г. Чита |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А19-10201/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Корзовой Н.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Улирба" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2019 года по делу N А19-10201/2019 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Улирба" (ОГРН 1023802704750, ИНН 3808075228, адрес: 666135, Иркутская обл., Ольхонский район, с. Улирба) к закрытому акционерному обществу "Восточно-Сибирский трест инженерно-строительных изысканий" (ОГРН 1023801004810, ИНН 3809007767, адрес: 664007, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 57), Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Горького, 31),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, адрес: 664056, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Академическая, д. 70), Администрация Ольхонского районного муниципального образования (ОГРН 1023802703605, ИНН 3836000390, адрес: 666130, Иркутская обл., Ольхонский район, с. Еланцы, ул. Пенкальского, д. 14), акционерное общество "Иркутскгеофизика" (ОГРН 1133850014165, ИНН 3808228996, адрес: 664039, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Клары Цеткин, 9А); некоммерческое партнерство "Охотничье хозяйство Сарминское" (ОГРН 1143850038518, ИНН 3808238391; адрес: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, 2 ул. Грязнова, 1); Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура (ОГРН 1173850044818, ИНН 3808202282, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 47); Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087; адрес: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Российская, 17); федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная дирекция государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка (ОГРН 1143850005122, ИНН 3811176554; адрес: 664050, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 291, Б); Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840; адрес: 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, 59/19), о признании реестровой ошибки, о внесении сведений в ЕГРН, об исключении сведений из ЕГРН,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Улирба": Метляев В.Ю. - генеральный директор общества, личность установлена по паспорту;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Улирба" обратилось с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к закрытому акционерному обществу "Восточно-Сибирский трест инженерно-строительных изысканий" (далее - ЗАО "ВОСТСИБТИСИЗ"), Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) с требованиями о признании реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении земельных участков с кадастровым номером 38:13:060703:1793 и 38:00:000000:502 и внесении в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 в соответствующих координатах, об исключении из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 в приведенных координатах, о внесении в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 38:00:000000:502 (контур 7) с учетом исправления реестровой ошибки в координатах.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2019 года по делу N А19-10201/2019.
В апелляционной жалобе общество указывает на взаимоисключающие, по мнению заявителя, выводы суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1793, с учетом его уточненных координат, относиться как к землям лесного фонда, так и к особо охраняемым территориям. Также заявитель жалобы указывает на то, что судом не дана оценка письму Росимущества по Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальскому краю от 28.11.2018, согласно которому вещные права Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:13:0607036:1793 не зарегистрированы. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о ничтожности договоров аренды в связи с совершением их лицом, не обладающим правом на передачу в аренду объектов федеральной собственности, указывая на то, что основанием использования спорного земельного участка является договор аренды земельного участка N 49 от 03.04.2013, а не договоры аренды N 117, 118 от 24.12.2010, заключенные с Администрацией Ольхонского муниципального образования.
В материалы дела поступили отзывы на апелляционную жалобу от Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры и Федерального агентства лесного хозяйства, в которых третьи лица, участвующие в деле, с выводами суда первой инстанции согласны, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.01.2020.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Никифорюк Е.О. на судью Монакову О.В. в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Монаковой О.В. на судью Корзову Н.А. в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 07 июля 2020 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 09 июля 2020 года до 14 часов 15 минут. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в сети интернет.
Ответчики, третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель ООО "Улирба" в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Администрацией Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области (арендодатель) и ООО "Улирба" (арендатор) заключены договоры аренды земельного участка N 117 от 24.12.2010, N 118 от 24.12.2010, по условиям которых обществу предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 38:13:060703:770 и 38:13:060703:769, площадью 9163,52 кв.м. и 16381,49 кв.м. соответственно, расположенные в м. Улирба Ольхонского района Иркутской области, для целей размещения базы отдыха "Улирба".
В дальнейшем указанные земельные участки были объединены в один; в настоящее время общество "Улирба" является арендатором многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793, расположенного в м. Улирба Ольхонского района Иркутской области на основании долгосрочного договора аренды N 49 от 03.04.2013, заключенного с Администрацией Ольхонского района. Право аренды зарегистрировано в государственном органе по регистрации прав на недвижимое имущество 24.05.2013 за номером 38-38-01/036/2013-200. Земельный участок используется для целей эксплуатации базы отдыха.
