Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2020 г. N Ф05-17361/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А40-184661/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2020 по делу N А40-184661/19 (33-1566)
по заявлению ООО "Ханвит"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества г.Москвы
о признании незаконным уведомления, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Лящевкий Б.И. по дов. от 11.06.2019; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ханвит" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление, Управление Росреестра по Москве) от 22.05.2019 N 77/009/281/2019-923 об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Декабристов, д.22.
Решением суда от 20.01.2020, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд исходил из наличия оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконным.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь в обоснование на законность оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Декабристов, д.22.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в письменных объяснениях, представленных в порядке ст.81 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представители ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 13.02.2019 ООО "Ханвит" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением (вх. N 77/009/281/2019-923) о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - помещение, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Декабристов, д.22, общей площадью 46,5 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0008006:5422 (далее также - объект).
По результатам рассмотрения указанного заявления регистрирующий орган пришел к выводу о наличии причин, препятствующих государственной регистрации, в связи с чем принял решение о приостановлении регистрации права собственности заявителя на спорный объект (уведомление от 22.02.2019 N 77/009/281/2019-923).
В связи с неустранением Обществом причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, Управление Росреестра по Москве уведомлением от 22.05.2019 N 77/009/281/2019-923 отказало в государственной регистрации права собственности Общества на спорный объект.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Ханвит" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Ханвит" требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в силу п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу абз.1 п.2 ст.17 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст.18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается.
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (п.1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4).
В силу п.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о государственной регистрации недвижимости, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Как усматривается из материалов дела, в качестве основания возникновения права собственности на спорный объект Общество представило регистрирующему органу копии свидетельств на право собственности от 26.08.1998 N 6002, распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы от 05.05.1998 N 1295-р, договора купли-продажи имущества ВАМ (МКИ) N 11810 от 18.08.1998, а также выписки из протокола заседания комиссии Москомимущества по продаже объектов нежилого фонда г.Москвы от 06.02.1998 N 15.
Согласно ч.4 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем сведения в отношении спорного объекта недвижимости в ЕГРН отсутствуют.
Согласно ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (действующего на момент заключения указанного договора купли-продажи) выкуп был предусмотрен в качестве одного из самостоятельных способов приватизации государственного или муниципального имущества (абз.5 п.1 ст.16 означенного Федерального закона).
Между тем данный способ приватизации был возможен только на основании договора аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ.
Договор аренды, соответствующий вышеуказанным условиям Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ, в материалы реестрового дела Обществом не представлен.
Таким образом, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что представленные на регистрацию документы в своей совокупности не позволяли установить, что приватизация спорного объекта осуществлена в соответствии с установленным законодательством о приватизации порядком и надлежащим способом.
В соответствии с п.3 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Подлинники указанных выше документов в материалах регистрационного дела отсутствуют.
Изложенное послужило основанием для принятия Управлением оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта.
Между тем суд первой инстанции правомерно отклонил как несостоятельные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела доводы Управления о том, что из представленных Обществом документов не представляется возможным установить способ приватизации спорного объекта.
Так, 30.06.1995 между Комитетом по управлению имуществом г.Москвы (далее также - Москомимущество (арендодатель)) и ТОО "Ханвит" (арендатор) заключен договор аренды N 3-490/95, согласно п.1.1 которого на основании договора аренды N 3-526/94 от 11.07.1994, свидетельства N 012133 от 06.09.1994 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду имущество общей площадью 46,5 кв.м, расположенное по адресу г.Москва, ул.Декабристов, д.22.
Согласно протоколу собрания учредителей ТОО "Ханвит" N 2 от 29.12.1995 ТОО "Ханвит" преобразовано в ООО "Ханвит".
26.05.1998 между Москомимуществом и ООО "Ханвит" заключен договор N 3-501/98 аренды нежилого помещения, общей площадью 46,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Декабристов, д.22.
Распоряжением Москомимущества N 1295-р от 05.05.1998 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.12.1997 N 847 "О порядке продажи и определения цены объектов нежилого фонда на территории города Москвы", постановлением Московской городской Думы от 02.10.1996 N 85 "Об утверждении и введении в действие Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы" в собственность ООО "Ханвит" проданы арендуемые нежилые помещения по адресу: ул.Декабристов, д.22, площадью 46,5 кв.м, стоимостью 27 900 долларов США по курсу ЦБ РФ на момент платежа, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии Москомимущества по продаже объектов нежилого фонда г.Москвы от 06.02.1998 N 15.
18.08.1998 между Фондом имущества г.Москвы и ООО "Ханвит" заключен договор купли-продажи имущества ВАМ (МКИ) N 11810, предметом которого в силу п.2.1 является выкуп нежилого помещения общей площадью 46,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Декабристов, д.22, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого покупателем на основании договора аренды недвижимого имущества N 3-490/95 от 30.06.1995.
На основании указанного выше договора Обществу Фондом имущества г.Москвы выдано свидетельство N 6002 от 26.08.1998 на право собственности на помещение общей площадью 46,5 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Декабристов, д.22.
