Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2020 г. N Ф02-4709/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А74-5875/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тоцким В.А.,
при участии:
от заявителя (автономного учреждения Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия"): Молчанова В.А., представителя по доверенности от 10.07.2020,
от ответчика (Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия): Могилиной Е.Ю., представителя по доверенности от 10.01.2020,
от третьего лица (Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия): Стеценко О.Н., представителя по доверенности от 16.09.2019,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу автономного учреждения Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "18" марта 2020 года по делу N А74-5875/2019,
УСТАНОВИЛ:
автономное учреждение Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия" (ИНН 1901093429, ОГРН 1101901000442, далее - заявитель, учреждение, АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Контрольно-счётной палате Республики Хакасия (ИНН 1901072740, ОГРН 1061901031389, далее - ответчик, контрольный орган) о признании незаконными действий Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия, выразившихся во включении в подпункт 5 пункта 13 выводов отчёта о результатах контрольного мероприятия, утверждённого 15.04.2019, сведений, касающихся нецелевого использования учреждением бюджетных средств за счёт оплаты расходов на содержание телеканала "ТВ "Черногорск" в сумме 1 589 900 рублей; на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудникам коммерческого отдела, в должностные обязанности которых не входит выполнение функций, связанных с выполнением государственных заданий, в сумме 2 283 700 рублей; о признании недействительным пункта 7 представления от 23.04.2019 N 02-03/266 (в части возложения на учреждение обязанности восстановить в доход республиканского бюджета сумму средств, использованных не по целевому назначению, в размере 3 873 600 рублей).
Определением арбитражного суда от 02.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее - Министерство, Минимущество Хакасии).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что контрольным органом дана ненадлежащая квалификация выявленным нарушениям; административный орган вышел за пределы своих полномочий при проверке, поскольку виды уставной деятельности может определять только орган юридического лица, то есть учредитель.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с ее доводами не согласился, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию заявителя, полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные заседания откладывались. В составе суда произведена замена судьи Иванцовой О.А. на судью Бабенко А.Н. в связи с отпуском судьи Иванцовой О.А.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица сослался на доводы апелляционной жалобы заявителя, просил удовлетворить апелляционную жалобу учреждения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится путем использования системы видеоконференц-связи.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Автономное учреждение Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия" создано постановлением Правительства Республики Хакасия от 08.12.2009 N 553 и зарегистрировано в качестве юридического лица 11.02.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (т. 1 л.д. 87-88, 107).
Согласно пунктам 1.4, 2.1, 2.3 Устава АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия", утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 08.12.2009 N 553 (далее - Устав), его учредителем является Правительство Республики Хакасия, предметом деятельности - производство и выпуск средств массовой информации, основным видом деятельности - деятельность в области радиовещания и телевидения (т.1 л.д. 89-102).
Пунктом 2.2 Устава определено, что основной целью деятельности учреждения является выполнение задания Правительства по производству и распространению теле-, радиопрограмм, иной продукции средства массовой информации (за исключением продукции печатного издания) в целях осуществления предусмотренного законодательством Российской Федерации полномочия органов государственной власти Республики Хакасия по обеспечению гарантий равенства политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами, с соблюдением обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации к организации и деятельности средств массовой информации (их редакций), и обеспечения прав граждан на территории Республики Хакасия на получение информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.4 Устава учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся в соответствии с пунктом 2.3 Устава основной деятельностью, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям.
Автономное учреждение Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия" в спорный период являлось учредителем средства массовой информации - телеканала "ТВ "Черногорск" (дата регистрации - 31.05.2018) и осуществляло деятельность на основании лицензии на осуществление телевизионного вещания от 23.11.2018 серия ТВ N 29539, выданной в порядке переоформления (уступки) лицензии от 27.03.2012 N 20292 (направление вещания средства массовой информации "ТВ "Черногорск" - информационно-развлекательное (регулярные сообщения о текущих событиях, развлекательные программы, концерты, конкурсы), объём вещания - 12 часов в неделю; территория вещания - г. Черногорск Республики Хакасия) (т.1 л.д.80-86).
Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 25.01.2016 N 05-п утверждено государственное задание на выполнение АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" работ по производству и распространению телепрограмм и радиопрограмм на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (т.2 л.д.65-69, т.3 л.д. 12-17).
Приказом Минимущества Хакасии от 09.01.2017 N 020-з-п для автономного учреждения Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия" утверждено государственное задание на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (т. 2 л.д. 53-57).
Приказом Минимущества Хакасии от 29.12.2017 N 020-293-п для автономного учреждения Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия" утверждено государственное задание на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (т. 2 л.д. 42-46).
Государственным заданием, утверждённым названными приказами, предусмотрено выполнение работ по производству и распространению: радиопрограмм о деятельности политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, и иной социально значимой информации; телепрограмм о деятельности политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, и иной социально значимой информации (объём работ - 560 часов в год).
09.01.2018 между учреждением и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия заключено соглашение N 2 о предоставлении автономному учреждению Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия" субсидий (далее - Соглашение N 2 от 09.01.2018), предметом которого является предоставление Министерством субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия на обеспечение выполнения государственного задания учреждением (т.1 л.д.71-77).
Пунктом 1.2 Соглашения N 2 от 09.01.2018 определено, что субсидии на выполнение государственного задания в сумме 58 511 000 рублей предоставляются на следующие мероприятия: погашение кредиторской задолженности за 2017 год; возмещение нормативных затрат на оказание учреждением государственных услуг (выполнение работ); затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённого за учреждением или приобретённого им за счёт средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признаётся имущество учреждения.
Дополнительным соглашением от 17.10.2018 в пункт 1.2 Соглашения N 2 от 09.01.2018 внесены изменения, в соответствии с которым сумма субсидий увеличена до 76 516 000 рублей (т. 1 л.д. 79).
Предоставление учреждению субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества было также предусмотрено заключёнными между Министерством и учреждением соглашениями: от 09.01.2017 N 1 (в редакции дополнительного соглашения от 01.11.2017) - в сумме 68 989 000 рублей;
от 25.01.2016 N А-11-дх (в редакции дополнительного соглашения от 02.11.2016) - в сумме 70 250 000 рублей (т. 2 л.д. 58-59, 62-63, 70-75).
На основании распоряжения председателя Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия от 05.12.2018 N 45-р (в редакции распоряжений от 12.02.2019 N 8-р, от 27.03.2019 N 14-р, от 04.04.2019 N 17-р) в период с 08.12.2018 по 27.03.2019 Контрольно-счётной палатой в отношении учреждения в соответствии с пунктом 1.1 плана работы Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия в период 2016-2018 годов Государственным автономным учреждением Республики Хакасия "Редакция газеты "Хакасия" и автономным учреждением Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия" (проверяемый период - 2016-2018 годы), по результатам которого выявлены нарушения, зафиксированные в акте N 5 от 27.03.2019 (далее - акт) (т.1 л.д. 141-149, т. 2 л.д. 1-27).
В акте, в том числе указано следующее: в нарушение пункта 2.4 Устава учреждением приняты расходные обязательства за счёт средств республиканского бюджета по финансовому обеспечению деятельности средства массовой информации (телеканала "ТВ "Черногорск"), не соответствующей достижению целей, ради которых создано учреждение, что повлекло нарушение пункта 1.2 Соглашения от 09.01.2018 N 2 о предоставлении субсидий.
Программная концепция средства массовой информации - телеканала "ТВ "Черногорск" не предусматривает информационно-аналитическое направление вещания. В соответствии со статьёй 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", пунктом 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025, одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, является соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала. Таким образом, телевещание программы "Новости", выполняемое в рамках государственного задания, не допускается.
Кроме того, отсутствуют правовые основания для учреждения средства массовой информации - телеканала "ТВ "Черногорск".
Так, согласно подпункту 68 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено решение вопросов обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными телеканалами и радиоканалами.
В силу пункта 1.2 статьи 32 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" для обеспечения гарантии равенства политических партий в субъекте Российской Федерации определяется один региональный государственный телеканал и один региональный государственный радиоканал.
Для достижения целей, предусмотренных пунктом 2.2. Устава автономного учреждения Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия", созданы региональный телеканал "РТС" и радиоканал "РТС радио".
Телеканал "ТВ "Черногорск" является городским телеканалом, освещающим новости города Черногорска, что не соответствует требованиям пункта 1.2 статьи 32 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".
Согласно данным оборотно-сальдовой ведомости по счёту 30200 "Расчёты по принятым обязательствам", расчётной ведомости по КОСГУ 211 "Заработная плата" за 8 месяцев 2018 года произведены расходы за счёт средств республиканского бюджета, не связанные с выполнением государственного задания, в общей сумме 1 589 900 рублей, в том числе расходы на заработную плату и прочие выплаты сотрудникам - 1 473 500 рублей на содержание имущества - 116 400 рублей, что в соответствии со статьёй 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств (страницы 11-12 акта) (т.2 л.д. 20).
В нарушение статьи 38, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 3.26 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Хакасия и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.12.2015 N 672 (далее - Положение N 672) в проверяемом периоде за счёт субсидий на выполнение государственных заданий произведены расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудникам коммерческого отдела, в должностные обязанности которых не входит выполнение функций, связанных с выполнением государственных заданий, что в соответствии со статьёй 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств республиканского бюджета в общей сумме 2 283 700 рублей. Коммерческий отдел занимается вопросами рекламных кампаний, рекламных мероприятий. Указанная деятельность не связана с выполнением государственных заданий и должна оплачиваться за счёт средств от приносящей доход рекламно-коммерческой деятельности.
Информация о произведённых расходах в 2016 - 2018 годах по данным расчётных ведомостей по КОСГУ 211 "Заработная плата" представлена в таблице N 8 на странице 15 акта (т. 2 л.д. 22).
Автономное учреждение Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия" представило в Контрольно-счётную палату 08.04.2019 и 11.04.2019 возражения на результаты проверки (т. 2 л.д. 28-33).
17.04.2019 Контрольно-счётная палата направила в адрес учреждения заключение от 15.04.2019 на возражения к акту N 5 от 27.03.2019 (т. 2 л.д. 34-41).
На основании приказа от 12.04.2019 N 01-05/14ос председателем Контрольно-счётной палаты 15.04.2019 утверждён Отчёт о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия в период 2016-2018 годов Государственным автономным учреждением Республики Хакасия "Редакция газеты "Хакасия" и Автономным учреждением Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия" (далее - отчёт о результатах контрольного мероприятия), принятый на заседании коллегии Контрольно-счётной палаты 12.04.2019 по результатам проведённого контрольного мероприятия (т. 1 л.д. 27-60, т. 2 л.д. 12-13).
В отчёте о результатах контрольного мероприятия отражены недостатки и нарушения, указанные в акте, и содержатся выводы по результатам контрольного мероприятия.
В подпункте 5 пункта 13 выводов отчёта о результатах контрольного мероприятия указано, что учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 3 920 600 рублей, в том числе за счёт оплаты расходов: на содержание телеканала "ТВ "Черногорск" в сумме 1 589 900 рублей (нарушение статьи 38 БК РФ, пункта 2.4 Устава, пункта 1.2 Соглашения от 09.01.2018 N 2); на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудникам коммерческого отдела, в должностные обязанности которых не входит выполнение функций, связанных с выполнением государственных заданий, в сумме 2 283 700 рублей (нарушение статьи 38 БК РФ, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 3.26 Положения N 672, пункта 1.2 Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений средств массовой информации, подведомственных Правительству Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.02.2012 N 95) (т. 1 л.д. 55-56).
Председателем Контрольно-счётной палаты учреждению выдано представление от 23.04.2019 N 02-03/266 (т. 1 л.д. 22-26).
Отчёт и представление получены учреждением 24.04.2019, что подтверждается входящим штампом на указанных документах (т. 1 л.д. 22, 27).
