Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2020 г. N Ф10-4412/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А14-15583/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Лесниной Н.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Кобзева Ю.Р., представитель по доверенности от 12.05.2020, паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Новый век": Ефремова Г.О., представитель по доверенности N 77 от 22.08.2019, сроком на один год, паспорт гражданина РФ;
от Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ОАО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.02.2020 по делу N А14-15583/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый век" (ОГРН 1133668016844 ИНН 3666184596) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) о признании незаконным и отмене предписания N02-07/331 от 14.06.2019 об устранении выявленных нарушений требований законодательства,
третьи лица: Администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600933003, ИНН 3616001399), Администрация Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, ОАО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790),
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью "Новый век" (далее - заявитель, ООО "Новый век", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ ВО, Инспекция) о признании незаконным предписания N 02-07/331 от 14.06.2019 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц - Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, Администрации Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, ОАО "ЭКОТЕХНОЛОГИИ".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.02.2020, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены.
Предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области об устранении выявленных нарушений требований законодательства рег. N 03-07/331 от 14.06.2019 об устранении выявленных нарушений требований законодательства в части п. 1 признано незаконным и отменено.
Суд обязал Государственную жилищную инспекцию Воронежской области устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Новый век".
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ГЖИ Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Считает, что ООО "Новый век" должно организовывать контейнерную площадку для собственников помещений в МКД N 2 по ул. 70 лет Победы в с. Н.Усмань.
В судебном заседании представитель Инспекции просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве ООО "Новый век" соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей участников судебного процесса, явившихся в судебное заседание, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области поступило обращение граждан по вопросу нарушения ООО "Новый век" правил осуществления предпринимательской деятельность по управлению МКД.
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 10.06.2019 N 2260 в отношении ООО "Новый век" была проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения поступивших обращений.
По результатам внеплановой документарной проверки 14.06.2019 должностным лицом ГЖИ Воронежской области был составлен акт проверки N 02-05/1973, а также было выдано предписание N 02-07/331с требованием в срок до 22.07.2019:
- организовать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов для жильцов многоквартирного дома N 2 по ул. 70 лет Победы села Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области, путем создания контейнерной площадки, отвечающей санитарным требованиям и требованиям Правил и норм технической эксплуатации (твердое основание, ограждение с трех сторон и т.д.);
- обеспечить место (площадку) накопления ТБО от домов N 36 а, 36 Б по ул. Полевая села Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области бункером - накопителем для сбора КГО. Привести контейнерную площадку в надлежащее санитарное состояние: убрать навалы КГО.
Приказом ГЖИ ВО от 16.08.2019 N 150 в указанное предписание внесены изменения в части отмены второго требования предписания - "обеспечить место (площадку) накопления ТБО от домов N 36 а, 36 Б по ул. Полевая села Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области бункером - накопителем для сбора КГО. Привести контейнерную площадку в надлежащее санитарное состояние: убрать навалы КГО.".
Не согласившись с указанным предписанием ООО "Новый век" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).
В силу статьи 8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных районов на территориях сельских поселений и на межселенной территории, городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Кроме того, пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относят к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 Правил N 1039 предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Как усматривается из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области от 30.06.2017 ОАО "Экотехнологии" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 148 (12) Правил N 354, установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Подпунктом 4.4. пункта 2 статьи 44 ЖК РФ определено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом 1 пункта 1 ст. 157.2 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что 30.04.2019 собственниками многоквартирных домов по ул. 70 лет Победы с. Н. Усмань, дом N 2 было принято решение о заключении договора на оказание услуг с ТКО с региональным оператором с 01.01.2019.
Принято решение о внесении с 01.01.2019 платы собственниками в МКД за коммунальную услугу с ТКО непосредственно региональному оператору по обращению с ТКО (протокол внеочередного собрания N 70-2/2019-6 от 30.04.2019).
Судом области установлено, что за период с 01.01.2019 ОАО "Экотехнологии" (региональный оператор по обращению с ТКО) самостоятельно выставляет жильцам домов, находящихся на обслуживании заявителя жалобы, квитанции на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО.
С 01.01.2019 у ОАО "Экотехнологии" с каждым из жильцов имеются заключенные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (некоторые квитанции, выставленные региональным оператором жильцам прилагаются к жалобе).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, с 01.01.2019 заявитель не оказывает жильцам указанных выше домов коммунальную услугу по обращению с ТКО, за оказание этой услуги несет ответственность региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который обязан:
- организовать и осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (п. 1 Соглашения);
- планировать места размещения контейнеров и бункеров и передавать об этом сведения в орган местного самоуправления для внесения таких площадок в схему размещения;
- в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определять места накопления твердых коммунальных отходов (раздел II Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156).
Кроме того, судом области правомерно принято во внимание следующее.
Пунктом 4 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждает его государственный кадастровый учет (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Из материалов дела усматривается, что находящиеся под домами, обслуживание которых является обязанностью заявителя, были поставлены на кадастровый учет (а значит, согласно действующему законодательству - созданы) задолго до того, как заявитель взял на обслуживание, в том числе дом 2 по ул. 70 лет Победы с. Н. Усмань.
Дом 2 по ул. 70 лет Победы:
- был взят на обслуживание заявителем с 31.01.2019, что подтверждается Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома N 2/70ЛП/2019-1 от 31.01.2019.
- земельный участок под домом (кадастровый номер земельного участка 36:16:5500003:419, адрес: с. Н. Усмань, ул. 70 лет Победы, 2) был поставлен на кадастровый учет 24.07.2017.
Согласно ситуационному плану земельного участка от 19.08.2019, изготовленному кадастровым инженером Полудневым Е.Н., - контейнерная площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером 36:16:5500003:533, то есть, - вне границ данного земельного участка, являющегося общим имуществом собственников помещений дома 2 по ул. 70 лет Победы.
По смыслу пункта 4 статьи 36 ЖК РФ - контейнерная площадка не относится к общему имуществу жильцов дома 2 по ул. 70 лет Победы, так как расположена вне земельного участка, являющегося общей собственностью жильцов.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, контейнерная площадка расположена не на придомовой территории, следовательно, не может быть признана общим имуществом собственников помещений МКД, что исключает возможность возложения на собственников помещений МКД, равно как и управляющей компании бремени ее содержания.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области, что предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области рег. N 03-07/331 от 14.06.2019 (п.1) об устранении выявленных нарушений требований законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на ООО "Новый век" обязанности по организации (то есть - созданию) площадок для накопления твердых коммунальных отходов, что не соответствует нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, но не опровергают их, в связи с чем не могут быть приняты во внимание, они повторяют позицию ГЖИ, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией ответчика, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.02.2020 по делу N А14-15583/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15583/2019
Истец: ООО "Новый век"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: Администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области, Администрация Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, ОАО "Экотехнологии", ГЖИ ВО