Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2020 г. N Ф09-6426/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А50-6299/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 27 мая 2020 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-6299/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644 ИНН 5904176536)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054 ИНН 5902292939)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, Общество, общество "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2020 N 12240 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 мая 2020 года (резолютивная часть от 18 мая 2020), принятым в порядке упрощенного производства, требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество настаивает на доводах об отсутствии в его действиях события правонарушения. Указывает, что многоквартирный дом N 173 по ул. Луначарского территориально удален от ЦТП, требование надзорного органа обеспечить соответствие температуры теплоносителя на вводе в дом графику на выходе из ЦТП лишено каких-либо правовых оснований, поскольку отсутствует норма права, предписывающая применять график на выходе из ЦТП на ином участке теплосети, в том числе на вводе в дом. Нормализация параметров произошла в результате проведения регулировки на внутридомовом оборудовании, проведенной управляющей организацией в зоне эксплуатационной ответственности управляющей организации (в границах многоквартирного дома).
В установленные определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 19.06.2020 сроки (до 22.07.2020), административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Как установлено с удом и следует из материалов дела, 19.12.2019 в 10 час. 40 мин. Инспекцией на основании на основании распоряжения от 16.12.2019 N 12240 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества "ПСК" в жилом доме N 173 по шоссе Космонавтов г. Перми.
По результатам проверки установлено, что Обществом нарушены нормативы обеспечения населения коммунальными услугами, а именно: в жилом помещении (угловая комната) квартиры N 72 температура воздуха составляет +18 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже +22°С), замер произведен термометром контактным цифровым ТК-5.04 (заводской номер 1366032); на вводе в дом температура теплоносителя составляет +79°С (согласно температурному графику (зависимая система) на отопительный сезон 2019-2020 годы при температуре наружного воздуха -4°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +82°С), показания сняты с общедомового прибора учета ВКТ-7 (заводской номер 160041), что свидетельствует о нарушении Обществом пункта 15 Приложение N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 4.4 ГОСТ 30494-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (введен в действие Приказом Госстандарта от 12.07.2012 N 191-ст) (далее - ГОСТ 30494-2011); пунктов 5.2.1, 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПИНТЭЖФ), части 4 статьи. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте проверки от 19.12.2019 N 12240, а также послужили основанием для составления 27.01.2020 в отношении Общества в порядке статьи 28.3 КоАП РФ протокола N 12240 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела, в соответствии с компетенцией, установленной статьёй 23.56 КоАП РФ, постановлением от 12.02.2020 N 12240 общество "ПСК" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом судом не установлено.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения.
Субъектом ответственности являются должностные лица или юридические лица, которые в результате реализации предоставленных им полномочий допустили виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункта 15 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг урегулирован Правилами N 354, которые распространяют действие и обязательны для соблюдения любой организацией, производящей или приобретающей коммунальные ресурсы.
В силу пункта 33 Правил N 354 закреплено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
В соответствии с пунктом 15 приложения N 1 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества достигается путем обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C).
На основании пункта 4.4 таблицы 1 ГОСТа 30494-2011 температура воздуха в жилых комнатах в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°С и ниже, допустимая температура воздуха должна составлять + 22 - +24 °С.
В пункте 14 приложения N 1 Правил N 354 указано, что одним из требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг по отоплению является бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.
Пунктом 5.2.1 ПИНТЭЖФ установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- герметичность;
- немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
При наличии средств автоматического регулирования расхода тепла с целью энергосбережения температуру воздуха в помещениях зданий в ночные часы от ноля до пяти часов допускается снижать на 2 - 3 °C (пункт 5.2.3 ПИНТЭЖФ)
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил N 354 в качестве исполнителя может выступать ресурсоснабжающая организация.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, является внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Пунктом 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на вводе в жилой дом N 173 по шоссе Космонавтов г. Перми температура теплоносителя составляет +79° С (согласно температурному графику (зависимая система) на отопительный сезон 2019-2020 годы при температуре наружного воздуха - 4°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +82°С), вследствие чего в жилом помещении (угловая комната) квартиры N 72 температура воздуха составляет +18 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже +22°С), что не соответствует установленным требованиям и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Предел допускаемой основной погрешности абсолютной температуры контактного цифрового термометра ТК-5.04 с зондом ЗПГ 150, которым производились замеры, согласно данным руководства/ паспорта термометра, составляет +/- 2 °С.
