Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - постановление Правительства РФ N 583) утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Положение).
Постановление Правительства РФ N 583 является основополагающим нормативным правовым актом при формировании систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, включая федеральные бюджетные образовательные учреждения (далее - учреждения).
Разъяснения разработаны в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с учетом других документов, перечень которых приводится в дополнительных материалах к настоящим разъяснениям (приложение 1), и могут быть использованы при установлении систем оплаты труда работников образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
При реализации норм, предусмотренных постановлением Правительства РФ N 583, необходимо исходить из следующего.
I. При применении пункта 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (далее - ТК РФ) под фиксированными размерами оплаты труда работников, в которые не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, устанавливаемыми за исполнение должностных обязанностей (по должностям служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) за календарный месяц или за единицу времени, следует понимать оклад, должностной оклад, ставку заработной платы, установление которых зависит от категории персонала (профессия рабочего либо должность служащего), а именно:
- на основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих (за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы);
- на основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющейся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);
- на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих, наименования которых предусмотрены Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденными постановлением Минтруда России от 10.11.92 N 31 (с изменениями и дополнениями). В настоящее время наименования профессий рабочих включены в Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 N 248н.
При этом необходимо учитывать, что тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов по профессиям рабочих на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (например, по профессиям машинист (кочегар) котельных, оператор котельных, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-сантехник, повар, аппаратчик химводоочистки и др.) осуществляются на основе тарифных ставок.
Согласно статьям 135, 144 ТК РФ, а также пункту 1 Положения системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
Коллективный договор в соответствии со статьей 40 ТК РФ - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Порядок разработки и заключения коллективного договора, его содержание и структура, срок действия коллективного договора, а также порядок внесения в него изменений и дополнений определены статьями 40 - 44 ТК РФ.
Понятие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержится в статье 5 ТК РФ.
Федеральные бюджетные образовательные учреждения устанавливают системы оплаты труда, руководствуясь ТК РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 423 ТК РФ на территории Российской Федерации применяются нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, не противоречащие законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
II. При применении пункта 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что установление систем оплаты труда работников осуществляется с учетом:
- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);
- государственных гарантий по оплате труда;
- Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;
- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- мнения представительного органа работников.
При реализации норм, с учетом которых учреждения должны устанавливать системы оплаты труда, необходимо учитывать следующие основные общие положения и особенности.
В части применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих
ЕКС, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.
В соответствии с пунктом 3.6 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 21.12.2007 N 9) (далее - Рекомендации), применение ЕТКС и ЕКС направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
Определено также, что до утверждения в установленном порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих работников учреждений бюджетной сферы, в том числе по общеотраслевым должностям служащих, применяются Тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 г. устанавливались разряды оплаты труда.
К Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) (ТКХ), которые в наиболее массовом порядке применялись в образовательных учреждениях для установления разрядов оплаты труда по состоянию на 31 декабря 2004 г., относятся:
- по должностям работников учреждений образования - ТКХ, согласованные постановлением Минтруда России от 17.08.95 N 46 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтруда России от 22.11.95 N 65);
- по должностям работников здравоохранения (врачи, средний и младший медицинский персонал и др.) - ТКХ, согласованные постановлением Минтруда России от 27.08.97 N 43;
- по должностям работников культуры (художественные руководители, балетмейстеры, хормейстеры, библиотекари и др.) - ТКХ, согласованные постановлением Минтруда России от 01.02.95 N 8 (с изменениями и дополнениями);
- по общеотраслевым должностям служащих (бухгалтеры, инженеры, коменданты, специалисты по кадрам, юрисконсульты, художники, электроники, техники, лаборанты и др.) - ТКХ, утвержденные постановлением Минтруда России от 06.06.96 N 32 (с изменениями и дополнениями);
- по общеотраслевым профессиям рабочих - ТКХ, утвержденные постановлением Минтруда России от 10.11.92 N 31 (с изменениями и дополнениями).
Следует заметить, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, не принимает мер по отмене указанных выше постановлений, учитывая, что их отмена приведет к правовому вакууму в регулировании вопросов, связанных с должностными обязанностями работников, и, как следствие, к ущемлению прав работников из-за отсутствия какого-либо правового регулирования этих вопросов.
