г. Тула |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А62-2651/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Еремичевой Н.В.,
судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С.,
в отсутствие истца - департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, ответчика - индивидуального предпринимателя Борисовой Людмилы Степановны, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Борисовой Людмилы Степановны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2019 по делу N А62-2651/2019 (судья Каринская И.Л.),
УСТАНОВИЛ:
департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (г. Смоленск, ОГРН 1106732005357, ИНН 6732005424) (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Борисовой Людмиле Степановне (Смоленская область, Рославльский район, д. Малые Кириллы, ОГРНИП 317673300005861, ИНН 672504404920) (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании средств субсидии в сумме 1 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2019 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ИП Борисова Л.С. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент, опровергая доводы жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в рамках областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928 (далее - Программа), а также постановления администрации Смоленской области от 28.07.2017 N 497 "Об утверждении Порядка предоставления в 2017 году субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца" (далее - Порядок) ответчику, как сельскохозяйственному товаропроизводителю, была предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца (далее - субсидия).
После проверки в соответствии с Порядком предоставленных документов, а также заключения между департаментом и ИП Главой К(Ф)Х Борисовой Л.С. договора о предоставлении субсидии из областного бюджета в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца от 24.08.2017 N 0170 на счет предпринимателя были перечислены средства субсидии в размере 1 200 000 рублей (платежное поручение от 24.08.2017 N 632).
В соответствии с пунктом 8 Порядка и пунктами 3.1 - 3.4 договора одним из условий предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца является наличие земельного(ых) участка(ов) сельскохозяйственного назначения, принадлежащего(их) сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или на ином имущественном праве.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в департамент реестр земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, в том числе в производстве льна-долгунца, сельскохозяйственным товаропроизводителем на первое число месяца подачи документов для предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца, по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
В департамент 30.10.2018 поступило обращение (вх. N 01-08945) от МО МВД России "Рославльский" УМВД России по Смоленской области (далее - МО МВД России "Рославльский") с просьбой провести проверку в отношении предпринимателя, получившей в 2017 году меры государственной поддержки.
В ходе проверки данных реестра земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, в том числе в производстве льна-долгунца, предпринимателем, по состоянию на 01.08.2017 (далее - реестр на 01.08.2017 (несвязка)) с учетом сведений, представленных МО МВД России "Рославльский", было установлено, что реестр на 01.08.2017 (несвязка) содержит недостоверные сведения в отношении земельных участков: арендованных у Ивлева С.А.: кадастровый номер 67:24:0020105:266, кадастровый номер 67:24:0020105:267, кадастровый номер 67:24:0020105:268, кадастровый номер 67:24:0020105:269; арендованных у ИП Азаренко П.М. и ИП Самсонова М.В.: кадастровый номер 67:15:0010101:300, кадастровый номер 67:15:0010101:304, поскольку вышеуказанные арендодатели не заключали в отношении поименованных земельных участков никаких договоров с предпринимателем.
В ходе выездной проверки земельных участков, проведенной по инициативе МО МВД России "Рославльский" 12.11.2018 с участием представителя департамента, установлено, что восемь земельных участков, указанных в реестре на 01.08.2017 (несвязка) не обрабатывались полностью или частично: кадастровый номер 67:24:0020105:266, 29,65 га - не обрабатывается; кадастровый номер 67:15:0040101:160, 2 га - частично обрабатывается (ориентировочная обрабатываемая площадь 40 %); кадастровый номер 67:15:0040101:161, 2 га - не обрабатывается (залесенность); кадастровый номер 67:15:0040101:159, 6 га - частично обрабатывается (ориентировочная обрабатываемая площадь 20 %); кадастровый номер 67:15:0040101:265, 72 га - частично обрабатывается; кадастровый номер 67:15:0040101:679, 68,5 га - частично обрабатывается (ориентировочная обрабатываемая площадь 60 %); кадастровый номер 67:15:0040101:678, 31 га - не обрабатывается (залесенность); кадастровый номер 67:15:0040101:677, 15 га - не обрабатывается (закустаренность и залесенность).
Таким образом, на некоторых из указанных в реестре на 01.08.2017 (несвязка) земельных участках лен-долгунец не возделывался, в то время как согласно данным реестра на 01.08.2017 (несвязка) исключительно на всех 17-ти поименованных в реестре земельных участках, общей площадью 711 га, предпринимателем возделывался только лен-долгунец.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять помимо прочего порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Частью 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Администрация Смоленской области вынесла постановление от 20.11.2013 N 928 "Об утверждении областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы", которым утвердила областную государственную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы (далее - государственная программа).
