Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф05-17422/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
15 июля 2020 г. |
дело N А40-311484/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи О.С. Сумина, Д.Е. Лепихин,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростехнадзора
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2020
по делу N А40-311484/19
по заявлению Ассоциация СРО "Строители Черноземья" (ОГРН 1083600001473)
к Ростехнадзору (ОГРН 1047796607650)
о признании недействительными пунктов предписания;
от заявителя - Целовальникова Л.П. по доверенности от 17.01.2020;
от заинтересованного лица - Бахмутов С.В. по доверенности от 20.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2020 признаны недействительными п.п. 2 и 3 предписания Ростехнадзора N 09-01-07/8700-П от 05.11.2019.
Ростехнадзор, не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2019 N 499-рп в период с 30.10.2019 по 05.11.2019 проведена внеплановая документарная проверка Ассоциация СРО "Строители Черноземья".
По результатам проверки Ростехнадзором составлен акт от 05.11.2019 N 09-01-07/8700 и выдано предписание N 09-01-07/8700-П от 05.11.2019, согласно п. п. 2 и 3 которого, в срок до 05.02.2020 Ассоциация СРО "Строители Черноземья" обязана устранить нарушения порядка формирования и размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Из содержания п.п 2 и 3 предписания следует, что Ассоциацией СРО "Строители Черноземья" нарушен порядок формирования компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. В Едином реестре членов саморегулируемых организаций содержится информация об остатке в компенсационном фонде в размере 90.300.000 руб.; не размещены средства компенсационного фонда возмещения и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в полном объеме на специальных счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях".
Посчитав предписание в указанной части не соответствующим действующему законодательству, а также нарушающим права и законные интересы Ассоциации, последняя обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно п.п. 2 и 3 предписания Ассоциация СРО "Строители Черноземья" обязана устранить нарушения ч. ч. 10, 12 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также ч. 1 ст. 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Предписание, исполнение которого поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно могущих наступить событий также не может быть признано исполнимым.
Из материалов дела следует, что ранее заявителем по решению Совета НП СРОС "Строители Воронежской области" от 30.05.2013 (протокол N 39) 31.05.2013 размещено по договорам банковского вклада N 46/13 и N 47/13 средства компенсационного фонда в сумме 111.000.000, 01 руб. в АКБ "Инвестбанк" (ОАО).
13.12.2013 у АКБ "Инвестбанк" (ОАО) Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2014 по делу N А40-226/14 АКБ "Инвестбанк" (ОАО) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре сведений о банкротах, процедура банкротства АКБ "Инвестбанк" (ОАО) до настоящего времени не завершена.
Требование кредитора АСРО "Строители Черноземья" в сумме 122.330.422, 61 руб. по договорам банковского вклада N 46/13 и N 47/13 от 31.05.2013 о размещении средств компенсационного фонда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", включены в третью очередь реестра требований кредиторов.
До настоящего момента никаких сумм в погашение задолженности от конкурсного управляющего банка Ассоциации СРО "Строители Черноземья" не поступало, процедура банкротства незавершенна. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Законных оснований в обход законодательства о несостоятельности (банкротстве) осуществить перечисление указанных средств на специальные счета Ассоциации СРО "Строители Черноземья" вне очереди или вне порядка процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не имеется.
Управление Ростехнадзора в оспариваемом предписании не указывает, каким способом, не нарушая законодательства о банкротстве, следует перевести средства из кредитной организации, в отношении которой ведется процедура банкротства, на специальные счета Ассоциации.
Таким образом, требования предписания Ростехнадзора в оспариваемой части являются неисполнимыми в указанный в предписании срок с учетом норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Из материалов дела следует, 26.10.2016 (выписка из протокола внеочередного Общего собрания членов АСРО "Строители Черноземья" N 21 от 26.10.2016) общее собрание Ассоциации СРО "Строители Черноземья" поручило Совету Ассоциации утвердить план мероприятий по реализации Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приняло решение о формировании компенсационного фонда возмещения вреда.
Учитывая, что средства компенсационного фонда Ассоциации включены в третью очередь реестра требований кредиторов АКБ "Инвестбанк" (ОАО), 26.10.2016 члены Ассоциации на общем собрании решили распределить имевшиеся на счете в Воронежском отделении АО "Россельхозбанк" средства компенсационного фонда в размере 10,4 млн. рублей, в состав которых входили взносы действующих членов Ассоциации, исключенных членов и членов, добровольно прекративших членство, а также доходы, полученные от размещения средств Компенсационного фонда в Воронежском отделении АО "Россельхозбанк", между 104-мя членами, сохранившими членство в Ассоциации, по 100.000 руб. на каждого члена (что соответствовало 1 уровню ответственности).
