г. Челябинск |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А34-3840/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-Снаб" на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.09.2019 по делу N А34-3840/2019,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Регион-Снаб" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Регион-Снаб", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.09.2019 (резолютивная часть решения объявлена 12.09.2019) заявленные требования удовлетворены.
ООО "Регион-Снаб" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Продукция консервы кусковые мясные стерилизованные "Говядина тушеная высший сорт" "Пригожино", дата изготовления 31.10.2018 (изготовитель ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт") в количестве 278 банок весом по 338 грамм каждая, арестованная протоколом ареста товаров и иных вещей от 26.02.2019, подлежит уничтожению.
Не согласившись с вынесенным решением суда, общество обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы ООО "Регион-Снаб" указывало, что данное судебное решение, является незаконным, так как имеется несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, и суд применил закон, не подлежащий применению.
Выражает несогласие с привлечением ООО "Регион-Снаб" по ч.2 ст. 14.43 КоАП, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие возможность причинения вреда здоровью граждан при употреблении данной продукции. Вред жизни и здоровью граждан не был и не мог быть причинён, пострадавших после употребления указанной пищевой продукции не было и не могло быть.
Ссылается на то, что в материалы дела не предоставлено заключение медицинского эксперта, либо иного специалиста, подтверждающего факт причинения вреда, либо создание угрозы причинения вреда здоровью гражданам после употребления данной продукции.
Указывает, что выводы суда, о наличии угрозы причинения вреда здоровью гражданам, построены на гипотетическом предположении.
Полагает, что назначение административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей не соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и соразмерности юридической ответственности.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 решение суда отменено. В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Регион-Снаб" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1766/20 от 18.05.2020 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А34-3840/2019 Арбитражного суда Курганской области отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Регион-Снаб" принята к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 21.07.2020.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.02.2019 в Управление поступило требование прокуратуры Юргамышского района о проведении внеплановой проверки деятельности МКОУ "Юргамышская СОШ".
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 19.02.2019 N 231-р должностными лицами Управления в отношении МКОУ "Юргамышская СОШ 20.02.2019, 21.02.2019, 26.02.2019 и 05.03.2019 была проведена внеплановая выездная проверка, при проведении которой присутствовали и.о. директора Макарова В.И., заведующая столовой Куликова О.П. и кладовщик Фролова Н.Г.
К проведению проверки в качестве экспертов привлечены специалисты ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" и филиала данного учреждения, расположенного в соответствующем районе Курганской области.
В процессе проверки должностным лицом Управления согласно акту от 20.02.2019 осуществлен отбор проб консервов кусковых мясных стерилизованных "Говядина тушеная высший сорт", "Пригожино", дата изготовления 31.10.2018, срок годности 3 года с даты изготовления, масса нетто 338 г, изготовитель ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт", адрес производства: Курганская область, г.Курган, ул. Некрасова, д. 1, которые направлены в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" для проведения гистологического исследования и в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" для проведения исследования на органолептические и химические показатели.
Согласно протоколу лабораторных испытаний N 1934 от 25.02.2019 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" консервы кусковые мясные стерилизованные "Говядина тушеная высший сорт" "Пригожино", дата изготовления 31.10.2018, срок годности 3 года с даты изготовления, масса нетто 338 г, изготовитель ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт", адрес производства: Курганская область, г. Курган, ул. Некрасова, д. 1, не соответствуют заявленному наименованию и информации, представленной на маркировке потребительской упаковки, в части состава используемого сырья обнаружены клетки камеди, фрагменты грубой соединительной и костной тканей, фрагменты желез, многочисленные фрагменты кровеносных сосудов.
