Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2020 г. N Ф04-4362/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А46-3080/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6269/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.05.2020 по делу N А46-3080/2020 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шестакова Игоря Анатольевича (ИНН 552000034584, ОГРНИП 304550423000103) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, место нахождения: 644007, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете, изложенном в уведомлении от 09.01.2020,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Резанов Константин Сергеевич по доверенности от 16.03.2020 N 127;
от индивидуального предпринимателя Шестакова Игоря Анатольевича - Новоселов Андрей Васильевич по доверенности от 17.02.2020 N 12-01/20;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шестаков Игорь Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Шестаков И.А.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра Омской области, управление) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете, изложенного в уведомлении от 09.01.2020.
Определением арбитражного от 27.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.05.2020 по делу N А46-3080/2020 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Управления Росреестра по Омской области об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Звездова, изложенное в уведомлении от 09.01.2020 N КУВД-001/2019-12201717/11, на Управление Росреестра по Омской области возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Звездова, по заявлению от 01.10.2019 КУВД-001/2019-12201717, с управления в пользу ИП Шестакова И.А. взыскано 300 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что документы, свидетельствующие о наличии согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории обществом с заявлением об осуществлении кадастрового учета не представлено. Наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков само по себе не может выступать основанием для осуществления перераспределения, поскольку подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:120101:15343 образован путем перераспределения земельных участков 55:36:120101:40, 55:36:120101:161, 55:36:120101:14753, кроме того в результате перераспределения образовано еще два земельных участка 55:36:120101:15342, 55:36:120101:15344. Таким образом, исходя из межевого плана, земельный участок 55:36:120101:15343 образован не только из земельного участка 55:36:120101:40, но и частично из земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:14753, перераспределение которого проектом межевания территории не предусматривалось.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции безосновательно привлек к участию в деле в качестве третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области и не привлек Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
ИП Шестаковым И.А. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприниматель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель предпринимателя возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Согласно договору дарения от 07.12.2016 ИП Шестаков И.А. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:40 площадью 5595 кв. м с видом разрешенного использования: промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты IV-Vклассов опасности: обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 26.01.2017 N 55:36:120101:40-55/001/2017-2.
Из выписки из ЕГРН от 26.01.2017 N 55:36:100903:1114-55/001/2017-2 следует, что участок сформирован, предоставлен для размещения и эксплуатации нежилого здания лаборатории (кадастровый номер 55:36:100903:1114, площадь 2937,3 кв. м) и здания ремонтно-механического цеха (кадастровый номер 55:36:100903:1144, площадь 877,7 кв. м, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Как указывает заявитель, формирование земельного участка 55:36:120101:40 не позволяло полноценно обслуживать объекты недвижимости, расположенные на участке, осуществлять их ремонт или реконструкцию ввиду того, что южная и восточная границы участка проходят по внешним стенам упомянутых объектов недвижимости. С южной и восточной границ земельный участок заявителя граничит с земельным участком с кадастровым номером 55:36:120101:3460, находящимся в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования: "Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов", по документу: "Для строительства промышленных объектов и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ, коммунально-складских объектов IV-Vклассов опасности, для строительства пристройки к существующему зданию для размещения офисных помещений".
С целью перераспределения земельного участка 55:36:120101:40 (находящегося в собственности заявителя) и земельного участка 55:36:120101:3460 (находящегося в муниципальной собственности) и определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, для обеспечения текущей деятельности существующих зданий и сооружений и благоустройства прилегающей территории предприниматель в 2017 году обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о подготовке проекта межевания части элемента планировочной структуры N 12 в границах улицы Омской, улицы 14-я Линия, улицы 17-я Линия, улицы Звездова проекта планировки территории, расположенной в границах: улиц Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-я Разъезд - улиц Бердникова - улица Ипподромная в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска Омской области.
Постановлением Администрации г. Омска от 21.06.2019 N 488-п "Об утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден проект межевания территории элемента планировочной структуры N 12 планировочного района II проекта планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная -улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в составе чертежа межевания территории элемента планировочной структуры N12 планировочного района II проекта планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в указанных выше границах, таблицы "Перечень и сведения о площади земельных участков, в том числе возможные способы их образования", согласно приложению N2 к постановлению, таблицы "Сведения о видах разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки", согласно приложению N3 к постановлению, таблицы "Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд" согласно приложению N4 к постановлению, таблицы "Перечень координат характерных точек границ межевания территории" согласно приложению N5 к Постановлению N 488-п.