Обществом допущено нарушение температурного режима на входе в жилой дом на - 3°С (+79°С при нормативной температуре не ниже +82°С) и на - 4°С в жилом помещении (+18°С при нормативной температуре не ниже +22°С).
При таких обстоятельствах, с учетом допускаемой погрешности термометра ТК-5.04 в +/- 2°С, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, о нарушении Обществом температурного режима.
Довод заявителя об отсутствии в действующем законодательстве императивных требований к температурным параметрам теплоносителя вследствие чего данное обстоятельство не образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения, обоснованно отклонен судом первой инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
Требования к качеству предоставляемых услуг по теплообеспечению, предусмотренные в Приложении N 11 к ПИНТЭЖФ являются действующими и подлежащими применению при определении необходимой температуры воды в системе теплоснабжения.
Довод общества о применении температурного графика на выходе из ЦТП, что соответственно не может служить основанием для оценки качества тепловой энергии, подаваемой в жилой дом, подлежит отклонению.
У теплоснабжающей организации обязанность по поддержанию температуры сетевой воды предусмотрена на границе эксплуатационной ответственности, а не на выходе теплоносителя из ЦТП. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 01.10.2011 N 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
Ссылки заявителя на проведение им мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений, что исключает привлечение к административной ответственности, судом рассмотрены и отклонены, поскольку не свидетельствуют о надлежащем исполнении им обязанностей по предоставлению коммунальной услуги по отоплению на момент выявления правонарушения (19.12.2019), следовательно, не являются основанием для освобождения от ответственности.
Доказательства, свидетельствующие о том, что на момент проверки, непосредственной причиной нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой по отоплению являются действия третьих лиц, обслуживающих внутридомовые системы, в материалах дела отсутствуют.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам заявителя об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, в связи с тем, что надлежащим субъектом привлечения к административной ответственности является управляющая компания.
Суд верно указал, что поскольку договором указанные границы не установлены, акт разграничения балансовой принадлежности в материалы дела не представлен, то границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с пунктом 8 Правил N 491 является внешняя граница стены многоквартирного дома и место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Приведенный Обществом в обоснование требований довод о том, что им соблюден температурный график на выходе из центрального теплового пункта (далее - ЦТП) судом не принимается во внимание, поскольку в соответствии с действующим законодательством температурный режим должен быть соблюден на входе в объект, в который поставляется теплоресурс, то есть в данном случае в зоне балансовой ответственности заявителя. Административным органом зафиксировано нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами на вводе в жилой дом, поэтому нарушение совершено в зоне ответственности ресурсоснабжающей организации - общества "ПСК", как организации, обеспечивающей предоставление коммунальных услуг по отоплению и допустившей нарушения в своей зоне ответственности.
Оснований для переоценки указанных выводов апелляционная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты исчерпывающие меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения полноценно исследован административным органом в ходе административного производства, соответствующие выводы отражены в постановлении.
Являясь ресурсоснабжающей организацией, общество обязано было осуществить полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, отвечающих нормативным требованиям.
Доказательств, принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение нарушения не представлено.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что нарушение качества предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению произошло вследствие аварии, либо других обстоятельств непреодолимой силы, в силу чего оно подлежит освобождению от административной ответственности.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Мера ответственности, назначенная ООО "ПСК", соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ, является справедливой и обоснованной.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности деяния, влекущего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающего на права граждан на комфортные условия проживания, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Кроме того, судом закономерно отмечено, что с учетом неоднократного привлечения к административной ответственности, не отнесением Общества к субъектам малого и среднего предпринимательства, Обществу в силу положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не может быть применена мера административного наказания в виде предупреждения.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 мая 2020 года (резолютивная часть от 18 мая 2020) по делу N А50-6299/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6299/2020
Истец: ООО "ПЕРМСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