Учреждение, полагая, что указанный отчёт о результатах контрольного мероприятия является незаконным в обжалуемой части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьями 157, 268.1, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 10, 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьями 9, 18 Закона Республики Хакасия от 30.09.2011 N 82-ЗРХ "О Контрольно-счётной палате Республики Хакасия", статьями 16, 17 Регламента Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия, утверждённого решением Коллегии Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия от 27.04.2018 (т. 1 л.д. 128-138), Контрольно-счётная палата Республики Хакасия наделена правом осуществлять в пределах своей компетенции внешний государственный финансовый контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; проводить контрольные мероприятия, по результатам которых на основании акта составляется отчёт; вносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причинённого вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному вывод о том, что отчёт по результатам контрольного мероприятия составлен и оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из заявления, учреждение полагает, что не являясь получателем бюджетных средств, не может допустить нецелевое использование бюджетных средств, а направление автономным учреждением средств, полученных из республиканского бюджета Республики Хакасия, на цели, не соответствующие целям, определённым соглашением о предоставлении субсидии, по смыслу статьи 15.14 КоАП РФ нельзя квалифицировать как нецелевое использование бюджетных средств.
Вместе с тем, с учетом положений пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, статьи 15.14 КоАП РФ, использование автономным учреждением средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации (предоставленной на обеспечение выполнения государственного задания) на цели, не связанные с выполнением государственного задания, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Кроме того, из смысла статьи 306.4 БК РФ усматривается, что для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
Контрольно-счётной палатой в результате проведённого контрольного мероприятия установлено, что учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 3 920 600 рублей, в том числе: за счёт оплаты расходов на содержание телеканала "ТВ "Черногорск", распространение продукции которого не соответствует целям, определённым государственным заданием - в сумме 1 589 900 рублей (в 2018 году); за счёт оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда сотрудникам коммерческого отдела, в должностные обязанности которых не входит выполнение функций, связанных с выполнением государственного задания - в сумме 2 283 700 рублей (в 2016-2018 годах).
Относительно вменяемого учреждению нарушения, выразившегося в оплате расходов на содержание телеканала "ТВ "Черногорск" в сумме 1 589 900 рублей суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 8 БК РФ установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации.
В силу статей 21, 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
Правовое положение автономных учреждений определено Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
В соответствии со статьёй 2 Закона N 174-ФЗ автономным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Основной деятельностью автономного учреждения признаётся деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Частью 2 статьи 4 Закона N 174-ФЗ определено, что государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесёнными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2.1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещённых федеральными законами источников (часть 4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 6 БК РФ государственным (муниципальным) заданием признаётся документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В силу пункта 3 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казённых учреждений, определённых в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Частью 4 статьи 69.2 БК РФ определено, что финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 29.12.2017 N 020-293-п для АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" утверждено государственное задание на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, которым предусмотрено выполнение работ по производству и распространению телепрограмм о деятельности политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, и иной социально значимой информации (объём работ - 560 часов в год) (т. 2 л.д. 42-46).
На основании соглашения N 2, заключённого между учреждением и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия 09.01.2018 (в редакции дополнительного соглашения от 17.10.2018) учреждению из республиканского бюджета Республики Хакасия предоставлена субсидия на выполнение государственного задания в сумме 76 516 000 рублей (т. 1 л.д. 71-77, 79).
В Республике Хакасия освещение деятельности политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, осуществляет региональный телеканал "РТС" и региональный радиоканал "РТС Радио".
Согласно информации, представленной Министерством в Контрольно-счётную палату (письмо от 06.02.2019, расчёт плановых показателей объёма работ), учреждение осуществляет вещание телеканала "РТС" на основании лицензии от 01.03.2013 серии ТВ N 23047. Лицензией установлены следующие параметры вещания: общий объём вещания в неделю - 168 часов (100%), направления вещания - информационно- аналитическое - 8,5% (14 часов 16 минут), культурно-просветительское - 14% (23 часов 31 минут), музыкально-развлекательное - 32% (53 часа 45 минут), художественные (игровые) кинофильмы - 45,5% (76 часов 26 минут). На телеканале "РТС" в рамках информационно- аналитического вещания выходит программа "Новости", объём вещания которой составляет 560 часов в год (т. 3 л.д. 59-65).
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату, является соблюдение объёмов вещания и программной направленности (программной концепции) вещания.
Выход в эфир на телеканале "РТС" программы "Новости" подтверждён представленной в материалы дела программой телевидения на 17 декабря - 29 декабря 2018 года (т. 3 л.д. 66-71).
В соответствии с лицензией от 23.11.2018 серии ТВ N 29539 на осуществление телевизионного вещания, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, учреждению предоставлено право осуществлять в г.Черногорске Республики Хакасия телевизионное вещание двух средств массовой информации - "Телекомпания Пятница" (объём вещания - 156 часов в неделю) и "ТВ "Черногорск" (объём вещания - 12 часов в неделю, направление вещания - информационно-развлекательное (регулярные сообщения о текущих событиях, развлекательные программы, концерты, конкурсы) (т. 1 л.д. 80-86).
Контрольным органом установлено и отражено на страницах 11-12 акта от 27.03.2019 N 5, что в 2018 году учреждением за счёт средств республиканского бюджета произведены расходы на содержание телеканала "ТВ "Черногорск" в общей сумме 1 589 900 рублей, в том числе расходы на заработную плату и прочие выплаты сотрудникам - 1 473 500 рублей, на содержание имущества - 116 400 рублей (т. 2 л.д. 20).
Вместе с тем, апелляционный суд полагает правомерным вывод контрольного органа о том, что распространение продукции средства массовой информации - телеканала "ТВ "Черногорск" не соответствует целям, определённым государственным заданием, учитывая следующее.
Из обстоятельств дела следует, что на телеканале "ТВ "Черногорск" (в отличие от телеканала "РТС", вещание которого АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" осуществляет на основании лицензии серия ТВ N 23047 от 01.03.2013) отсутствуют телепрограммы о деятельности политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия. На телеканал "ТВ "Черногорск" не возложена функция обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти Республики Хакасия, при освещении их деятельности.
В материалы дела представлена программа телевидения, подтверждающая выход на телеканале "ТВ "Черногорск" программы "5 вечеров" (т. 3 л.д. 66-71).
Согласно пояснениям заявителя на телеканале "ТВ "Черногорск" помимо развлекательных программ выходит новостная программа "5 вечеров", в которой освещаются текущие события г.Черногорска; тематика данной программы связана с распространением социально значимой информации, что предусмотрено государственным заданием.
Между тем, информационно-развлекательное направление вещания телеканала "ТВ "Черногорск" не предполагает его финансирование за счёт средств субсидии, предоставленной для обеспечения выполнения государственного задания.
Цели деятельности автономного учреждения, указанные в пункте 2.2 Устава учреждения, исключают информационно-развлекательную направленность вещания, предусмотренную лицензией на осуществление телевизионного вещания от 23.11.2018 серия ТВ N 29539.
Кроме того, распространение продукции средства массовой информации - телеканала "ТВ "Черногорск" исключительно в г. Черногорске не соответствует основной цели деятельности учреждения, так как не обеспечивает право граждан на территории всей Республики Хакасия на получение информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Государственное задание выдано АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" на выполнение работ по производству и распространению на территории Республики Хакасия телепрограмм о деятельности политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, и иной социально значимой информации в целях, предусмотренных пунктом 2.2 Устава учреждения. Распространение социально значимой информации в целях, не связанных с освещением деятельности политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, или обеспечением прав граждан на территории Республики Хакасия на получение информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, не относится к видам работ, предусмотренных государственным заданием.
Следовательно, расходы на содержание телеканала "ТВ "Черногорск" не соответствуют целям, определённым государственным заданием.
Контрольным органом установлено, что права учредителя телеканала "ТВ "Черногорск" перешли к учреждению от автономного учреждения "Черногорск-Информ" на основании постановления администрации города Черногорска от 19.04.2018 N 824-П и договора от 24.04.2018 о передаче учредительских прав (страница 11 акта N 5 от 27.03.2019) (т.2 л.д.20). Следовательно, учреждению, созданному с целью производства и распространения продукции средств массовой информации, в которых освещается деятельность политических партий, представленных в Верховном Совете Республики Хакасия, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на территории Республики Хакасия, были переданы права учредителя телеканала, имеющего информационно-развлекательное направление вещания и территорию распространения, ограниченную городом Черногорском.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что понесённые учреждением в 2018 году расходы на содержание телеканала "ТВ "Черногорск" в сумме 1 589 900 рублей являются нецелевым использованием бюджетных средств.
