город Ростов-на-Дону |
|
20 июля 2020 г. |
дело N А53-2964/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Шелухиной И.В. по доверенности от 26.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12 июня 2020 года по делу N А53-2964/2020
по иску акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное (далее - учреждение, ответчик) о взыскании задолженности в размере 5 850 328 руб. 52 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате отбора проб сточных вод истцом выявлено, что ответчиком допускается сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций, в том числе сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем истцом начислена соответствующая плата.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.06.2020 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 5 850 328 руб. 52 коп. задолженности, 52 252 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Решение мотивировано тем, что требования истца по праву и размеру являются обоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что учреждение производило сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащих запрещенные к сбросу загрязняющие вещества.
Учреждение обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что по смыслу пункта 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 664), общество не вправе требовать плату за сброс загрязняющих веществ за период, превышающий 3 месяца с даты выявленного нарушения, в связи с чем истцом неверно определен период начисления спорной платы. В расчет спорной платы общество так же неправомерно включило показатели загрязняющих веществ (марганец, жиры), нормативы допустимых концентраций которых не предусмотрены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Названные вещества разрешены к сбросу Правилами N 644, выявленная в сточных водах учреждения концентрация этих веществ не превышает показатели, установленные Правилами N 644.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать учреждению в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не явился, представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.02.2019 между обществом и учреждением (абонент) был заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 984, согласно которому общество, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.
Общество обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 1.3 контракта место исполнения обязательств по контракту являются объекты, расположенные по адресу:
- Ростовская область, Аксайский район, поселок Степной, улица Звездная, 1, В/Г 8;
- Ростовская область, город Аксай, улица Садовая, 22, в/г N 4;
- Ростовская область, город Аксай, улица Луначарского, 291, В/Г 3;
- Ростовская область, город Аксай, улица Чапаева, 326, В/Г 1;
- Ростовская область, город Аксай, улица Гагарина, 27, В/Г ОВК РО 10;
- Ростовская область, Аксайский район, поселок Рассвет, улица Дорожная, 3, В/Г 5;
- Ростовская область, Аксайский район, поселок Рассвет, улица Институтская, 4.
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2019 (пункт 2.1 контракта).
Цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта с 01.01.2019 по 31.10.2019, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3.2. и 3.3 контракта. Сумма контракта составляет 33 528 166 руб. 60 коп. (пункт 3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.4 контракта расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и сброшенные сточные воды в объеме потребленной холодной воды и сброшенных сточных вод до двадцать пятого числа месяца, следующего за расчетном месяцем без предоплаты, на основании полного пакета документов, выставляемых к оплате обществом в срок, не позднее третьего числа, следующего за расчетным. Оплата производиться с учетом НДС. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета абонента.
Согласно пункту 3.9 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод, в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.3.5 контракта абонент обязан производить оплату по контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объеме и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Стороны согласовали место отбора проба сточных вод с целью осуществления контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод требований к составу и свойствам сточных вод установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Объект N 1 по адресу: Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная, 1, - установлены следующие места отбора проб сточных вод (контрольные колодцы):
- выпуск N 1 - сбросной канализационный колодец в 25 м от торца здания котельной (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 в/ч 11659 - 70%);
- выпуск N 2 - сбросной канализационный колодец в 20 м от торца здания (казармы) N 12 (доля сбрасываемых сточных вод по территории в/г N 8 в/ч 11659;
- 30% (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 26.04.2018).
Объект N 2 по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, ул. Садовая, 22, в/г N 4 (в/ч 01957).
Контрольным местом отбора проб сточных вод считать колодец, предшествующий приемной емкости КНС N 62 в/ч 01957 в/г (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 22.01.2018).
Объект N 3 по адресу: Ростовская область, Аксайский район, п. Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г 5.
Контрольным местом отбора проб сточных вод считать канализационный колодец, предшествующий приемной емкости КНС в 6 м от северного и в 32 м от восточного ограждения (забора) в/ч 62829 (согласно акту об установлении контрольного колодца (места отбора проб сточных вод) от 08.06.2018).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
В соответствии с пунктом 6 Правил осуществления контроля и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 525 от 21.06.2013, отбор сточных вод осуществляется 1 раз в квартал.
