Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2020 г. N Ф09-6306/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А07-29256/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.03.2020 по делу N А07-29256/2019.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Зайдуллина Г.У. (паспорт, доверенность от 10.06.2020).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - истец, ООО "БашРТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по Жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Комитет, административный орган) о признании недействительным предписания N ЦО-19-461-035 от 06.08.2019.
Определением суда от 29.10.2019 в качестве третьего лица к участию в деле привлечено ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы РБ".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.03.2020 (резолютивная часть решения объявлена 17.03.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "БашРТС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неправильно применены нормы материального и процессуального права. ООО "БашРТС" указывает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о неосуществлении заявителем деятельности по соблюдению законодательства о ресурсосбережении. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание не отвечает требованиям действующего законодательства и не является понятным для исполнения. Как полагает заявитель, у него отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома. Кроме того, заявитель считает, что ответственным за содержание общедомового имущества является управляющая компания - ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы РБ", что влечет для управляющей компании обязанность устанавливать и заменять общедомовые приборы учета.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. С учетом мнения явившегося представителя в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жителя дома N 34 по ул. Блюхера г. Уфа Комитетом проведена внеплановая проверка по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу отопление, предъявляемой ООО "БашРТС".
В ходе проверки при визуальном осмотре установлено, что в помещении теплового узла, расположенного в многоквартирном доме, отсутствует узел учета тепловой энергии (демонтирован). Согласно представленной ООО "БашРТС" информации дом был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Согласно представленным в ходе проверки актам ввода в эксплуатацию приборов учета общедомовой прибор учета был допущен в эксплуатацию в период с 08.10.2014 по 26.08.2015. В сентябре 2015 года прибор учета не прошел поверку и не вводился в коммерческую эксплуатацию.
По итогам рассмотрения материалов проверки заявителю Комитетом выдано предписание N ЦО-19-461-035 от 06.08.2019.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность направить в адрес лица, ответственного за содержание многоквартирного дома N 34 по улице Блюхера, г. Уфа (ОАО УЖХ Орджоникидзевского района г. Уфа) предложение об оснащении данного жилого многоквартирного дома прибором учета тепловой энергии, представить письменную информацию об исполнении настоящего предписания с указанием сумм проведенного перерасчета в Комитет.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "БашРТС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание принято Комитетом с соблюдением законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности и уполномочен на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений (пункты 1, 4.24).
Таким образом, оспоренное предписание выдано Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В силу пункта 14 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5 Правил N 1034).
В силу пункта 68 Правил N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного теплоснабжения и (или) системам централизованного водоснабжения.
Из части 9 указанной статьи следует, что с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Поскольку к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, присоединены сети ресурсоснабжающей организации, то ООО "БашРТС", как ресурсоснабжающая организация обязана осуществлять деятельность по установке, замене, вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
На основании части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01 июля 2013 года, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства энергетики РФ от 16.04.2010 N 178 утверждена примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из системного толкования норм Закона об энергосбережении, Закона о теплоснабжении, Постановления N 1034 следует, что в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирного дома обязанности по оснащению домов приборами учета, а равно по устранению нарушений требований к работе по учету энергетических ресурсов, такие действия должны быть совершены ресурсоснабжающей организацией (как стороной договора теплоснабжения) с возмещением собственниками помещений многоквартирного дома расходов, понесенных ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета.
Из материалов дела следует, что ООО "БашРТС" не были осуществлены какие-либо действия по замене общедомового прибора учета тепловой энергии дома N 34 по ул. Блюхера г. Уфа, в том числе направление собственникам жилого дома предложения по обеспечению надлежащей эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии в двухмесячный срок с момента выявления факта невыполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации прибора учета.
ООО "БашРТС" в апелляционной жалобе указывает на то, что ответственным за содержание общедомового имущества является управляющая компания ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы РБ", которая и должна была обеспечить многоквартирный дом исправными общедомовым прибором учета, в том числе заменить общедомовой прибор учета при выявлении его ненадлежащей работы. Указанный довод подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме
Подпунктом "к" пункта 11 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем возможность установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Между тем, возложение на управляющую компанию обязанности по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии не исключает выполнение обществом обязанности, предусмотренной частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, а именно: в случае неустранения собственниками нарушений учетного потребления энергии обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов с отнесением расходов на собственником этих приборов учета.
Довод ООО "БашРТС" об отсутствии у него сети инженерно-технического обеспечения, которые бы имели непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома также подлежит отклонению.
Так, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении после 1 июля 2013 года обязанность ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, а равно по замене приборов учета, не работающих надлежащим образом, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия у ресурсоснабжающей организации присоединения к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что о неисправности прибора учета ООО "БашРТС" стало известно из извещения управляющей организации от 11.07.2018 N 1729, где общество поставлено в известность о непригодности к применению теплосчетчика.
Утверждение заявителя об обратном отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку опровергнуты материалами дела.
Из акта проверки Комитета следует, что теплоснабжающей организацией формирование размера платы за коммунальную услугу "отопление" жителям дома, расположенному по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Блюхера, д. 34, производилось исходя из нормативов потребления, а не из учетных показаний общедомового прибора учета.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.03.2020 по делу N А07-29256/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29256/2019
Истец: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ОАО УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН