город Ростов-на-Дону |
|
29 июля 2020 г. |
дело N А32-32460/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: Крохмаль Д.А., представитель по доверенности от 26.12.2019, паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Турбаза "Черномория"": Шульга М.М., представитель по доверенности от 01.01.2020, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Турбаза "Черномория""
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2020 по делу N А32-32460/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Турбаза "Черномория"" (ИНН 2304029414, ОГРН 1032301873328)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2304029414, ОГРН 1032301873328)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (ИНН 2348027076, ОГРН 1072348002253)
об оспаривании отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Турбаза "Черномория"" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) от 11.06.2019 N 202-06.3-10-17493/19;
- об обязании Министерства в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о заключении нового договора аренды лесного участка с кадастровым номером 23:40:0703000:172, номер учётной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00223, площадью 0,25 Га, лесной участок 0,05 Га, номер учётной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00222, на срок 49 лет для осуществления рекреационной деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2020 суд отказал в удовлетворении требований Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что им были соблюдены требования Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", представлен полный пакет документов для продления права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:40:0703000:172. Отказ Министерства от 11.06.2019 N 202-06.3-10-17493/19 является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества. Судом при вынесении решения нарушены нормы материального права.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объёме.
Представитель Министерства просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Общества по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие государственного казённого учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Согласно пункту 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьёй 25 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
Порядок заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьёй 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
При этом должны быть соблюдены в совокупности условия, установленные частью второй данной статьи.
Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее, чем за три месяца и не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества; лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, 27.12.2004 на основании протокола лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда от 10.12.2004 N 15 между Геленджикским опытным лесхозом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Краснодарскому краю (арендодатель) и Обществом (арендатор) был заключён договор аренды участка лесного фонда Российской Федерации для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 27.12.2004 N 85-04, согласно которому Обществу был предоставлен лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, общей площадью 0,30 Га, сроком на 5 лет.
В соответствии с договором аренды лесного участка от 12.12.2008 N 275/13-08, заключённого между государственным учреждением Краснодарского края "Комитет по лесу" (арендодатель) и Обществом (арендатор), Обществу был предоставлен лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, общей площадью 0,3 Га (участок N 1 - 3 площадью 0,5 га, участок N 2 - площадью 0,25 га), расположенный в Краснодарском крае, Геленджикское лесничество, Кабардинское лесничество, квартал N 174А, часть выдела N25, номер учётной записи в государственном лесном реестре.
Пунктом 3.4.20 договора от 12.12.2008 N 275/13-08 установлено, что в течение месяца со дня подписания сторонами договора арендатор обязан обратиться для осуществления государственной регистрации договора и в 10-дневный срок со дня обращения представить Арендодателю документальное подтверждение указанного обращения. Договор заключён сроком на 10 лет (пункт 7.1 договора).
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 28.05.2019 N 202-22196/19 о заключении договора аренды лесного участка без проведения торгов на новый срок.
Письмом от 11.06.2019 N 202-06.3-10-17493/19 Министерство направило Обществу отказ в предоставлении государственной услуги.
Согласно части 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
В силу Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации введены приведённые выше положения статьи 73.1 и внесены изменения в положения статьи 74, также предусматривающие льготный порядок, позволяющий арендаторам находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившим договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров заключить новые договоры аренды таких лесных участков без проведения торгов в определенных законом случаях.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случае, если договор аренды государственного или муниципального имущества в силу закона может быть заключён только на торгах, договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, равно как и соглашение о продлении такого договора.
Из анализа вышеизложенных положений действующего законодательства следует, что заключение нового договора аренды за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, возможно, если договор будет заключен с соблюдением конкурентных процедур на торгах.
В рассматриваемом случае спорный лесной участок изначально был предоставлен Обществу в аренду по договору от 27.12.2004, заключённому по результатам торгов - конкурса, сроком на 5 лет, в дальнейшем договор аренды переоформлен с целью приведения его в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в 2008 году с указанием срока аренды - 10 лет.
При этом переоформление договора аренды с целью приведения его в соответствие вступившему в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации и указание в договоре от 12.12.2008 N 275/13-08 срока действия договора 10 лет не свидетельствует о том, что лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено условие, дающее право на заключение договора аренды без проведения торгов, а именно: если по предыдущему договору аренды лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет.
На торгах договор аренды заключён с обществом на срок менее 10 лет, доказательства установления иных условий проведения торгов и заключения договора аренды в материалы дела не представлены.
Таким образом, оснований для заключения договора аренды лесного участка без торгов, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, из материалов дела не следует.
На основании изложенного, отказ Министерства в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, изложенный в письме от 11.06.2019 N 202-06.3-10-17493/19 не нарушает права и законные интересы общества.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.04.2017 N 302-ЭСА2838, определении от 21.03.2018 N 301-КГ18-2494.
В материалы дела представлены доказательства несоблюдения Обществом условий договора аренды лесного участка, а именно в 2016 году Общество было привлечено к административной ответственности, постановлением от 01.08.2016 N 187-Л/2016 за нарушение условий договора аренды.
Довод Общества о том, что нарушение носило не существенный характер, апелляционный суд находит необоснованным, поскольку не являлся единственным основанием Министерства и в силу названных выше обстоятельств.
Довод Общества об отсутствии у Общества задолженности по внесению арендных платежей в рассматриваемом споре не влияет на возможность заключения договора на новый срок без проведения торгов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном понимании (толковании) норм материального права.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что заявленные требования общества удовлетворению не подлежат. Отказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 11.06.2019 N 202-06.3-10-17493/19 является законным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Таким образом расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2020 по делу N А32-32460/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32460/2019
Истец: ООО "Турбаза "Черномория"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", ГУ КК "Комитет по лесу"