Относительно вменяемого учреждению нарушения, выразившегося в оплате труда и начислений на выплаты по оплате труда сотрудникам коммерческого отдела, в должностные обязанности которых не входит выполнение функций, связанных с выполнением государственных заданий, в сумме 2 283 700 рублей (в 2016-2018 годах), суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно штатному расписанию АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" одним из структурных подразделений учреждения в спорный период являлся коммерческий отдел (5 штатных единиц) (т. 3 л.д. 81-86).
Как следует из материалов дела, указанный отдел осуществляет в учреждении процесс продаж, производство рекламной продукции, проведение рекламных кампаний.
В 2016 - 2018 годах учреждение произвело расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудникам коммерческого отдела в сумме 2 283 700 рублей за счёт субсидий на выполнение государственных заданий.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашений о предоставлении субсидии на обеспечение выполнения государственного задания, заключённых между Министерством и АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" 25.01.2016, 09.01.2017, 09.01.2018, частью 2.1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ, пунктом 4 статьи 69.2, пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, пунктами 2-5 Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере связи, информатики и средств массовой информации, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее - Общие требования), утвержденных приказом Минкомсвязи России от 08.07.2015 N 246, оплата труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги в сфере связи, информатики и средств массовой информации, включается в базовый норматив затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере связи, информатики и средств массовой информации только в том случае, если указанные работники обеспечивают общехозяйственные нужды государственного учреждения, выполняющего государственное задание.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённой Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, общехозяйственными расходами признаются расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом, в частности административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, и иные. Работники коммерческого отдела, осуществляющие процесс продаж, производство рекламной продукции, проведение рекламных кампаний (то есть деятельность, не относящуюся к основной деятельности учреждения) не являются общехозяйственным персоналом, содержание которого необходимо для выполнения учреждением государственного задания. Государственное задание в силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 174-ФЗ формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесёнными его уставом к основной деятельности, непосредственно направленной на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Уставом АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" к его основному виду деятельности не относится коммерческая деятельность по производству и распространению рекламы; данная деятельность является дополнительной, способствующей достижению основных целей, реализуемых учреждением. Следовательно, работники коммерческого отдела АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" не относятся к работникам, осуществляющим реализацию деятельности, на выполнение которой сформировано государственное задание, поэтому выделение учреждению субсидии на обеспечение выполнения государственного задания не предполагает финансирование за счёт этих средств работников коммерческого отдела.
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 69.2 БК РФ определено, что порядок формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания должен содержать, в том числе расчёт и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.12.2015 N 672 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Хакасия и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение N 672) (т. 4 л.д. 99-102).
Пунктом 3.1 Положения N 672 предусмотрено, что объём финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учётом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённого за государственным учреждением или приобретённого им за счёт средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признаётся имущество учреждения.
В соответствии с пунктом 3.24 Положения N 672 финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на указанные цели.
В силу подпункта "е" пункта 3.9 Положения N 672 в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги.
В силу пункта 3.16 Положения N 672 в нормативные затраты на выполнение работы, включаются, в том числе: затраты на оплату труда с начислением на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги (подпункт "а"); затраты на оплату труда с начислением на выплаты по оплате труда, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги (подпункт "и").
В соответствии с пунктами 3.4, 3.18 Положения N 672 значения нормативных затрат на оказание государственной услуги, выполнение работы утверждаются органами, осуществляющими отдельные функции и полномочия учредителя.
Согласно пункту 3.15 Положения N 672 нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчёте объёма финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном органами, осуществляющими отдельные функции и полномочия учредителя.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава учреждения отдельные функции и полномочия учредителя АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (т. 1 л.д. 89).
