город Москва |
|
27 июля 2020 г. |
дело N А40-181742/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Шелл Нефть" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019
по делу N А40-181742/19
по заявлению ООО "Шелл Нефть" (ОГРН 1107746744038)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
об оспаривании уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета;
при участии:
от заявителя - Юрчик В.В. по доверенности от 24.06.2020;
от заинтересованного лица - Паукова Ж.В. по доверенности от 20.07.2020;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 в удовлетворении заявленных ООО "Шелл Нефть" требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, оформленного уведомлением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка N 78-0-1-53/3001/2019-32 от 13.05.2019 и об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы N 34448 от 15.10.2018, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент городского имущества г. Москвы, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители общества и регистрирующего органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что ООО "Шелл Нефть" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010005:1032, расположенного по адресу: Москва, улица Каскадная, вл. 21 на основании договора аренды земельного участка от 01.10.2012 N М-03-038194, заключенного с Департаментом городского имущества г. Москвы в качестве арендодателя.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N 34448 от 15.10.2018 вид разрешенного использования земельного участка приведен в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 в редакции, действующей на момент вынесения распоряжения.
Заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением от 04.02,2019 N 78-0-1 53/3001/2019-32 в целях осуществления кадастрового учета изменений в сведениях о виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с распоряжением.
Уведомлением N 78-0-1-53/3001/2019-32 от 13.05.2019 регистрирующим органом отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, по мотиву не представления заявителем дополнительного соглашения к договору аренды, которым вносились изменения в предмет договора аренды в части изменения вида разрешенного использования земельного участка; невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, поскольку участок относится к зоне сохраняемого землепользования согласно Правилам землепользования и застройки г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП без внесения соответствующих изменений в ПЗЗ и предоставления согласия органа государственной власти г. Москвы, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры (п. 2.2.1.3 ПЗЗ).
Заявитель не согласился с доводами регистрирующего органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение регистрирующего органа, оформленное уведомлением не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 8 Закона о недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества в кадастр недвижимости вносятся сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Подпунктом 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, установлено, что в записи кадастра недвижимости указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 13 Закона о недвижимости внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
В силу п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 утверждена, в том числе форма заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости.
Указанной формой предусмотрено указание в реквизите 3.1.1 заявления сведений, содержащихся в том числе в решении (акте) об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка, а также иных предусмотренных
законодательством Российской Федерации сведений.
Поскольку правила землепользования и застройки, устанавливающие виды разрешенного использования земельных участков, утверждаются решением (актом) уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, по мнению Департамента, правообладатель вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН о земельном участке в части изменения вида его разрешенного использования, указав в реквизите п. 3.1.1 заявления одно из: в графе "содержащиеся в решении (акте) об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка" - реквизиты акта об установлении (изменении) вида разрешенного использования определенного земельного участка (участков) (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) либо разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; в графе "иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения" - реквизиты акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, реестровый номер границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс) в соответствии с правилами землепользования и застройки выбранный вид (виды) разрешенного использования (за исключением случая, установленного п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, следует, что самостоятельное изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду определенного вида использования.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:0010005:3523 расположен в территориальной зоне с кадастровым номером 77.04.1.954.
Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства г. Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, указанная территориальная зона отнесена к зонам сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс
"Ф").
Согласно п. 3.3.2 Правил землепользования и застройки г. Москвы во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010005:1032 для размещения объектов торговли. Объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек (1.2.5).
При этом в заявлении в реквизите 3.1.1 графы "содержащиеся, в решении (акте) об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка" заявителем указано: "4.9.1 "объекты придорожного сервиса" тогда как в ЕГРН указано "для размещения объектов торговли. Объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек (1.2.5)".
Таким образом, в нарушение п. 3.3.2 Правил землепользования и застройки г. Москвы в заявлении указан вид разрешенного использования отличный от вида разрешенного использования, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
В случае необходимости установления видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренных градостроительным регламентом, требуется внесение изменений в ПЗЗ на основании ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 36 Градостроительного кодекса г. Москвы в порядке, установленном постановлением Правительства г. Москвы от 17.05.2018 N 457-ПП "Об утверждении Порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Москвы".
