Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4
Медицинское обеспечение физической подготовки
249. Медицинское обеспечение физической подготовки обучающихся осуществляют специалисты медицинской службы в соответствии с требованиями школьной гигиены применительно к условиям военно-учебного заведения, руководящими документами Министерства обороны Российской Федерации и настоящего Наставления. Оно включает:
организацию медицинских обследований обучающихся для определения уровня допустимых для них физических нагрузок с учетом физического развития, функционального состояния организма, уровня физической подготовленности;
распределение обучающихся на группы в зависимости от состояния здоровья;
планирование и проведение мероприятий по улучшению физического развития и укреплению здоровья;
проверку санитарно-гигиенического состояния спортивных сооружений и мест для занятий физической подготовкой и спортом училища, а также состояния спортивной одежды и инвентаря;
разработку мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях по физической подготовке и спорту;
проведение мероприятий по закаливанию;
привитие навыков личной и общественной гигиены и самоконтроля;
разработку рекомендаций по совершенствованию методов и форм физической подготовки, направленных на улучшение физического развития и укрепление здоровья обучающихся;
проведение санитарно-просветительной работы;
формирование у обучающихся понятия "здоровый образ жизни" при проведении занятий по физической подготовке и спорту.
250. Организация медицинского контроля за физической подготовкой и спортом обучающихся осуществляется начальником медицинской службы училища.
Он обязан:
участвовать в планировании мероприятий по физической подготовке, спорту и закаливанию;
осуществлять систематическое наблюдение за физическим развитием обучающихся;
организовывать медицинское обследование;
анализировать результаты медицинских обследований, разрабатывать предложения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, улучшению их физического развития;
организовывать занятия по лечебной физической культуре и корригирующей гимнастике;
проводить систематический медицинский контроль в процессе учебных и внеклассных занятий по физической подготовке и спорту, а также во время утренней физической зарядки и закаливания, о чем делать записи в дневнике медицинского контроля за физической подготовкой (приложение N 15 к настоящему Наставлению);
обеспечивать контроль за соблюдением требований по предупреждению травм на занятиях по физической подготовке и спорту, организовывать их учет, выяснять причины и разрабатывать предложения по предупреждению травм;
организовывать медицинское обслуживание спортивных мероприятий и туристских походов;
обеспечивать санитарное наблюдение за местами купания и проведения занятий по физической подготовке и спорту;
организовывать обучение правилам самоконтроля при выполнении физических упражнений;
докладывать начальнику училища о результатах медицинского обследования и представлять ему на утверждение план лечебно-оздоровительных мероприятий.
251. В зависимости от состояния здоровья обучающиеся распределяются на группы (приложение N 16 к настоящему Наставлению), в соответствии с которыми их допускают к занятиям физической подготовкой в различных ее формах и участию в спортивной работе.
252. Обучающиеся, отнесенные к 1-й и 2-й группам, допускаются ко всем учебным занятиям по физической подготовке без ограничения. Обучающиеся, отнесенные к 3-й группе, допускаются к выполнению физических упражнений с индивидуальными ограничениями. С этой группой организуются дополнительные занятия с преподавателем-врачом.
253. При проведении медицинского контроля в процессе различных форм физической подготовки учитываются:
функциональное состояние обучающихся (половое созревание);
утомляемость по внешним признакам в соответствии с примерной схемой оценки внешних признаков утомления (приложение N 17 к настоящему Наставлению), самочувствие занимающихся и проявление ими интереса к занятиям;
правильность методики проведения занятий, соответствие размера и массы спортивных снарядов физическому развитию и функциональному состоянию занимающихся, соблюдение правильного дыхания;
санитарно-гигиеническое состояние спортивных площадок, спортивного зала, качество уборки и проветривания помещения перед занятиями, температурные условия и т.д.;
соответствие температуры и других метеорологических условий (ветер, дождь, снег) характеру занятий и целям закаливания;
соответствие одежды и обуви характеру занятий, условиям погоды, целям закаливания;
подготовленность мест занятий, исправность спортивных снарядов и инвентаря;
соблюдение на занятиях мероприятий по предупреждению травматизма.
254. При выявлении недостатков в организации и методике проведения той или иной формы физической подготовки, а также нарушений санитарно-гигиенических условий принимаются меры к их устранению.
255. Травмы, полученные на занятиях по физической подготовке и спорту, учитываются по установленной форме. Материалы по спортивному травматизму подвергаются тщательному изучению и докладываются начальнику училища для принятия необходимых мер по устранению причин, их вызывающих.
