его добровольно или в судебном порядке (статья 51 Закона о недрах, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, согласно пункту 2 которых они применяются при причинении вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По правилам статьи 1064 ГК РФ основаниями для возложения обязанности по возмещению вреда являются: совершение лицом противоправных действий, в данном случае - экологического правонарушения; наличие вреда; причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом; вина причинителя вреда (в предусмотренных законом случаях ответственность за причинение вреда наступает и при отсутствии вины).
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статье 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Нормами Закона о недрах установлено, что право пользование недрами юридическими лицами возникает при наличии лицензии - специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности. Следовательно, пользование недрами без специального разрешения является самовольным.
Как отмечено выше, Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2018 по делу N А07-14485/18 установлено, что 21.12.2017 оперуполномоченным ОЭБиПК Отдела МВД России по Уфимскому району Бигловым А.М. при участии специалистов Уфимского территориального управления Минэкологии РБ Вахмянина В.А., Суярембитова И.У. был осуществлен выезд на территорию, расположенную на Миловском Прибрежном участке, в 0.8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ.
В ходе осмотра установлено, что Обществом "Стройтехсервис" на указанном участке допущено пользование недрами на участке - организованы работы по добыче и вывозу ОПИ, без специального разрешения (лицензии) на пользование недрами, что является нарушением требования статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", предусматривающего предоставление недр в пользование на основании специального государственного разрешения в виде лицензии. Материалы в отношении ООО "Стройтехсервис" направлены для рассмотрения в Министерство и получены последним 09.01.2018.
По результатам рассмотрения материалов в связи с выявленным нарушением, должностным лицом Управления 27.02.2018 составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. 25.04.2018 административным органом в отношении общества вынесено постановление N 04-СИ о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 850 000 рублей.
Тем же решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2018 по делу N А07-14485/18 постановление Министерства природопользования и экологии РБ N 04-СИ от 25.04.2018 о назначении административного наказания ООО "Стройтехсервис" по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 850 000 руб. было изменено в части размера назначенного административного штрафа. Был снижен размер назначенного ООО "Стройтехсервис" административного штрафа до 450 000 руб.
Решение суда первой инстанции не обжаловалось и вступило в законную силу.
Арбитражный суд в рамках дела N А07-14485/2018 пришел к выводу о доказанности факта добычи ОПИ на участке, находящемся в 0,8 км южнее с.Миловка МР Уфимский район Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальная связь судебных актов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Принимая во внимание, что решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.09.2018 вступило в законную силу, факт проведения работ по добыче ОПИ обществом "Стройтехсервис" в отсутствие лицензии и лицензионного соглашения на пользование недрами, преюдициально установлен и не подлежит доказыванию вновь в рамках данного дела.
Между тем, судом первой инстанции, в нарушение статьи 69 АПК РФ, не приняты во внимание выводы суда по делу N А07-14485/2018, напротив, суд первой инстанции по настоящему делу исходил из того, того факт утраты запасов полезных ископаемых в результате самовольного пользования недрами не доказан.
Так, суд указывает, что использование земель для складирования и хранения песчано-гравийной смеси без оформления договора не является незаконной добычей недр. У истца отсутствуют доказательства о том, что объемы песчано-гравийной смеси, указанные в изъятых при проверке 21.12.2017 (КУСП N 14649) накладных были добыты после окончания лицензии УФА N 02614 ТЭ от 11.06.2008. Надлежаще оформленные накладные могут подтверждать реализацию товара, а не факт незаконной добычи недр.
Апелляционная коллегия не может согласиться с данной позицией, названные обстоятельства были оценены Арбитражным судом Республики Башкортостан при рассмотрении дела N А07-14485/2018.
В рамках дела N А07-14485/2018 было установлено, что 21.12.2017 оперуполномоченным ОЭБиПК Отдела МВД России по Уфимскому району Бигловым А.М. при участии специалистов Уфимского территориального управления Минэкологии РБ (далее-Управление) Вахмянина В.А., Суярембитова И.У. был осуществлен выезд на территорию, расположенную на Миловском Прибрежном участке, в 0.8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ.
В ходе осмотра, оформленного протоколом осмотра места происшествия с фотоматериалами, актом осмотра от 21.12.2017, зафиксирован факт погрузки общераспространенных полезных ископаемых экскаватором "Коматсу" без г.р.з. (VIN КМТРС054Н02066772) на большегрузный автомобиль "Скания" синего цвета с г.р.з. О 009 XX 102, рядом находился также автомобиль "Шанкси" желтого цвета с г.р.з. У 562 НО 102 ожидающий погрузки. Погрузка ОПИ производилась с бурта, размеры которого следующие: длина 80-м, ширина 5-м, высота 6-м.
На территории имеется участок свежей добычи ОПИ, на котором нарушен снежный покров. На стенках имеются свежие следы механического воздействия (следы зубьев ковша экскаватора). Размеры разрабатываемого участка: глубина 7-м, с севера и с юга длина 47-м, восточная часть 21-м, западная часть 4-м. Площадь разработанного участка: 577,812 м. Объем добычи ОПИ составляет 4039 куб.м. Участок свежей добычи ОПИ представлен фрагментами песка, мелкого гравия, грунта (смесь глины с гравием и песком для строительных работ). Участок добычи ОПИ расположен в границах карьера, распложенного на Миловском Прибрежном участке, в 0.8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ.
Кроме того, инспекторами Управления по поступившему в Управление обращению о незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, в соответствии частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" произведен осмотр территории примыкающего к выработанному карьеру (лицензия от 11.06.2008 N УФА 02614 ТЭ), расположенному на Миловском Прибрежном участке, в 0.8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ. Осмотр проводился 16.02.2018 с 16.10 ч. до 16.40 ч.
Осмотром выявлена добыча и погрузка ОПИ с использованием экскаватора HITACHI оранжевого цвета с госномером 1941 ММ 02. Погрузка осуществлялась на большегрузный автомобиль с госномером С 447 СХ 102. Также на участке находились два большегрузных автомобиля марки Камаз (г.р.з. В 978 ВО 102, В 565 АУ 102), ожидающие погрузку.
В ходе осмотра было установлено, что добыча ОПИ с использованием экскаватора осуществляется в интересах общества "Стройтехсервис".
Судом по делу N А07-14485/2018 отмечено, что в соответствии с накладными, изъятым протоколом осмотра от 21.12.2017 кроме ПГС (объемом 12696 куб.м.) осуществлена также реализация грунта в объеме 4513 куб.м. Объемы реализованного грунта по накладным сопоставимы с объемами замеров добытого ОПИ со свежего участка.
На основании изложенного, суд по делу N А07-14485/2018 пришел к выводу о том, что реализуемые ОПИ являются следствием добычных работ ООО "Стройтехсервис" с 14.08.2017 по 21.12.2017 на участке недр, расположенном на Миловском Прибрежном участке, в 0,8 км южнее с. Миловка МР Уфимский район РБ.
Довод Общества о том, что в соответствии с пунктом 4.2 Лицензионного соглашения к лицензии УФА 02614 ТЭ Обществом ведется реализация собственного ранее добытого материала в объеме 108 тыс. куб. м., судом были отклонены как несостоятельные на основании следующего.
Лицензия УФА N 02614 ТЭ от 11.06.2008 была выдана с конкретным целевым назначением: разведка и добыча песчано-гравийной смеси на Миловском Прибрежном участке. Соответственно складирование добытого материала условиями лицензионного к лицензии УФА N 02614 ТЭ от 11.06.2008 не предусмотрено. Согласно приказу Минэкологии РБ от 10.04.2017 N 302п действие лицензии УФА N 02614 ТЭ было прекращено 10.04.2017. В связи прекращением действия лицензии на пользование недрами прекращается и действие лицензионного соглашения к нему. Общество "Стройтехсервис" не имеет зарегистрированных прав на земельный участок, на котором осуществлялось незаконное пользование недрами.
У общества "Стройтехсервис" права на земельный участок и на пользование недрами на Миловском прибрежном участке ПГС, на котором 21.12.2017 и 16.02.2018 зафиксированы случаи незаконной добычи ОПИ, отсутствуют.
Довод Общества о том, что складированный материал был добыт в 2016 году, т.е. на момент действия лицензии УФА 02614 ТЭ, что плавкран не работал, что Общество фактически проводит рекультивацию, судом отклонен как противоречащий материалам дела.