Целью реализации данной программы является увеличение объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства, производимой в Смоленской области, и повышение ее конкурентоспособности на агропродовольственном рынке, обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса, а также устойчивого и комплексного развития сельских территорий Смоленской области, воспроизводство и повышение эффективности использования ресурсного потенциала в аграрном секторе экономики Смоленской области.
Ожидаемыми результатами программы являются увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий); повышение доступности улучшения жилищных условий для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов; повышение уровня комфортности условий жизнедеятельности в сельской местности.
Основные приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в соответствии с целями и задачами Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, с учетом региональных особенностей.
Так, в целях реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928, постановлением N 79 утвержден Порядок предоставления субсидий в рамках реализации рассматриваемой государственной программы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
В соответствии с пунктами 6, 9, 10, 14 и 15 Порядка (в редакции, действующей на дату предоставления субсидии) субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", относящимся к категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство продукции растениеводства на территории Смоленской области, на основании производственных показателей в отрасли растениеводства, полученных в году, предшествующем текущему финансовому году.
Условиями предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства являются, в числе прочих, наличие земельного(ых) участка(ов) сельскохозяйственного назначения, принадлежащего(их) сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или на ином имущественном праве;
Сельскохозяйственные товаропроизводители должны соответствовать требованиям, указанным в абзацах 3 - 6 пункта 9 Порядка, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Сельскохозяйственные товаропроизводители представляют истцу до 15 марта включительно (до 15 июля включительно для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством семенного картофеля или семян сельскохозяйственных культур) текущего финансового года необходимые документы, в числе прочих документов, реестр земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве сельскохозяйственным товаропроизводителем на 1 января текущего финансового года, заверенный сельскохозяйственным товаропроизводителем, по форме, утвержденной приказом начальника истца;
Получатели субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных истцу документах.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства являются:
- непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 10 Порядка, за исключением документа, указанного в абзаце 15 данного пункта;
- несоответствие представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем документов требованиям, определенным в пункте 10 Порядка;
- недостоверность представленной сельскохозяйственным товаропроизводителем информации. Проверка достоверности информации, содержащейся в представленных документах, осуществляется путем ее сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документ (документы), а также полученной иными способами, разрешенными федеральным законодательством;
- несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя категории, имеющей право на получение субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в соответствии с пунктом 6 Порядка;
- несоблюдение условий предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, установленных пунктом 9 Порядка.
В случае выявления в течение текущего финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, средства указанной субсидии подлежат добровольному возврату на лицевой счет истца, открытый в департаменте бюджета и финансов Смоленской области, в полном объеме.
В случае выявления по истечении финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, средства указанных субсидий подлежат добровольному возврату в доход областного бюджета в полном объеме.
При отказе от добровольного возврата субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства их возврат производится истцом в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Подпунктом 7 пункта 4.1 договора от 24.08.2017 N 0170 предусмотрено, что в случае установления главным распорядителем или получения от департамента по осуществлению контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и настоящим договором, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим договором, недостоверных сведений, главный распорядитель направляет получателю требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет (далее - требование) в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Требование подготавливается главным распорядителем в письменной форме с указанием получателя, платежных реквизитов, срока возврата и суммы субсидии, подлежащей возврату.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчиком нарушено обязательство, предусмотренное подпунктом 8 пункта 4.3 договора, а именно: не обеспечена достоверность сведений, представляемых для выдачи субсидии главному распорядителю.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 4.3 договора получатель обязан возвращать в областной бюджет субсидию в сроки и в размере, определенные в требовании.
В силу пункта 5.3 договора получатель субсидии несет ответственность за недостоверность представляемых данных и нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
При отказе от добровольного возврата субсидии ее возврат производится главным распорядителем в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством (пункт 5.2 договора).
Судом установлено и следует из материалов дела, что реестр земельных участков, предоставленный совместно с заявлением о предоставлении субсидии (от 16.08.2017 вх. N 01-06191), содержит недостоверные сведения в части земельных участков, находящихся на имущественном праве у предпринимателя, и фактической площади, которая возделывалась под льном-долгунцом, что подтверждается представленными из СУ СК РФ по Смоленской области Рославльский МСО документами.
В частности, земельные участки с кадастровыми номерами: 67:24:0020105:266, 67:24:0020105:267, 67:24:0020105:268, 67:24:0020105:269 не принадлежали предпринимателю ни на праве собственности, ни на каком-либо ином имущественном праве, поскольку собственник (Ивлев С.А.) не заключал договоров аренды с ответчиком и впоследствии продал их (03.10.2017), что подтверждается выписками из ЕГРН.
Земельные участки с кадастровыми номерами 67:15:0010101:300, 67:15:0010101:304 также не принадлежали ни на каком имущественном праве Борисовой Л.С., поскольку ИП Азаренко П.М. и ИП Самсонов М.В. не подтвердили заключение договоров аренды в отношении указанных участков с ответчиком (сообщение МО МВД России вх. N 01-08945).
Как следует из протоколов осмотра места происшествия от 23.10.2018 и от 24.10.2018, поименованные выше земельные участки не обрабатывались, следов сельскохозяйственной техники на них не имеется, произрастает дикорастущая растительность.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 67:24:0020105:266 (не обрабатывался), 67:15:0040101:160 (частично обрабатывался), 67:15:0040101:161 (не обрабатывался), 67:15:0040101:159 (частично обрабатывался), 67:15:0040101:265 (частично обрабатывался), 67:15:0040101:679 (частично обрабатывался), 67:15:0040101:678 (не обрабатывался), 67:15:0040101:677 (не обрабатывался), не обрабатывались полностью или частично, что подтверждается выездной проверкой, департамента проведенной 12.11.2018 по инициативе МО МВД России.
С учетом того, что земельные участки не обрабатывались полностью или частично, сведения об использовании площади в размере 600 га под посевы льна-долгунца ответчиком не подтверждены, что, в свою очередь, подтверждает недостоверность реестра земельных участков предоставленного ответчиком для получения субсидии.
Кроме того, факт недостоверности сведений первоначально предоставленного реестра земельных участков (поступившего в департамент 16.08.2017 вместе с заявлением) подтвержден предоставлением "нового реестра земельных участков" поступившего в департамент 20.09.2018, недостоверность которого также подтверждена в ходе рассмотрения дела.
Так, новый реестр содержит недостоверные сведения по земельным участкам с кадастровыми номерами 67:15:0040101:441 и 67:15:0040101:446, которые не могли использоваться в сельскохозяйственном производстве под посевами льна в 2017 году, поскольку договора аренды на них были заключены предпринимателем лишь 07.09.2017 и 19.09.2017, то есть указанные земельные участки на 01.08.2017 не находились у Борисовой Л.С. ни на праве собственности, ни на каком-либо ином имущественном праве.
Кроме того, заключение договоров аренды по окончании посевных работ опровергает факт выращивания льна-долгунца на них. Иное ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Помимо этого, факт недостоверности указанных реестров земельных участков подтверждается не только вышеперечисленными сведениями и документами, но и справками администрации Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области от 05.11.2019 N 263 и от 11.11.2019 N 268 о признании справки от 18.04.2019 N 95, представленной ответчиком в качестве доказательства осуществления посева льна, ошибочно выданной.
Справка от 20.12.2019 N 150, на содержание которой ссылается апеллянт, не подтверждает площадь используемых участков под посевами льна-долгунца в 2017 году в размере 600 га, так как дублирует сведения статистических отчетов формируемых в 2017 году на основании данных составляемых самим ответчиком.
Указанное обстоятельство подтверждено свидетелем Решетниковой Н.А., которая также пояснила, что точные номера земельных участков и их размер подтвердить не может, поскольку ею был произведен визуальный осмотр каких-то участков, на которые ее привез ответчик, идентификация участков с использованием специального оборудования не производилась.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком допущены нарушения условий договора, Порядка в виде представления истцу недостоверных сведений, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 4.1, подпунктами 6 и 8 пункта 4.3, пунктами 5.2 и 5.3 договора является основанием для возврата полученных средств в заявленном истцом размере, в связи с чем, обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика средств субсидии в размере 1 200 000 рублей.
Довод ответчика, продублированный в апелляционной жалобе, о возможности вносить изменения в пакет документов, представленных в департамент для получения субсидии, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку не основан на нормах права, а также свидетельствует о нарушении положений закрепленных в вышеуказанных нормативных правовых актах, а также нарушает закрепленный в статье 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов, означающий право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Федеральный законодатель исходя из того, что субсидия является мерой экономической поддержки государства, носит стимулирующий характер, предоставляется в силу усмотрения публичной власти, а также исходя из принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ) установил в соответствии со статьей 78 БК РФ и подпункта "д" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887, что типовая форма, соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается финансовым органом субъекта Российской Федерации для соответствующего вида субсидии и применяется с 01.01.2017.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства финансовым органом субъекта Российской Федерации - департаментом были утверждены типовые формы соглашений (договоров) о предоставлении субсидии (приказ от 01.03.2017 N 37).
Таким образом, договор о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области производства льна-долгунца от 24.08.2017 N 0170 между департаментом и предпринимателем заключался на основе положений указанной типовой формы (абзац 13 пункта 8 Порядка N 497).
То есть, в данном случае свобода договора, предусмотренная статьей 421 ГК РФ, на что ссылается ответчик, имеет исключение, установленное статьей 422 ГК РФ, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения, о которых указано выше.
Данное исключение помимо вышеизложенного, установлено еще и в связи с тем, что одной из сторон соглашений (договоров) о предоставлении субсидии является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - главный распорядитель средств бюджетов, то есть орган, обладающий специальным статусом.
В соответствии с Положением о департаменте Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, утвержденным постановлением администрации Смоленской области от 25.08.2010 N 495, департамент, являясь органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения на ее территории, разрабатывает порядки и условия оказания поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Установив требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидии, федеральный законодатель исключил возможность навязывания сторонами друг другу условий соглашения (договора) о предоставлении субсидии, поскольку они предписаны обязательными для сторон правилами, установленными нормативными правовыми актами.
Довод апеллянта о том, что заявленная ею при получении субсидии площадь земельных участков (600 га) подтверждена на основании сведений о количестве реализованной льнотресты, чем обеспечена достоверность сведений предоставленных для получения субсидии, отклоняется судебной коллегией, поскольку объем реализованной ответчиком продукции (льноволокна) не может служить достоверным подтверждением используемой под посевы льна-долгунца площади, поскольку зависит от урожайности, качества исходного сырья, от производительности используемого оборудования, а не от количества сданного на переработку объема продукции, который может включать в себя объем нереализованной продукции за прошлые годы.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 7 Порядка N 497 субсидия предоставлялась по ставке 2 000 рублей на 1 гектар именно посевной площади, занятой льном-долгунцом.
Как установлено выше, ответчиком не подтверждено использование в 2017 году площади земельных участков в размере 600 га именно под посевами льна-долгунца.
Довод апеллянта об отсутствии у нее обязанности по указанию кадастровых номеров в реестре земельных участков в связи с отсутствием на это прямого указания в договоре либо приложениях к нему, отклоняется судебной коллегией, поскольку не основан на нормах Порядка N 497 и договора от 24.08.2017 N 0170, согласно пунктам 3.1. - 3.4. которого субсидия предоставляется в соответствии с Порядком, на цели и при соблюдении условий Порядка, а также при соответствии сельхозтоваропроизводителя требованиям Порядка о предоставлении субсидии.
Таким образом, обязанность по указанию в реестре земельных участков кадастровых номеров, установлена в силу нормативного правового акта (абзац 5 пункта 9, приложение N 2 Порядка N 497) и согласована сторонами при заключении договора.
Довод апелляционной жалобы о том, что самостоятельное выявление ошибки в реестре земельных участков и предпринятые действия по изменению договора в одностороннем порядке путем предоставления нового реестра лишают департамент права требовать возврата ранее предоставленной субсидии, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не основан на нормах права.
Кроме того предприниматель, подписав договор о предоставлении субсидии, выразила согласие с его условиями, а именно обязалась обеспечить достоверность сведений предоставляемых ею для выдачи субсидии, а также выразила согласие с наличием у департамента права требования возврата субсидии в случае нарушения условия предоставления субсидии (подпункт 8 пункта 4.3. договора и подпункт 6 пункта 4.3. договора).
Таким образом, неисполнение ответчиком условий предоставления субсидии влечет обязанность по ее возврату в областной бюджет.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.12.2019 по делу N А62-2651/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Борисовой Людмилы Степановны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2651/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ И ПРОДОВОЛЬСТВИЮ
Ответчик: Борисова Лидия Степановна, ИП Борисова Людмила Степановна
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1155/20
27.12.2019 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2651/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2651/19
14.10.2019 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-2651/19