02.10.2019 МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог (договор N 39/СВ от 01.05.2017) произведен отбор сточной воды из контрольных колодцев.
- объекта N 1, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, п. Степной, ул. Звездная, 1;
- объекта N 2, расположенного по адресу: Ростовская область, город Аксай, ул. Садовая 22, в/ч 01957;
- Объекта N 3, расположенного по адресу: Ростовская область, поселок Рассвет, ул. Дорожная, 3, В/Г 5.
По результатам протокола измерений проб воды N 192 - СВА от 10.10.2019, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, в составе сточных вод было обнаружено превышение допустимой концентрации (ДК) по показателям: ионы аммония (в 6,67 раз), сероводород и сульфиды (в 1000 раз), анионные поверхностно-активные вещества (АПАВ) (в 3,06 раз), химическое потребление кислорода (ХПК) (в 6,44 раз), биологическое потребление кислорода (БПК пол) в 2,48 раз)) и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ, таких как: жиры, фенолы.
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ в системы канализаций за ноябрь 2019 года.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации (ДК) и запрещенных к сбросу загрязняющих веществ за ноябрь 2019 года по состоянию на 27.01.2020 составляет 5 693 134 руб. 90 коп.
По результатам протокола измерений проб воды N 192-СВА от 10.10.2019, выполненным МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог, в составе сточных вод было обнаружено превышение сульфидов (S-H2S+S2-) согласно приложению N 5 Правил N 644.
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за ноябрь 2019 года.
Общая сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за ноябрь 2019 года по состоянию на 27.01.2020 составляет 157 193 руб. 62 коп.
Итоговая сумма задолженности составляет 5 850 328 руб. 52 коп.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия исх. N 4940 от 26.12.2019 с требованием погасить имеющуюся задолженность в пятидневный срок с момента ее получения, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 Правил.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной систему водоотведения является квартал.
Аналогичная обязанность предусмотрена частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ.
Пунктом 22 постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" предусмотрено право организаций ВКХ за нарушение абонентами договорных обязательств, предусмотренных пунктами 9 и 20 настоящего Порядка, применять к абонентам меры экономического воздействия.
В качестве меры экономического воздействия к абонентам организациями ВКХ применяется плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и ВУП загрязняющих веществ.
Таким образом, нормами законодательства предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 2 Правил N 525 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанными абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил N 525).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
Нормативны допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Из материалов дела следует, что по результатам протоколов испытаний проб сточных вод, отобранных из контрольных колодцев, которые были согласованы с ответчиком, выявлено превышение допустимых к сбросу загрязняющих веществ в систему водоотведения.
В связи с выявленным превышением количества загрязняющих веществ в сточных водах учреждения, общество произвело начисление платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ с превышением допустимой концентрации за ноябрь 2019 года в размере 5 850 328 руб. 52 коп.
Довод ответчика о неправомерности расчета истца подлежит отклонению, поскольку начисления производились на основании протоколов испытаний, что соответствует установленному пунктом 123 Правил 644 трехмесячному сроку.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в постановлении главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612 (далее - постановление N 612).
Довод ответчика о неправомерном включении в расчет платы на основании показателей загрязняющих веществ "марганец" и "жиры", поскольку постановлением N 612 для указанных веществ не предусмотрены нормативы допустимых концентраций в сточных водах абонентов, отводимых в канализацию г. Аксая, подлежит отклонению, поскольку загрязняющие вещества, которые не были утверждены данным постановлением, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Довод учреждения о том, что сбрасываемые им сточные воды соответствуют требованиям Правил N 644, апелляционным судом не принимается, поскольку истец заявил требования в соответствии с Порядком N 348 и постановлением N 612, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами N 644 истец не заявлял. Кроме того, названные вещества запрещены к сбросу приказом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 16.03.2015 N 45 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты".
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2019 по делу N А53-18392/2019.
Поскольку ответчик в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств оплаты задолженности, суд правомерно удовлетворил иск в заявленном размере.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12 июня 2020 года по делу N А53-2964/2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2964/2020
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