В соответствии с протоколом лабораторных испытаний N 1709 от 26.02.2019 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" консервы кусковые мясные стерилизованные "Говядина тушеная высший сорт" "Пригожино", дата изготовления 31.10.2018, срок годности 3 года с даты изготовления, масса нетто 338 г, изготовитель ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт", адрес производства: Курганская область, г. Курган, ул. Некрасова, д. 1, не соответствуют органолептическим показателям: в разогретом состоянии обнаружена масса, состоящая из кусков мяса менее 30 г. (5 и 10 г.) с наличием грубой и губчатой соединительной ткани, хрящей, крупных кровеносных сосудов. Непривлекательный внешний вид мясных ингредиентов. Не соответствует по химическим показателям: массовая доля белка 9,2% +- 1,4%, допустимый уровень не менее 15,0%, массовая доля мяса и жира 44,0% +- 0,5%, допустимый уровень не менее 58,0%.
Управлением установлено, что спорная продукция произведена ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт", адрес производства: Курганская область, г. Курган, ул. Некрасова, д. 1.
Поставщиком спорной продукции в МКОУ "Юргамышская СОШ" согласно договору N 01/538 на поставку продуктов питания от 09.01.2019 является заинтересованное лицо.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 05.03.2019 N 08-15/3, из которого следует, что при проверке присутствовали директор МКОУ "Юргамышская СОШ" Казакова О.С. и и.о. директора МКОУ "Юргамышская СОШ" Маркова В.П.. Указанные лица с актом проверки ознакомлены, о чем имеются отметки в акте.
Консервы кусковые мясные стерилизованные "Говядина тушеная высший сорт" "Пригожино", весом 338 г, дата изготовления 31.10.2018, изготовитель ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт", адрес производства: Курганская область, г. Курган, ул. Некрасова, д. 1, в количестве 278 банок были возвращены МКОУ "Юргамышская СОШ" заинтересованному лицу, о чем составлены акты от 21.02.2019.
Должностным лицом Управления консервы кусковые мясные стерилизованные "Говядина тушеная высший сорт" "Пригожино", дата изготовления 31.10.2018, изготовитель ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт", в количестве 278 банок, каждая весом 338 г, арестованы и переданы на ответственное хранение заинтересованному лицу, о чем составлен протокол ареста товаров и иных вещей от 26.02.2019.
В тот же день определением от 26.02.2019 Управлением в отношении заинтересованного лица возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определением от 06.03.2019 должностным лицом Управления у заинтересованного лица истребованы документы, необходимые для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении.
12.03.2019 в Управление от заинтересованного лица поступили истребуемые документы.
По итогам выявленных нарушений 26.03.2019 Управлением в отношении заинтересованного лица, в присутствии законного представителя заинтересованного лица, составлен протокол N 06-5/23 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса, согласно которому заинтересованным лицом нарушены требования статей 11, 15, 29, 39 Федерального закона от 30.02.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 3, 4, 26.1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пунктов 5, 6, 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ГОСТ 32125-2013 "Консервы мясные. Мясо тушеное. Технические условия".
В соответствии со статьей 28.3, пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении в отношении общества направлены на рассмотрение в Арбитражный суд для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные требования и определяя конкретную меру наказания, суд первой инстанции руководствовался выводами о доказанности факта совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, виновности общества в его совершении и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о виновности общества являются ошибочными, поскольку не соответствуют конкретным обстоятельствам дела. При этом, выполняя указания, изложенные в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1766/20 от 18.05.2020, апелляционная инстанция разрешает вопрос о находящейся на ответственном хранении ООО "Регион-Снаб" арестованной продукции в силу ст.ст. 3, 24 Федерального закона N 29-ФЗ.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объектом административного правонарушения, установленного в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, являются правоотношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения по части 2 статьи 14.43 состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Исходя из положений пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011) установлено, что пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
На пищевую продукцию и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, распространяются нормы Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
В соответствии со статьей 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза.
В силу статьи 6 ТР ТС 021/2011 идентификация пищевой продукции проводится по ее наименованию и (или) ее признакам, изложенным в определении такой продукции в настоящем техническом регламенте или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и (или) визуальным, и (или) органолептическим, и (или) аналитическими методами.
Статьей 10 ТР ТС 021/2011 установлено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
На основании пункта 2 ТР ТС 034/2013 Технического регламента Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013), объектом технического регулирования настоящего технического регламента являются, в том числе, мясные и мясосодержащие консервы.
В соответствии с пунктами 9, 12, 13 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности.
Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны.
На основании пункта 7 ТР ТС 034/2013 в целях установления соответствия продуктов убоя и мясной продукции своему наименованию идентификация продуктов убоя и мясной продукции осуществляется путем сравнения внешнего вида и органолептических показателей с признаками, определенными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, установленных перечнем стандартов, применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия настоящему техническому регламенту или с определенными технической документацией признаками, в соответствии с которыми изготовлены продукты убоя и мясная продукция.
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81.
В названный Перечень входит, в том числе, ГОСТ 32125-2013 "Консервы мясные. Мясо тушеное. Технические условия".
Согласно пункту 5.1 ГОСТ 32125-2013 "Консервы мясные. Мясо тушеное. Технические условия" консервы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, вырабатываться по технологической инструкции изготовителя с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.
В соответствии с пунктом 5.1.3 ГОСТ 32125-2013 по органолептическим и физико-химическим показателям консервы должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (пункт 2 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 52-ФЗ, пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие (пункт 1). Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2). Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5). Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации (пункт 6).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 3 данного Закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Согласно статье 4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
- проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.
В силу статьи 26.1 Закона N 29-ФЗ за нарушение настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий либо оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу части 1 статьи 24 Закона N 29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота.
Из материалов дела следует, что между ООО "Регион-Снаб" и МКОУ "Юргамышская СОШ" заключен договор N 01/538 от 09.01.2019 на поставку продуктов питания (л.д. 34-37).
В соответствии с товарными накладными заинтересованным лицом были поставлены в МКОУ "Юргамышская СОШ" консервы кусковые мясные стерилизованные "Говядина тушеная высший сорт" "Пригожино", весом 338 г, дата изготовления 31.10.2018, изготовитель ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт".
По результатам лабораторных исследований административным органом установлено, что в консервах обнаружены клетки камеди, фрагменты грубой соединительной и костной тканей, фрагменты желез, многочисленные фрагменты кровеносных сосудов. Содержание консервов не соответствует органолептическим показателям: в разогретом состоянии обнаружена масса, состоящая из кусков мяса менее 30 г. (5 и 10 г.) с наличием грубой и губчатой соединительной ткани, хрящей, крупных кровеносных сосудов. Установлен также непривлекательный внешний вид мясных ингредиентов и не соответствие по химическим показателям: массовая доля белка 9,2 % +- 1,4 %, допустимый уровень не менее 15,0 %, массовая доля мяса и жира 44,0 % +- 0,5 %, допустимый уровень не менее 58,0 %.
Усмотрев, что указанные консервы не соответствуют требованиям нормативных актов, в том числе, ГОСТ 32125- 2013, Управление пришло к выводу о необходимости привлечения ООО "Регион-Снаб", как поставщика данной продукции, к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Однако, с этими выводами суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку такие выводы не основаны на материалах настоящего дела.
Судебная коллегия исходит из того, что перечисленные несоответствия/нарушения требований технического регламента к мясным консервированным продуктам явились следствием действий производителя продукта (изготовитель - ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт"), а лицо, привлекаемое к административной ответственности - ООО "Регион-Снаб" (поставщик продукции, продавец) на эти несоответствия влияния не оказало и при установленных по делу обстоятельствах оказать не могло.
Административным органом обществу вменено в вину нарушение требований ГОСТ 32125-2013, а также статьи 10 технического регламента ТС 021/2011, которой предписано, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Таким образом, в настоящем случае ООО "Регион-Снаб" как продавец продукции причастен лишь к хранению и перевозке названной продукции. Однако из материалов, собранных административным органом, невозможно определить, какие действия общества при хранении и перевозке продукции совершены с нарушением требований закона или какие действия не выполнены данным лицом, вопреки действующим нормам.
Самим же административным органом в протоколе об административном правонарушении N 06-05/23 от 26.03.2019 констатировано, что нарушений условий хранения, регламентируемых изготовителем, не выявлено (л.д. 12).
Также административным органом в протоколе указано, на то, что "обществом не осуществлен должный контроль за качеством реализуемой продукции, что создаёт прямую угрозу жизни и здоровью обучающихся в МКОУ "ЮСОШ" в части недополучения детьми полноценных белков и жиров в ежедневных рационах питания".
Судебная коллегия, однако, полагает эти утверждения Управления голословными применительно к процедуре доказывания вины общества по делам о привлечении к административной ответственности, где бремя такого доказывания лежит на административном органе. Так, наличие сведений о не соответствии качества продукции заявленному, само по себе не может свидетельствовать об опасности такой продукции для человека, соответственно этому, утверждения административного органа о причинении вреда здоровью граждан или об угрозе причинения такого вреда должны быть документально доказаны, а доказательства представлены в материалы дела.
Между тем, судебная коллегия, изучив все материалы дела и пояснения сторон, констатирует отсутствие подобных доказательств в материалах настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалы дела вовсе не было представлено каких-либо доказательств того, что продукция содержит недопустимые, токсичные или иные вредные для здоровья человека химические и иные примеси, а перечисленные недостатки конкретных консервированных продуктов, в том числе меньшее количество содержащихся в консервах белков и жиров, как-то соотносятся с тем вредом, который поименован в норме части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, инкриминируемой обществу.
Лабораторное исследование (контроль), проведенное административным органом в ходе проверки, лишь подтверждает обнаружение в консервной продукции перечисленных несоответствий ГОСТу и техническому регламенту, однако не устанавливало факта вреда или угрозы жизни и здоровью человека (протоколы лабораторных исследований N 1934 от 25.02.2019, N 1709 от 26.02.2019 л.д. 20-25).
Никаких сведений о том, что перечисленные несоответствия изъятой продукции техническим регламентам "повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений" материалы дела не содержат.
Экспертиза по делу для выяснения этого обстоятельства судом первой инстанции не проводилась, иных источников доказательств для разрешения этого вопроса стороны не указали.
Эти обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного решения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку опасность изъятой продукции для здоровья человека или наличие угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений административным органом не была доказана, то при таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях ООО "Регион-Снаб" не подтверждено наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, не соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Таким образом, имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
На основании части 3 статьи 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В силу статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно положениям части 1 статьи 24 Закона N 29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота.
Учитывая названные нормы права, поскольку обнаруженная в ходе проверки продукция (консервы кусковые мясные стерилизованные "Говядина тушеная высший сорт" "Пригожино", дата изготовления 31.10.2018, срок годности 3 года с даты изготовления, масса нетто 338 г, изготовитель ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт", адрес производства: Курганская область, г.Курган, ул. Некрасова, д. 1), арестованная согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 26.02.2019 и переданная на ответственное хранение заинтересованному лицу, не соответствует требованиям названных ТР ТС и ГОСТа, т.е. является некачественной, опасной и изъятой из оборота, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о направлении названной продукции на уничтожение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.09.2019 по делу N А34-3840/2019 отменить.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Регион-Снаб" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Продукцию: консервы кусковые мясные стерилизованные "Говядина тушеная высший сорт" "Пригожино", дата изготовления 31.10.2018 (изготовитель ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт") в количестве 278 банок весом 338 г. каждая, арестованную протоколом ареста товаров и иных вещей от 26.02.2019, уничтожить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3840/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области
Ответчик: ООО "Регион-Снаб"
Третье лицо: ООО "Курганский мясокомбинат "Стандарт", Представитель Грихуцек В.Г.
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1766/20
15.03.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1867/2021
28.07.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6801/20
18.05.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1766/20
26.12.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15550/19
19.09.2019 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-3840/19