Порядок и основания приватизации государственного имущества на дату заключения договора купли-продажи имущества ВАМ (МКИ) N 11810 от 18.08.1998 регулировались нормами действующего на тот момент законодательства Российской Федерации.
К 1998 году Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием нового Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ.
Согласно ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ, действующего на момент заключения договора купли-продажи, выкуп был предусмотрен в качестве одного из самостоятельных способов приватизации государственного или муниципального имущества (абз.5 п.1 ст.16 указанного Федерального закона).
Кроме того, п.2 ст.26 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ было предусмотрено, что в случае если договор был заключен после вступления в силу Закона о приватизации, то есть "в других случаях арендатор имущества", признанный покупателем "может приобрести такое имущество в порядке, установленном настоящим законом, а также соответственно с программой приватизации и программой приватизации субъектов Российской Федерации".
Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 были утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, действовавшие до 26.03.2003 согласно Указу Президента РФ от 26.03.2003 N 370 (далее также - Основные положения Государственной программы приватизации).
В соответствии п.4.9 Основных положений Государственной программы приватизации продажа сданных в аренду объектов недвижимого имущества производилась на основании заявления арендатора, которое могло быть подано в любой момент в течение действия договора аренды.
Постановлением Московской городской Думы от 20.09.1995 N 61 была утверждена и введена в действие Программа приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве (постановлением Мосгордумы от 03.06.1998 N 52 действие программы продлено на 1998 г.).
Постановлением Мосгордумы от 02.10.1996 N 85 утверждено Положение о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы.
В соответствии с п.2.2.8 и подп."б", "в" п.3.1, 4.5 Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве, а также подп.1, 1.4, 1.5, 4, 16, 17 Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы выкуп арендованного имущества осуществляется на основе заявок арендатора. Субъектом приватизации являются Комитет по управлению имуществом г.Москвы, продавцом - Фонд имущества.
Согласно ст.8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимостью.
Таким образом, решение Комитета по управлению имуществом города Москвы, предусматривающее его согласие (волеизъявление) на выкуп арендуемого спорного объекта, было выражено в форме распоряжения от 05.05.1998 N 1295-р о продаже спорного объекта в собственность заявителя, что действовавшему на тот период гражданскому законодательству Российской Федерации не противоречило.
Пунктом 1 распоряжения Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в городе Москве" Москомимуществу было поручено осуществлять регистрацию недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений), принадлежащего на праве собственности физическим и юридическим лицам на территории города Москвы.
Пунктом 2 данного распоряжения определено считать внесение в реестр собственности Москомимущества с выдачей свидетельства о внесении в реестр собственности актом государственной регистрации собственника и принадлежащего ему недвижимого имущества.
Согласно п.2 Положения о реестре частной собственности в городе Москве, утв. распоряжением Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ, ведение такого реестра на территории города осуществляет Москомимущество, основанием для включения объектов в реестр частной собственности является, в том числе и свидетельство на право собственности, выданное Фондом имущества, Госкомимуществом или Москомимуществом (п.5 означенного Положения).
Распоряжение Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ утратило силу с 30.12.1998 в связи с изданием распоряжения Мэра Москвы от 30.12.1998 N 1323-РМ.
Заявителем в порядке приватизации приобретено право собственности на вышеуказанное имущество, что подтверждается свидетельством на право собственности от 26.08.1998 N 6002, выданным Фондом имущества г.Москвы.
При этом довод Управления о том, что данное свидетельство не является самостоятельным правоустанавливающим документом, поскольку таким документом может быть только свидетельство о внесении в реестр собственности города Москвы, выданное Комитетом по управлению имуществом города Москвы, не основан на законе и прямо противоречит ст.8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", п.4 постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации, имущественных прав", согласно которым Фонду имущества г.Москвы поручено выдавать физическим и юридическим лицам свидетельства на право собственности установленного образца (приложение 1) на здания, сооружения и нежилые помещения, право собственности на которые возникло в результате приватизации (выкупа) государственной или муниципальной собственности (за исключением жилых помещений) и в результате реконструкции на основании инвестиционных контрактов в установленном законом и нормативными актами порядке.
Таким образом, соответствующее свидетельство выдано и регистрация права собственности проведена уполномоченным органом в период действия распоряжения Мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ в соответствии с действовавшим на тот период федеральным законодательством и законодательством г.Москвы.
Отсутствие сведений в ЕГРН либо в реестре государственной или муниципальной собственности и подлинников документов не является основанием, препятствующим государственной регистрации права собственности Общества на спорный объект.
При этом каких-либо сведений о наличии арестов, запретов, иных обременений на данный объект в уведомлении Управления от 22.05.2019 N 77/009/281/2019-923 не содержится.