В соответствии с п. 3.2.2. Правил землепользования и застройки г. Москвы виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в Правилах землепользования и застройки г. Москвы, приведены в таблице 1.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", а также с учетом постановления Правительства Москвы от 21.05.2015 N 306-1111 "О функциональном назначении объектов капитального строительства в
г. Москве".
Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, в частности: цифры "0" - в случае сохранения группировки видов разрешенного использования, предусмотренной вышеназванным приказом; иных цифр - в случае детализации указанной группировки применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства.
В соответствии с таблицей 1 Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства вид разрешенного использования с кодом 4.9.1 отсутствует.
Содержится следующее описание вида разрешенного использования с кодом 4.9.1.2: N 37 вид разрешенного использования - размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса, код разрешенного использования - 4.9.1.2.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2019 N 44 "О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540" в классификатор видов разрешенного использования земельных участков внесены изменения.
Строка с кодом "4.9.1" изложена в следующей редакции: объекты дорожного сервиса - азмещение зданий и сооружений дорожного сервиса.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4.
Дополнена строками с кодами "4.9.1.1 - 4.9.1.4" следующего содержания: заправка транспортных средств: размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса - код 4.9.1.1; обеспечение дорожного отдыха: размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса - код 4.9.1.2; автомобильные мойки: размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли - код 4.9.1.3; ремонт автомобилей: размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли - код 4.9.1.4.
Согласно сведениям о виде разрешенного использования в ЕГРН указано "для размещения объектов торговли. Объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек (1.2.5); в ПЗЗ указано размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса 4.9.1.2; в классификаторе (в редакции приказа Минэкономразвития России от 04.02.2019 N 44) указано 4.9.1. объекты дорожного сервиса. Размещение зданий и сооружений дорожного сервиса. Содержание данного вида разрешенного использования включает в
себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1-4.9.1.4.
Однако, в заявлении от 04.02.2019 в сведениях о виде разрешенного использования указано 4.9.1 "объекты придорожного сервиса"
В данном случае имеет место установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования
земельных участков.
Таким образом, действия уполномоченных органов являются процедурой технического приведения описания вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования и их описанием, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования.
Установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка в соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона N 171- ФЗ не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур.
Избранный заявителем вид разрешенного использования земельного участка, по сути, изменяет существующий.
Согласно сведениям ЕГРН видом разрешенного использования является "объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек", в то время как код 4.9.1 предполагает "размещение зданий и сооружений дорожного
сервиса.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4", то есть предполагает помимо размещения автозаправочных станций и автомобильных моек, установление дополнительных видов разрешенного использования, а именно размещение зданий для предоставления гостиничных услуг, размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания.
Таким образом, сведения о виде разрешенного использования, содержащиеся в заявлении не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН, равно как и сведениям, содержащимся в Правилах землепользования и застройки г. Москвы, сведениям классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, выбранный способ защиты и удовлетворение рассматриваемых требований не приведет к установлению соответствия классификатору.
В качестве документа-основания заявителем представлено распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 15.10.2018 N 34448 "О приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010005:1032".
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введение в
действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", п. 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99- ПП (в редакции постановления Правительства г. Москвы от 20.04.2015 N 213-ПП) до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве до 31.12.2017, полномочиями по установлению вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования наделен Департамент городского имущества г. Москвы.
В соответствии с п. 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП (в редакции постановления Правительства г. Москвы от 31.07.2018 N 834-ПП) на момент издания распоряжения Департамент наделен полномочиями по принятию решений о выборе (установлении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности г. Москвы, либо земельного участка, расположенного на территории г. Москвы, государственная собственность на который не разграничена.
В силу п. 2.2.1.3. Правил землепользования и застройки г. Москвы (в редакции действовавшей на момент издания распоряжения) изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями осуществляется в соответствии с действующим законодательством при наличии согласования органа государственной власти г. Москвы, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры.
Постановлением Правительства г. Москвы от 09.07.2019 N 835-ПП п. 2.2.1.3 признан утратившим силу.
