Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2020 г. N Ф07-12834/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
30 июля 2020 г. |
Дело N А05-15532/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 июля 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 мая 2020 года по делу N А05-15532/2019,
УСТАНОВИЛ:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры" (ОГРН 1022900838003, ИНН 2902034146; адрес: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, улица Адмирала Нахимова, дом 2а; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; далее - администрация) о признании недействительными пунктов 20 - 25 предписания от 26.09.2019 N ЛК-05/191П.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 мая 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Полагает, что места общего пользования в коммунальной квартире не могут признаваться общедомовым имуществом, поскольку принадлежат и используются не всеми собственниками жилых и нежилых помещений, а лишь собственниками комнат этой коммунальной квартиры, и являются общим имуществом в коммунальной квартире.
Администрацией отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в связи с коллективным обращением граждан, проживающих в доме N 4 по улице Дзержинского в городе Северодвинске Архангельской области, администрация на основании приказа от 09.09.2019 N ЛК-05/191 в рамках лицензионного контроля в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами провела в отношении предприятия внеплановую выездную проверку.
По результатам проверки составлен акт от 26.09.2019 N ЛК-03/191А, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе выразившиеся в том, что с 1 по 5 этажи в общих коридорах, в помещениях умывальных, кухонь, душевых и туалетов не производится уборка (обтирание подоконников, оконных ограждений, полотен дверей, дверных ручек, мытье окон, стен, подметание мытье полов); отдельными местами имеется неисправность отделочного слоя стен и потолков (выявлены следы протечек, растрескивание и отслоение), штукатурного слоя стен и потолков, отсутствуют крышки на распределительных коробках, неисправны осветительные приборы (отсутствуют плафоны и осветительные элементы, выявлены оголенные провода), имеется неисправность покрытия пола (линолеума, керамических плиток и плиток ПВХ).
В связи с выявленными нарушениями предприятию выдано предписание от 26.09.2019 N ЛК-03/191П, в котором отражены изложенные в акте проверки нарушения и в пунктах 20 - 25 предприятию предложено устранить в срок 01.07.2020 нарушения, выявленные с 1-го по 5-й этажах в общих коридорах, в помещениях умывальных, кухонь, душевых и туалетов:
выполнить уборку (обтирание подоконников, оконных ограждений, полотен дверей, дверных ручек, мытье окон, стен, подметание, мытье полов);
восстановить отдельными местами отделочный слой стен и потолков (устранить наличие следов протечек, растрескивания и отслоение);
восстановить отдельными местами штукатурный слой стен и потолков;
восстановить отдельными местами крышки на распределительных коробках;
обеспечить надлежащее техническое состояние отдельными местами осветительных приборов;
восстановить покрытия пола (линолеума, керамических плиток и плиток ПВХ).
Не согласившись с пунктами 20-25 указанного предписания, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (подпункт "а"), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (подпункт "д").
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
В силу части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно части 3 той же статьи Кодекса квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).
Понятие многоквартирного дома в ЖК РФ и в Правилах N 491 не приведено.
Вместе с тем, как следует из пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Предприятие является организацией, в управлении которой находится спорный многоквартирный дом.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 10.02.1999, спорный дом имеет статус жилого дома.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Исходя из указанных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в здании, необходимо учитывать, для каких целей предназначались первоначально помещения и как они в связи с этим использовались.
Следовательно, критерием отнесения помещения к общему имуществу здания является, в частности, его функциональное назначение, связанное с необходимостью обслуживания всех или нескольких помещений в здании, принадлежащих различным собственникам.
До принятия ЖК РФ (29.12.2004) в соответствии с письмом Минжилкомхоза РСФСР от 09.03.1977 N 15-1-103 "О классификации помещений зданий гражданского назначения" к жилым домам относились дома квартирного и коридорного (гостиничного) типа, общежития, спальные корпуса интернатов, пансионатов, дома для престарелых и другие (пункт 1 письма).
При этом, как следует из пункта 2 названного письма, в жилых домах коридорного типа предусматривается группировка жилых помещений не вокруг лестничной клетки, а вдоль поэтажных коридоров.
Согласно пункту 6 этого же письма основными помещениями общежитий являются спальные комнаты. Комнаты в общежитиях к числу квартир не относятся.
Судом первой инстанции на основании указанного технического паспорта, пояснений сторон, поэтажных планов установлено, что спорный дом является пятиэтажным, имеет коридорную систему и состоит из жилых комнат, которые выходят на общий коридор, идущий вдоль этажа. На каждом из пяти этажей имеются места общего пользования: коридоры, туалеты, бытовые комнаты, умывальни, шкафы, кухни и подсобные помещения. Душевые комнаты расположены только на первом этаже. Жилые комнаты принадлежат жильцам дома на праве собственности; кухни и подсобные помещения используются собственниками комнат на данном этаже совместно.
Как верно отметил суд, то обстоятельство, что каждый этаж в доме отделен от лестничных клеток дверями, преграждающими доступ иным, не проживающим на этом этаже лицам, правового значения не имеет.
Таким образом, жилые комнаты спорного дома не отвечают требованиям, предъявляемым к квартирам, установленным положениями статьи 16 ЖК РФ, поскольку состоят лишь из жилого помещения, не являются структурно обособленными помещениями и не имеют помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Указанный вывод суда предприятием документально не опровергнут.
В материалах дела отсутствуют доказательства в подтверждение того, что приобретенные жильцами в частную собственность комнаты переоборудованы в квартиры в понятии, придаваемом им частью 3 статьи 16 ЖК РФ, то есть с отдельными санузлами, кухнями, межкомнатными коридорами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции справедливо заключил, что спорный дом является жилым домом коридорного типа с расположенными на этажах общими для всех жителей коридорами, туалетами, кухнями, бытовыми помещениями.
Находящиеся в рассматриваемом многоквартирном доме поэтажные коридоры, кухни, бытовые и подсобные помещения не являются частью коммунальной квартиры в смысле, придаваемом частью 1 статьи 41 ЖК РФ, а отвечают понятию общего имущества многоквартирного дома, приведенному в пункте 2 Правил N 491.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, администрация пришла к обоснованному выводу о том, что именно в обязанности предприятия как управляющей организации входит устранение неисправностей систем электроснабжения, освещения, отделочного и штукатурного слоя стен и потолков, покрытия пола в помещениях общего пользования, а также уборка мест общего пользования, а именно: коридоров, кухонь, душевых и туалетов (обтирание подоконников, оконных ограждений, полотен дверей, дверных ручек, мытье окон, стен, подметание и мытье полов).
Оспариваемое предписание выдано администрацией в пределах полномочий, которые следуют из положений статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, статей 129, 130 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями".
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя и признания предписания администрации в оспариваемой части недействительным.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 мая 2020 года по делу N А05-15532/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15532/2019
Истец: МУП Северодвинское "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Северодвинск"