Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 октября 2020 г. N Ф03-3988/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
29 июля 2020 г. |
А04-6024/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Гричановской Е.В., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 19.05.2020
по делу N А04-6024/2018
Арбитражного суда Амурской области
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618)
о взыскании 851602 руб. 83 коп.
третьи лица - администрация г. Белогорска (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986), Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1022800533172, ИНН 2801080146), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН 1112801012477, ИНН 2801168320)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное Управление" Министерства обороны (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (далее - ответчик) о взыскании за счёт казны Амурской области 682 461 руб. 88 коп. убытков за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 (с учётом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Белогорска, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 19.05.2020 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Министерство финансов Амурской области, не согласившись с решением суда, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что в спорный период тариф на тепловую энергию истцу не устанавливался, за заключением договора о компенсации выпадающих доходов истец также не обращался, в связи с чем, убытков на стороне истца не возникало и оснований для выплаты компенсации не имелось. Заявитель ссылается на температурный режим в регионе, влияющий на необходимый уровень тепловой энергии для исчисления затрат истца. В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что ввиду внесения населением платы помесячно на протяжении года, а не отопительного сезона, не имеет значение момент начала эксплуатации котельного оборудования истцом, так как право на компенсацию за 1 полугодие 2017 г. принадлежит предыдущему эксплуатанту. Кроме того, заявитель считает, что объём понесённых расходов не подтверждён документально.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ просит судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, уведомлённых надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляет снабжение тепловой энергией жилых многоквартирных домов, расположенных на территории г. Белогорска Амурской области.
Часть отапливаемых истцом в г. Белогорске жилых домов (г. Белогорск, Никольский военный городок, ДОС N N 10-14) находится в управлении ООО "Главное управление жилищным фондом", между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ООО "ГУЖФ" заключен договор теплоснабжения от 03.04.2018 N 04-03-28-01-85 (приложения NN 1/17 - 1/21 к договору).
По иным домам (г. Белогорск, пер. Томский, N 17А, 19; ул. Международная, 55, 57, 57Б, 57В) тепловая энергия предоставляется непосредственно жителям, так как сведения об управляющей организации отсутствуют.
Актом приема-передачи недвижимого имущества (объектов теплового хозяйства) N 2, подписанного сторонами, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России были переданы, в том числе, котельные, генерирующие тепловую энергию на указанные жилые дома, расположенных в г. Белогорске Амурской области (пункты 10, 13, 16 акта).
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.12.2016 N 178-пр/т установлен льготный тариф для оказания населению коммунальных услуг по подаче тепловой энергии в период с 01.01.2017 по 31.07.2017 для населения г. Белогорска, отпускаемой АО "ГУ ЖКХ", в размерах 2543,74 руб./Гкал и 2757,34 руб./Гкал.
Согласно приказу УГРиЦ АО от 25.12.2016 N 177-пр/т для АО "ГУ ЖКХ" установлен экономически обоснованный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения в размере 3362,81 руб./Гкал.
Между ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России (Теплоснабжающая организация) и Обособленным подразделением "Амурский" ООО "Главное управление жилищным фондом" (Исполнитель коммунальных услуг) был заключен договор теплоснабжения N 0403-28-01-85 от 03.04.2017, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных договором, подавать исполнителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом подачи.
Исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных договором, принимать и оплачивать принятый объем тепловой энергии и (или) теплоноситель, соблюдать режим их потребления, а так же обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Согласно пункту 1.3 договора отпуск тепловой энергии и (или) теплоносителя на объекты исполнителя (Приложение N 1) производится через присоединенную сеть на границе балансовой принадлежности сетей теплоснабжающей организации и сетей исполнителя, установленной актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 3).
В связи, с тем, что для фактически отпускаемой истцом населению с 01.04.2017 тепловой энергии льготный тариф в спорный период установлен не был, истец применял для расчетов за отпускаемую населению тепловую энергию льготный тариф, установленный для АО "ГУ ЖКХ": согласно приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25.12.2016 N 177-пр/т для АО "ГУ ЖКХ" установлен экономически обоснованный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения в размере 3362,81 руб./Гкал.
Согласно приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25.07.2017 N 71-пр/т, для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России установлен экономически обоснованный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения в размере 3517,04 руб./Гкал.
Исходя из указанной разницы в тарифах, по реестрам лицевых счетов с указанием площадей отапливаемых помещений и применяющемся в данном муниципальном образовании нормативом потребления коммунальных услуг, истцом определен объем выпадающих доходов, который составил за апрель 2017 - 283 867,61 рублей, за май 2017 - 283 867,61 рублей, июнь 2017 - 283 867,61 рублей.
В соответствии с Законом Амурской области от 24.12.2012 N 131-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области" истец, в целях компенсации недополученных доходов за оказанные в спорный период услуги по теплоснабжению ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, направил в МКУ "Управление ЖКХ администрации г. Белогорска" - уполномоченный орган муниципального образования г. Белогорск по предоставлению субсидий, заявления на получение субсидии на компенсацию выпадающих доходов за апрель 2017, за май 2017, июнь 2017 (исх. от 28.11.2017 NN 370/жэ(к)о/3/12/3056, 370/жэ(к)о/3/12/3057, 370/жэ(к)о/3/12/3058.
Письмом от 28.11.2017 истцом направлены проекты договоров об использовании субсидии за апрель, за май, июнь 2017.
Письмами от 22.01.2017 МКУ "Управление ЖКХ администрации г. Белогорска" отказало ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в предоставлении субсидии за спорный период в связи с тем, что субсидия на компенсацию выпадающих доходов за заявленный период направлена АО "ГУ ЖКХ".
Ссылаясь на то, что в результате невозмещения из бюджета субъекта Российской Федерации разницы в тарифах за период апрель, за май, июнь 2017 года ему причинены убытки в размере 682 461 руб. 88 коп. в виде недополученных доходов за поставленную тепловую энергию, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен на территории Амурской области Законом Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области".
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 131-ОЗ выпадающие доходы теплоснабжающих организаций определяются как разница между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, установленным теплоснабжающей организации для населения области, и льготным тарифом для населения области, умноженная на объем фактически оказанных населению услуг по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу.
Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям осуществляется путем предоставления субсидий на основании заключенных между органами местного самоуправления и теплоснабжающими организациями договоров на компенсацию выпадающих доходов (часть 2 статьи 4 Закона N 131-ОЗ).
Статьей 9 Закона N 131-ОЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Средства на реализацию государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Таким образом, Законом N 131-ОЗ фактически предусмотрена компенсация организациям, оказывающим коммунальные услуги, недополученных доходов, возникающих в виде разнице в тарифах в результате поставки ресурсов населению и потребителям, приравненным к населению.
В соответствии с пунктами 2-4 постановления Правительства Амурской области от 19.03.2013 N 104 "Об утверждении порядка расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой местным бюджетам на осуществление государственного полномочия по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установленных льготных тарифов для населения Амурской области" главным распорядителем средств субвенций является министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Размер субвенции рассчитывается в соответствии с Методикой формирования общего объема субвенций муниципальным образованиям на финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, предусмотренной Законом.
Перечисление субвенций осуществляется муниципальным районам и городским округам в установленном порядке на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с предельными объемами финансирования и в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых является субвенция.
Согласно п. 5, 7 постановления Правительства Амурской области от 19.03.2013 N 104, субвенция отражается в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и расходуется на компенсацию выпадающих доходов, а также на финансовое обеспечение материальных затрат на исполнение переданных полномочий. Главный распорядитель ежемесячно, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Минфин Амурской области отчет о расходовании субвенций в разрезе муниципальных образований по форме согласно приложению N 3 к вышеуказанному постановлению.
Из материалов дела следует, что перечисленные Амурской областью в лице главного распорядителя средств администрации г. Белогорска субвенции направлены на выплату компенсации выпадающих доходов за спорный период ресурсоснабжающей организации - АО "ГУ ЖКХ", как организации оказывающей услуги населению в спорный период.
Истцу, выступающему с 01.04.2017 ресурснабжающей организацией по поставке тепловой энергии на объекты, расположенные в г. Белогорске Амурской области по льготным тарифам в спорный период, отказано в предоставлении субсидий по мотивам утверждения лицу льготного тарифа только с 01.07.2017.
Таким образом, исходя из правового статуса истца как теплоснабжающей организации в силу положений пункта 11 статьи 2 Федерального закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который был приобретён с 01.04.2017, именно истец обладает правом на получение компенсации ввиду применения регулирующих тарифов.
Данный факт подтверждён материалами дела, а именно Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155, актами приема - передачи недвижимого имущества (объектов теплового хозяйства) N2, N5, а также договорами теплоснабжения.
В период с апреля по июнь 2017 истец нес расходы, связанные с этой деятельностью, продавая тепловую энергию по стоимости, равной тарифу для населения установленному ранее, поскольку в спорный период тариф истцу не был установлен.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, применение тарифа, установленного для другого лица, возможно, если к лицу, осуществляющему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа. Такой вывод согласуется с правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 09.03.2010 N 14231/09 по делу N А60-39531/2008-С1, и с правовой позицией, отраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 303-ЭС17-18242.
Специфика деятельности истца свидетельствует о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не имело возможности не поставлять тепло, поскольку с ним были заключены договоры теплоснабжения, а также исходя из особенностей правового регулирования деятельности, предусматривающей бесперебойную подачу тепловой энергии. Оснований считать, что утверждение тарифа в более поздний период обусловлено неправомерными действиями (бездействием) истца, в рассматриваемом случае также не имеется.
Таким образом, исходя из представленных в материалы дела доказательств и установленного нормативного регулирования деятельности в области теплоснабжения, следует, что истец, являясь теплоснабжающей организацией фактически нёс расходы на теплоснабжение и применял регулируемые тарифы ранее установленные для эксплуатанта перешедшего к истцу теплоснабжающего комплекса, в связи с чем, на стороне истца возникли убытки в виде межтарифной разницы, которые подлежат возмещению за счёт средств соответствующего бюджета.
Представленный расчёт подтверждён материалами дела. Доводы заявителя, сводящиеся к несогласию с размером взыскиваемых убытков, без предоставления опровергающих доказательств в порядке ст. 65 АПК РФ или контррасчёта убытков, подлежат отклонению.
Ввиду изложенного, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.05.2020 по делу N А04-6024/2018 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6024/2018
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ
Ответчик: Амурская область в лице министерства финансов Амурской области
Третье лицо: Администрация города Белогорска, Министерство ЖКХ Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (6024/18-1т и а.ж.; 8175/19-том 2)