Проведенным 21.12.2017 ОМВД по Уфимскому району осмотром было выявлено, что ООО "Стройтехсервис" на указанном участке организованы работы по добыче и вывозу ОПИ, на участке имеется свежий участок добычи ОПИ, на котором нарушен снежный покров и присутствуют следы механического воздействия (следы зубьев ковша экскаватора). Борта свежего участка добычи ОПИ представляли собой вертикальные с осыпавшимися грунтом стенки. Наличие буртов ОПИ на участке, а также накладных свидетельствуют о фактах подготовки и передачи ОПИ сторонним лицам. Кроме того, факт непосредственной добычи и вывоза ОПИ также был зафиксирован инспекторами Уфимского территориального управления Минэкологии РБ 16.02.2018.
Кроме того, судом было отмечено, что доводы директора ООО "Стройтехсервис" Сафарова Ш.Х. о засыпке входной прорези опровергаются материалами дела, а именно, в объяснительных водителей транспортных средств (Сафаров М.А. водитель большегрузного автомобиля "Камаз" г.р.з. У562 НО 102, Шарафутдинов Р.М. водитель экскаватора "Komatsu") отсутствуют сведения о ведении работ по перемещению ОПИ к входной прорези карьера, в фотоматериалах, на которых видна входная прорезь, не наблюдается нарушение снежного покрова. Для ведения работ по перемещению ОПИ в карьере, отсутствует необходимость в оформлении накладных. Так согласно накладной от 14.08.2017 на имя ООО "Нефтегазстрой" отпущен ПГС в объеме 60 куб.м. Накладной от 27.10.2017 ООО "Бактрейд" отпущен грунт в объеме 18 куб.м. Накладной от 15.12.2017 "Дамиру" отпущен грунт в объеме 108 куб.м, и тд. Накладные, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о передаче ОПИ сторонним лицам.
Процесс рекультивации представляет собой проведение работ по уполаживанию (выравниванию) склонов (бульдозером, а не экскаватором), засыпке плодородным слоем почвы и посадке растений. Материалами дела установлено, что на участке велись добычные работы ОПИ, а в последующем осуществлялся их вывоз.
На основании совокупности собранных по делу N А07-14485/2018 доказательств суд нашел подтвержденным факт нарушения Обществом требований статьи 7, 11 Закона о недрах.
Наличие преюдициально установленных (предрешенных) обстоятельств означает, что в ходе арбитражного производства не подлежат доказыванию и не допускают опровержения обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного и вступившего в законную силу судебного акта. Следовательно, следует признать доказанным факт незаконной добычи ОПИ по эпизоду в 2017 г.
Кроме того, в рамках другого дела N А07-27629/2019 было рассмотрено заявление общества "Стройтехсервис" об оспаривании постановления от 01.07.2019 N 02-СИ Минэкологии РБ о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановление административного органа было отменено из-за допущенных процессуальных нарушений (неизвещение на протокол об административном правонарушении).
Вместе с тем, суд первой и апелляционной инстанции по данному делу пришли к выводу, что 23.01.2019 общество "Стройтехсервис" в нарушение статей 7, 11 Закона о недрах добывало песчано-гравийную смесь на территории, расположенной 0,8 км южнее с. Миловка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан без лицензии, что указывает на наличие события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о доказанности по данному эпизоду (2019 г.) самовольного пользования недрами именно обществом и нарушении ответчиком законодательства Российской Федерации о недрах.
При этом, апелляционная коллегия соглашается с оценкой суда в соответствии со статьей 69 АПК РФ.
Согласно статье 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как указывалось, в целях реализации указанных положений Закона о недрах, Правительство Российской Федерации Постановлением от 04.07.2013 N 564 утвердило Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.
Согласно пункту 2 указанного нормативного акта, Правила применяются при причинении вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно устроить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Башкортостан, утвержденным Распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2003 N 570-р/23/522 общераспространенными полезными ископаемыми являются, в частности, глина, песок, гравий, песчано-гравийная смесь.
Апелляционная коллегия проверив расчет ущерба, приведенный истцом, признает обоснованным расчет, представленный с первым уточнением иска (т.1 л.д 111-119).
Согласно изъятым 21.12.2017 товарным накладным у ООО "Стройтехсервис" общий объем добытой и реализованной в августе 2017 года песчано-гравийной смеси на участке составил 3025 м3, средняя рыночная цена 1 м3 песчано-гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за февраль - июль месяцы 2017 года составляет - 274,74 рублей, расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 рублей.
Соответственно размер вреда за август 2017 года составит: Размер вреда (D) = 274,74 руб./м3 х 3025 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 831 088,50 руб.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у ООО "Стройтехсервис", общий объем добытой и реализованной в сентябре 2017 года песчано-гравийной смеси на участке составил 3427 м3, средняя рыночная цена 1 м3 песчано- гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за март - август месяцы 2017 года составляет - 283,88 рублей, расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 рублей.
Соответственно размер вреда за сентябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 283,88 руб./м3 х 3427 м3 + 0 руб. + 0 руб. =972 856,80 руб.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у ООО "Стройтехсервис", общий объем добытой и реализованной в октябре 2017 года песчано-гравийной смеси на участке составил 1198 м3, средняя рыночная цена 1 мЗ песчано-гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за апрель - сентябрь месяцы 2017 года составляет - 278,69 рублей, расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 рублей.
Соответственно размер вреда за октябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 278,69 руб./м3 х 1252 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 348 919.88 руб.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у ООО "Стройтехсервис", общий объем добытой и реализованной в ноябре 2017 года песчано- гравийной смеси на участке составил 1098 м3, средняя рыночная цена 1 м3 песчано-гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за май - октябрь месяцы 2017 года составляет - 291,92 рублей, расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 рублей.
Соответственно размер вреда за ноябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 291,92 руб./м3 х 1098 м3 + 0 руб. + 0 руб. =320 528.20 руб.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у ООО "Стройтехсервис", общий объем добытой и реализованной в ноябре 2017 года песчано-гравийной смеси на участке составил 2676 м3, средняя рыночная цена 1 мЗ песчано- гравийной смеси (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за июнь - ноябрь месяцы 2017 года составляет - 312,83 рублей расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 рублей.
Соответственно размер вреда за декабрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 312,83 руб./м3 х 2676 м3 + 0 руб. + 0 руб. =837 133.08 руб.
Расчет вреда от добычи и реализации песка.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у ООО "Стройтехсервис", общий объем добытого и реализованного в августе 2017 года песка на участке составил 163 м3, средняя рыночная цена 1 мЗ строительного песка (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за февраль - июль месяцы 2017 года составляет - 149,66 рублей, расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 рублей.
Соответственно размер вреда за август 2017 года составит: Размер вреда (D) = 149,66 руб./м3 х 163 м3 + 0 руб. + 0 руб. =24 394,58 руб.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у ООО "Стройтехсервис", общий объем добытого и реализованного в сентябре 2017 года песка на участке составил 178 м, средняя рыночная цена 1 м3 строительного песка (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за март - август месяцы 2017 года составляет - 147,02 рублей, расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 рублей.
Соответственно размер вреда за сентябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 147,02 руб./м3 х 178 м3 + 0 руб. + 0 руб. = 26 169,56 руб.
Согласно изъятым 21.12.2017 накладным у ООО "Стройтехсервис", общий объем добытого и реализованного в октябре 2017 года песка на участке составил 111 м3, средняя рыночная цена 1 м3 строительного песка (согласно официальных данных Федеральной службы государственной статистики по Приволжскому федеральному округу: http://www.gks.ru/) за апрель - сентябрь месяцы 2017 года составляет - 143,97 рублей, расходы на ликвидацию последствий вреда - 0 рублей и расходы на оценку размера вреда - 0 рублей.
Соответственно размер вреда за октябрь 2017 года составит: Размер вреда (D) = 143,97 руб./м3 х 111 м3 + 0 руб. + 0 руб.= 15 980,67 руб.
Общий размер вреда от добычи и реализации ОПИ (ПГС, песок) за август-декабрь 2017 года составляет: Размер вреда (D) - 831 088,50 руб. + 972 856,80 руб. + 333 870,60 руб. + 320 528,20 руб. + 837 133 руб. 08 коп. + 24 394,58 руб. + 26 169,56 руб. + 15 980 руб. 67 коп. = 3 362 021 рублей 93 коп.
По произведенному расчету общий размер вреда причиненного государству в результате самовольного пользования недрами на участке недр, расположенном в 0.8 км южнее с. Миловка MP Уфимский район РБ, составил 3 362 021 рублей 93 коп.
Суд апелляционной инстанции считает представленные накладные за период с августа 2017 по декабрь 2017 года надлежащими доказательствами, поскольку на основании данных документов возможно установить объем добытого ОПИ, а также лицо, осуществившее добычу (ответчик). Несоответствие данных накладных форме ТОРГ-12 не имеет значение в настоящем случае, поскольку не препятствует установлению факта добычи ОПИ ответчиком.