Указанным постановлением также определено направить материалы утвержденного проекта межевания территории, указанного в пункте 1 Постановления, в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области.
С целью упорядочения границ земельных участков ввиду того, что объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:120101:15130, принадлежащий заявителю, оказался расположен частично одновременно на трех участках (кадастровые номера: 55:36:120101:14753, 55:36:120101:40 и 55:36:120101:161), по заявлению предпринимателя подготовлен межевой план и поставлен на кадастровый учет новый земельный участок с кадастровым номером 55:36:120101:15344, который образован, в том числе, путем "прирезания" к нему части (площадью 405 кв. м) земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:40, в результате чего земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120101:14753, 55:36:120101:40 и 55:36:120101:161 прекратили свое существование, т.к. "отрезанные" от них части "легли" в основу участка с номером 55:36:120101:15344, и, соответственно, земельный участок 55:36:120101:40 в результате изменения его границы (западной) и уменьшения площади (с 5595 кв. м до 5190 кв. м уменьшился на 7%.
Таким образом, в результате перераспределения земельных участков с целью приведения в соответствие границ земельных участков и расположенных на них объектах недвижимости, находящихся в собственности заявителя, образованы новые земельные участки, в частности, вместо земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:40 был образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:120101:15343.
В ответ на обращение заявителя о получении согласия на образование земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка 55:36:120101:40 и земельного участка 55:36:120101:3460 (из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена) Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письмом от 15.08.2019 N Исх-ОГ-ДАГ09/1838 указал, что "проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 21.06.2019 N 488-п предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:40 и земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:3460 (площадью 5276+/-1 кв. м) с образованием земельного участка N 12.16 площадью 7711 кв. м, с видом разрешенного использования "промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты 1V-V классов опасности: обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ".
В результате кадастровых работ кадастровым инженером 30.09.2019 подготовлен межевой план по образованию двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120101:15343 и 55:36:120101:3460. Доступ к земельным участкам обеспечен через земли общего пользования. Вид разрешенного использования для образованных участков определен в соответствии с проектом межевания территории для образованных участков 12.16, 12.17 -"Промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты IV - V классов опасности: обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ".
В связи с тем, что в период подготовки проекта межевания территории заявитель, как собственник исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:40, произвёл работы по перераспределению земельных участков для упорядочения землепользования и формирование земельного участка под вновь построенным зданием, в состав перераспределяемых земельных участков вошёл земельный участок кадастровым номером 55:36:120101:15343, для которого земельный участок с кадастровым номером 55:36:120101:40 является исходным.
Как указывает заявитель, площадь земельного участка 55:36:120101:15343 в результате перераспределения составила 7305 кв. м, что не соответствует площади по проекту межевания 7711 кв. м, (расхождение 406 кв. м, что менее 10% от площади проектируемой) ввиду невозможности формирования земельного участка по границам, установленным проектом межевания, поскольку в противном случае граница вновь образованного земельного участка будет пересекать объект капитального строительства с кадастровым номером 55:36:120101:15344, что действующим законодательством запрещено.
Площадь земельного участка 55:36:120101:3460 в результате перераспределения составила 3161 кв. м, что соответствует площади по проекту межевания 3163 кв. м.
01.10.2019 предприниматель обратился в Управление Росреестра Омской области с заявлением для осуществления действий по государственному кадастровому учету. К заявлению приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120101:15343, 55:36:120101:3460.
07.10.2019 заинтересованным лицом принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в срок до 07.01.2020 ввиду отсутствия документов, свидетельствующих о наличии согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В ответ на запрос государственного регистратора об уточнении информации Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска письмом от 18.10.2019 N 09/9524 указал на наличие письма-согласия от 15.08.2019 N Исх-ОГ-ДАГ 09/1838, выданного в ответ на заявление ИП Шестакова И.А. от 07.08.2019 о выдаче согласия на образование земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка 55:36:120101:40 и земельного участка 55:36:120101:3460 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утвержденным Постановлением Администрации города Омска от 21.06.2019 N 488-п.
При этом письмом от 21.10.2019 N 09/10592 Департамент сообщил, что перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120101:15343 и 55:36:120101:3460 проектом межевания территории не предусмотрено.
В связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, 09.01.2020 заинтересованным лицом принято решение об отказе предпринимателю в государственном кадастровом учете.