Проведенной в отношении общества органами прокуратуры проверкой в 2017 году выявлено, что фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости о местоположении его границ.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "Дело" Макаревич С.М., составленному на основании договора N 17-18 от 05.03.2018 с ООО "Улирба", по результатам проведенных контрольных геодезических измерений на местности земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 установлено, что фактическое местоположение земельного участка не соответствует сведениям ЕГРН о местоположении его границ. При анализе исходных материалов установлено, что съемка границ земельного участка была выполнена неверно. Конфигурация и площадь земельного участка соответствуют действительности, однако участок смещен в юго-западном направлении в сторону озеру Байкал примерно на 40-50 метров, причем часть его отображена на акватории Мухорского залива озера Байкал. Граница земельного участка по сведениям ЕГРН пересекает объекты недвижимости соседнего участка, хотя по факту использования территории смежных участков разделены ограждением, что подтверждается схемой, подготовленной с использованием ортофотоплана масштаба 1:25000. Кадастровый инженер пришел к выводу, что имеет место ошибка в местоположении границы земельного участка 38:13:060703:1793, допущенная в представленных ранее документах для проведения государственного кадастрового учета.
Согласно заключению кадастрового инженера Макаревича С.М. от 25.01.2019 N 32 по результатам проведенных работ по определению координат узловых и поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 выявлено, что границы земельного участка по его фактическому использованию налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 38:00:000000:502 - земли лесного фонда. Площадь наложения части :1793(1) - 2527 кв.м., площадь наложения части :1793(2) - 7338 кв.м. Кадастровым инженером составлены схемы границ земельного участка 38:13:060703:1793, земельного участка 38:00:000000:502 с каталогами координат точек.
В целях урегулирования спора во внесудебном порядке обществом инициировано обращение собственника земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 -Администрации Ольхонского районного муниципального образования в Управление Росреестра по Иркутской области в соответствии с п.4 ч.2 ст. 15, ч.3 ст.61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ с заявлением об устранении реестровой ошибки относительно координат фактических границ земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793.
Из ответа Управления Росреестра по Иркутской области от 28.08.2018 следует, что в случае устранения реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым N 38:13:060703:1793, последний будет пересекаться с землями государственного лесного фонда (земельный участок с кадастровым N38:00:000000:502), поставленными на кадастровый учет в 2017 году.
По мнению общества, при межевании земельных участков с кадастровыми номерами 38:13:060703:770 и 38:13:060703:769 до их объединения в земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1793, землеустроительной компанией ЗАО "ВОСТСИБТИСИЗ" допущена техническая ошибка, связанная с ошибкой при определении координат характерных точек земельного участка: координаты участка были определены неверно и были смещены в ЕГРН относительно действительных (фактических) границ. В настоящее время координаты границ земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 по данным ЕГРН смещены на территорию участков лесного фонда, а также захватывают территорию водного объекта (границы земельного участка частично размещены непосредственно на оз. Байкал).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельный участок, в понимании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Местоположение границ земельного участка в силу части 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
С 01.01.2017 исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся правообладателю и существует на местности.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 52, 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) следует, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, в порядке искового производства. Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество. Суд вправе сделать вывод о допущенной при государственной регистрации ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1793 входит в границы территории Прибайкальского национального парка, что подтверждается выкопировкой карты Байкальской природной территории с нанесением месторасположения земельного участка относительно границ Прибайкальского национального парка. Кроме того, из землеустроительного дела по межеванию данного земельного участка, местом его нахождения является: м. Улирма Шара-Тоготского сельского поселения Ольхонского района Иркутской области, которое в составе Ольхонского района на основании распоряжения Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р "О границах Байкальской природной территории и ее экологических зон" вошла в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1100, Ольхонсий район Иркутской области на основании постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 г. N 434 "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 - 1995 годах" в числе других районов вошел в водоохранную зону озера Байкал.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:00:000000:502 относится к категории земель - земли лесного фонда. Кроме того, указанный земельный участок расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и в границах Прибайкальского национального парка. Указанное подтверждается картой-схемой распределения лесов по целевому назначению на территории Ольхонского лесничества, картой Байкальской природной территории, выкопировкой плана лесонасаждений совхоза Еланцинский 1981 года.