Следует обратить внимание и на то, что Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих предусматривают трудовые функции работников в виде должностных обязанностей, а по профессиям рабочих - в виде характеристики работ.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьей 57 ТК РФ наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, если по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
В части применения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих
Действующий в настоящее время ЕТКС, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ, независимо от того, на предприятиях, в организациях (учреждениях) какого министерства, ведомства эти производства или виды работ имеются.
ЕТКС состоит из 72 выпусков, утвержденных как постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, так и Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Следует иметь в виду, что часть выпусков ЕТКС, принятых Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС, за последние годы Минтрудом России были пересмотрены, при этом некоторые из них были объединены между собой.
Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены постановлением Минтруда России от 10.11.92 N 31 (с изменениями и дополнениями).
Наименования профессий рабочих, тарифицируемых в соответствии с выпусками ЕТКС, должны устанавливаться в соответствии с наименованиями, предусмотренными в разделах ЕТКС, с учетом фактически выполняемых ими работ (например, "слесарь-сантехник", "плотник", "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" и т.д.).
В тех случаях, когда рабочий выполняет работы разных профессий, наименование профессии рабочему устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ.
Наименование профессии "рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий" применяется, как правило, в случаях выполнения работником всех видов ремонтно-строительных работ, свойственных нескольким профессиям, но с незначительным удельным весом работ по каждой из профессий.
Наименования профессий рабочих, занятых на обслуживании или обеспечении бесперебойной работы водогрейных и паровых котлов различных систем или бойлерных установок, работающих на жидком и газообразном топливе или электронагреве, определяются в соответствии с ЕТКС в зависимости от характера выполняемых ими работ и видов применяемого топлива. Так, обслуживание или обеспечение бесперебойной работы водогрейных и паровых котлов, работающих на твердых видах топлива, осуществляется рабочими с наименованием должности "машинист (кочегар) котельной", а работающих на жидком, газообразном топливе или электронагреве - "оператор котельной".
В части обеспечения государственных гарантий по оплате труда
Основные государственные гарантии по оплате труда работников определены статьей 130 ТК РФ.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (ст. 133 ТК РФ);
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя (ст. 137, 138 ТК РФ), а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ);
- ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст. 131 ТК РФ);
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами (ст. 61 - 64 части первой ГК РФ, ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) ");
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда (глава 57 ТК РФ);
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 142, 236, 419 ТК РФ);
- сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ).
Помимо основных государственных гарантий, предусмотренных статьей 130 ТК РФ, должны обеспечиваться и другие государственные гарантии, непосредственно связанные с оплатой труда работников:
- продолжительность рабочего времени, включая сокращенную продолжительность рабочего времени для педагогических работников (ст. 92, 333 ТК РФ), продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней (ст. 95 ТК РФ), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. 97, 99, 101 ТК РФ) и другие гарантии;
- нормы часов за ставку заработной платы, установленные в соответствии со статьей 333 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 для педагогических работников, а также гарантии по оплате труда, предусмотренные этим постановлением (выплата ставок заработной платы в полном размере отдельным учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка; дополнительная оплата за преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогического работника сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы; гарантии по выплате заработной платы учителям и преподавателям в случаях уменьшения учебной нагрузки в течение учебного года по независящим от них причинам);
- верхний предел учебной нагрузки в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида (для преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования - 900 часов, для преподавателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) - 800 часов);
- другие гарантии и компенсации, предусмотренные разделом VII ТКРФ.
Применительно к введению новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений необходимо также учитывать, что пунктом 3 постановления Правительства РФ N 583 предусмотрена дополнительная государственная гарантия сохранения размера заработной платы.
Установлено, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), которую работники получали до 1 декабря 2008 г. на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
С учетом основной государственной гарантии по оплате труда, предусматривающей осуществление мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ), в составе гарантированного размера заработной платы должны учитываться и стимулирующие надбавки (несмотря на их наименование как стимулирующей выплаты), выплачиваемые работникам федеральных бюджетных учреждений с 1 сентября 2007 г. (15%) и с 1 февраля 2008 г. (14%), поскольку эти надбавки установлены в целях увеличения оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда, и являются видом индексации заработной платы в рамках реализации соответствующих мер по увеличению реального содержания заработной платы работников этих учреждений.