Как следует из обстоятельств дела и отражено в Отчёте о результатах контрольного мероприятия, объём финансового обеспечения выполнения государственного задания для АУ РХ "ТВ Центр "Хакасия" на 2017-2018 годы рассчитан Министерством в отсутствие утверждённых нормативных затрат (т. 1 л.д. 34-35). Значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и порядок определения нормативных затрат Министерством не утверждены.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Абакана от 07.09.2019 по делу N 5-2-360/2019 (оставленным без изменения решением Абаканского городское суда от 26.09.2019) первый заместитель министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия привлечён к административной ответственности по статье 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания (т. 2 л.д. 149-152, т. 3 л.д. 113-116).
Порядок N 95, разработанный в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений средств массовой информации, подведомственных Правительству Республики Хакасия, утверждён на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 21.07.2011 N 455 "Об утверждении Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Республики Хакасия", утратившего силу с 01.01.2016 в связи с изданием постановления Правительства Республики Хакасия от 21.12.2015 N 672 (т. 4 л.д. 91-98).
Данный порядок заявителем не оспорен, в спорный период являлся действующим (Постановление Правительства Республики Хакасия от 21.02.2012 N 95 признано утратившим силу Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.08.2019 N 397) (т. 3 л.д. 80).
Пункт 1.2 Порядка N 95, согласно которому данный порядок распространяется на государственные услуги (выполненные работы), оказываемые (выполняемые) учреждением СМИ и определённые в качестве основных видов деятельности, при этом затраты учреждения СМИ, связанные с оказанием коммерческих услуг, в том числе на оплату труда сотрудников коммерческих отделов, подразделений, в расчёт не берутся, не противоречит Положению N 672 и Общим требованиям.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оплата труда сотрудников коммерческого отдела за счёт средств субсидии, предоставленной на возмещение затрат на оказание учреждением государственных услуг (выполнение работ), произведена неправомерно, является ненадлежащим расходованием средств названной субсидии, поскольку не относится к затратам на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги в сфере связи, информатики и средств массовой информации, что нарушает положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Общих требований.
При таких условиях пункта 7 оспариваемого представления является законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, в подпункте 5 пункта 13 выводов Отчёта о результатах контрольного мероприятия, утверждённого председателем Контрольно-счётной палаты, содержится информация о том, что учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 3 920 600 рублей, в том числе за счёт оплаты расходов: на содержание телеканала "ТВ "Черногорск" в сумме 1 589 900 рублей (нарушение статьи 38 БК РФ, пункта 2.4 Устава, пункта 1.2 Соглашения от 09.01.2018 N 2); на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда сотрудникам коммерческого отдела, в должностные обязанности которых не входит выполнение функций, связанных с выполнением государственных заданий, в сумме 2 283 700 рублей (нарушение статьи 38 БК РФ, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 3.26 Положения N 672, пункта 1.2 Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений средств массовой информации, подведомственных Правительству Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.02.2012 N 95) (т. 1 л.д. 55-56).
Вывод о нецелевом использовании учреждением бюджетных средств в общей сумме 3 920 600 рублей, изложенный в подпункте 5 пункта 13 Отчёта о результатах контрольного мероприятия, утверждённого председателем Контрольно-счётной палаты, суд апелляционной инстанции признаёт правомерным по указанным выше мотивам. Действия Контрольно-счётной палаты по включению соответствующих сведений в подпункт 5 пункта 13 выводов отчёта о результатах контрольного мероприятия от 15.04.2019 соответствуют закону и фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела, в связи с чем не нарушают права и законные интересы заявителя.
Поскольку материалами дела нарушение закона при вынесении оспариваемого акта не установлено основания для применения восстановительной меры у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о том, что контрольным органом дана ненадлежащая квалификация выявленным нарушениям, а также о том, что орган вышел за пределы своих полномочий не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются повторными, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" марта 2020 года по делу N А74-5875/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5875/2019
Истец: Автономное учреждение Республики Хакасия "Информационный телевизионный центр "Хакасия", Драничкин Дмитрий Владимирович генеральный директор АУ РХ ТВ ЦЕНТР "Хакасия"
Ответчик: Контрольно-счетная палата Республики Хакасия
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Судаков Роман Валерьевич, Третий арбитражный апелляционный суд