Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2020 г. N Ф08-8387/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А63-6945/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 17.07.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Курского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2019 по делу N А63-6945/2019 по заявлению Администрации Курского муниципального района Ставропольского края, ст. Курская, ОГРН 104260393516, к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737, Курскому станичному казачьему обществу Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, ст. Курская, ОГРН 10226000824245, о признании незаконными отказов в государственной регистрации договоров аренды земельных участков, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
администрация Курского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением (уточненные требования) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление, Росреестр, заинтересованное лицо), Курскому станичному казачьему обществу Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - Курское станичное казачье общество, казачье общество) о признании недействительными отказов: N 26/999/001/2019-126704 от 08.05.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 26:36:030902:2, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, участок находится примерно в 100 м по направлению на юг от ориентира х. Добровольный, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р-н Курский; N 26/999/001/2019-126688 от 08.05.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 26:36:031101:4, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, участок находится примерно в 2800 м по направлению на север от ориентира ст. Курская, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р-н Курский; N 26/999/001/2019-126720 от 08.05.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 26:36:030902:10, расположенного по адресу: Ставропольский край, Курский район, участок находится примерно в 90 м по направлению на юг от ориентира х. Добровольный, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р-н Курский; и об обязании зарегистрировать договор аренды от 23.01.2019 N 01-19, заключенный администрацией Курского муниципального района Ставропольского края с Курским станичным казачьим обществом Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2019 в удовлетворении требований администрации отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности с казачьим обществом, администрация обязана была соблюсти процедуру предоставления такого земельного участка, предусмотренную статьей 39.18 Земельного кодекса, а именно, обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков в аренду. Поскольку администрация, предоставив земельные участки в аренду, не обеспечила опубликования соответствующего извещения в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса, своими действиями администрация создала для казачьего общества преимущественные условия в получении земельных участков в аренду и воспрепятствовала доступу к муниципальному ресурсу иных лиц, которые также могли иметь намерения приобрести права аренды в отношении земельных участков, следовательно, по мнению суда первой инстанции, отказы в государственной регистрации договора аренды земельных участков, изложенные управлением в сообщениях от 08.05.2019 N 26/999/001/2019-126704, N 26/999/001/2019-126720 и N 26/999/001/2019-126688 являются законными и обоснованными.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе администрация ссылается на то, что статья 39.18 Земельного кодекса определяет особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления ими их деятельности с обязательным опубликованием извещения о предоставлении таких земельных участков. Казачьи общества в перечень субъектов, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса, не включены, следовательно, на них требование об обязательном опубликовании извещения о предоставлении земельного участка не распространяется. Апеллянт считает, что подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено предоставление земельного участка без проведения торгов религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В связи с чем, просит решение суда от 25.11.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования администрации удовлетворить в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что при наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц. Указывает, что льготный порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
От казачьего общества отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.01.2019 между администрацией и казачьим обществом заключен договор аренды N 01-19 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства: с кадастровым номером 26:36:03110:4, местоположение: "установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир ст. Курская, участок находится примерно в 2800 м от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Курский, ст. Курская", с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", площадью 18 64 334 кв.м; с кадастровым номером 26:36:030902:2, "местоположение: "установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир х. Добровольный, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Курский", с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", площадью 918 691 кв.м; с кадастровым номером 26:36:030902:10, местоположение: "установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир х. Добровольный, участок находится примерно в 90 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Курский", с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", площадью 553 334 кв. м, (далее - земельные участки).
01.02.2019 администрация обратилась в межмуниципальный отдел Росреестра с заявлением N 26/999/001/2019-126688 о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды.
При проведении правовой экспертизы представленных документов, регистрация договора аренды была приостановлена в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о госрегистрации) по основанию непредставления на государственную регистрацию извещения о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельных участков.
Осуществление действий по регистрации ограничения (обременения) было приостановлено управлением до 08.05.2019 в целях устранения оснований приостановления государственной регистрации, то есть представления извещения, опубликованного в СМИ, о предоставлении в аренду земельных участков. О приостановлении государственной регистрации вынесены уведомления от 08.05.2019 N 26/999/001/2019-126704, N 26/999/001/2019-126720 и N 26/999/001/2019-126688.
В связи с истечением срока приостановления и не предоставлением администрацией запрашиваемых документов управление в сообщениях от 08.05.2019 N 26/999/001/2019-126704, N 26/999/001/2019-126720 и N 26/999/001/2019-126688 отказало в государственной регистрации договора аренды на земельные участки.