При таких обстоятельствах суд полагает подтвержденной совокупность установленных законом оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании причиненного вреда недрам в указанном размере.
В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать, так как суд апелляционной инстанции считает не доказанным факт добычи полезных ископаемых ответчиком в большем объеме.
Руководствуясь правилами оценки доказательств согласно статьям 67, 68, 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда и доводами ответчика о том, что объемы добытого полезного ископаемого, определенные экспертным заключением ООО "МАГ+С" N 1/030 от 09.09.2019, не могут служить доказательством незаконной добычи ОПИ ответчиком. Поскольку экспертиза проведена в 2019 году и из материалов дела следует, что на спорном участке недр зафиксированы случаи добычи иными лицами, то установленный в экспертном заключении объем добытого ОПИ невозможно соотнести с действиями ответчика.
Как правильно указал суд первой инстанции, причинно-следственная связь между действиями общества "Стройтехсервис", установленными материалами проверок, зарегистрированных в КУСП N 14649 от 21.12.2017 и в КУСП N 843 от 23.01.2019 и соответствующими постановлениями от 25.04.2018 N 04-СИ и от 01.07.2019 N 02- СИ, и заключениями ООО "МАГ+С", согласно экспертному заключению N1/030 от 09.09.2019, не усматривается.
Так, работы ООО "МАГ+С" были проведены с 21.08.2019 по 09.09.2019, то есть через значительное время после проведения проверок, по КУСП N 14649 от 21.12.2017 и КУСП N 843 от 23.01.2019. В периоды проведения проверок (с 21.12.2017 по 23.01.2019) маркшейдерские работы по замерам запасов недр на Миловском прибрежном участке истцом не производились.
Обследуемый ООО "МАГ+С" земельный участок, расположенный в 0,8 км. южнее с. Миловка Уфимского района Республики Башкортостан, является открытым к доступу третьими лицами, неохраняемым. Данное обстоятельство не дает оснований полагать, что на данном участке в период с декабря 2017 г. по сентябрь 2019 г. могла осуществляться добыча недр только Обществом. Материалами дела, в частности постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела дознавателя ОД отдела МВД России по Уфимскому району (по КУСП 15900 от 04.12.2019) устанавливается факт погрузки ПГС 10.06.2019 по ошибке на спорном карьере третьим лицом.
Обществом "МАГ+С" исследовался объект площадью около 14 га (маркшейдерская съемка на 12,275 га), что превышает площадь горного отвода карьера (5,8 га) и площадь, которую общество "Стройтехсервис" заявляло к использованию (11 га) в период действия лицензии УФА N 02614 ТЭ от 11.06.2008 г. При этом материалами проверок, по КУСП N 14649 от 21.12.2017 и КУСП N 843 от 23.01.2019, факт добычи ПГС за границами спорного карьера не устанавливался.
Таким образом, истцом доказаны объем причинённого вреда недрам по эпизоду 2017 г, факт добычи полезных ископаемых в 2019 году подтвержден, между тем объем незаконно добытого полезного ископаемого по данному эпизоду не подтвержден надлежащими доказательствами (статьи 65 АПК РФ).
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене на основании пункта 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования истца подлежат удовлетворению частично в сумме 3 362 021 рублей 93 коп. В удовлетворении остальной части требований следует отказать.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" предусмотрено, что присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Взыскиваемая сумма вреда перечисляется в бюджет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан:
р/с 40101810100000010001
НБ РБ г.Уфа
БИК 048073001
ИНН получателя: 0278151669
КПП получателя: 027801001, ОКТМО 80701000
КБК 890 1 16 25010 01 0000 140
Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Минэкологии РБ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Учитывая, что Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика согласно статье 333.21 указанного Кодекса следует взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 22 231 руб. (19 231 руб. - по первой инстанции, 3000 руб. - по апелляционной инстанции).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 февраля 2020 г. по делу N А07-1857/2019 отменить, исковые требования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" (ОГРН 1050204466179) в доход бюджета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан вред, причиненный недрам, в размере 3 362 021 руб. 93 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" (ОГРН 1050204466179) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска и апелляционной жалобы в сумме 22 231 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1857/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС"
Третье лицо: ООО "МАГ+С"