При установлении выплат компенсационного характера
Выплаты компенсационного характера устанавливаются и осуществляются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснением о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 822 (далее - Перечень компенсационных выплат). К ним относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями (п. 1 Перечня компенсационных выплат), устанавливаются в соответствии с перечнями работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, по которым предусмотрены доплаты до 12% или до 24% (утверждены приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 N 579 с изменениями и дополнениями), или аналогичными перечнями, утвержденными приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 07.10.92 N 611, которые являются по сути идентичными.
Следует отметить, что статья 147 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ не предусматривает прямой зависимости установления повышенной оплаты труда работников от факта проведения аттестации рабочих мест.
Таким образом, работник, занятый на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, включенными в указанные выше перечни, имеет право на повышенную оплату труда, если в установленном порядке на рабочее место, где выполняется эта работа, не дано заключение о полном его соответствии требованиям безопасности.
К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными выше могут относиться также выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников.
При установлении выплат стимулирующего характера
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются и осуществляются в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснением о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 818. К ним относятся:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Основаниями для установления выплат стимулирующего характера работникам образовательных учреждений могут являться:
- виды поощрения (премии, надбавки за основные результаты работы), увязывающие систему оплаты труда с уровнем выполнения трудовых обязанностей и определенных показателей работы;
- виды поощрения (персональные надбавки), увязывающие систему оплаты труда с личными деловыми качествами работника, уровнем его профессионального мастерства, его индивидуальными качествами, отношением к работе;
- виды поощрения (единовременные премии, надбавки на время выполнения определенной работы), увязывающие систему оплаты труда с какими-либо достижениями, не носящими систематического характера, с выполнением важных и ответственных работ или с общими коллективными результатами работы в течение определенного календарного периода.
Например:
- за досрочное и качественное выполнение работ и высокие достижения в учебной и(или) воспитательной работе;
- за успешное выполнение плановых показателей уставной деятельности образовательного учреждения;
- за высокие достижения в труде по завершении учебного года, календарного года;
- за качественное выполнение работы по обеспечению учебного (образовательного) процесса или уставной деятельности учреждения;
- за стаж непрерывной работы в образовательном учреждении;
- за особые заслуги работника перед учреждением;
- за внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий, технических средств обучения, инновационных и(или) авторских образовательных программ;
- за работу в условиях эксперимента в рамках выполнения федеральных, региональных и иных утвержденных программ;
- за достижение обучающимися, студентами высоких показателей в обучении по итогам их аттестации;
- за обеспечение стабильности и повышения качества обучения;
- за подготовку призеров олимпиад, конкурсов;
- за использование здоровьесберегающих технологий;
- за активное участие в методической работе (конференциях, семинарах, методических и научно-методических объединениях);
- за организацию и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения;
- за высокий уровень исполнительской дисциплины;
- за подготовку учебных и научно-методических пособий, рекомендаций, книг и учебников;
- за особый режим работы по обеспечению безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения.
При применении примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ N 583 Федеральным агентством по образованию приказом от 05.09.2008 N 1169 "Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности" утверждены примерные положения об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, в том числе по виду экономической деятельности "Образование" (приложение 1).
Примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности "Образование" (далее - Примерное положение) разработано с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2008 N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (далее - Рекомендации Минздравсоцразвития России), и в соответствии с другими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, предусмотренными в Перечне приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, регламентирующих порядок введения новых систем оплаты труда (приложение к Рекомендациям Минздравсоцразвития России).
Примерным положением определены:
- порядок формирования фонда оплаты труда работников учреждения;
- основные принципы формирования систем оплаты труда работников образовательных учреждений, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
- порядок формирования штатного расписания учреждения с учетом всех его структурных подразделений;
- особенности формирования штатного расписания, а также особенности оплаты и нормирования труда работников в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях дополнительного образования детей, в том числе в аналогичных структурных подразделениях, входящих в структуру учреждения высшего профессионального образования;
- особенности оплаты труда работников в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования.