Полагая, что данные отказы в государственной регистрации не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы администрации, последняя обжаловала их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных администрацией требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с п. 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 17 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца первого пункта 5 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 Земельного кодекса, суд первой инстанции посчитал, что возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
Суд первой инстанции указал, что земельное законодательство устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению.
При наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц. Льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В обоснование указанного, суд первой инстанции сослался на письмо от 05.02.2019 N 86-22-2019, направленное в Курский отдел Росреестра прокуратурой Курского района Ставропольского края, из которого следует, что согласно материалам прокурорской проверки за предоставлением вышеуказанных земельных участков обращался глава крестьянского (фермерского) хозяйства Азизов Зайнудин Курбанович (заявления о намерении участвовать в аукционе от 12.04.2018), а также глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сиражудинов Насиб Магомеданамович (заявление о предоставлении в аренду земельных участков от 23.08.2018), которым было отказано администрацией по причине обременения правом аренды казачьего общества (т.1 л.д. 81-83).
Руководствуясь изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду, при предоставлении земельного участка должна быть соблюдена процедура предоставления такого земельного, предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса.
Так как администрация не обеспечила опубликование извещения о предоставлении спорного участка для указанных целей в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса, суд первой инстанции посчитал, что администрацией была нарушена процедура предоставления в аренду спорного земельного участка, поскольку возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
Статьей 29 Закона о госрегистрации определен порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и предусмотрено проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о госрегистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
По этой причине суд первой инстанции посчитал, что поскольку на государственную регистрацию администрацией не было представлено извещение о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка, у управления имелись основания для принятия решений об отказе в государственной регистрации договора аренды от 08.05.2019 N 26/999/001/2019-126704, N 26/999/001/2019-126720 и N 26/999/001/2019-126688.
В связи с чем, суд первой инстанции не нашел оснований для признания выводов управления несоответствующими нормам действующего законодательства и не установил совокупности обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и о нарушении этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Закон N 154-ФЗ) казачье общество - это форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Указом Президента РФ от 09.08.1995 N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" на Министерство юстиции Российской Федерации возложена обязанность по ведению государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 13.10.2011 N 355 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации" принят Порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации (далее - Порядок N 335).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Курское станичное казачье общество осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица с 13.10.1998 (регистрационный номер 331), ОГРН 1022600824245 присвоен 24.10.2002. Основным видом деятельности казачьего общества является деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности (ОКВЭД 84.24). Местом нахождения казачьего общества является с. Курская, Курского района Ставропольского края.
В 2009 году казачье общество приняло устав в новой редакции, утвержденный кругом казаков "Курского станичного казачьего общества Курского особого приграничного отдела Ставропольского округа Терского казачьего войска" от 21.06.2009 и постановлением администрации муниципального образования Курский сельсовет Курского района Ставропольского края от 06.07.2009 N 249. Согласно названной редакции устава от 2009 года наименование "Курское станичное казачье общество Курского особого приграничного отдела Ставропольского округа Терского казачьего войска" изменено на "Курское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества".
Как видно из свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, выданному 20.11.2009 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю некоммерческая организация с номером ОГРН 1022600824245, созданная 13.10.1998, прошла государственную регистрацию как Курское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (т. 3 л.д. 93).
Согласно представленному в материалы дела уставу (в редакции от 2016 года) Курское станичное казачье общество является некоммерческой организацией, входящей в состав Курского районного казачьего общества Ставропольского края окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, и осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования Курский сельсовет Курского района Ставропольского края. При этом основными целями казачьего общества являются возрождение и развитие казачества, обеспечение его единства (п. 15 Устава) (т.3 л.д..125-149).
Устав и изменение полного и сокращенного наименования казачьего общества утверждены Протоколом N 1 отчетно-выборного круга Курского станичного казачьего общества от 06.06.2016 (т.3 л.д..112-119).
В соответствии с Порядком N 335 Курское станичное казачье общество включено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (учетный номер 2615010127, реестровый номер 729170005), что подтверждается свидетельством, выданным Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю 17.05.2017 (т.1 л.д.24).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что казачье общество является специальным субъектом и в пределах территории своего местонахождения и деятельности (Курский сельсовет Курского района Ставропольского края), с учетом норм пп. 17 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса, абзаца первого пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, статьи 21 Закона Ставропольского края N 36-кз, обладает правом на заключение договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, минуя процедуру торгов.