Кроме того, право государственной собственности Москомимущества на объект на момент заключения договоров аренды от 30.06.1995 N 3-490/95 от 26.05.1998 N 3-501/98 и впоследствии купли-продажи от 18.08.1998 ВАМ (МКИ) N 11810 подтверждается свидетельством N 012133 от 06.09.1994, что соответствовало действовавшему на тот момент законодательству Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичное положение также закреплено в п.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
При таких данных отсутствие указания о зарегистрированных правах не является основанием для отказа в государственной регистрации ранее возникшего вещного права, а является основанием для внесения таких сведений в ЕГРН, порядок внесения которых регламентирован ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, определяющей правила для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Таким образом, изложенные Управлением выводы не основаны на нормах действующего законодательства и опровергаются представленными Обществом в материалы дела доказательствами.
В целях осуществления государственной регистрации права собственности заявителем были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие у заявителя права собственности на спорный объект, в том числе свидетельство на право собственности от 26.08.1998 N 6002.
Данные документы в их совокупности не содержат неясностей в части действительного волеизъявления Москомимущества на отчуждение помещения, в полном объеме отражают индивидуализирующие конкретное имущество сведения и подтверждают возникновение права собственности Общества на объект в установленном законом порядке.
Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ установлено, что выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется лишь по договорам аренды с правом выкупа, которые были заключены до вступления в силу Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ".
В силу пункта 2 данной статьи в других случаях арендатор государственного и муниципального имущества может приобрести такое имущество в порядке, установленном данным Федеральным законом и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ.
Пунктом 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации установлено, что право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имели: лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капиталы которых не вошли арендуемые помещения; арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.
Из пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 06.02.1995 N 96 "О втором этапе приватизации в г.Москве" следует, что продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории г.Москвы осуществляется по цене, определяемой с учетом рыночной конъюнктуры, в порядке, разрабатываемом Правительством Москвы и утверждаемом (принимаемом) Московской городской Думой.
При этом постановлением Правительства Москвы от 17.10.1995 N 840 введено в действие Положение о порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории города Москвы, согласно которому арендатор имеет преимущественное право выкупа объекта.
Из пункта 4 данного Положения следует, что продавцом объектов является Фонд имущества г.Москвы, который заключает с покупателем на основе соответствующего распоряжения Москомимущества договор купли-продажи.
Таким образом, на основании вышеуказанных нормативных правовых актов Комитетом по управлению имуществом Москвы, правопреемником которого в настоящее время является Департамент городского имущества города Москвы, принято распоряжение от 05.05.1998 N 1295-р о продаже спорного объекта в собственность Общества, что не противоречило действовавшему на тот период гражданскому законодательству Российской Федерации.
Право собственности Общества на указанный объект подтверждено свидетельством на право собственности от 26.08.1998 N 6002, выданным Фондом имущества города Москвы.
Более того, из правоустанавливающих документов не следует, что данное нежилое помещение на момент его передачи заявителю являлось частью предприятия как имущественного комплекса.
В данном случае положения Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 к заявителю неприменимы, в связи с чем является неправомерным вывод Управления о том, что в отсутствие договора аренды с правом выкупа, заключенного до принятия означенного Закона РФ, заявитель мог приобрести нежилое помещение только по конкурсу или на аукционе.
При этом суд первой инстанции также обоснованно отклонил ссылку Управления на нарушение порядка приобретения государственного и муниципального имущества, предусмотренного п.4.5 Основных положений Государственной программы приватизации, поскольку ответчиком применен не подлежащий применению закон, учитывая, что спорное нежилое помещение на момент его передачи в собственность заявителя в пользовании какого-либо предприятия не находилось.
Что касается вопроса оплаты заявителем государственной пошлины за совершение регистрационных действий, то суд первой инстанции, принимая во внимание положения ст.ст.27, 333.17 НК РФ, а также разъяснения, изложенные в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 N 118, обоснованно указал, что оплата государственной пошлины за доверителя его поверенным налоговому законодательству и сложившейся судебной практике не противоречит (определение ВАС РФ от 11.04.2011 N ВАС-3950/11). Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
Из материалов дела следует, что государственная пошлина в настоящем случае за совершение регистрационных действий оплачена представителем заявителя Хаимовым Э.Я. на основании доверенности. Реквизиты в чеке-ордере об оплате государственной пошлины и назначение платежа указаны верно и соответствуют реквизитам, содержащимся на официальном сайте Управления Росреестра по Москве.
Следовательно, денежные средства за оказание государственной услуги оплачены уполномоченным лицом, действовавшим в интересах Общества на основании доверенности, и зачислены в соответствующий бюджет УФК по г.Москве.
При таких данных у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания не принимать во внимание представленное Обществом доказательство уплаты государственной пошлины.
Таким образом, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом всех обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорное недвижимое имущество.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ханвит" в установленном законом порядке путем осуществления государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Все доводы, указанные ответчиком в обоснование оспариваемого отказа, а также своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Ссылки заявителя жалобы на судебную практику подлежат отклонению, поскольку обстоятельства указанных заявителем дел применительно к обстоятельствам настоящего спора не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми.
Иные доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2020 по делу N А40-184661/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184661/2019
Истец: ООО "ХАНВИТ"
Ответчик: Управвление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: РОСРЕЕСТР по г. Москве