Кроме того, члены Ассоциации на собрании приняли решение, что член Ассоциации, желающий получить более высокий уровень ответственности по Компенсационному фонду возмещения вреда, самостоятельно довнесет необходимый взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (исходя из размеров, установленных ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации) до уровня, определенного законом, не дожидаясь окончания конкурсного производства АКБ "Инвестбанк" (ОАО) с открытием специального счета в Воронежском отделении АО "Россельхозбанк", включенном в список банков, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Решением общего собрания членов Ассоциации своевременно выполнено. Компенсационный фонд возмещения вреда сформирован в необходимом объеме, исходя из заявленного уровня ответственности каждого члена Ассоциации, специальный счет открыт в АО "Россельхозбанк", и все средства зачислены на этот счет, о чем своевременно направлена соответствующая информация в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Ассоциацию "Национальное объединение строителей".
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств сформирован на основании решения Общего собрания членов АСРО "Строители Черноземья" от 17.05.2017 (выписка из протокола N 22 очередного общего собрания членов Ассоциации СРО "Строители Черноземья" от 17.05.2017).
Собранием принято решение сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в срок с 01.06.2017 до 01.07.2017 и поручено генеральному директору Ассоциации открыть специальный счет в Банке ВТБ (ПАО) для размещения компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, а членам ассоциации, заявившим о намерении участвовать в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, до 01.06.2017 подать соответствующее заявление в исполнительную дирекцию Ассоциации. Учитывая, что имеющиеся средства, внесенные действующими членами, исключенными и членами добровольно прекратившими членство и доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, были полностью использованы на формирование компенсационного фонда возмещения вреда. Общее собрание приняло решение о добровольном внесении денежных средств членами Ассоциации, участвующими и планирующими участвовать в заключении договоров на конкурентной основе на основании поданных членами Ассоциации заявлений об участии в формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и уровне их ответственности.
С учетом поданных заявлений членами Ассоциации 09.06.2017 (выписка из протокола заседания Совета Ассоциации СРО "Строители Черноземья" N 103 от 09.06.2017). Советом Ассоциации принято решение сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, исходя из поданных членами Ассоциации СРО "Строители Черноземья" заявлений об участии в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров и уровня их ответственности.
Решение общего собрания членов Ассоциации и Совета Ассоциации выполнено своевременно и в полном объеме: специальный счет открыт в Банке ВТБ (ПАО), денежные средства перечислены членами Ассоциации на специальный счет в полном объеме, исходя из заявленного уровня ответственности каждого члена Ассоциации, о чем в установленные сроки была направлена информация в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и Ассоциацию "Национальное объединение строителей".
Материалами проверки установлено, что Ассоциацией СРО "Строители Черноземья" сформированы и размещены на специальных банковских счетах: компенсационный фонд возмещения вреда - заявление от 31.10.2016 о присоединении к условиям открытия банковских счетов и расчетно-кассового обслуживания клиента в АО "Россельхозбанк", сумма размещенных средств составила 33.540.639, 08 руб. и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - договор с Банком ВТБ (ПАО) от 08.06.2017 N Р810-016210, сумма размещенных средств составила 47.703.916, 93 руб.
Согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" саморегулируемая организация обязана в срок до 01.09.2017 разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом порядок формирования и размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств установлены исключительно ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным ч. ч. 1-4 ст. 55.4 Гадостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 01.07.2017 обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с ч. ч. 10 и 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частями 10 и 12 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ установлено, что размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются, в том числе, с учетом ранее внесенных взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство.
В случаях, установленных ч. ч. 2 и 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. ч. 11 и 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В части 9 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ имеется ссылка на ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где определяются размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Части 10 и 12 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, на которые ссылается административный орган, указывают лишь на то, что ранее собранные компенсационные фонды саморегулируемых организаций должны быть направлены на формирование компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены минимальные размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и порядок восстановления указанных компенсационных фондов при уменьшении их размера ниже установленного законом уровня, исходя из фактического количества членов саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
В соответствии с указанными нормами и в размере, указанном в ст. 55.16 компенсационного фонда возмещения вреда, Ассоциацией сформированы компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Из содержания положений ч. 1 ст. 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ следует, что саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 01.09.2017 разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами и в размере, указанном в ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Ассоциацией сформированы компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
При таких обстоятельствах, доводы административного органа о не размещении Ассоциацией средств компенсационных фондов на специальных счетах, противоречат материалам дела.
При этом орган Ростехнадзора не обосновано и не указано в предписании точный размер средств компенсационных фондов Ассоциации, в котором, по его мнению, они должны быть размещены на специальных банковских счетах в целях устранения допущенных, по мнению Ростехнадзора, нарушений, тем самым не определив критерии оценки исполнения.
При таких обстоятельствах, доводы органа Ростехнадзора, изложенные в апелляционной жалобе о нарушении Ассоциацией требований ч. 1 ст. 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. ч. 2, 10, 12 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", противоречат материалам дела.
Доказательств нарушения Ассоциацией указанных требований закона Ростехнадзором не представлено.
Таким образом, оспариваемые п. п. 2, 3 предписания нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем указанные пункты предписания правомерно признаны недействительными.
Принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2020 по делу N А40-311484/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-311484/2019
Истец: АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СТРОИТЕЛИ ЧЕРНОЗЕМЬЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