Из представленного в материалы дела отзыва Росимущества от 30.09.2019 следует, что многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 38:00:000000:502 расположен в Ольхонском лесничестве, Ольхонском участковом лесничестве, Сарминская дача, защитные леса, кварталы N 1 (в.1-12, 15-20), 2-4, 9-13,23-28, 42-47, 63-69, 70 (в.1, 2, 5-7,11,16,17,19,23-25,30,31,35,37,40,41) 81-87, 88 (в.1,10-49), 89(в. 7,11,12,22-26,38), 91-100, 101, (в.1-45,46 ч, 47-58), 102,105-114, 120-126, 132-137, 143-146, 152,153, 163-165, 172-176, 179, 181-187, Бугульдейское участковое лесничество, Технический участок N 1, защитные леса, кварталы N 4-7, 10, 14.
Из представленного в материалы дела Постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" усматривается, что кварталы 37-46 Ольхонского лесничества изначально при создании национального парка были указаны, как вошедшие в территорию национального парка государственного лесного фонда, также в состав национального парка переданы 170 тыс. га земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 112 тыс. га земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР. Иркутскому облисполкому совместно с Министерством лесного хозяйства РСФСР, Госагропромом РСФСР и другими заинтересованными ведомствами поручено уточнить границы национального парка. В рамках исполнения указанного поручения в 1989 году изготовлена Генеральная схема Прибайкальского национального парка, копия которой приобщена к материалам дела. Указанная схема в установленном порядке согласована в 1990 году с Исполнительным комитетом Иркутского областного Совета народных депутатов, райсполкомами Слюдянского, Иркутского и Ольхонского райсоветов.
Возможность установления судом факта отнесения земельных участков к территории национального парка на основании первоначально установленных границ подтверждается определениями Верховного Суда Российской Федерации N 66-АПГ17-2, 66-АПГ17-3, 66-АПГ17-4, 66-АПГ17-5 и др.
Земли национальных парков согласно пункту 2 статьи 94 и пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы о выводе суда первой инстанции об отнесении, в нарушении статьи 7 Земельного кодекса РФ, земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 одновременно к землям лесного фонда и землям особо охраняемых территорий. Вопреки доводу апелляционной жалобы в решении суда отсутствуют указанные выводы относительно участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793. Отнесение судом первой инстанции земельного участка 38:00:000000:502 категории земель - земли лесного фонда, к лесам, расположенным на землях особо охраняемых природных территориях, соответствует норме статьи 111 Лесного кодекса РФ.
В соответствии пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.
Отсутствие формирования земель ФГБУ "Прибайкальский национальный парк" с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка. Данная правовая позиция подтверждена Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N АПЛ18-131, в котором указано: "Границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании в 1986 г. (постановление Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71), какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались. При этом наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка как о зоне с особыми условиями использования территорий не свидетельствует о том, что данные границы не установлены."
Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Таким образом, территории (включая леса) в границах Прибайкальского национального парка относятся к категории земель особо охраняемой природной территории в силу закона.
Как установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами 38:13:060703:1793 и 38:00:000000:502 расположены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в центральной экологической зоне запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий (далее-ООПТ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно материалам дела, в заключении кадастрового инженера Макаревич С.М. указано, что площадь наложения частей (контуров) земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 на границы земельного участка с кадастровым номером 38:00:000000:502 составляет 9865 кв.м.
Из чего следует, что исправление реестровой ошибки в заявленных истцом координатах повлечет изменение контура обоих земельных участков и как следствие утрату в контурах наложения земельного участка на лесной участок статуса лесного участка, т.е. его перевод в иную категорию, что находится под законодательным запретом.
Таким образом, заявленное истцом требование об исправление реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 и исключении из реестра сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 38:00:000000:502 с учетом исправления реестровой ошибки, имеет своим следствием изменение категории лесного участка с кадастровым номером 38:00:000000:502 и уменьшение его площади.
В связи с чем, апелляционный суд, руководствуясь правовой позицией, высказанной Верховным Судом РФ в Постановлении N 10/22, приходит к невозможности вывода о необходимости внесения изменений в реестр, поскольку это повлечет нарушений прав и законных интересов правообладателя смежного участка. Изложенный вывод свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибке.
При этом апелляционный суд отмечает, что ООО "Улирба" не наделено правом требования изменений в порядке реестровой ошибки границ земельного участка с кадастровым номером 38:00:000000:502, поскольку не является его правообладателем. Исправление же границ только земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 повлечет формирование земельного участка с пересечением границ лесничеств, что находится под законодательным запретом.
