г. Хабаровск |
|
21 июля 2020 г. |
А73-19581/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 4" Министерства здравоохранения Хабаровского края:
Аксенова И.М., представитель по доверенности от 10.01.2020 б/н;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Михлик Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 19-08; Морозова О.В., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 29-08;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 4" Министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 12.02.2020
по делу N А73-19581/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 4" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022700517850, ИНН 2727026012)
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539)
о признании недействительным требования, акта в части
третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края, Министерство здравоохранения Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 4" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "Городская больница N 4") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - ХКФОМС) о признании недействительными акта от 06.09.2019 N 75 в части нецелевого использования средств в сумме 4 194 522, 01 рубля и уплате штрафа в размере 419 452, 20 рубля, требования от 24.09.2019 N 05-3786/9 в части устранения нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению в сумме 4 194 522,01 рубля и уплате штрафа в сумме 419 452, 20 рубля.
Определением суда от 28.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - Минздрав Хабаровского края), Министерство финансов Хабаровского края (далее - Минфин Хабаровского края).
Решением суда от 12.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, КГБУЗ "Городская больница N 4" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы медицинское учреждение приводит доводы об отсутствии вины, поскольку источник и порядок финансирования определяется учредителем в лице Минздрава Хабаровского края. Выражает о несогласии с отнесением расходов, направленных на финансовое обеспечение патологоанатомического отделения, к нецелевому использованию средств обязательного медицинского страхования, а указанная в акте сумма расходов на содержание патологоанатомического отделения не имеет подтверждения первичными и отчетными документами. По мнению заявителя жалобы, судом не дана оценка доводам учреждения относительно завышения фондом сумм нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, направленных на финансовое обеспечение патологоанатомического отделения в части проведения патологоанатомических вскрытий и расходов на приобретение расходных материалов. Указывает, что расходы по оплате труда работникам, занимающим штатные должности санитара и рабочего ритуальных услуг, участвующим в патологоанатомических вскрытиях, подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, поскольку выполняемые ими трудовые функции не входят в профессиональный стандарт 33.009 "Специалист в области похоронного дела", утвержденный приказом Министерства труда Российской Федерации от 07.05.2015 N 278н. Полагает, что расходы по организации транспортировки трупов в патологоанатомическое отделение и вскрытие пациентов, умерших в отделениях учреждения, являются целевым расходованием средств обязательного медицинского страхования. Считает, что ссылки фонда в акте на разъяснения, содержащиеся в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304, от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616, приняты быть не могут, поскольку данные письма не являются нормативными правовыми актами.
Минфин Хабаровского края в отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы.
ХКФОМС не согласился в отзыве на апелляционную жалобу с позицией заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить в силе.
Определениями суда от 12.05.2020, от 03.06.2020 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось.
Определением от 06.07.2020 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с уходом в отпуск произведена замена участвовавшей ранее в рассмотрении апелляционной жалобы судьи Сапрыкиной Е.И. на судью Харьковскую Е.Г.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ после отложения судебного заседания судебное разбирательство начато с самого начала.
В судебном заседании, состоявшемся 07.07.2020 - 14.07.2020, представители медицинского учреждения и фонда поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства по апелляционной жалобе, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах, коллегия не установила оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 10.07.2019 N 177 ХКФОМС проведена плановая комплексная проверка использования медицинским учреждением средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
По результатам проверки, проведенной с 19.08.2019 по 06.09.2019, составлен акт от 06.09.2019 N 75, которым зафиксировано нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования на сумму 4 472 004, 68 рубля.
Актом проверки учреждению предписано возвратить в бюджет фонда обязательного медицинского страхования сумму нецелевого использования средств в размере 4 472 004, 68 рубля в течение 10 рабочих дней с момента получения требования об устранении выявленных нарушений и уплатить в бюджет фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 447 200 рублей.
КГБУЗ "Городская больница N 4" письмом от 12.09.2019 N 1-21/985 представлены возражения на акт проверки от 06.09.2019 N 75 в части выводов о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в общем размере 4 194 522, 01 рубля.
Письмом фонда от 24.09.2019 N 05-3787/9 возражения медицинского учреждения признаны необоснованными.
24.09.2019 (исх. N 05-3786/9) в адрес медицинского учреждения направлено требование об устранении нарушений, возврате в течение 10 рабочих дней в бюджет фонда использованных не по целевому назначению средств в размере 4 472 004, 68 рубля и уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 447 200 рублей.
Учреждением частично признан факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 277 482, 67 рубля, денежные средства восстановлены учреждением на счете фонда обязательного медицинского страхования.
Совокупный оспариваемый размер неправомерно произведенных расходов за счет средств обязательного медицинского страхования за проверяемый период составил 4 194 522, 01 рубля, из них за счет средств: 1) направленных на финансовое обеспечение патологоанатомического отделения по предоставлению иных государственных услуг (работ) по патологической анатомии, в части проведения патолого-анатомических вскрытий, предусмотренных стандартами и порядками оказания медицинской помощи, что составило 42,4% от общего удельного веса проведенных исследований за счет средств ОМС и подлежащих оплате за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, не подлежащие оплате за счет средств обязательного медицинского страхования за 2018 в сумме 2 385 267, 60 рубля, из них за счет средств: - фонда оплаты труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, занимающих штатные должности патологоанатомического отделения, должностными инструкциями которых предусмотрено предоставление иных государственных услуг (работ) по патологической анатомии, в части проведения патологоанатомических вскрытий за 2018 год в сумме 2 231 898, 61 рубля; - материальных запасов, затраченных на финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением иных государственных услуг (работ) по патологической анатомии, в части проведения патологоанатомических вскрытий за 2018 год, в том числе: лекарственные препараты, медицинские изделия, расходные материалы по счету 105.31 "Медикаменты" в сумме 153 368, 99 рубля; 2) направленных на финансовое обеспечение расходов по оплате труда с начислениями на выплаты по оплате труда работникам, занимающим штатные должности, несвязанные с оказанием услуг по обязательному медицинскому страхованию в силу трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт "Специалист в области похоронного дела", утвержденный приказом Минтруда России от 07.05.2015 N 278н (рабочих ритуальных услуг), не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования за проверяемый период в сумме 1 734 904, 41 рубля, в том числе в 2017 году в сумме 732 044, 18 рубля, в 2018 году в сумме 1 002 860, 23 рубля; 3) направленных на оплату расходов в части оказания услуг по транспортированию тел (останков) умерших, оказываемых муниципальным унитарным предприятием "Специализированный комбинат коммунального обслуживания", не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в сумме 24 350 рубля; 4) направленных на осуществление расходов по доставке иммунобиологических препаратов (вакцины) в соответствии с договором на оказание транспортных услуг, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в сумме 50 000 рублей, в том числе: в 2017 году в сумме 25 000 рублей; в 2018 году в сумме 25 000 рублей.
Не согласившись с актом проверки и требованием в оспариваемой части, медицинское учреждение обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовым положением субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования; территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (пункт 4 статьи 3 Закона N 326-ФЗ).
Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации (пункт 5 статьи 3 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ и пункта 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверки и ревизии, осуществляет территориальный фонд (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
В соответствии с главой 7 Закона N 326-ФЗ программы обязательного медицинского страхования подразделяются на территориальную программу обязательного медицинского страхования и базовую программу обязательного медицинского страхования.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств ОМС, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в перечисленных в данной норме случаях.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона N 326-ФЗ (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 158, 158.1 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Пунктом 2 части 2 статьи 83 Закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов.
В соответствии с разделом 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 и Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492, иные государственные и муниципальные услуги (работы), в том числе в патологоанатомических бюро, оказываются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.
Разделами 5 действовавших в спорных периодах Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края (постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2016 N 504-пр, от 28.12.2017 N 545-пр) установлено, что в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 настоящей Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с разделом 6 Территориальной программы, согласно которому за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 настоящей Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу ОМС, специализированной санитарно-авиационной эвакуации, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС.
Более того, пунктом 20 письма Минздрава Российской Федерации от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" предусмотрено, что за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение только на проведение гистологических и цитологических исследований взятого у пациентов биологического материала патологоанатомическими отделениями многопрофильных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования.
Аналогичные положения приведены в пункте 20 письма Минздрава России от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 !О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Согласно акту проверки от 06.09.2019 N 75 и требованию от 24.09.2019 N 05-3786/9, медицинскому учреждению вменяется факт нецелевого использования в 2018 году средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение патологоанатомического отделения по представлению иных государственных услуг (работ) по патологоанатомической анатомии, в части проведения патологоанатомических вскрытий, предусмотренных стандартами и порядками оказания медицинской помощи, в сумме 2 385 267, 60 рубля, использованных на оплату труда работников, занимающих штатные должности патологоанатомического отделения, должностными инструкциями которых предусмотрено предоставление иных государственных услуг (работ) по патологической анатомии, и приобретение материальных запасов, затраченных на финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением иных государственных услуг (работ) по патологической анатомии, в части проведения патологоанатомических вскрытий; в сумме 1 734 904, 41 рубля, в том числе в 2017 году в сумме 732 044, 18 рубля, в 2018 году в сумме 1 002 860, 23 рубля на финансовое обеспечение расходов по оплате труда с начислениями на выплаты по оплате труда работникам, занимающим штатные должности, несвязанные с оказанием услуг по обязательному медицинскому страхованию в силу трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт "Специалист в области похоронного дела", утвержденный приказом Минтруда России от 07.05.2015 N 278н (рабочих ритуальных услуг); в сумме 50 000, 00 рубля, в том числе в 2017 году в сумме 25 000, 00 рубля, в 2018 году в сумме 25 000, 00 рубля на оплату расходов в части оказания услуг по доставке иммунобиологических препаратов (вакцины) в соответствии с договором на оказание транспортных услуг; в сумме 24 350, 00 рубля на оплату расходов в части оказания услуг по транспортированию тел (останков) умерших, оказываемых муниципальным унитарным предприятием "Специализированный комбинат коммунального обслуживания".
