Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф05-18665/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
04 августа 2020 г. |
Дело N А40-284217/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ГОРГАЗ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2020 по делу N А40-284217/19 (93-2287)
по заявлению ООО "ГОРГАЗ"
к ФАС России
третье лицо: Региональная служба по тарифам Ростовской области
об оспаривании письма,
при участии:
от заявителя: |
Аксенова В.П. по дов. от 11.12.2014; |
от ответчика: |
Иванова У.В. по дов. от 20.03.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Горгаз" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании письма ФАС России (далее также - ответчик) от 12.07.2019 N АГ/60565/19 "О разъяснении законодательства".
Решением суда от 26.02.2020, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в порядке ст.262 АПК РФ представил отзыв на жалобу.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя и ответчика, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что в ФАС России поступило обращение Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13.06.2019 N 40.1/1598 по вопросу возможности утверждения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее также - Плата за технологическое присоединение), в отсутствие установленного тарифа на транспортировку газа по газораспределительным сетям.
В ответ на данное обращение ФАС России в своем письме от 12.07.2019 N АГ/60565/19 "О разъяснении законодательства", в том числе указало, что хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа по принадлежащему ему на правах собственности или иных законных основаниях газопроводу, является субъектом естественных монополий, его деятельность по транспортировке газа подлежит государственному регулированию и оплата оказанных услуг осуществляется по тарифам, утверждаемым уполномоченным органом федеральной исполнительной власти (ФАС России).
Рассмотрение вопроса об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям возможно только после введения в отношении хозяйствующего субъекта государственного регулирования и контроля, а также включения хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам" (далее - Реестр), который формирует и ведет ФАС России.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "Горгаз" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами в порядке ст.71 АПК РФ подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее также - Положение о ФАС России), ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции органа.
Обращения, поступающие в ФАС России, подлежат рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В ответ на поступившее от Региональной службы по тарифам Ростовской области обращение от 13.06.2019 N 40.1/1598 по вопросу возможности утверждения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее также - Плата за технологическое присоединение), в отсутствие установленного тарифа на транспортировку газа по газораспределительным сетям, ФАС России в своем письме от 12.07.2019 N АГ/60565/19 "О разъяснении законодательства" указала, что, исходя их положений нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере газоснабжения, Плата за технологическое присоединение может быть установлена только в отношении газораспределительной организации, которая, в том числе осуществляет услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Из положений статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" следует, что специализированная организация в сфере газоснабжения должна, в том числе оказывать услуги, связанные с подачей газа непосредственно потребителям.
В соответствии с п.3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее также - Правила поставки газа), статус газораспределительной организации определяется, в том числе таким обязательным признаком как оказание услуг, связанных с транспортировкой газа.
На основании п.2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, газораспределительная организация - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.
При этом в силу прямого указания п.2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, "исполнителем" может быть именно газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей.
Таким образом, организация, планирующая осуществлять подключение объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и обратившаяся за установлением Платы за технологическое присоединение, должна заниматься оказанием услуг, связанных с транспортировкой газа, что возможно только при наличии установленного тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
При таких данных является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что изложенные в оспариваемом письме ФАС России разъяснения соответствуют нормам действующего законодательства.
Кроме того, суд также обоснованно отметил в своем решении, что сама по себе позиция, изложенная в письме ФАС России, не влечет изменения правового регулирования соответствующих отношений заявителя, поскольку в силу ст.23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются исключительно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, к которым и относится Региональная служба по тарифам Ростовской области.
При этом решение Региональной службы по тарифам Ростовской области может быть самостоятельным предметом судебного обжалования и разрешение фактически адресованных к ней требований в рамках настоящего спора не может признаваться надлежащим способ защиты нарушенных прав.
Обязанность заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из ч.1 ст.4, ч.1 ст.65, ч.1 ст.198 и ч.2 ст.201 АПК РФ, между тем в рассматриваемом случае нарушение оспариваемым письмом ФАС России своих прав и законных интересов Общество не доказало.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2020 по делу N А40-284217/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-284217/2019
Истец: ООО "ГОРГАЗ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Арбитражный суд Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18665/20
04.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17239/20
26.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-284217/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-284217/19