Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
О профессиональных квалификационных группах должностей служащих и профессий рабочих
Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со статьей 144 ТК РФ, которая определяет принципы формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по видам экономической деятельности, утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников (далее - ПКГ). Перечень ПКГ приведен в приложении к Рекомендациям по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 425н.
Основные принципы формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих
Статьей 144 ТК РФ установлено, что профессиональные квалификационные группы - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Порядок формирования профессий рабочих и должностей служащих в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам", зарегистрированным в Минюсте России 27 сентября 2007 г., рег. N 10191 (далее - приказ N 525).
Виды экономической деятельности и критерии формирования профессиональных квалификационных групп
Виды экономической деятельности, по которым профессии рабочих и должности служащих сформированы в профессиональные квалификационные группы, определены Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (с изменениями, внесенными приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст).
По виду экономической деятельности "Образование" сформированы следующие профессиональные квалификационные группы:
- Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г., рег. N 11731);
- Профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 217н "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г., рег. N 11725).
Профессии рабочих и должности служащих сформированы в профессиональные квалификационные группы по видам экономической деятельности по следующим критериям:
- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.
При этом установлено, что отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.
Это означает, что если в соответствии с квалификационным справочником (тарифно-квалификационной характеристикой) занимать должность служащего может лицо, имеющее как среднее, так и высшее профессиональное образование, то в соответствии с приказом N 525 такая должность служащего относится к профессиональной квалификационной группе по минимальным требованиям к квалификации, т.е. к той профессиональной квалификационной группе должностей служащих, к которым предъявляются требования о наличии среднего профессионального образования.
Исключение предусмотрено только для должностей служащих, имеющих важное социальное значение, что позволяет отнести отдельные должности с различными требованиями к их квалификации к профессиональным квалификационным группам исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимой для занятия соответствующих должностей служащих. Следует отметить, что с учетом этой нормы сформированы профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников и профессиональная квалификационная группа должностей профессорско-преподавательского состава (в части должностей ассистентов и преподавателей, к которым напрямую не предъявляются требования о наличии ученой степени и(или) ученого звания).
Принципы формирования профессиональных квалификационных групп должностей работников образования
Должности работников образования представлены в четырех профессиональных квалификационных группах: две профессиональные квалификационные группы сформированы из должностей работников учебно-вспомогательного персонала, учитывая различные требования к их квалификации, одна группа - из должностей педагогических работников и еще одна группа - из должностей руководителей структурных подразделений.
Следует отметить, что должности, включенные в профессиональную квалификационную группу педагогических работников, не могут быть отнесены ни к какой другой категории персонала, как это имеет место в некоторых нормативных правовых актах, устанавливающих системы оплаты труда работников в субъектах РФ. Например, обращает на себя внимание тот факт, что такие педагогические работники, как воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, необоснованно относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а в отдельных случаях, напротив, к категории педагогических работников отнесены хормейстеры, балетмейстеры, массажисты, которые педагогическими работниками не являются, а относятся либо к работникам культуры, либо к медицинскому персоналу.
Следует также обратить внимание на неточность, которая, по нашему мнению, допущена в пункте 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521), при перечислении педагогических работников. В соответствии с этим пунктом к педагогическим работникам отнесены преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения. Остальные работники (помимо руководящих работников) в соответствии с этим пунктом относятся либо к учебно-вспомогательному, либо к иному персоналу.
Означает ли это, что в учреждениях начального профессионального образования не должно быть воспитателей (при наличии общежитий), педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, методистов, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей физвоспитания и некоторых других педагогических работников либо все перечисленные работники являются учебно-вспомогательным и иным персоналом?
Кроме того, в указанном пункте появилось новое наименование должности, отнесенной к педагогическим работникам, - "старший мастер производственного обучения", которой не предусмотрено в профессиональной квалификационной группе педагогических работников. Следует ли понимать, что указанная должность будет предусматриваться в учреждениях НПО наряду с должностью старшего мастера, отнесенной к профессиональной квалификационной группе руководителей структурных подразделений, либо она заменяет должность старшего мастера? Ответов на эти вопросы пока не
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.