С учетом положений вышеуказанных базовых и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, суд первой инстанции, сочтя, что за счет средств ОМС медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактическое мероприятие), а в случае смерти застрахованного лица обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи прекращаются, обоснованно пришел к выводу, что финансовое обеспечение патологоанатомических отделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов.
Таким образом, содержание данного структурного подразделения в части проведения патологоанатомических вскрытий, в том числе расходы по выплате заработной платы медицинским работникам патологоанатомического отделения, не принимающим участия в оказании медицинской помощи, и работникам, занимающим штатные должности санитара и рабочего ритуальных услуг, а также приобретение материальных запасов, связанных с предоставлением иных государственных услуг (работ) по патологической анатомии, за счет средств ОМС является нецелевым использованием средств.
При разрешении вопроса о нецелевом использовании средств фонда на оплату расходов в части оказания услуг по транспортированию тел (останков) умерших, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расходы на транспортировку тел умерших из стационара в морг не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, а в силу пункта 6 части 3 статьи 80 Закона N 323-ФЗ является одной из обязанностей медицинского учреждения, в связи с чем оплата этих услуг согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ не подлежит включению в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС.
Расходование средств ОМС на оплату услуг по доставке иммунобиологических препаратов (вакцины) также обоснованно признаны судом как нецелевое использование средств.
Статьей 6 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) установлено, финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьей 15 Закона N 157-ФЗ обеспечение государственных и муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Согласно Методическим указаниям 3.3.2.1172-02.3.3.2. "Медицинские иммунобиологические препараты. Порядок обеспечения государственных муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 14.11.2002), оплата и доставка медицинских иммунобиологических препаратов (вакцинами, анатоксинами, иммуноглобулинами, предназначенными для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням) производятся за счет средств федерального и местного бюджетов.
В связи с изложенным следует признать верным вывод суда первой инстанции, что расходы на оплату услуг по доставке иммунобиологических препаратов (вакцины) за счет средств обязательного медицинского страхования являются нецелевым использованием денежных средств.
Довод жалобы об отсутствии вины подлежит отклонению, поскольку в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, в связи с чем медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, должны обеспечить их целевое использование.
Довод медицинского учреждения относительно неверно произведенного расчета нецелевого использования средств ОМС ввиду неправомерного применения фондом пропорционального способа распределения расходов на содержание патологоанатомического отделения, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Пунктом 158.16 Правил N 158н определены рекомендуемые способы распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам), одним из которых является способ распределения затрат - пропорционально объему оказываемых медицинских услуг.
Как следует из материалов дела, сумма нецелевого использования средств ОМС на оплату труда медицинских работников патологоанатомического отделения определена фондом по удельному весу проведенных посмертных исследований пропорционально общему объему оказанных медицинских услуг. Разногласий относительно количества произведенных патологоанатомических посмертных исследований и общего объема оказанных медицинских услуг, не заявлено.
Учитывая вышеприведенные нормы Закона N 326-ФЗ и Правил N 158н, установив, что финансирование оказанных медицинских услуг за счет средств ОМС за проверяемый период составляло 42,4%, выводы фонда о допущенном медицинским учреждением в нарушение принципа пропорционального распределения расходов нецелевом использовании средств ОМС на финансовое обеспечение патологоанатомического отделения по представлению иных государственных услуг (работ) по патологоанатомической анатомии, в части проведения патологоанатомических вскрытий, являются правильными.
Ссылка заявителя жалобы на необоснованное применение писем Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304, от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 судебной коллегией отклоняется, поскольку Правительство Российской Федерации, утверждая Федеральные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 и 2018 годы, возложило на Минздрав России обязанность давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017, 2018 годы, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования (подпункты "б" пунктов 2 постановлений Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403, от 08.12.2017 N 1492).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности акта проверки от 06.09.2019 N 75 и выданного требования от 24.09.2019 N 05-3786/9 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа с учетом доказанности факта нецелевого использования заявителем средств фонда обязательного медицинского страхования.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба, с учетом указанных в ней доводов, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2020 по делу N А73-19581/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19581/2019
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 4" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования
Третье лицо: Министерство здравоохранения Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Хабаровский медицинский фонд социального страхования