При этом пп. 17 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса не предусмотрен порядок опубликования извещения о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса, как например, это предусмотрено пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса в отношении граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Из системного анализа указанных выше норм следует, что предоставление земельного участка казачьему обществу как специальному субъекту в пределах территории, где он постоянно расположен, без проведения торгов нацелено на предоставление ему возможности не только осуществления сельскохозяйственной деятельности, но и сохранения и развития традиционного образа жизни, опубликование извещения о предоставлении земельного участка при наличии указанных обстоятельств не требуется. Апелляционная коллегия считает, что при определении возможности предоставления земельного участка казачьему обществу в аренду без торгов следует принимать во внимание наличие статуса спецсубъекта у казачьего общества, его нахождение на территории, в пределах испрашивается земельный участок, а также соответствие категории и вида разрешенного использования земельного участка целям его использования (сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйствования такого субъекта).
В этой связи, апелляционный суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии у администрации обязанности опубликования извещения о предоставлении земельного участка в аренду.
Аналогичный подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.2018 по делу N А32-45763/2016, от 05.06.2019 по делу N А32-19555/2018, Определении Верховного Суда РФ 03.12.2018 N 308-КГ18-19834.
Более того, материалами дела подтверждается, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, что 23.10.2008 земельные участки с кадастровыми номерами 26:36:030902:2, 26:36:031101:4 и 26:36:030902:10 были переданы в аренду Курскому станичному казачьему обществу Курского особого приграничного отдела Ставропольского округа Терского казачьего войска сроком на 10 лет. Указанные договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующими штампами Росреестра.
На основании постановлений администрации от 30.01.2015 N 32, N 33 и N34 в договоры аренды от 23.10.2008 внесены изменения в части изменения наименования арендатора, между администрацией и казачьим обществом заключены дополнительные соглашения от 26.02.2015 N 203, N 204 и N 205. Указанные дополнительные соглашения также прошли процедуру государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается соответствующими штампами управления.
Из представленной в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.03.2020 N ЮЭ9965-20-24369397 (далее - выписка) видно, что в разделе 5 (строки 76 - 102) имеются сведения об изменении наименования "Курское станичное казачье общество Курского особого приграничного отдела Ставропольского округа Терского казачьего войска" на "Курское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества" в 2009 году; в разделе 10 (строки 115 - 126) имеются сведения об изменении наименования "Курское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества" на "Курское станичное казачье общество Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества" в 2017 году.
Учитывая, что организационно-правовая форма казачьего общества, его ОГРН, ИНН и местонахождение не менялись, изменения вносились только в наименование казачьего общества, апелляционный суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается, что казачье общество, с которым были заключены первоначальные договоры аренды спорных земельных участков от 23.10.2008, дополнительные соглашения от 26.02.2015 и договор аренды N 01-19 от 23.01.2019 в отношении одних и тех же земельных участков, - это одно и то же юридическое лицо, являющееся по смыслу норм Земельного кодекса, Закона N 101-ФЗ, Закона N 154-ФЗ, а также в соответствии с Порядком N 335 специальным субъектом в пределах территории своего местонахождения.
Таким образом, указанным подтверждается, что на стороне арендатора спорных земельных участков, начиная с 2008 года, выступает одно и то же казачье общество.
05.09.2018, до истечения срока действия первоначальных договоров аренды казачье общество обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков в аренду без торгов на новый срок (т. 3 л.д. 106 - 108).
В ответном письме N 05-44/2799 от 04.10.2018 администрация отказала казачьему обществу в предоставлении земельных участков по причине разночтения в наименованиях юридического лица, должности в заявлениях, приказе об утверждении в должности атамана и Уставе казачьего общества (т. 3 л.д. 102).
17.12.2018 казачье общество повторно обратилось в администрацию, и постановлением администрации N 23 от 21.01.2019 казачьему обществу были предоставлены истребуемые земельные участки, на основании чего был заключен спорный договор аренды N 01-19 (т. 3 л.д. 8-9).
Таким образом, апелляционный суд полагает, что по факту казачьим обществом с 2008 года реализуется право получения спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду без торгов для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ в границах территории своего местонахождения.
Апелляционная коллегия учитывает также то, что за время аренды спорных земельных участков казачьим обществом не было допущено выявленных и неустранимых нарушений земельного законодательства, что подтверждается письмом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 26.08.2018 N ФССК ПС-01-10/10047, а также письмом управления о непроведении проверки земельного законодательства от 25.09.2018 N 26-02-441/890 (т. 3 л.д.109-110).