256. Для учета результатов медицинского контроля за занятиями по физической подготовке в каждом взводе ведется дневник медицинского контроля за физической подготовкой. Дневник находится в медицинской службе училища и выдается лицу, осуществляющему контроль. Начальник медицинской службы училища периодически изучает результаты контроля и проверяет устранение выявленных недостатков.
257. Обучающиеся допускаются к занятиям в спортивных секциях на основании данных последнего медицинского обследования, медицинского осмотра и проведения функциональных проб. Консультации врачей-специалистов проводятся по индивидуальным показаниям.
258. Перед спортивными соревнованиями проводится медицинское обследование участников (по необходимости - с привлечением врачей-специалистов). При допуске к соревнованиям учитывается возраст и физическое состояние спортсменов.
259. Данные специальных медицинских обследований и врачебных наблюдений заносятся в медицинскую книжку обучающегося. На участников сборных команд, выступающих на соревнованиях вне училища, ведется врачебно-контрольная карточка спортсмена по установленной форме.
260. Врач, преподаватель физической подготовки, преподаватель-врач, тренер и офицер-воспитатель должны прививать обучающимся навыки личной гигиены и самоконтроля, учить их вести записи в дневнике. Для участников сборных команд училища ведение дневника самоконтроля обязательно. Не реже двух раз в месяц дневник самоконтроля проверяется врачом и тренером (преподавателем физической подготовки, преподавателем-врачом).
261. Для изучения влияния занятий физической подготовкой на функциональное состояние и физическое развитие обучающихся в процессе учебных занятий, тренировок, соревнований и выполнения разрядных норм специалисты медицинской службы училища совместно с преподавателями физической подготовки проводят постоянное медицинское наблюдение. Полученные данные изучаются и используются для улучшения работы по физической подготовке.
262. Все постоянные места занятий (гимнастические залы, спортивные площадки, места для купания, лыжные станции, катки) перед их использованием осматриваются комиссией в составе начальника медицинской службы училища, начальника физической подготовки - старшего преподавателя и начальника квартирно-эксплуатационного отдела училища. После осмотра составляется акт, в котором отмечаются недостатки в санитарном состоянии мест занятий и указываются мероприятия по их устранению. При необходимости проводятся повторные осмотры.
На всех постоянных местах занятий ведется журнал проверки санитарно-гигиенического и спортивно-технического состояния мест занятий (приложение N 18 к настоящему Наставлению), в котором проверяющими дается оценка санитарно-гигиенического и спортивно-технического состояния мест занятий, делается отметка о выявленных недостатках и намечаются мероприятия по их устранению.
263. Задачами медицинской службы училища являются предупреждение и исправление недостатков физического развития обучающихся.
Исправление недостатков в физическом развитии достигается:
наиболее целесообразным использованием физических упражнений;
постоянным соблюдением обучающимися правильной осанки и включением в уроки по физической подготовке специальных физических упражнений, способствующих ее выработке;
проведением дополнительно к учебным занятиям корригирующих (исправляющих) упражнений.
264. Занятия корригирующими упражнениями для обучающихся, имеющих недостатки в физическом развитии, проводятся два-три раза в неделю преподавателем-врачом в специально выделенном помещении, оборудованном необходимой аппаратурой и инвентарем.
265. Руководители занятий по физической подготовке, специалисты медицинской службы обязаны проводить все необходимые мероприятия по предупреждению травматизма в процессе физической подготовки.
266. Предупреждение травматизма на занятиях по физической подготовке и спорту достигается:
соблюдением требований безопасности и правил страховки при выполнении физических упражнений;
правильной организацией и методикой проведения всех форм физической подготовки, поддержанием в процессе занятий и соревнований высокой дисциплины;
тщательной подгонкой обмундирования, спортивной одежды и обуви, проверкой исправности и безопасности спортивных сооружений, мест выполнения физических упражнений, инвентаря и оборудования;
соблюдением правил проведения спортивных и военно-спортивных соревнований;
своевременной подготовкой и использованием средств страховки, оказанием помощи при выполнении упражнений, связанных с риском и опасностью (особенно при проведении занятий на воде);
постоянным наблюдением за внешними признаками утомления;
соблюдением требований, исключающих возможность отморожения, солнечного ожога, теплового удара и обморочного состояния;
разъяснительной работой среди обучающихся.
267. При проведении всех форм физической подготовки осуществляется закаливание. Цель его заключается в повышении общей сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям, а также формировании устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды (холода, жары, солнечной радиации и др.).
Основными средствами закаливания являются естественные факторы: солнце, воздух и вода. Правильное их использование укрепляет здоровье и способствует ускоренной приспособляемости обучающихся к более высоким физическим нагрузкам.
Исходя из конкретных климатических условий, медицинской службой и начальником физической по
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.