г. Москва |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А40-172624/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А.Яцевой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л. Захаровым, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2023 по делу N А40-172624/23-144- 1328,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Фисенко Г.С. - по дов. от 18.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, заинтересованное лицо), оформленного уведомлением от 29.05.2023 N КУВД-001/2023-6483447/10 об отказе во внесении изменений сведений в ЕГРН в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0004007:10021, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 8-я Соколиной Горы, д. 15, корп. 16, о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности провести регистрационные действия по внесению изменений в сведения ЕГРН.
Решением арбитражного суда города Москвы от 15.11.2023, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Департамента, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0004007:10021, общей площадью 349,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. 8-я Соколиной Горы, д. 15, корп. 16.
Уведомлением от 29.05.2023 N КУВД-001/2023-6483447/10 государственным регистратором сообщено об отказе в осуществления регистрационных действий на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ. Свое решение регистратор мотивировал тем, что выявлены противоречия между сведениями ЕГРН и графическими планами вновь образованных помещений на 1 этаже, в части отображения контура здания, а именно выявлены работы по закладке дверных проемов в наружных и внутренних несущих стенах с демонтажем дверных блоков, образование входных групп, образование санузлов, закладка оконных блоков по периметру здания, переоборудование оконных проемов в дверные, в том числе демонтаж подоконной зоны, а так же устройство дверных проемов и изменение габаритов существующих, во внутренних несущих стенах.
Посчитав, что уведомление регистрирующего органа не соответствует закону, нарушает его законные права и интересы, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В силу п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.1 ч.4 ст. 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Согласно Закону о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Закона о регистрации).
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными, по следующим основаниями.
Судом первой инстанции установлено, что в собственности города Москвы имеется нежилое помещение площадью 349.6 кв.м. расположенное по адресу: г. Москва, ул. 8-я Соколиной Горы, д. 15, корп. 16, о чем в ЕГРН имеется запись о зарегистрированном праве собственности N 77:03:0004007:10021-77/003/2018-1 от 16.01.2018.
В соответствии с представленным в материалы дела заключением кадастрового инженера по техническому плану в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0004007:10021, имеется общая площадь 349.6 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. 8-я Соколиной Горы, д. 15, корп. 16, в связи с тем, что были проведены перепланировки нежилого помещения, перечень проведенных работ указан в заключении кадастрового инженера.
Технический план подготовлен в результате кадастровых работ, в связи образованием помещений в результате преобразования помещения с кадастровым номером 77:03:0004007:10021, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 8-я Соколиной Горы, д. 15, корп. 16.
Технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости, а также Техническое заключение о допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения от 24.05.2022 подготовленные ГБУ "МосгорБТИ".
В соответствии с п.2.3 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", к компетенции Департамента относится подтверждение наличия исчерпывающего перечня направляемых в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве документов, необходимых для проведения работ, указанных в приложении 2 к настоящему постановлению, в отношении объектов нежилого назначения и (или) их частей, находящихся в собственности города Москвы, в том числе переданных в пользование, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство.
При этом, представленный технический план соответствует требованиям Закона о регистрации и требованиям, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В представленном в материалы дела заключении кадастрового инженера были приведены соответствующие обоснования о проведенных работах.
Выполненные работы не ухудшают и не нарушают конструктивную целостность здания и произведены с соблюдением требований ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения".
Мероприятия по частичному изменению внешнего архитектурного облика здания соответствует требованиям п.4, ч.17, ст.51 ФЗ N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2014 (ред. От 01.05.2022), не затрагивает конструктивные другие характеристики надежности и безопасности установленные градостроительным регламентом, также не изменяют внешний архитектурный облик фасада здания и целостность визуального восприятия.
Кроме того, мероприятия по переустройству данного объекта, не являются работами по реконструкции, предусматривающими изменение параметров объекта капительного строительства и его частей, в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капительного строительства, затрагивающими конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и в соответствии с требованиями п.4 ч.17 ст.51 N 190-ФЗ Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) не требуют разрешения на строительство (реконструкцию).
Проведенными работами по переустройству и (или) перепланировке не предусмотрены мероприятия, затрагивающие несущие конструкции и фасад здания.
В связи с этим указанный перечень документов, предоставленный Департаментом в Управление Росреестра по Москве для осуществления регистрационных действий, является исчерпывающим.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения учетно-регистрационных мероприятий, в связи с чем основания для отказа в осуществлении регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2023 по делу N А40-172624/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А.Яцева |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172624/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