Полагая, что решение Росреестра по Омской области об отказе в государственном кадастровом учете не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя, ИП Шестаков И.А. обратился в суд с соответствующим требованием.
28.05.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 4 части 1 статьи 39.27 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в, в том числе, в случае, если границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункт 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
В силу пункта 11 статьи 39.29 ЗК РФ лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Пунктом 10 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом, из приведенных положений пункта 11 статьи 39.29 ЗК РФ и пункта 10 статьи 14 Закона N 218-ФЗ следует, что кадастровый учет в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется на основании решения уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Администрации г. Омска от 21.06.2019 N 488-п "Об утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден проект межевания территории элемента планировочной структуры N 12 планировочного района II проекта планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - проект межевания территории) в составе:
- чертежа межевания территории элемента планировочной структуры N 12 планировочного района II проекта планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
- таблицы "Перечень и сведения о площади земельных участков, в том числе возможные способы их образования", согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
- таблицы "Сведения о видах разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки", согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
- таблицы "Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд" согласно приложению N 4 к настоящему постановлению;
- таблицы "Перечень координат характерных точек границ межевания территории", согласно приложению N 5 к настоящему постановлению.
Департамент архитектуры письмами от 15.08.2019 и от 28.11.2059 подтвердил, что проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 21.06.2019 N 488-п предусмотрено перераспределение земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:40 и земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:3460 (площадью 5276+/-1 кв.м) с образованием земельного участка N 12.16 площадью 7711 кв.м, с видом разрешенного использования "промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты IV-V классов опасности: обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ".
При этом земельный участок 55:36:120101:15343, образованный в результате преобразования земельных участков 55:36:120101:40 и 55:36:120101:3460, в указанном выше письме не упомянут, конфигурация границ участка не совпадает с указанной в приложении к постановлению Администрации N 488-п.
В соответствии с письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" Омской области от 15.06.2015 N 10-1775-КЛ "О конфигурации образуемого земельного участка", образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка; при проведении кадастровых работ и подготовке межевого плана должны учитываться сведения, содержащиеся в указанных документах, в том числе о границах образуемого земельного участка.
При этом необходимо учитывать, что проект межевания территории и схема расположения земельного участка подготавливаются до выполнения соответствующих кадастровых работ, в связи с чем, возможны расхождения в сведениях о местоположении границ и площади земельного участка, содержащихся в проекте межевания территории (схеме расположения земельного участка) и в межевом плане.
Пунктом 8 части 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, на десять и более процентов отличается от площади такого земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории, в схеме расположения земельного участка либо в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Вместе с тем в рассматриваемом случае площадь первого земельного участка в результате перераспределения составила 7305 кв. м (площадь по проекту межевания 7711 кв.м.) (расхождение составило менее 10% от проектируемой площади). Площадь второго земельного участка (55:36:120101:3460) в результате перераспределения составила 3161 кв. м, что соответствует площади по проекту межевания (3163 кв. м ).
Более того, из выписки из ЕГРН усматривается, что земельный участок 55:36:120101:15343 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:40, перераспределение которого постановлением Администрации города Омска от 21.06.2019 N 488-п предусмотрено.
Таким образом, поскольку заявителем при обращении в числе прочих необходимых документов представлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков 55:36:120101:40 и 55:36:120101:3460, при этом участок 55:36:120101:15343 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:120101:40 (исходный по отношению к участку 55:36:120101:15343), суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у управления оснований для приостановления и последующего отказа заявителю в государственном кадастровом учете земельного участка, поскольку заявитель выполнил все требования законодательства и представил пакет необходимых документов.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции безосновательно привлек к участию в деле в качестве третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области и не привлек - Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку необходимость привлечения соответствующего лица к участию в деле оценивается судом исходя из фактических обстоятельств каждого конкретного дела. Привлечение третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора по инициативе суда является в соответствии со статьей 51 АПК РФ правом, а не обязанностью суда. Ходатайство о привлечении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в качестве третьего лица спорящими сторонами не заявлялось. Управлением в апелляционной жалобе не указано каким образом и чьи права нарушены вследствие непривлечения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к участию в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. При этом спорные отношения не затрагивают права и обязанности Департамента.
При изложенных обстоятельствах решение арбитражного суда является законным, поскольку его выводы о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Управление Росреестра по Омской области при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 28.05.2020 по делу N А46-3080/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3080/2020
Истец: ИП Шестаков Игорь Анатольевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА" ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