Оплату труда медицинских, библиотечных и других работников, не включенных в профессиональные квалификационные группы (ПКГ) должностей работников образования, работников высшего и дополнительного профессионального образования, предлагается осуществлять применительно к ПКГ и квалификационным уровням аналогичных категорий работников, сформированным по соответствующим видам экономической деятельности ("Здравоохранение и предоставление социальных услуг" и т.п.).
Примерное положение не содержит минимальных размеров окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ, а также рекомендуемых размеров повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ (повышающих коэффициентов к окладу по занимаемым должностям), как это рекомендовано пунктом 7.1 Рекомендаций Минздравсоцразвития России.
Руководителям учреждений предлагается устанавливать размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы самостоятельно по квалификационным уровням ПКГ на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы путем умножения минимального размера оклада по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ, определяемого на основе расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников.
Исходя из этого минимальные размеры окладов, предусматриваемые в учреждении для всех ПКГ, могут рассматриваться в качестве базовых для всех должностей работников, входящих в ПКГ, и являться основой для формирования с использованием повышающих коэффициентов конкретных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников по квалификационным уровням в зависимости от занимаемой должности, выполняемой работы.
При этом необходимо учитывать, что Рекомендациями Минздравсоцразвития России рекомендовано устанавливать минимальные размеры окладов по ПКГ не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных на основе Единой тарифной сетки, с корректировкой в сторону их повышения с учетом того, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 г. установлен в размере 4330 рублей.
В качестве ориентира при формировании системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и размеры повышающих коэффициентов по квалификационным уровням в зависимости от занимаемой должности и выполняемой работы, могут использоваться рекомендуемые размеры должностных окладов с учетом повышающих коэффициентов по занимаемым должностям профессорско-преподавательского состава, должностям работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, должностям руководителей структурных подразделений, должностям работников сферы научных исследований и разработок, должностям медицинских и фармацевтических работников, а также по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих и общеотраслевым профессиям рабочих, содержащиеся в качестве рекомендуемых в Примерном положении об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации").
При этом необходимо иметь в виду, что рекомендуемые в вышеуказанном Примерном положении размеры должностных окладов по должностям профессорско-преподавательского состава и размеры повышающих коэффициентов определены с учетом размеров надбавок в размере: 40% за должность доцента; 60% за должность профессора; 3000 рублей за ученую степень кандидата наук; 7000 рублей за ученую степень доктора наук, которые предусмотрены пунктом 5 статьи 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании ".
В то же время Примерное положение, утвержденное Рособразованием, не содержит рекомендаций об изменении характера указанных надбавок, учитывая, что их установление прямо предусмотрено федеральным законом.
Что касается особенностей оплаты и нормирования труда работников общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений дополнительного образования детей, в том числе аналогичных структурных подразделений, входящих в структуру учреждения высшего профессионального образования, а также работников структурных подразделений вузов, в которых реализуется программа дошкольного образования, то более подробно об этих особенностях указывается в дополнительных материалах к настоящим разъяснениям (приложение 2).
При применении Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 ТК РФ ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.
На 2008 год Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, утверждены (протокол от 21.12.2007 N 9) и должны учитываться при введении новых систем оплаты труда в части общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм по оплате труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и основных подходов к формированию систем оплаты труда, которые не противоречат принципам формирования новых систем оплаты труда, предусмотренным постановлением Правительства РФ N 583.
При применении порядка представления интересов работников в социальном партнерстве
В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Представителями работников в социальном партнерстве в соответствии со статьей 29 ТК РФ являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Статьей 30 ТК РФ определен порядок представления интересов работников первичными профсоюзными организациями.
Установлено, что первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Статьей 31 ТК РФ определены случаи избрания иных представителей работников:
- когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;
- когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.
В этих случаях на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган), который будет представлять интересы работников в социальном партнерстве в соответствии с нормами трудового законодательства.
При этом следует учитывать, что формируемые в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, а также уставом образовательного учреждения органы самоуправления образовательного учреждения (совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, управляющий совет и другие формы, которые обозначаются в ряде случаев как представительные органы образовательного учреждения) не могут являться представителями (представительными органами) работников в социальном партнерстве на локальном уровне, поскольку они создаются для осуществления определенных управленческих функций в рамках реализации основной деятельности учреждений, а не избираются непосредственно для представления интересов работников в социальном партнерстве.