Кроме этого апелляционный суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 3 части I Приложения 1 вышеназванного постановления, к объектам, составляющим основу национального богатства страны, относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации. Таким образом, земли, входящие в границы всемирного природного наследия с 1991 года отнесены к исключительной федеральной собственности.
В 1996 году Решением XX Сессии Комитета Юнеско по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI, принят Закон об охране озера Байкал, которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.
С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, стали относиться к землям особо охраняемых территорий, одним из видов которых являются земли, занятые национальными парками.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в первоначальной редакции) определено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю не требуется.
Апелляционный суд, в связи с доводом апелляционной жалобы, оценивая письмо Росимущества от 28.11.2018, указавшего на отсутствие государственной регистрации какого-либо вещного права за Российской Федерацией в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793, отмечает, что отсутствие такой регистрации в силу вышеизложенного правового регулирования не свидетельствует об отсутствии федеральной собственности на данный земельный участок.
Как указывалось ранее Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1641-р от 27.11.2006 утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, а также перечень населенных пунктов, вошедших в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Таким образом, земли центральной экологической зоны Байкальской природной территории, как и территория Прибайкальского национального парка отнесены к федеральной форме собственности.
Как следует из материалов дела, пользование спорным объектом недвижимости ООО "Улирба" осуществляет с 2010 года на основании договоров аренды земельного участка от 24.12.2010 N 117 и от 24.12.2010 N 118. Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:1793 оформлено обществом на основании договора аренды земельного участка N 49 от 03.04.2013.
Из указанных договоров следует, что в качестве арендодателя земельного участка во всех договорах выступает Администрация Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области. В связи с чем, довод апелляционной жалобы о неверной оценке правового основания пользования земельным участком (суд оценил договоры 2010 года, а не договор 2013 года), не влияет на правильность вывода суда первой инстанции.
В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 "Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков" предусмотрена подготовка проекта договора аренды земельного участка территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, с предварительным согласованием предоставления земельного участка Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, при соблюдении законодательно установленной процедуры, передача в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности, должна быть осуществлена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом - Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, в лице своего территориального орган МТУ Росимущества в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае, при согласовании с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу статьи 608 Гражданского кодекса РФ арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Материалами дела не подтверждается, что Администрация Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области обладала такими полномочиями при заключении с ООО "Улирба" договоров аренды земельного участка, ни в 2010, ни в 2013 годах. Таким образом, Администрация не имела правомочий на передачу земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 в аренду ООО "Улирба". В связи с чем, передача земельного участка в аренду произведена с нарушением требований законодательства.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
С учетом установленных обстоятельств, в силу прямого указания действующего законодательства сделка, по передачи в аренду Администрацией Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области обществу с ограниченной ответственностью "Улирба" земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793 является ничтожной, поскольку совершена лицом, не обладающим правом на передачу в аренду объектов федеральной собственности.
Апелляционным судом отклоняются доводы общества о том, что представленными в материалы дела доказательствами (договором водопользования, актами приема-передачи, актами выбора земельного участка, постановлением Администрации, охранным обязательством, разрешением на строительство, лицензией на водопользование недрами и др.) подтверждается законность пользования земельным участком. Поскольку представленные в материалы дела доказательства не свидетельствуют о наличие у Администрации Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области права на передачу в аренду земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:1793, являющегося объектом федеральной собственности, постольку они не могут подтвердить законность пользования земельным участком.
В соответствии пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Вследствие чего, незаконность возникновения права пользования земельным участком влечет невозможность (заведомую незаконность) дальнейшего изменения границ используемого земельного участка.
На основании изложенного апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "Улирба".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2019 года по делу N А19-10201/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Н.А.Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10201/2019
Истец: ООО "Улирба"
Ответчик: ЗАО "Восточно-Сибирский трест инженерно-строительных изысканий", Министерство лесного комплекса Иркутской области
Третье лицо: Администрация Ольхонского районного муниципального образования, АО "Иркутскгеофизика", Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура, Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае, Некомерческое партнерство "Охотничье хозяйство Сарминское", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ "Объединенная дирекция госмударственного природного заповедника "Байкало-Ленинского" и Прибайкалского национального парка, Федеральное агентство лесного хозяйства