Таким образом, в отношении распорядительных актов Департамента по принятию решений о выборе (установлении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности г. Москвы, либо земельного участка расположенного на территории г. Москвы, государственная собственность на который не разграничена, изданных до 09.07.2019 требовалось согласование с Москомархитектурой внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в части видов разрешенного использования земельных участков.
В силу п. 1.4 постановления Правительства г. Москвы от 18.04.2019 N 402-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99-1111" Департамент городского имущества г. Москвы наделен полномочиями по принятию решений об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении правообладателя земельного участка, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении
изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, Департамент наделен полномочиями по принятию решений об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка указанным в заявлении правообладателя земельного участка, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков с 18.04.2019.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. п. 221-222 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 регистрирующий орган, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт; соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН; наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, удостоверяется в том, что документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц; тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием мест их нахождения; фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса мест их жительства написаны полностью.
В соответствии с п. 235 Административного регламента государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании акта органа государственной власти (акта органа местного самоуправления), кроме обстоятельств, указанных в п. п. 221, 222 Административного регламента проверяет соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к субъектному составу рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости предоставлен на определенном праве лицу, которому в соответствии с законом предусмотрено предоставление такого объекта недвижимости на данном праве; соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к объекту рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости в соответствии с законом может быть предоставлен на определенном праве лицу, в отношении которого принят рассматриваемый акт органа государственной власти (органа местного самоуправления); соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, условий предоставления объекта недвижимости определенному лицу, то есть проверяет, имел ли место факт проведения определенной, предусмотренной законом процедуры предоставления объекта недвижимости определенному лицу (например, проводились ли торги, была ли осуществлена процедура предварительного согласования места размещения объекта, но при этом не проверяет соблюдение порядка, в том числе сроков проведения такой процедуры).
Таким образом, по состоянию на 15.10.2018 Департамент не обладал полномочиями по принятию решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении правообладателя земельного участка, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Соответствующие полномочия предоставлены Департаменту с 18.04.2019.
При этом, определяющее значение для рассмотрения данного дела имеет разрешение вопроса о наличии у Департамента соответствующих полномочий.
Для принятия решений о выборе (установлении, изменении) вида разрешенного
использования земельного участка, находящегося в собственности г. Москвы, либо земельного участка, расположенного на территории г. Москвы, государственная собственность на который не разграничена требовалось согласование с Москомархитектурой внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в части видов разрешенного использования земельных участков.
Однако документов о наличии соответствующего согласования не представлено.
Порядок взаимодействия Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Департамента и Управления Росреестра по г. Москве при рассмотрении заявлений правообладателей земельных участков об установлении соответствия разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков предусмотрен трехсторонним соглашением указанных органов от 15.01.2019 N ДГИ-С-1/19/МКА-02-796/9/352/2019.
Согласно п. 3.4 Соглашения с учетом положений ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при проведении правовой экспертизы на предмет наличия оснований для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) соответствующих изменений Управление исходит из принятого Департаментом решения и позиции Комитета.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для
внесения сведений в ЕГРН.
С заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН обратилось ООО "Шелл Нефть", являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010005:1032.
В соответствии с ч. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В силу ч. 2 ст. 8 Закон г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" при предоставлении органами исполнительной власти г. Москвы земельного участка в аренду, безвозмездное пользование устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом.
При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно ч. 2.1 ст. 8 Закона о землепользовании фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре
аренды земельного участка, договоре безвозмездного пользования.
В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.
Арендатор не вправе в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования переданного в аренду земельного участка, в том числе обязать арендодателя изменить его.
В соответствии с п. 3 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Из содержания подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 1, ч. ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на
зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут осуществляться землепользователем на предоставленном ему участке.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом в полном объеме и отклоняются, поскольку не влияют на правильность выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку правовых оснований для государственного кадастрового учета изменений земельного участка, оформленного уведомлением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка N 78-0-1-53/3001/2019-32 от 13.05.2019 не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2019 по делу N А40-181742/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181742/2019
Истец: ООО "ШЕЛЛ НЕФТЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА Г. МОСКВЫ