Кроме того, наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, определены статьей 377 ТК РФ.
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов определен статьей 372 ТК РФ.
Принимая во внимание, что вопросы установления системы оплаты труда в учреждении регулируются, как правило, непосредственно в коллективном договоре учреждения и в его приложениях, то внесение изменений и дополнений в коллективный договор по этим вопросам должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 44 ТК РФ.
III. При применении пункта 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений
Пунктом 3 Положения установлено, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2008 N 216н "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, а Профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования - приказом от 05.05.2008 N 217н "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования".
Принципы формирования указанных профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также рекомендации по их учету при формировании систем оплаты труда даются в дополнительных материалах к настоящим разъяснениям (приложение 3).
IV. При применении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ N 583 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2008 N 424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме" утверждены Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме (далее - Рекомендации).
Указанные Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи федеральным бюджетным учреждениям по заключению трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об изменении условий оплаты труда в связи с переходом на новую систему оплаты труда, предусмотренную постановлением Правительства РФ N 583.
Пунктом 2 Рекомендаций в соответствии со статьей 74 ТК РФ предусматривается, что о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора в связи с введением новых систем оплаты труда в учреждении работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
При этом следует иметь в виду, что приводимая в приложении 1 к Рекомендациям примерная форма трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения может быть использована в следующих случаях:
- при приеме на работу в учреждение новых работников начиная с 1 декабря 2008 г.;
- при оформлении до 1 декабря 2008 г. существующих трудовых отношений с работниками, с которыми ранее не были заключены письменные трудовые договоры.
Примерная форма дополнительного соглашения к трудовому договору с работником федерального бюджетного учреждения об изменении условий оплаты труда (приложение 2 к Рекомендациям) может быть использована для оформления до 1 декабря 2008 г. изменений и дополнений в имеющийся письменный трудовой договор с работником учреждения.
Таким образом, в случае отсутствия по каким-либо причинам письменной формы трудового договора с работником, который состоит в трудовых отношениях с учреждением, в целях обеспечения защиты прав и интересов обеих сторон (работника и учреждения) с их согласия необходимо оформить эти трудовые отношения, т.е. не заключить, а оформить письменный трудовой договор между сторонами, в котором следует зафиксировать существующие на момент его оформления условия и обязательства сторон, а также иные необходимые сведения. При этом трудовой договор считается заключенным с даты приема работника на работу (что необходимо указать в трудовом договоре), а дата оформления трудового договора в письменной форме указывает лишь на дату составления сторонами письменного трудового договора как основного документа, определяющего их взаимоотношения.
Разъяснения подготовлены
специалистами аппарата ЦК профсоюза
В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок введения новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений.
Так, руководители учреждений самостоятельно устанавливают размеры окладов (ставок заработной платы) по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы (минимальный размер оклада по соответствующей группе умножается на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню группы).
При установлении компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, следует иметь в виду, что введение повышенной оплаты труда таких работников напрямую не зависит от факта проведения аттестации рабочих мест. Работник, занятый на указанных работах, имеет право на повышенную оплату труда, если на его рабочее место не дано заключение о полном его соответствии требованиям безопасности.
Устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда зарплата работников (без учета стимулирующих выплат) не может быть меньше зарплаты (без учета стимулирующих выплат), которую работники получали до 1 декабря 2008 года на основе ЕТС, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации. При этом в составе гарантированного размера зарплаты должны учитываться и стимулирующие надбавки (несмотря на их наименование как стимулирующей выплаты), выплачиваемые работникам с 1 сентября 2007 года (15%) и с 1 февраля 2008 года (14%).
Приведены особенности оплаты и нормирования труда учителей школ, преподавателей училищ и техникумов, учреждений дополнительного образования детей.
Разъяснения по вопросам введения новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений (приложение к письму ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19 сентября 2008 г. N 216)
Текст разъяснений опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", октябрь 2008 г., N 29, N 30, в журнале "Администратор образования", ноябрь 2008 г., N 21, N 22