Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 декабря 2020 г. N Ф08-9800/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2020 г. |
дело N А53-6659/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя истца Бойко О.А. по доверенности от 26.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никишаева Владимира Юрьевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2020 по делу N А53-6659/2020 по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области к ответчику индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никишаеву Владимиру Юрьевичу, при участии третьего лица Администрации Ремонтненского района Ростовской области, о взыскании суммы гранта
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никишаеву Владимиру Юрьевичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании денежных средств в размере 5 223 600 рублей полученных в качестве гранта на развитие материально-технической базы.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что бланк Заявления на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы, поданного ответчиком 16.05.2018, содержит в себе информацию о том, что заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течении последних трех лет и не являлся участником коммерческой организации, за исключением КФХ, главой которого он является. Вышеуказанная информация уже была обозначена в бланке и изменению не подлежала, как и не было предоставлено право выбора ответа, к примеру "да" "нет". Ответчик добросовестно исполняет обязанности, изложенные в Соглашении. В период действия Соглашения им не была представлена недостоверная информация. Сумма гранта была получена ответчиком обоснованно, а именно на основании Соглашения, которое не было признано судом недействительным.
Министерство с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы отзыва, ответчик и третье лицо явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в мае 2018 года индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Никишаев В.Ю. обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области с заявкой на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
19.06.2018 между министерством, Никишаевым В.Ю. и администрацией Ремонтненского района Ростовской области заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы N 108. В соответствии с условиями вышеназванного Соглашения министерство приняло на себя обязательство направить на лицевой счет ответчика грант в размере 5 223 600 рублей.
Свои обязательства по предоставлению ответчику средств гранта в размере 5 223 600 рублей министерство выполнило в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 17.07.2018 N 740287.
Счетной палатой Российской Федерации в 2019 году в результате контрольных мероприятий установлено, что Никишаев В.Ю. в период с 10.02.2017 по настоящее время является участником ООО "Лидер" (ОГРН 1176196006832).
Данное обстоятельство послужило основанием для вывода министерства о незаконном получении предпринимателем средств гранта и необходимости возврата денежных средств.
Министерство в адрес ответчика направило претензию от 26.11.2019 N 34.6/1201, в которой потребовало возвратить средства гранта в сумме 5 223 600 рублей в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.
Ответ на указанную претензию в министерство не поступил.
Поскольку в добровольном порядке предприниматель средства гранта не возвратил, министерство 04.03.2020 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
На основании части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок предоставления указанного вида государственной поддержки регламентирован Положением о порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 14.02.2017 N 83 и действовавшим на момент заключения соглашения о предоставлении гранта (ред. от 25.04.2018).
Пунктом 1.4 раздела 1 Положения установлено, что министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление субсидии, и уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области по распределению средств, поступивших из федерального бюджета на предоставление субсидии.
Уровень софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, на 2018 год установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2017 N 1476-р "Об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" и по Ростовской области составляет 87%.
Грант на развитие семейной животноводческой фермы предоставляется при соблюдении получателем условий, установленных пунктом 2.13 Положения и пунктом 5 приложения N 2 к Положению.
Кроме того, пунктом 7 приложения N 5 к Положению предусмотрены требования, которые предъявляются к получателям государственной поддержки. В числе прочих требований подпунктом 7.2 пункта 7 приложения N 5 к Положению предусмотрено, что участник конкурсного отбора не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
В целях получения вышеуказанного вида государственной поддержки Никишаев В.Ю. представил в министерство заявление на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 16.05.2018 N 1 и необходимые документы, предусмотренные Положением.
В пункте 4 вышеуказанного заявления указано, что участник конкурсного отбора - ИП глава КФХ Никишаев В.Ю. не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Как следует из материалов дела, в целях получения гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства Никишаев В.Ю. представил в министерство заявление от 16.05.2018, содержащее недостоверные сведения о том, что он не являться учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является претендент на получение гранта, что подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ от 27.12.2019 N ЮЭ9965-19-130349106 (пункт 42).
Следовательно, на дату представления заявления на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 16.05.2018 Никишаевым В.Ю. не выполнено условие предоставления государственной поддержки, предусмотренное пунктом 7 приложения N 5 к Положению.
Таким образом, факт предоставления Никишаевым В.Ю. недостоверных сведений о том, что он не являтся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является претендент на получение гранта, является нарушением условий получения гранта и влечет обязанность получателя гранта возвратить полученные денежные средства в полном объеме.
Предоставление ответчиком недостоверных сведений позволило ИП Главе КФХ Никишаеву В.Ю. принять участие в конкурсном отборе и получить субсидию, лишив этой возможности другого претендента на получение субсидии в виде гранта.
В соответствии с пунктами 4.2-4.5 раздела 4 Положения, подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 раздела 5 Соглашения в случае установления фактов необоснованного получения субсидии, невыполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных Соглашением, а также представления получателем субсидии недостоверных сведений министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет получателя субсидии об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата субсидии в областной бюджет в полном объеме.
Получатель гранта обязан в течение 20 рабочих дней со дня получения вышеуказанного уведомления перечислить необоснованно полученный грант в областной бюджет в полном объеме.
В случае неперечисления получателем гранта полученного гранта в областной бюджет по вышеуказанным основаниям и в установленные сроки, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.
Досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден и не оспаривается ИП Главой КФХ Никишаевым В.Ю.
Таким образом, установленные судом первой инстанции факты предоставления недостоверных сведений были направлены на получение предпринимателем субсидии в нарушение установленного порядка, в связи с чем, исковые требования министерства являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Из текста апелляционной жалобы следует, что предприниматель признал факт предоставления недостоверных сведений о том, что он не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является.
Доводы об обязанности проверки министерством указанных в заявлении сведений отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2020 по делу N А53-6659/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
С.В Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6659/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Никишаев Владимир Юрьевич, Никишаев Владимир Юрьевич
Третье лицо: Администрация Ремонтневского района Ростовской области, Администрация Ремонтненского района Ростовской области