Кроме того, из материалов дела усматривается, что нарушений по своевременному внесению арендной платы или неисполнения иных обязанностей по договорам аренды казачьим обществом допущено не было. Доказательств обратного сторонами по делу не заявлено и в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что фактически действия казачьего общества направлены на продление арендных отношений в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, о чем свидетельствует подача казачьим обществом заявлений от 05.09.2018 и 17.12.2018 о заключении договоров аренды одних и тех же земельных участков на новый срок, наличие информации об отсутствии нарушений со стороны казачьего общества земельного законодательства и условий договоров аренды, а также сам статус казачьего общества как спецсубъекта.
Оценив материалы дела, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что казачьим обществом соблюдены все условия реализации права на получение земельных участков без проведения торгов, предусмотренного подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, как то, статус спецсубъекта (казачье общество зарегистрировано в установленном порядке и включено в государственный реестр казачьих обществ), истребование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ, а также истребование земельных участков в границах исторически сложившейся территории местонахождения и деятельности казачьего общества.
Довод Росреестра о наличии заявок о предоставлении спорных земельных участков в аренду от глав КФХ Азизова З.К. (от 12.04.2018) и Сиражудинова Н.М. (от 23.08.2018), что предполагает передачу прав аренды на торги, отклоняется апелляционным судом ввиду того, что заявки поданы указанными лицами в период действия действующих договоров аренды с казачьим обществом (от 2008 года).
Кроме того, из материалов дела следует, что казачье общество обращалось за продлением арендных отношений в порядке подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса до истечения сроков действия договоров аренды и в отсутствие нарушений земельного законодательства при использовании земельных участков (заявления от 05.09.2018) (т.3 л.д. 106 - 108).
Отказ администрации в предоставлении земельных участков от 04.10.2018 N 05-44/2799 был обусловлен разночтениями в наименованиях казачьего общества. Однако из материалов дела следует, что имело место изменение наименования казачьего общества (в отсутствие смены ИНН и ОГРН).
Данное обстоятельство свидетельствует о неприменении к рассматриваемым отношениям процедуры торгов при наличии заявок от других лиц.
Из отказов Росреестра в регистрации договора аренды следует, что в качестве оснований к отказу указано отсутствие публикации (а не отсутствие процедуры проведения торгов).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказы Росреестра в государственной регистрации договора аренды N 01-19 от 23.01.2019 по основанию отсутствия публикации администрацией извещения в СМИ о намерении предоставить спорные земельные участки в аренду, являются незаконными и нарушают права и законные интересы администрации и казачьего общества, и потому отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных администрацией требований является в указанной части неправомерным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив доказательства и фактические обстоятельства дела, апелляционная коллегия судей приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции, принято с неправильным применением норм права, что в силу части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для его отмены в части отказа в удовлетворении требований администрации о признании незаконными отказов управления в регистрации договора аренды N 01-19 от 23.01.2019 и принятия нового судебного акта в указанной части.
В отношении требований, заявленных администрацией к казачьему обществу, апелляционный суд полагает, что с учетом предмета спора (обжалование отказов Росреестра в регистрации договора аренды земельных участков) и оснований заявленных требований (рассматриваемых в порядке главы 24 АПК РФ), казачье общество является ненадлежащим заинтересованным лицом, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в требованиях к указанному заинтересованному лицу, в связи с чем, в данной части судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2019 по делу N А63-6945/2019 отменить в части, принять по делу новый судебный акт.
Требования Администрации Курского муниципального района Ставропольского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю удовлетворить.
Признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю N 26/999/001/2019-126704 от 08.05.2019 в отношении объекта земельный участок КН/УН: 26:36:030902:2, расположенный по адресу: Ставропольский край, Курский район, участок находится примерно в 100 м по направлению на юг от ориентира х. Добровольный, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р-н Курский; N 26/999/001/2019-126688 от 08.05.2019 в отношении объекта земельный участок КН/УН: 26:36:031101:4, расположенный по адресу: Ставропольский край, Курский район, участок находится примерно в 2800 м по направлению на север от ориентира ст. Курская, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р-н Курский; N 26/999/001/2019-126720 от 08.05.2019 в отношении объекта земельный участок КН/УН: 26:36:030902:10, расположенный по адресу: Ставропольский край, Курский район, участок находится примерно в 90 м по направлению на юг от ориентира х. Добровольный, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р-н Курский.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать договор аренды от 23.01.2019 N 01-19, заключенный администрацией Курского муниципального района Ставропольского края с Курским станичным казачьим обществом Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6945/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: курское станичное Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8387/20
17.07.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-226/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6945/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-6945/19