Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 октября 2020 г. N Ф05-15408/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
04 августа 2020 г. |
Дело N А40-2809/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Вертикаль"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2020 по делу N А40-2809/2020
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль"
к Администрации поселения Московский
о признании незаконными действий,
в присутствии:
от заявителя: |
Сагенбаев И.А. по дов. от 01.01.2020; |
от заинтересованного лица: |
Поплавская А.Г. по дов. от 23.10.2019; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2020, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконными действий Администрации поселения Московский (далее - заинтересованное лицо, Администрация), выразившихся в проведении мониторинга жилищного фонда в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, г. Московский, 3 мкрн., д. 4.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, считает, что решение суда является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель Администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Вертикаль" является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, г. Московский, 3 мкрн., д.4.
По результатам внеплановой выездной проверки Государственной жилищной инспекцией города Москвы (Госинспекция по недвижимости) вынесены Постановления от 01 октября 2019 года N Н-368/19 и N Н-369/19, которыми Общество и его генеральный директор Перепечаева А.О. были признаны виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей соответственно.
Постановление N Н-368/19 от 01 октября 2019 года было оспорено Обществом в Арбитражном суде города Москвы (дело N А40-278026/2019). Постановление N Н-369/19 от 01 октября 2019 года - в Щербинском районном суде города Москвы (дело N 12-1334/2019).
При ознакомлении с материалами судебного дела N 12-1334/2019 в Щербинском районном суде города Москвы 11 декабря 2019 года Заявителю стало известно, что основанием для проведения выездной внеплановой проверки жилищной инспекцией города Москвы явилось направленное Администрацией уведомление по результатам проведенного (в том числе и в многоквартирном дом N 4) мониторинга жилого фонда, в орган жилищного надзора г. Москвы.
Полагая, что действия Администрации по проведению мероприятий по мониторингу жилого фонда в многоквартирном доме незаконны и нарушают права заявителя, ООО "Вертикаль" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу, что действия Администрации соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.
Оспаривая решение суда, Общество указывает, что суд необоснованно не применен Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Данный довод заявителя жалобы отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Судом установлено, что согласно п. 3 ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, осуществляется проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований, в том числе в целях определения наличия системы мониторинга состояния системы теплоснабжения.
Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду).
Согласно п. 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений.
В силу п. 4 Правил оценки готовности к отопительному периоду в отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил и проводимых мероприятий по подготовке к отопительному периоду лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с подп. 2 ч. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения.
Таким образом во исполнение вышеуказанных требований целью комиссии по оценке готовности к отопительному периоду, созданной органами местного самоуправления поселения, является мониторинг надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергией.
Согласно п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены, в том числе, состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери).
Кроме того, в соответствии с п. 2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее Правил), обязательных для исполнения органами местного самоуправления, контроль за ходом работ по подготовке жилищного фонда к зиме (к отопительному сезону) осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
На основании вышеизложенных требований законодательства представители администрации поселения Московский участвуют в сезонном обследовании состояний многоквартирных домов на подведомственной территории, а именно, входят в состав комиссий по подготовке жилищного фонда поселения Московский к сезонной эксплуатации и отопительному периоду, в рамках которых осуществляют мониторинг (наблюдение, осмотр) готовности многоквартирных домов к сезонной эксплуатации и отопительному периоду с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья жителей в границах поселения.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465 "О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда" целью осмотров многоквартирных домов является выявление неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования зданий. Готовность жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период оформляется паспортом, в котором указывается оценка состояния основных конструктивных элементов здания: входных дверей, оконных заполнений и дверей на лестничных клетках и в квартирах (исправность, наличие доводчиков и автоматических запирающих устройств), выполнение противопожарных мероприятий (система ДУ и ППА).
Согласно п. 2.6.2 Правил при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), оконных и дверных заполнений; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Таким образом, в рамках контроля подготовки многоквартирного дома по адресу: г. Московский, мкр. 3, д. 4 к сезонной эксплуатации в осенне-зимний период 2019-2020 гг. сотрудниками администрации поселения Московский осуществлен выход на указанный объект и мониторинг готовности указанного дома к сезонной эксплуатации в осенне-зимний отопительный период, то есть визуальный осмотр текущего состояния многоквартирного дома, при котором установлены факты: многочисленных несанкционированных надписей на дверях, стеклах и поручнях, отслоения штукатурного-окрасочного слоя, нарушения теплового контура, отсутствия оконных заполнений, установки пожароопасных вставок в межэтажных дверях и отсутствия средств пожаротушения в указанном многоквартирном доме, что свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровья жителей указанного дома и не отвечает требованиям Регламента работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 02.12.2013 N 05-14-381/3.
Поскольку Заявитель, являясь управляющей организацией, то он обязан соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
В соответствии с п. 18 (1) постановления Правительства Москвы от 28.01.2014 N 15-1111 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, образца удостоверения государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции города Москвы и о внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" органы местного самоуправления информируют Мосжилинспекцию о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить готовность инженерных систем. осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Поскольку выявленные в ходе осмотра нарушения являлись нарушением лицензионных требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", а именно, требование об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрация поселения Московский во исполнения действующего законодательства направила указанную информацию начальнику Жилищной инспекции по ТиНАО Костылеву В.А. для принятия мер в рамках компетенции.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами. законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений укачанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Учитывая изложенное, участие представителей администрации поселения Московский в сезонном обследовании состояний многоквартирных домов на подведомственной территории, а именно, вхождение в состав комиссий по подготовке жилищного фонда поселения Московский к сезонной эксплуатации и отопительному периоду, в рамках которых осуществляется мониторинг (наблюдение, осмотр) готовности многоквартирных домов к сезонной эксплуатации и отопительному периоду с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья жителей в границах поселения, не является предметом регулирования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, порядок проведения проверок, а также порядок оформления результатов проверки, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ не может применяться при реализации полномочий органа местного самоуправления по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, в рамках Приказа Минэнерго России от 12.03.2013 N 103, и при осуществлении контроля за ходом работ по подготовке жилищного фонда к зиме (к отопительному сезону) в соответствии с п. 2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищной" фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Судом также дана оценка доводу заявителя о том, что действия органа местного самоуправления по проведению мониторинга с последующим обращением в орган жилищного надзора являются актами недобросовестной конкуренции и использованием административного ресурса в целях получения доминирующего положения на рынке жилищно-коммунальных услуг города Московский.
Указанный довод признан необоснованным поскольку решение о выборе управляющей организации принимают собственники помещений в многоквартирном доме.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2020 по делу N А40-2809/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2809/2020
Истец: ООО "ВЕРТИКАЛЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКИЙ